Тертуллиан о зрелищах краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Тертуллиан

Татиана Кембридж

…Christian polemical and theological literature erupted in the last decade of the second century with a loud bang, Tertullian. T. D. Barnes, Oxford 1 .

…Христианская полемическая и богословская литература в последнее десятилетие второго века взорвалась с оглушительным грохотом, Тертуллианом. Т. Д. Барнс, Оксфорд

ВВЕДЕНИЕ

1. Историческая канва гения Тертуллиана.

Выдающийся католический патролог Иоганн Квастен высказывает мнение, что взгляд Карфагена был устремлен к Риму, к которому африканские христиане обращались за руководством и наставлениями. Тем не менее, влияние Карфагенской Церкви было огромным: Римская кафедра нуждалась в признании и поддержке Карфагена. Несмотря на это, христиане Африканской Церкви, находившиеся в обширной и регулярной переписке с Римом, не упускали из поля своего зрения ни одного интеллектуального движения или литературного события столицы. Кроме этого, они живо интересовались церковной жизнью, дисциплинарными разбирательствами, обычаями и традициями Римской Церкви. Каждая из этих тем отзывалась эхом и, в той или иной степени, оставляла следы в сочинениях африканских авторов, что и подтверждают многие трактаты Тертуллиана.

Многие из изучаемых в рамках предмета Патрологии (и непосредственно в латинской Патристике) являются не просто церковными писателями, а Отцами Церкви, авторитетными церковными деятелями, отличающиеся святостью жизни и православностью учения, признанные Церковью. Тертуллиан, по причине своего отпадения от Церкви, не входит в их число. Но все они в равной степени могут быть названы богословами, потому что каждый их них развивал учение о Боге (теологию) и о Его отношении к миру и человеку (икономию).

В результате заблуждений некоторых авторов, ряд богословских идей существенно отличался от православного богословия. Тем не менее, латинская Патристика в общем имела огромное значение в становлении истинной христианской мысли и развитии последующих поколений богословов. Одним из самых значительных и ярчайших примеров первых христианских богословов является Тертуллиан, чья жизнь и творчество будут рассмотрены в этой работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. О Тертуллиане

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился в языческой семье приблизительно между 155 и 160/170 гг. в Карфагене в проконсульской Африке. Его отец был центурионом проконсульской когорты, сумевшим дать сыну блестящее образование в области права, философии, медицины и латинской словесности. Кроме латинского языка Тертуллиан в совершенстве владел греческим, на котором он мог свободно говорить и писать.

Коренной поворот в жизни Тертуллиана наступает после его возвращения в Карфаген около 193 – 195 гг.. Известно, что он обратился к христианству и принял святое крещение от карфагенского епископа Агриппина в возрасте 30 лет. Несомненно, мученические подвиги христиан имели решающее значение в решении Тертуллиана обратиться к вере во Христа. Известно, что он также был женат на христианке. С помощью своего ума и блестящего образования, Тертуллиан также (как и св. Иустин) имел возможность сравнить и проанализировать различные философские системы и, в результате, прийти к христианству.

После святого крещения Тертуллиан направляет свой блестящий ум и неутомимые силы на защиту христианства, служит Церкви своими знаниями и талантами. Он выполнял обязанности дидаскала (учителя) и проповедника, был рукоположен во пресвитера в Карфагенской Церкви, хотя в своих трудах никогда не упоминает о своем священстве.

Тертуллиан направляет свои энергию и энтузиазм на апологетическую деятельность, позже начинает заниматься внутрицерковными проблемами и борьбой с различными ересями. Увлекшись идеями монтанизма – одной из еритических сект, широко распространившейся в этот период, которые ранее он подвергал жестокой критике и с которыми вел неутомимую войну, Тертуллиан с 203/ 204 гг.. начинает постепенно отделятся от Церкви.

В 213 г. происходит окончательный разрыв Тертуллиана с Церковью, спровоцированный двумя взаимосвязанными факторами: склонением к монтанизму и конфликтом с клиром Римской Церкви, возникшем по причине оскорблений, нанесенных Тертуллиану, а также тому, что Тертуллиан был кандидатом на место епископа Церкви (скорее всего Карфагенской, но даже и, возможно, Римской).

Постаревший Тертуллиан, находящийся вне Церкви, в это время написал только несколько антицерковных памфлетов. Этот период жизни Тертуллиана характеризуется тем, что он утратил свою надежду обрести спасение в Церкви, оставил активную деятельность, ожесточился, а позже разочаровался и в монтанизме. Извечный конфликт теории и практики, расхождение слова и дела, неудовлетворенность служением последователей монтанизма подтолкнули Тертуллиана основать свою собственную секту, названную его именем 5 . Он собрал возле себя своих последних приверженцев, объединённых аскетическим и мистическим мышлением, негативно относящихся к не только к античной науке, но и к любому светскому учению. Секта просуществовала до времени св. Августина.

О последних годах жизни Тертуллиана имеются разногласия. Большинство исследователей жизни Тертуллиана считают, что умер он вскоре после 220 г. Также существует мнение, что перед смертью он успел принести покаяние и вернуться в лоно Церкви. Но, например, блаженный Иероним полагает, что Тертуллиан дожил до глубокой старости, так и не примирившись с Церковью 6 .

3. Главные труды Тертуллиана

а) Общая характеристика стиля письма и философских взглядов Тертуллиана

Стиль письма

Более того, как церковный автор, Тертуллиан подарил христианскому письменному наследию богословские концепции и догматическую терминологию: например, он первый использует термин Троица (лат. Ttinitas: три персоны, одна субстанция). Несмотря на его уход в секту монтанистов, авторитет Тертуллиана как писателя и богослова не был отвергнут Церковью.

Философские взгляды

• Враждебное отношение к науке. Тертуллиан отбросил попытки согласовать Благую Весть с разумным знанием, подчеркивая противоречия между христианством и светской культурой. Разумное знание бесполезно (истина известна и без него), невозможно (истина выходит за его пределы и познать истину разумом невозможно) и вредно (т.к. приводит к лжеучениям).

• Негативное отношение к природе человека. Тертуллиан унижал (принижал) человека, чтобы подчеркнуть всесилие и любовь Творца, одаривающего человека всеми благодатными качествами.

• Материалистическое видение человеческой сущности (душа материальна, т.к. она может воздействовать на тело), распространившееся и на отношение к любому бытию как телесному, включая Бога.

Тем не менее, в своем плодотворном труде, которое охватывает все богословское поле христианской апологетики и полемики, Тертуллиан превзошел своих современников по количеству написанных трактатов и глубине богословской мысли.

Все его сочинения обычно разделяют по времени написания на те, которые написаны в домонтанистический (до уклонения в раскол) и в монтанистический (после выхода из лона Церкви) периоды. Некоторые исследователи полагают, что все письменное наследие Тертуллиана полемическое 14 . Также нет четкого согласия ученных и в области раздела творчества Тертуллиана на группы. Например, известно деление главных трактатов Тертуллиана по содержанию (в основном, монографических) на теоретические апологетодогматические и практические аскетическиэтические. Например, последнюю группу сочинений Скурат делит на аскетические и дисциплинарные 15 .

В этой работе его трактаты будут рассмотрены по следующей классификации: первая группа – писания в защиту христианства (апологетические), вторая группа – сочинения против еретиков (догматико-полемические) и третья группа – трактаты на нравственные темы, характеризующиеся крайне строгими моральными и дисциплинарными требованиями (нравственно-аскетические).

б) Апологетические сочинения

К другим апологетическим сочинениям относятся следующие трактаты 17 :

в) Догматико-полемические сочинения

В этом трактате Тертуллиан излагает правило или символ веры (используя выражения, употребляемые св. Иринеем), всенародно исповедуемый:

Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век. Мы веруем, что Слово сие есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, снисшедший наитием Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный от нее; что Слово сие есть Господь наш Иисус Христос, проповедавший новый закон и новое обетование Царствия Небесного. Мы веруем, что Иисус Христос сотворил многие чудеса, был распят, в третий день после своей смерти воскрес; вознесся на небо, где воссел одесную Отца своего; что Он вместо Себя послал Духа Святого, дабы просвещать и руководить Церковь Свою; что наконец Он придет с великою славой даровать святым своим жизнь вечную и неизреченное блаженство, и осудить злых людей в огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей.

К другим догматико-полемическим сочинениям относятся:

г) Нравственно-аскетические трактаты

Поздние сочинения Тертуллиана отличаются яростными нападками как на грешный мир, так и жестокими упреками в адрес Церкви.

4. Богословие Тертуллиана

Экклесиология

… Всякое учение, согласующееся с учением сих коренных апостольских церквей, столь же древних, как и сама вера, неоспоримо есть истинное. Потому что оно церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога и что следовательно всякое другое учение должно быть ложное, противное истине…

Там, где есть один-два верных, есть и Церковь, а Церковь – это Христос. Когда ты обнимаешь колени братьев, ты обнимаешь Христа.

Следует отметить, что после уклонения Тертуллиана в монтанизм, его учение о Церкви претерпело изменения: он воспринял идею о четырех периодах развития Церкви – детского возраста (время первоначальное, когда природа испытывала Божий страх), отрочества (время пророков), юности (с приходом Нового Завета) и зрелости (с явлением откровений Параклета). Более того, Тертуллиан перенес акцент с апостольского преемства на харизматичность церковных лидеров (вдохновение Параклета) и, как следствие, он подменял иерархическую Церковь харизматической со всеобщим священством.

Триадология

Учение Тертуллиана о Святой Троице непосредственно исходит из апостольского правила веры 22 и признается одним из наиболее глубоко разработанных в Доникейский период в ходе полемики с еретическими лжеучениями. Выработанная Тертуллианом тринитарная терминология – Троица (Trinitas), лицо (рersona), единство по сущности (unitas substantiae), рождение из сущности и др. использовалась богословами на протяжении многих веков. Тертуллиан рассматривает тринитарные вопросы с двух сторон: со стороны происхождения Лиц Святой Троицы, включая Их особые свойства (генетический подход) и со стороны соотношения в Боге единой сущности и Трех Лиц (онтологический подход).

Таинство икономии располагает Единицу в Троицу, производя Трех – Отца, Сына и Святого Духа.

Антропология

В учении о человеке Тертуллиан подчеркивает, что человек – самое лучшее и совершенное творение Божие, которое Господь возлюбил так, что:

… после стольких человеческих преступлений, начатых с родоначальника нашего Адама, осудив человека и все мирское богатство, изгнав его из рая и предав смерти, скоро умилостивился и своим примером освятил раскаяние: разорвал прежнее гневное постановление и простил Своему созданию и Своему подобию.

Сотериология

Согласно Тертуллиану, спасение человека произошло благодаря Воплощению Слова Божия, Его искупительной смерти и животворящему воскресению, а грех Адама предопределил не само Воплощение, а его искупительный характер. Воплощение произошло до сотворения Богом человека, именно человеческая природа Христа стала первообразом для Адама. Этот аспект рассматривался исследователями богословия Тертуллиана неоднозначно: он считал, что Воплощение произошло бы независимо от грехопадения первого человека.

Тертуллиан рассматривает человеческую природу Бога Слова как основание для спасения всего человечества. Вопрос о спасении для Тертуллиана тесно связан с вопросом о Спасителе. Единственная причина, по которой Христос воспринял всю полноту человеческой природы (воплотился, стал целым человеком с плотью и душой), – это спасение человека и восстановление того, что погибло. Следовательно, отрицание истинности человеческой плоти Христа равнозначно отрицанию истинности Его страданий и смерти, что ставит под сомнение истинность домостроительства спасения.

Христология

Мариология

Основные пункты учения Тертуллиана о Богородице следующие:

- Христос родился от Девы из чрева, а не прошел через Нее как через некий канал.

Погрешности учения Тертуллиана

• Противопоставление религии светской культуре.

• Опора христианского мышления на крайний материализм и сенсуализм.

• Отношение к религии с точки зрения практической жизни и обыденных религиозных потребностей – вопреки восприятию веры с точки зрения вечности.

• Юридическое и социальное понимание религии.

• Восприятие возвышения Бога за счет принижения человека – вопреки преобладавшей тенденции в христианстве показать величие Бога через величие Его творения.

• Нехристианское отношение к Страшному Суду: описание жестоких мучений и страданий грешников и адских наказаний язычников и иудеев; радость ангелов и праведников при виде этих мучений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. Уроки Тертуллиана

Во-вторых, корпус сочинений Тертуллиана обеспечил латинскому христианству полный набор богословских терминов и положений, необходимых для развития богословской мысли: тринитарная терминология, creator, salutificator (salvificator), sacramentum, baptisma, baptizare, Esslesia, clerus, sacerdos, eleemosina, euangelium, humilitas, misericirdia, satisfactio и др. Знание закона, литературы, философии, греческого и латинского языков были брошены Тертуллианом на службу христианской вере, а его трактаты повлияли на развитие всего последующего христианского богословия.

В-третьих, деятельность Тертуллиан, как блестящего апологета, без преувеличения оказала большое влияние для защиты христианства перед лицом государственной власти и оправдания христиан среди широких кругов язычников, особенно образованных, к которым были обращены апологии как юридического, так философского характера.

В-четвёртых, Тертуллиан считается не только одним из самых выдающихся богословов Древней Церкви, но и учителем св. Киприана Карфагенского и многих других, предшественником св. Августина, почерпнувших из письменного наследия Тертуллиана множество уроков и идей. Например, св. Киприан почти ежедневно обращался к творчеству Тертуллиана, преп. Викентий Леринский высоко почитал его язык, доводы и рассуждения о вещах Божественных и человеческих. Он оказал влияние на деятельность церковных писателей Новациана, Лактанция и др.

1 Здесь и далее все переводы с английского языка на русский сделаны автором этой работы.

2 QUASTEN (Johannes), Patrology, v. II, p. 243.

3 ФОКИН (А. Р.), Латинская Патрология. Период первый: Доникейская латинская Патрология (150 - 325 гг.), с. 14.

4 ЕВСЕВИЙ, История Церкви, ч.2, (2:4).

5 Секта тертуллианцев (tertullianistes) просуществовали в Северной Африке до начала V в. по свидетельству блаженного Августина (De haeresibus, 86).

6 ИЕРОНИМ, De virginitate beatae Mariae, 17: De Tertulliano quidem nihil ampilus dico, quam Ecclesiae hominem non fuisse.

8 Перу Тертуллиана приписывается 42 трактата.

9 QUASTEN (Johannes), Patrology, v. II, p. 247.

10 МЕЙЕНДОРФ (Иоанн), гл. 4., с.30.

12 МЕНЬ (Александр, священник), Библиологический словарь. Тертуллиан.

13 ТАТАРКЕВИЧ (Владислав), История философии. Античная и средневековая философия. Тертуллиан. pdf.

14 QUASTEN (Johannes), Patrology, v. II, p. 247.

15 СКУРАТ (К. Е.), Святые отцы и церковные писатели (I – V вв.), с. 57.

16 ФОКИН (А. Р.), Латинская Патрология. Период первый: Доникейская латинская Патрология (150 - 325 гг.), с. 25.

17 Здесь (и далее) все списки сочинений приводятся в хронологической последовательности, хотя хронологию этих работ трудно зафиксировать с полной уверенностью; в этих случаях указывается общепринятое предполагаемое время их написания.

18 МЕЙЕНДОРФ (Иоанн), Введение в святоотеческое богословие, с. 31.

19 КЕРН (Киприан, Архимандрит), Патрология, с. 121.

20 Там же, с. 132.

21 АСМУС (Валентин, протоиерей), История Церкви, с. 24.

22 Текст правила веры приведен выше в разделе анализа догматико-полемических сочинений Тертуллиана.

24 ФОКИН, Латинская Патрология. Период первый: Доникейская латинская Патрология (150 - 325 гг.), с. 117.

25 КЕРН (Киприан, Архимандрит), Патрология, с. 128.

26 Там же, с. 139.

27 СКУРАТ, (К. Е.), Святые отцы и церковные писатели (I – V вв.), с. 53.

28 QUASTEN (Johannes), Patrology, с. 322.

БИБЛИОГРАФИЯ

АСМУС (Валентин, протоиерей), История Церкви. Курс лекций, Высшая школа, Москва: ПСТБИ, 1999.

ФОКИН (А. Р.), Латинская Патрология. Период первый: Доникейская латинская Патрология (150 - 325 гг.), т. 1, Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005, pdf.

КЕРН (Киприан, Архимандрит), Патрология, Holy Trinity Orthodox Mission, pdf.

МЕЙЕНДОРФ (Иоанн), Введение в святоотеческое богословие, ч. 1, Москва, 2001, pdf.

МЕЙЕНДОРФ (Иоанн), Пасхальная тайна, ПСТГУ: Москва, 2013.

СКУРАТ (К. Е.), Святые отцы и церковные писатели (I – V вв.). Учебное пособие по патрологии, pdf.

Англоязычная литература:

QUASTEN (Johannes), Patrology, The Ante-Nicene Literature After Irenaeis, v. II, Westminster, Maryland: Christian Classics, 1986, pdf.

Квинт Тертуллиан - О ЗРЕЛИЩАХ

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Квинт Тертуллиан - О ЗРЕЛИЩАХ краткое содержание

О ЗРЕЛИЩАХ читать онлайн бесплатно

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан

1.

Верные рабы Божьи! Вы, оглашенные, желающие вскоре соединиться с Ним чрез крещение, и вы, христиане, уже уверовавшие в Него и участвующие в Его таинствах! Следуя правилам веры, началам истины и законам благочестия, познайте обязанность свою удаляться от соблазна зрелищ, как и от прочих мирских грехов, чтобы не грешить по неведению или из притворства. Сила удовольствия так велика, что может привлечь к себе несведущих, а других заставит изменить своей совести: двойное несчастье, случающееся весьма нередко! Некоторые, соблазнясь льстивыми, но ложными правилами язычников, рассуждают так: нет ничего противного религии в удовольствии для глаз и для слуха, потому что душа от того нисколько не терпит; Бога не может оскорбить увеселение, в котором человек сохраняет страх и должное почтение к Господу. Мечта, возлюбленные мои братья, опасное заблуждение, весьма противное и истинной религии и совершенному повиновению нашему Богу. Это и решился я вам здесь доказать. Иные думают, что христианин, долженствующий всегда быть готовым к смерти, устраняется от удовольствий только из трусости. Как это? Вот как, говорят они: христиане, народ подлый и робкий, стараются укрепить себя перед лицом смерти. Чтобы быть в состоянии презирать жизнь, они устраняют все, что нас к ней привязывает, а потому меньше заботятся о конце дней своих и с большей легкостью оставляют жизнь, которую успели уже сделать для себя ненужной. Отсюда их стойкость в мучениях и пытках, но это-скорее результат человеческого благоразумия, чем истинная покорность повелениям Божьим. Ведь те из них, кто привык к этим увеселениям, тяготились необходимостью умереть за Господа. — Пусть так! По крайней мере, такая предусмотрительность была небесполезна, потому что породила удивительное мужество, которое поставило их выше ужасов смерти.

2.

Причина этому невежеству та, что плохо знающий Бога не может отличить воли Его от умыслов Его противника. Поэтому надлежит не только познавать Того, Кто сотворил все вещи, но знать еще и превратное употребление их. Велико различие между чистым и поврежденным: такое же, как между Творцом и губителем. Сколько дурных дел, строго запрещаемых самими язычниками, производится посредством орудий, которые создал Бог! Если хотите совершить убийство, вы можете прибегнуть к мечу, яду или колдовству. Но железо, ядовитые травы и злые ангелы, — не творения ли Божьи? Не думаете же вы, что Бог произвел их на пагубу людям. Не Сам ли Он вынес смертный приговор человекоубийству, сказав: Не убивай (Исх. 20,13). Опять же, кто сотворил золото, серебро, медь, слоновую кость, дерево и все прочее, из чего делаются идолы, и кто произвел металлы, как не Тот, Кто создал и землю? Но для того и дал Он им существование, чтобы люди боготворили их вместо Него? Конечно нет, потому что идолопоклонство есть величайшее оскорбление Бога. Мы не думаем, что вещи, оскорбляющие Бога, произведены не Им; но использование их в оскорбление Богу уже не есть дело Божье. Сам человек, виновник всякого рода злодеяний, не творение ли Божье, и не образ ли Божий? А ведь он употребил во зло и душу свою и тело, чтобы возмутиться против своего Творца. Ведь глаза нам даны не для того, чтобы разжигать в себе похоть, уши не для того, чтобы слушать злые речи, язык не для того, чтобы клеветать, уста не для того, чтоб обжираться, желудок не для чревоугодия, детородные части не для бесстыдных выходок, руки не для воровства, ноги не для искания преступлений, и душа наша не для того соединена с телом, чтобы быть орудием обмана и коварства. Если же правда, что Всеблагой Бог гнушается употреблением во зло творений Его, то из этого следует, что все осуждаемое Им сотворил Он не для дурной цели, и что вещи, которые люди используют во зло, дурные только по дурному их употреблению. Итак, мы, знающие Бога и врага Его, и умеющие отличать Творца от губителя тварей, не должны удивляться тому, что дьявол успел так изменить человеческий род. Зная, что он пытался первого человека, сотворенного по образу Божьему, исторгнуть из состояния невинности, мы не должны сомневаться в том, что им же совращены с пути и человек и все то, что человеку даровано от Бога. Он вознегодовал на то, что человек, а не он, получил власть над тварями, и потому решился похитить из рук его эту власть, чтобы и человека сделать виновным перед Богом, и свое господство утвердить.

3.

Отразив, таким образом, доводы язычников, обратимся теперь к нашим трактатам. Некоторые из верующих, люди или слишком простые или слишком упрямые, хотят быть убежденными авторитетом Священного Писания, чтобы решиться отказаться от зрелищ, сомневаясь в том, должны ли они совершенно устраняться от того, чего Бог не запретил им точными словами Писания. Правда, мы не находим буквального запрещения не ходить в цирк, в театр, на ристалище, в амфитеатр, равно имеем повеление не убивать, не идолопоклонствовать, не прелюбо-действоватъ, не красть (ср. Исх.20,13;4; 14; 15). Но мы встречаем достаточное на этот счет запрещение в начале первого псалма царя Давида: Счастлив, кто не ходит на совет нечестивых, кто на пути грешников не стоит, кто на седалище пагубы не сидит (Пс. 1, 1). Хотя пророк тут, видимо, говорит о праведнике, который не принимал участия в совете иудеев, обсуждавших казнь Господа, Священное Писание следует толковать расширительно всюду, где это содействует укреплению нравственности.

4.

Но чтобы не подумали, что я забавляюсь тут утонченными софизмами, приступим к главнейшему правилу, запрещающему нам зрелища: оно основано на таинстве крещения. Вступая в крестную купель, мы исповедуем христианскую веру в предписываемых ею изречениях и торжественно обещаем отречься от сатаны и всех его дел. Где же более дьявол господствует со своими сообщниками, как не в идолопоклонстве? Не тут ли престол нечистого духа и седалище злочестия? Если я докажу, что все устройство зрелищ основано на идолопоклонстве, то из этого следует, что мы в крещении действительно отрекаемся от зрелищ, из которых идолопоклонство составило как бы жертвоприношение сатане и ангелам его. Рассмотрим происхождение каждого вида зрелищ, их наименования и устройство, места проведения, богов-покровителей и учредителей. Если хоть что-нибудь в них не относится к идолам, то оно не касается ни идолопоклонства, ни сделанного нами при крещении отречения.

Направление деятельности Тертуллиана было преимущественно практическое; это отразилось и на его литературных произведениях, значительная часть которых посвящена вопросам христианской морали и церковной дисциплины. В них обнаруживается, с одной стороны, высокий взгляд автора на характер христианской жизни, а с другой — чрезвычайный ригоризм, с каким он судит о мнимой слабости церковной покаянной дисциплины. Одни из произведений этого рода написаны в домонтанистический период, другие — в монтанистический, что ясно выражается в их содержании. К первым относятся:

В этом произведении уже в достаточной степени сказывается монтанистическое настроение Тертуллиана. Но еще резче оно выступает в трактате:

По настроению с ним стоит в тесной связи:

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160-220 гг.) является одним из самых значительных раннехристианских богословов и церковных писателей конца II-го – начала III-го века.

Он родился около 155 года, в языческой семье в Карфагене. Он был сыном главного начальника проконсула Африки.

Тертуллиан изучал в Риме риторику, философию и историю. Получив юридическое образование, стал юристом.

Всю свою жизнь он впоследствии употреблял краткие юридические формулировки и прославился как автор конкретных и метких выражений. Кроме всего, всю жизнь Тертуллиан был полемистом. В юности Тертуллиан увлекался зрелищами и гладиаторскими боями.

К христианству Тертуллиан обратился около 190 года. Крестился он в 195 году, впоследствии его рукоположили в сан пресвитера в Карфагене.

В своих сочинениях, как правило полемического характера, он яростно выступает против всего, имеющего даже отдаленное отношение к язычеству.

У Тертуллиана аскетическая суровость сочетается с пылким стремлением к истине и беспощадной непримиримостью к оппонентам.

Будучи ревностным защитником истинной христианской веры, Тертуллиан не мог полностью удовлетвориться той степенью нравственной чистоты и моральной строгости, которой жило христианство в то время.

По словам прот. Иоанна Мейендорфа формирование взглядов Тертуллиана происходило в момент, а также в контексте его полемики с различными гностическими ересями, подтачивавшими Церковь изнутри.

Исходя из этого можно констатировать незаурядный образ мысли Тертуллиана, который, в сочетании с проницательностью добавляет в жизнь и творчество мыслителя ряд противоречий а они, возможно, и послужили тем камнем преткновения в вопросе принятия личности Тертуллиана в когорту православных богословов.

Богословское наследие

Богословское наследие Тертуллиана раскрывает перед нами неординарность христианского мышления этого человека.

В объемном письменном наследии Тертуллиана представляется возможным выделение ключевых моментов в его богословской мысли.

Соотношение веры и науки.

Тертуллиан отбросил попытки согласования откровения и разумного знания и сделал акцент на противоречиях между христианством и светской культурой.

Он стремился показать, что разумное знание является:

а) бесполезным, поскольку истина и без него известна, будучи полученной в результате откровений и изложенной в Святом Писании,

б) невозможным, ибо истина выходит за пределы разума, и

в) вредным, если приводит к ложным учениям и моральной гибели.

Но совсем без философии христианство обойтись уже не могло.

Он говорит, что Вера обладает логическим первенством цели, предмет и границы рационального познания заданы ею.

Разум во всем должен следовать за верой

Он был убеждён, что истина — это то, что ненавидят демоны, что отвергают язычники и за что христиане страдают и умирают.

Негативную позицию по отношению к науке Тертуллиан обосновывал прежде всего тем, что ее цель — при помощи разума познать истину — является невыполнимой.

При этом Тертуллиан был активным противником астрологии. Он писал: «Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов в небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, — чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрологи в этом случае уподобляются падшим ангелам, отошедшим от бога для обольщения рода человеческого… Правда, звездочеты первые возвестили о рождении Иисуса Христа и первые принесли ему дары…

Но что ж с того?

Разве из-за этого надо благоприятствовать религии магов и астрологов?

Ныне всякое учение исходит от единого Иисуса Христа…

Вера существует не благодаря, а вопреки доказательствам. Если нечто может быть доказано, то это уже не предмет веры. Вера требует усилия поверить именно в Невозможное, Немыслимое и Непостижимое — без этого прорыва за пределы обыденности разума и сознания Бога не постичь.

Это не полемический запал — это позиция, краеугольный камень христианских убеждений. Верить в доказанное и показанное — мало чести.

Взгляд на природу человека.

Вместе с наукой Тертуллиан отрицал человеческий разум, который ее создал.

На всю человеческую природу он имел негативный взгляд: отказывал человеку во всех высших способностях, так же как и в способностях творить добро, познавать истину, сохраняя за человеком лишь низшие, телесные и чувственные проявления.

Однако, принижая человеческую природу, он лишал ее всех врожденных способностей, для того чтобы освободить место для сверхъестественной любви и откровения. Он хотел показать, что вся мудрость и вся доброта, которые есть в человеке, являются божественным даром.

Во-первых, в человеке Тертуллиан видел только материальную и чувственную сущность. Тертуллиан предлагал аргументы в пользу телесности души: если бы она не была телесной, то не могла бы воздействовать на тело.

«Кто же откажется от того, что Бог является телом, поскольку он есть дух?

Тертуллиан везде проводил ту трезвую точку зрения, которая характерна для римского разума.

В то время как Отцы Востока воспринимали учение Христа как философию, он понимал его как право, и религия получила от него правовые формулировки.

Как римлянин он делал и в религии акцент на том, что связано с жизнью и деятельностью, с обыденными человеческими потребностями.

В то же время в этом восприятии религии основным элементом был не Бог на небе, а Церковь на земле.

В то время как на Востоке рассматривались догматы, касавшиеся природы Бога, Тертуллиан сконцентрировал внимание скорее на тех из них, которые имели своим объектом человека.

Сочинения Тертуллиана.

Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов.

До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились.

Особенно знамениты его труды апологетического характера.

Они демонстрируют два главных намерения:

— во-первых, опровергнуть обвинения, выдвигаемые язычниками против новой религии, и

— во-вторых — сообщать Евангельскую весть в диалоге с культурой своего времени.

Его наиболее известный труд, Апологетический трактат, обличает несправедливое отношение политических властей к Церкви; разъясняет и защищает наставления и обычаи христиан; выявляет различия между новой религией и основными философскими течениями того времени.

Тертуллиан утверждал, что мученичество, страдание за истину в итоге являются победоносными и более действенными, чем жестокость и насилие тоталитарных режимов.

Сочинения Тертуллиана принято делить на сочинения домонтанического и монтанического периодов.

Поводом к его написанию послужили оскорбления и преследования христиан со стороны языческой черни, в которых принимали участие и римские правители, пользуясь анархией во время трехлетней борьбы Септимия Севера с двумя другими претендентами на престол и вообще слабостью центральной власти, занятой другими интересами и не имеющей поэтому возможности оградить христиан от совершающихся над ними несправедливостей.

В сочинениях Тертуллиана намечены черты собственно западного христианства, такие как практицизм, стремление преобразовать повседневную жизнь, а также элементы юридического мышления.

Кроме того, огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что ему принадлежит введение понятий: ипостась, личность, субстанция, единосущный и др.

Он наметил определения, которые были признаны правильными в никейский период, хотя в несколько обновленном содержании.

Учение Тертуллиана о Святой Троице можно формулировать так: каждое из трех Лиц есть Бог; все три — Бог; три различаются, как Лица, но едино как субстанция

Подобным образом, он также значительно развил правильный язык для выражения тайны Христа – Сына Божия и истинного человека.

По характеру своих сочинений Тертуллиан: был первый крупный латинский апологет и по сути одним из пионеров христианского богословия.

Тертуллиан — боец, его сочинения агрессивны.

Он не академичен.

В его трактатах всегда слышно, как автор обращается к собеседнику — воображаемому или реальному, парирует его доводы, и строит встречную систему взглядов против ожидаемых атак.

Он всегда ищет не победы по очкам, а капитуляции противника — и мало какой аргумент может выстоять его атаку.

Умер Тертуллиан глубоким стариком, но когда точно — неизвестно. Самые поздние из его сохранившихся трудов не могли быть написаны позднее 220 года.

В число отцов Церкви Тертуллиан из-за своего отступничества не попал, но его заслуги перед Церковью безмерны. Сочинения того периода, когда он еще был с Церковью, до сих пор составляют ее золотой фонд.

Отход от христианства

С годами Тертуллиан становился все более требовательным по отношению к христианам. Он ожидал от них героического поведения во всех обстоятельствах, особенно в гонениях.

В 202-203 гг. Тертулиан стал склоняться к более суровой дисциплине монтанистов.

Основателем монтанизма был некто Монтан, человек совершенно неученый. Будучи строгим до фанатизма ревнителем благочестия, понимаемого в смысле совершения внешних подвигов, Монтан, под влиянием верования о наступлении тысячелетнего царства Мессии, старался усилить строгость церковной дисциплины, с целью приготовления ко вступлению в это царство.

Монтанисты отрицали всякое значение иерархии в Церкви и прерывали всякое единение с ней. Поэтому Церковь отделяла их от себя как сектантов.

Образовав отдельное общество, монтанисты называли себя духовными христианами, а всех православных — душевными

В 207-208 гг. Тертулиан открыто становится последователем Монтана. В монтанистический период своей жизни Тертуллиан является искренним врагом православия.

Он составляет несколько сочинений, в которых, с одной стороны, старается представить в смешном виде его принципы и обычаи, а с другой, – внушить уважение и придать значение доктринам своей секты.

Но Тертуллиан и монтанизму не остался верен до конца, так как он не оправдал его надежд.

Увлекшись монтанизмом за его мнимую строгость, он должен был с горечью убедиться, что все это было только напускное, только наружное.

Это побудило Тертуллиана отступить от монтанизма, но не привело его к обращению в православие.

Оставаясь по-прежнему ригористом, он собрал вокруг себя партию единомышленников, которая с именем тертуллианистов существовала до V века и была уничтожена усилиями блаж. Августина. Тертуллиан

По свидетельству Августина, им была основана собственная группа, названная Тертуллианистами и просуществовавшая не менее века после его смерти Остатки этой группы были присоединены Августином к церкви.

В своё время Тертуллиан не был по достоинству понят, принят и оценён.

Однако, начиная с XIX века Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из наиболее значительных латинских авторов своего времени, и ключевая фигура в становлении западного христианства.

Библиография

Архим. Иларион (Троицкий) Христианства нет без Церкви. — М., 1992.

Архим. Киприан (Керн) Патрология. М.Свято-Тихоновский богословский институт, 1996.

К.М Мазурин. Тертуллиан и его творения. М., 1992.

Прот.Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин 2001

Г. Г Майоров Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979

Читайте также: