Тестовый контроль в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 1648 0

Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя.

Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, являются тесты. Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учащихся, т. е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения.

Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения младших школьников необходимо выделитьосновные функции проверки и оценкирезультатов обучения это:

Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют еще несколько функций.

Образовательная функция состоит из закрепления и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет учеником воспринять его целостную структуру.

Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление адекватной самооценки, снижение тревожности.

Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижении своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным предметам или их разделами, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, таблицами, энциклопедиями и словарями.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, предметными, устными и письменными, бланковыми.

При этом каждый тест имеет несколько составныхчастей: руководство по работе с тестом, лист с заданиями, оценочные схемы заданий.

Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнять задания, где и как делать пометки и записи, как дописывать, где отмечать.

Задания в тесте могут быть нескольких видов:

- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

- тесты, которые ведут к созданию схем, графиков.

При конструировании тестов необходимо воспользоваться следующими методическими рекомендациями:

- тестовые задания должны легко читаться;

- если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;

- тестовые задания д.б. независимыми;

- формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

Оценочные схемы тестовых заданий могут быть разные. Наиболее распространенна схема оценивания одного задания одним баллом в случае правильного выполнения. Если ответ недостаточно полный, то тогда можно оценить 0,5 балла и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход рационален, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой и объективный.

Достоинства и недостатки тестирования.

Вместе с тем тесты имеют и недостатки. Иногда ученик случайно дает правильный ответ. Однако при неоднократной работе с тестами этот промах легко обнаруживается. Другой недостаток более существенный: учитель не имеет возможности проследить за ходом мысли ученика в процессе выполнения теста, практически исключена возможность формирования связанной речи. Слишком частое использование тестов может привести к формализму в деятельности ученика, что отрицательно скажется его развитии, поэтому тесты не следует применять как единую форму повторения и закрепления учебного материала.

Но, не смотря на некоторые недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в своей работе.

Вообще тестовый контроль не должен сводиться исключительно к проверке знаний учащихся путем простого восприятия полученной ими информации от учителя и других источников. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования познавательных интересов.

К достоинствам тестов относятся:

Большая объективность и, как следствие, большое позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

Универсальность, охват всех стадий процесса обучения;

Объективность тестового контроля, исключающая субъективные оценочные суждения и выводы учителя;

Возможность сочетания с другими традиционными формами педагогического контроля;

Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений

Стандартизированность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.

Из опыта работы.

В своей практической деятельности я часто использую тесты по всем дисциплинам. Чаще всего для диагностики и контроля усвоения пройденного материала. Многие тесты я составляю сама с учетом прохождения темы и цели проверки. Это итоговые тесты (тесты, направленные на усвоение учебного материала при завершении какого-либо периода обучения) и рабочие тесты (тесты, направленные на текущий контроль знаний).

Работа при составлении контрольных заданий подразделялась на три этапа:
1 этап - определение набора специфических знаний и умений, которые учитель хочет проверить;
2 этап - подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений, навыков;

3 этап- экспериментальная проверка теста.

Работа над созданием теста кропотливая: надо проанализировать программный материал; учебно-методические пособия, учебники по русскому языку, математике, окружающему миру.
Проведение тестирования на своих уроках позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального

Предметные тесты, используемые как система оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков, имеют целый ряд положительных характеристик. Они позволяют оперативно отслеживать качество усвоения учащимися большого учебного материала, делают процесс обучения интересным для ребёнка, экономят учебное время, которое идёт на опрос учащихся, позволяют быстро выявлять пробелы в усвоении учебного материала каждым учеником, разнообразить

Но, при всех положительных моментах, метод тестирования имеет и некоторые недостатки, которые я старалась свести до минимума. К недостаткам этого метода относится в первую очередь то, что существует вероятность простого или случайного угадывания правильного ответа, невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.

Учитывая это, я стремлюсь сделать проверку изученных вопросов и тем разноплановой и многогранной, составляла тесты разных видов:

• тесты на выбор правильного ответа из нескольких (трёх-четырёх) предложенных, среди которых есть правильный ответ;
• тесты, которые предлагают определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным и поставить около его номера знак ?+? (когда верно) или ? ? (когда неверно);
• тесты, которые предполагают конструирование ответа детьми в заданиях, где необходимо заполнить пропуски нужными числами, словами, терминами, знаками арифметических действий.
Это позволяет не только по-разному проверять степень усвоения одного и того же учебного материала, но и проводить активное закрепление изученного, применять знания в изменённых условиях.
Каждому учителю всегда хочется проверить у учащихся не только теоретическую часть раздела, но и как ученик применяет свои знания на практике. Поэтому некоторые тесты по русскому языку у меня состоят из двух частей: теоретической и практической. При проверке тестирования, я провожу анализ результатов: насколько успешно ученик овладел теоретической базой по теме, а самое главное – умением применять на практике полученные знания.
Время, отводимое на выполнение теста, может варьироваться от 10 до 20 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида теста. Так, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать большего времени, чем тест по определению, верно или нет предложенное утверждение, но, в любом случае, отводить на тестирование более 20 минут не рекомендуется.

Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам

Они должны быть:

Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для вьшолнения тестовых заданий.

Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.

Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.

Ценными, имеющими значение для процесса обучения.

Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля.

Преимущества тестовых форм контроля

Тестовый контроль не должен сводиться исключительно к проверке знаний учащихся путем простого воспроизведения полученной ими от учителя или из других источников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная про-верка всей деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных

интересов, ценностных ориентаций.

Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля учебной деятельностью каждого ребенка.

Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.

Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.

Учет специфических особенностей учебного предмета и сл дельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.

Возможность применения современных компьютерных средств тестировании.

Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.

Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка.

Высокая содержательная ценность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

Высокая прогностическая ценность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи ребенка в будущем.

Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.

Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

Формы тестовых заданий

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.
Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

опознанием автора произведения;

определением названия произведения;

ответом на вопросы;

поиском ошибки в записи;

дополнением недостающего ключевого понятия, и т.д.

с выбором ответа;

на установление порядка.

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверки знаний и оценки результатов обучения.

Таким образом, тесты как форма проверки знаний должны использоваться на уроках в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как диктанты, контрольная работа, работа с карточками, работа в тетрадях на печатной основе. Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

Статья раскрывает понятие тестового контроля в начальной школе, его положительные и отрицательные стороны.

ВложениеРазмер
testovyy_kontrol_v_nachalnoy_shkole.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Летошникова С. А.

  1. система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность.
  2. внедрение современных образовательных технологий;
  3. воспитание социально – адаптированной личности.

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Тестовая технология выступает в качестве современной здоровьесберегающей технологии контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Из выше сказанного вытекает цель данной работы - раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Предложенная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.

Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты своё продвижение вперёд.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.

Выделим среди них основные функции тестов:

Для определения по результатам тестирования полноты воспроизведения, действенности и системности знаний полезно разделить задания, включенные в тест на следующие группы:

1.Задания, требующие воспроизведения изученного материала.

Напиши, как происходит разрушение камней.

2.Установление причинно-следственных связей.

В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками – песцы. Объясни, почему?

3.Практическое использование знаний.

Запишите числом температуру воздуха пять градусов ниже нуля.

Составь меню на завтрак.

4.Нестандартные, творческого характера задания.

У подошвы высокой горы альпинистам было жарко. Но когда они достигли вершины горы, им пришлось одеться. Почему?

На уроках в начальной школе используют следующие типы заданий в тестовой форме:

  1. задания свободного изложения
  2. задания-дополнения.

Задания закрытого типа

Форма задания: утверждение.

Инструкция . Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1 .Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

Вопрос 2 .Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

Вопрос 3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

Вопрос 4. Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

Вопрос 5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.

Вопрос 6 .Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответы. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

3. Задание на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Большая медведица Спутник

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета, Большая медведица – созвездие, Марс – планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

1. Составь цепь питания

( ) Волк ( ) жёлуди ( ) кабан

2. Подпиши названия изображенных материков. и т.д.

Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.

Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить так же высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … , когда Земля вращается вокруг своей оси - … .

Ответ . Времён года, времён суток.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос . Растения, животные и человек – это ….. природа.

Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Предлагаем следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.

  1. Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “^”).

Пример: Тема: Температура воздуха

Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.

  1. Водяной термометр имеет шкалу от –15 о до +15 о
  2. Знак (+) показывает число градусов тепла.
  3. Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.
  4. При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.
  5. При нагревании воздух расширяется.
  6. Воздух плохо проводит тепло.
  7. Растения поглощают кислород.
  8. Воздух имеет резкий запах.
  9. Нужно заботиться о чистоте воздуха.

Пример : Тема: Лес – природное сообщество

  1. Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах.
  2. Нижний ярус леса.
  3. Эту птицу зовут санитаром леса.
  4. Особая группа живых веществ, состоящая из шляпки и ножки.
  5. Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике являются главным украшением.
  6. Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.
  7. Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.
  8. Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.
  9. Одна из самых крупных птиц леса, поёт-токует - взята под охрану.

Ответ: грибы – 4 мхи-лишайники – 2

лесная подстилка – 6, 8 глухарь – 9

дятел – 3 мухомор – 7

лось – 1 сосна – 5

В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут .

В заключении следует отметить, что данная работа поможет учителям начальной школы использовать тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному написанию диагностических работ по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса.

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.

Теоретические и практические результаты тестового контроля знаний учащихся дали возможность сделать следующие выводы.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

-высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

-воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

-развивает память, логическое мышление;

-умение делать правильный выбор;

-снижает уровень тревожности;

-помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе .

-невозможно проследить логику ученика.

Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля [Текст] / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 1993. № 1.

2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -1999. № 7

3. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / В.В. Давыдов. // Вопросы психологии. - 1991. -№ 6.

4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа-1999. № 7.

5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

6. Слободчиков В . Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. 1998. № 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внутришкольный контроль в начальной школе

Планирование внутришкольного контроля в начальной школе на новый учебный год.

Тестовый контроль в начальной школе.


План внутришкольного контроля в начальной школе

Вариант плана внутришкольного контроля.


План внутришкольного контроля в начальной школе 2013-2014 уч.г 1 полугодие.

План внутришкольного контроля 1 полугодие.


План внутришкольного контроля в начальной школе 2013-2014 уч.г 2 полугодие.

План внутришкольного контроля. 2 полугодие.


Тестовый контроль в начальной школе

Что такое тест, функции тестов, требования к тестам.


Тестовые задания для начальной школы

Тест для учителя начальных классов, учителя-предметника для 2, 1, 4, 3 класса по ФГОС. Учебно-дидактические материалы по математике, русскому языку, труду, окружающему миру.


Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений обучающихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО, ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование современных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.

Содержимое разработки

Тестирование, как средство организации контроля учащихся начальной школы

Главная задача начальной школы - научить учиться. Это создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Одна из основных проблем современного образования — проблема диагностики и контроля образовательных достижений учащихся. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО, ориентированных на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, предполагает использование адекватных средств диагностики и контроля. Актуальной становится разработка системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.

Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижающая уровень психологической тревожности, стрессовое состояние, позволяющая детям самим влиять на то, что и как они изучают.

В целях совершенствования структуры и содержания общего образования, обучающиеся начальной школы выполняют задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру в тестовой форме в формате ЕГЭ. Поэтому использование различных тестов приобретает особую актуальность в связи с необходимостью научить учащихся работать с тестами и подготовить их к мониторинговым исследованиям. Применение тестовых заданий на уроках в начальной школе способствует решению учебных задач по овладению программными универсальными учебными действиями, позволяет ученику адаптироваться и умело использовать свои знания и в старших классах.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. С введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить учащихся начальной школы к новой форме контроля. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ. Следовательно, формирование у обучающихся умения работать с тестами необходимо начинать с начальной школы.

Введение ФГОС в начальной школе предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Цель моей работы — выявление педагогических условий для успешного использования тестов как формы контроля над качеством обученности младших школьников.

Для её достижения решаются следующие задачи:

Освещение теоретических аспектов характеристики тестирования как эффективной формы контроля.

Исследование эффективности применения тестовой компетенции обучающихся как средства контроля в образовательном процессе.

Развитие способности к самостоятельному поэтапному прогнозированию действий контроля по достижению цели.

Развитие способности обучающихся управлять познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, воображением) в соответствии с учебными задачами.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают дальнейшего изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

быстрота поверки выполненной работы;

оценка достаточно большого количества учащихся;

возможность проверки теоретического материала;

проверка большого объема материала малыми порциями;

объективность оценки результатов выполненной работы.

Приступая непосредственно к работе по теме, я проанализировала педагогическую и методическую литературу и сделала вывод: на уроках в начальной школе используют разные виды тестов.

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

По способу предъявления:

- с предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

По цели назначения:

- разминка в начале урока;

По видам тестовой деятельности:

- фронтальный устный опрос;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

По месту использования (этапы урока):

- первичное закрепление УУД;

По объему содержания и времени проведения (контроль УУД):

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Используя тестовые задания в своей практике, я проанализировала, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабым уровнем обученности. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.

Таким образом, тестовый контроль буду применять и далее, т.к. применяемый тестовый контроль и традиционные методы повторения позволяют осуществлять преподавание наиболее оптимально, доступно и познавательно. Я думаю, многие согласятся с мнением, что тестовый контроль является инструментом учёта и прогнозирования качества образовательных услуг. Но применять этот вид контроля необходимо методически грамотно и разумно.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы - раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Предложенная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.

Игиликова Алия Курманбаевна

учитель начальных классов

Тайбайской средней школы Ерейментауского района Акмолинской области

Республика Казахстан

Методические рекомендации

к осуществлению тестового контроля

в начальной школе

(материалы для брошюры)

Содержание

Что такое тестовый контроль?

Основные функции тестов

Типы заданий в тестовой форме

Задания закрытого типа

Задания открытого типа

Программированные задания

Тесты комбинированного типа

Некоторые недостатки тестирования

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, динамизм, конструктивность.

внедрение современных образовательных технологий;

воспитание социально – адаптированной личности.

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕНТ.

Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Тестовая технология выступает в качестве современной здоровьесберегающей технологии контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Из выше сказанного вытекает цель данной работы - раскрыть организационно-педагогические условия использования тестовой технологии для подготовки обучающихся к успешному выполнению тестовых заданий в начальной школе. Предложенная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые педагог может использовать в своей работе: важнейшие положения тестового контроля, основные функции, виды и формы тестов и требования к их составлению.

Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования. Среди различных видов контроля, широко используемых в образовании, особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью, быстротой исполнения, удобством проверки, вариативностью содержания, технологичностью приготовления, простотой и скоростью получения результата.

Что такое тестовый контроль?

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее, необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников, необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.

Основные функции тестов

Выделим основные функции тестов:

учетно-контрольную (информационную) - систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

обучающую - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;

воспитательную (мотивационную) - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

аттестационную - связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

Для определения по результатам тестирования полноты воспроизведения, действенности и системности знаний полезно разделить задания, включенные в тест на следующие группы:

1.Задания, требующие воспроизведения изученного материала, например

Напиши, как происходит разрушение камней.

2.Установление причинно-следственных связей, например

В тундре зимой олени переселяются в более южные районы. За оленями следуют волки, за волками – песцы. Объясни, почему?

3.Практическое использование знаний, например

Запишите числом температуру воздуха пять градусов ниже нуля.

Составь меню на завтрак.

4.Нестандартные, творческого характера задания, например

У подошвы высокой горы альпинистам было жарко. Но когда они достигли вершины горы, им пришлось одеться. Почему?

Типы заданий в тестовой форме

На уроках в начальной школе используют следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

задания множественного выбора

задания на восстановление соответствия

задания на установление правильной последовательности

открытый

задания свободного изложения

Задания закрытого типа

Форма задания: утверждение.

Пример:

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

Вопрос 2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

Вопрос 3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

Вопрос 4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

Вопрос 5.Солнце вращается вокруг своей оси.
Да. Нет.

Вопрос 6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответы. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Пример:

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задания на восстановление соответствия

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Пример:

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос.

Большая медведица Спутник

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета, Большая медведица – созвездие, Марс – планета.

4. Задания на установление правильной последовательности

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Примеры:

1. Составь цепь питания

( ) Волк ( ) жёлуди ( ) кабан

2. Подпиши названия изображенных материков и т.д.

Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.

Пример:

Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример:

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … , когда Земля вращается вокруг своей оси - … .

Ответ. Времён года, времён суток.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом)

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример1:

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

Программированные задания

Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Предлагаю следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.

Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк “-“, если высказывание верное – “^”).



Пример:

Тема: Температура воздуха

Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.

Водяной термометр имеет шкалу от –15 о до +15 о

Знак (+) показывает число градусов тепла.

Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.

При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.

При нагревании воздух расширяется.

Воздух плохо проводит тепло.

Растения поглощают кислород.

Воздух имеет резкий запах.

Нужно заботиться о чистоте воздуха.

Ответ:

Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы. Далее составляются группы, на которые можно разделить перечисляемые выше объекты. Можно творчески подойти к этому виду контроля: предложить ученикам самим разгруппировать эти объекты и указать названия этих групп – запись в тетрадях названия групп и номера объектов, принадлежащих к этим группам.

Пример:

Тема: Лес – природное сообщество

Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах.

Нижний ярус леса.

Эту птицу зовут санитаром леса.

Особая группа живых веществ, состоящая из шляпки и ножки.

Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике являются главным украшением.

Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.

Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.

Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.

Одна из самых крупных птиц леса, поёт-токует - взята под охрану.

Ответ: грибы – 4 мхи-лишайники – 2

лесная подстилка – 6, 8 глухарь – 9

дятел – 3 мухомор – 7

лось – 1 сосна – 5

Тесты комбинированного типа

В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;

язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);

структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);

формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);

должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);

тестовые задания должны легко читаться;

если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;

тестовые задания должны быть независимыми;

формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

Некоторые недостатки тестирования

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

- в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;

-невозможно проследить логику ученика.

В заключении следует отметить, что данная работа поможет учителям начальной школы использовать тесты на уроках, осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определённым темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному написанию диагностических работ по русскому языку, математике, познанию мира необходимо начинать уже с первого класса.

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать достоинства и недостатки тестирования, а также чётко очерчивать требования к отдельному тесту или их системе.

Теоретические и практические результаты тестового контроля знаний учащихся дали возможность сделать следующие выводы.

Что обеспечивает использование тестовой формы контроля?

-обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

-воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

-развивает память, логическое мышление;

-развивает умение делать правильный выбор;

-снижает уровень тревожности учащихся;

-помогает учителю своевременно осуществлять коррекцию знаний.

Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Литература

1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля [Текст] / Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. // Начальная школа - 2001. № 1.

2. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст] / Воронцов А.Б. // Начальная школа -2008. № 7

3. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / В.В. Давыдов. // Вопросы психологии. - 1999. -№ 6.

4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа-2009. № 7.

5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

6. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. 2005. № 5.

Читайте также: