Терпигорев новый барин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Барин, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы.

Откупщик, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка…

Конь, человек, к нему подделан хвост из соломы.

Удивительные люди: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.

Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев (ряженых участников игры).

Просители, обыкновенно фофанцы из публики.

Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую – Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.

Барин.

Все (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!

Барин.

Нет ли у вас промежду собой просеб каких?

Все. Есть, есть.

Барин. Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя.

Проситель. Господин барин, прими мою просьбу.

Барин. Ты кто?

Проситель (называется вымышленным именем, именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин.

Барин. Об чем просишь?

Проситель. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья.

Барин. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Барин. Купчинушка, нет ли коня продать?

Откупщик. Есть, есть.

Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин. Сколько за коня хошь?

Откупщик.

Сто рублей деньгами,

Кислого молока три пасма,

Михалка Тамицына нос,

Нашей Кожарихи хвост.

Барин.

Сто рублей найду у себя в кармане,

А сорок сорокушек

Взыщете ли, миряне?

Все. Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

(Далее Барин покупает быка и Удивительных людей.)

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Вопросы и задания


1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?

2. Опишите главных героев представления, их внешность, характеры.


1. Решите, чего в этой пьесе больше – сценического представления или игры.

Новая метла чище метёт.

Прежде, то есть до начала нашего оскудения, город, деревня были совсем в других отношениях, чем теперь. Прежде вся сила была в деревне, несмотря даже на то, что начальство и подъячие жили в городе. Начальство, то есть исправников и подъячих для земского и уездного судов, мы выбирали сами, и так как, по правде говоря, хороший человек на эти должности не шел, то набирали мы себе это начальство из всякой что ни на есть горечи: из самых захудалых дворянчиков, даже не помещиков, а так просто дворянчиков; из детей умерших или под суд попавших подъячих, служивших прежде в нашем уезде, из детей городских попов, почему-нибудь не принявших ангельского чина, и проч., и проч. Понятно, что вся эта голь была голодна, прожорлива и ужасно плодуща. Уже по одному этому она была у нас в полной зависимости и покорности. Кто даст ей муки, крупы, овса, масла, гусей, кто. хотя и заочно, воспримет ог купели у ней ребенка? Кто, если она проворуется и попадет, наконец, под суд. заступится за нее перед губернатором? Не кто иной, как помещик, представитель деревни.

Ясно, что со всей этой братией нечего было церемониться, и мы действительно не церемонились. Надо почему-нибудь ехать в суд, то есть в город, а не хочется, лень, — ну и пошлешь, бывало, за заседателем или за каким-нибудь непременным членом. И дело сделано: и я спокоен и он рад, потому ему за груды дали и гусятины, и мучки, и овса для той кривой кобылы, на которой он ездит в городе н которая подарена на зубок его детенышу при крещении. А затем, хотя было и другое начальство, но до нас оно не касалось, если не считать почмейстера, который от нас же бывал сыт. Городничий, квартальные, казначей.

Хотя этот раз по-прежнему его дальше кабинета испустили, но он уже сам попросил, чтобы подали ему водочки, и спать на ночь к управляющему во флигель не по- • шел, а спал в кабинете на диване. Утром же, вставши чуть ли не на заре, обошел и осмотрел все хозяйство, обо всем расспросил и хотя, уезжая, склонился на просьбу и дал еще денег взаймы, но это был уже не тот, не прежний Подугольников, который, бывало, только потел и утирался. А когда он приехал еще следующий раз, то его не только пришлось опять положить спать в кабинете на диване, ко надо было позвать обедать в столовую, строго-настрого приказав детям не смеяться, если Подугольников станет сморкаться в салфетку.

Нельзя; но ничего другого, поселившись в Осиновках, они тем не менее не делают.
Конечно, эга деятельность иногда разнообразится. Так, вместо свиной бойни иногда Подугольников накупит у мужиков, во время взыскания податей и недоимок, телят, коров, гусей, уток, откормит все это, порежет и свезет на продажу в город или на базар. Но и это ведь какое же сельское хозяйство? Так же точно нельзя назвать сельским хозяйством и варианты занятий Сладкопевцева: ростовщичество и кляузнмчанье.

Все это, как известно, не ново: это уж на все манеры всю прошлую осень жевали наши газеты и на эту же тему заговаривались в Вольно-экономическом обществе. Тем не менее от всего этого вопрос ни на волос не подвинулся вперед, и в своем современном практическом положении, кроме вышерассказанных упражнений Сладкопевцева, из себя ничего не представляет.

libking

Сергей Терпигорев - Потревоженные тени краткое содержание

Потревоженные тени - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Важнее, одпако, была нравственная атмосфера семьи, те добросердечие и понимание, та гуманность, которая пронизывала отношения родителей и детей, родителей и их многочисленных родственников, родителей и дворовых людей, а также остальных крестьян, принадлежащих отцу и матери подрастающего мальчика. Гуманность естественная, ненарочитая, в основе которой лежали, с одной стороны, врожденная доброта, а с другой, благоприобретенное сознание людского равенства, ненормальности, а следовательно, и непрочности существующего порядка, при котором человек владеет человеком. Конечно, никто этих убеждений перед мальчиком не демонстрировал и не развивал, просто ими, этими убеждениями, было пропитано поведение старших, их поступки, их, как уже было сказано, отношение к окружающим. Так что и к мальчику, отроку, юноше Сереже Терпигореву эти убеждения переходили не в виде четко изложенных и заученных заповедей, а как бы естественно переливались в него, в его поступки и слова: именно так, а не иначе было принято в доме, именно так надо было вести себя, а по-другому — нехорошо, неудобно, стыдно, безнравственно. Эта домашняя этическая академия сформировала многие определяющие черты в личности и творчестве писателя.

4

Порвалась цепь великая.

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Но он знал и другое, был уверен в том, что в этой непривычной поначалу свободе для российского крестьянина есть будущее, что он сладит с самим собой и своей жизнью рано или поздно — лишь бы не мешали да не загоняли снова на старую или новую цепь. Для него главным было то, что эта великая цепь разорвалась, что мужик перестал быть собственностью другого человека, пусть даже доброго и гуманного.

краткое содержание пир на весь мир некрасов

Вступление

пир на весь мир некрасов

Человек добрейшей души

О горькой доле

Затем вахлаки запели свою родную – о барщине. Такую же печальную: веселых народная душа еще не придумала.

поэма некрасова кому на руси жить хорошо

Далее повествуется о том, как жители Вахлачины натерпелись при помещике. Днем работали, как каторжные, а по ночам ожидали гонцов, отправленных за девками. От сраму перестали друг другу в глаза глядеть и не могли словом перемолвиться.

Соседний крестьянин сообщил, как у них в волости помещица решила сечь всех, кто крепкое слово скажет. Намаялись - ведь без него мужику никак. Зато получив свободу, наругались вволю…

краткое содержание пир на весь мир

О верном холопе Якове

Поливанов купил за взятки деревню и жил в ней 33 года. Прославился жестокостью: выдав дочь замуж, тут же высек молодых и прогнал. С другими помещиками не водился, был жаден, много пил. Холопа Якова, который верно служил ему с малых лет, ни за что бил каблуком в зубы, а тот барина всячески холил и ублажал. Так оба дожили до старости. Стали у Поливанова ноги болеть, и никакое лечение не помогало. Остались у них развлечения: в карты играть да к сестре помещика в гости ездить. Яков сам выносил барина и отвозил в гости. До поры все шло мирно. Да только подрос у слуги племянник Гриша и захотел жениться. Услышав, что невеста - Ариша, Поливанов разгневался: сам глаз на нее положил. И отдал жениха в рекруты. Сильно обиделся Яков, запил. А барину неловко стало без верного слуги, которого он братом называл. Это первая часть истории и ее краткое содержание.

Спор о грешниках

О странниках и богомольцах

Ионушка начал с того, что народа бездомного на Руси много. Бывает, целыми селениями попрошайничают. Такие люди не пашут и не жнут, а оседлых крестьян горбом житницы зовут. Конечно, попадаются среди них нечестивые, такие как странница-воровка или паломники, обманом подступившиеся к барыне. Известен и старец, взявшийся учить девок пению, да только перепортил их всех. Но чаще странники – люди беззлобные, как Фомушка, который живет по-божески, опоясан веригами и ест только хлеб.

краткое содержание главы пир на весь мир

Рассказал Ионушка и о Кропильникове, который пришел в Усолово, обвинил жителей села в безбожии и призвал их уйти в лес. Странника просили покориться, потом отвезли в острог, а он все твердил, что ждет всех впереди горе и еще более тяжелая жизнь. Испугавшиеся жители крестились, а утром в соседнее село пришли солдаты, от которых досталось и усоловцам. Так сбылось пророчество Кропильникова.

О двух грешниках

А затем поведал Ионушка о разбойнике и пане. Услышал он эту историю в Соловках от отца Питирима.

О крестьянском грехе

Один адмирал получил от императрицы за верную службу во владение восемь тысяч душ. А перед смертью вручил старосте ларец, в котором было его последнее желание: отпустить всех крепостных на волю. Но приехал дальний родственник, который после похорон призвал к себе старосту. Узнав о ларце, он пообещал Глебу вольную и золота. Жадный староста завещание сжег и обрек все восемь тысяч душ на вечную кабалу.

пир на весь мир

На возу оказался знакомый всем Овсянников – солдат, зарабатывавший игрой на ложках. Попросили его спеть. И снова полилась горькая история о том, как пытался добиться бывший воин заслуженной пенсии. Однако все полученные им раны измерили вершками и забраковали: второсортные. Клим подпел старику, а народ по копеечке да по грошу ему рубль насобирал.

Окончание пира

Только к утру стали расходиться вахлаки. Повели домой своего отца и Саввушка с Гришей. Шли они и пели о том, что счастье народное заключается в свободе. Далее автор вводит рассказ о жизни Трифона. Хозяйства он не держал, ели то, чем другие поделятся. Жена была заботливой, но рано умерла. Сыновья учились в семинарии. Таково его краткое содержание.

глава пир на весь мир

Читайте также: