Тест речевая готовность к школе

Обновлено: 05.07.2024

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

- Состояние словарного запаса.

- Сформированность грамматического строя речи.

- Правильность произношения звуков.

- Умение различать звуки речи на слух.

- Владение связной речью.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

(Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

(Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

(Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

(Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )

Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)

1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или

2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или

3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или

4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.

Задание 2 . Интуитивный речевой анализ - синтез

Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его.

2.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.

2.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.

2.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.

2.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

2.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.

2.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.

2.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.

2.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

2.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.

2.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.

2.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.

2.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

Задание 3. Речевые аналогии

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

1. стол : скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

2. ручка : писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.

3. сидеть : стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.

4. город : дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).

Задание 4. Произвольное владение речью

Задание 4.1. Исправление семантически неверных фраз

1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)

2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 4.2. Восстановление предложений

Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

1) Оля . свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);

2) Вася . красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание 4.3. Завершение предложений

Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ.

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг.


речевая готовность к школе

Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н.


Речевая готовность к школе

Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников.


Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников).


Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"

Стартовая диагностика по готовности детей к школе.


Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Готов ли ребенок к школе?

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проведите небольшую беседу, в которую включите приведенные ниже задания: беседа по вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета, проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.

Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу. В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

Беседа по вопросам

В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

Сколько тебе лет?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работают твои родители?

У тебя есть сестра, брат?

Как зовут твоих друзей?

В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?

Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?

Назови дни недели, времена года.

Какое сейчас время года?

Чем отличается зима от лета?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Каких домашних животных ты знаешь?

Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?

Ты хочешь учиться в школе?

Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?

Зачем надо учиться?

Какие профессии ты знаешь?

Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

hello_html_5dc3371a.jpg

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Понимание грамматической конструкции

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

Что здесь лишнее?

Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

hello_html_2a0b3304.jpg

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

- Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Тест № 1

Инструкция для взрослого

Тест проводится в форме беседы.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

ОБРАБОТКА ТЕСТА

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

СОБИРАНИЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности

Высокий уровень – все картинки собраны;

средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант);

низкий уровень – картинки собраны неверно.

Из каких геометрических фигур составлен этот рисунок?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры;

средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибки;

низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Высокий уровень – правильное расположение картинок и правильное описание событий;

средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ;

низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

- Что здесь лишнее?

- Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Высокий уровень – на все вопросы ребенок ответил правильно;

средней уровень – ребенок правильно ответил на половину вопросов;

низкий уровень – на все вопросы ребенок ответил неверно.

Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией.

ПРОВЕРКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Автомобилю и лодке нужно попасть к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Высокий уровень – отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии.

Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу).

В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 10

1. Что больше 5 или 3, 8 или 7.

2. Посчитай от 3 до 7, от 5 до 1.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 5 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги: та, то, ны, ни, ре, ку, по, зу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Попросите ребенка прочитать рассказ, а затем задайте ему несколько вопросов.

ВОРОБЕЙ И ЛАСТОЧКИ

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

- Кто свил гнездо?

- Что сделал воробей?

- Кого позвала на помощь ласточка?

- Что сделали ласточки?

ТЕСТ № 2

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и слева от синей клеточки, через одну клеточку, закрась зеленым карандашом.

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;

1 балл – линия проведена неверно;

3 балла – линия проведена правильно.

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;

3 балла – правильное выполнение задания.

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово заяц);

3 балла – правильное выполнение задания.

Определение типа ориентации в отношении школы и учения

(уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)

Адаптированная стандартная беседа Т. А. Нежновой

А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла);

Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл);

В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов).

1. Хочешь ли ты идти в школу? А – очень хочу 2

Б – так себе, не знаю 1

2. Почему ты хочешь идти в школу? А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. 2

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т. д. 1

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т. д. 0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе? А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т. д. 2

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др. 1

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе) 0

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день? А – писал (а) бы буквы, читал (а) и т. д. 2

Б – рисовал (а) бы, лепил (а, конструировал (а) и т. д. 1

В – играл (а) бы, гулял (а, помогал (а) по дому, ухаживал (а) за животными 0

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;

4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;

0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сф

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Цель: определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.
Задачи:
- обследование словаря;
- обследование звуковой культуры речи;
- обследование грамматического строя речи;
- обследование связной речи

Данная диагностика предназначена для определения уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс (звуковая культура, грамматика, словарь, связная речь). Уровень речевого развития дошкольников выявляется в конце ученого года. Обследование проводит учитель-логопед индивидуально с каждым ребенком. Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания предлагаются с использованием наглядности (картинки).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам):
1 балл ставится, если ребенок затрудняется в выполнении заданий, множественные ошибки в выполнении заданий;
2 балла – единичные ошибки, исправляются с помощью уточняющего вопроса;
3 балла – правильное выполнение заданий.

Читайте также: