Тектоника чувств краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Эрик-Эмманюэль Шмитт Странная история, происшедшая в наше время с нашими современниками. Исследование любви как чувства, переворачивающего мир. Или не любви? Режиссер старательно избегает очевидных решений. Заставляет задуматься об этом и зрителей.

Каково однажды узнать, что твой возлюбленный с тобой лишь по привычке, что то, что ты считала любовью всего лишь мираж? Диана была уверена, что Ришар ее "половинка". А оказывается, ему лишь удобно быть с ней.

И дальше молодая женщина заводит интригу. Находит исполнителей, создает целый спектакль для одного зрителя. Но мы так и не поймем, что двигало ею – то ли месть неверному возлюбленному, то ли альтруистическая попытка сделать счастливым любимого человека. Ответ у каждого зрителя, как и у каждого героя –свой. В чем согласны все – любовь создает мир и движет им.




– Как вы восстанавливаетесь после спектакля? Что является для вас точкой обнуления?

Мне кажется, мы – актеры, сколь несчастные люди, столько же и счастливые. У нас есть прекрасная возможность отрефлексировать все, что только возможно – в жизни, на сцене. Я думаю, что это такая в какой-то мере бесплатная психотерапия, потому что всё, что наболело, накопилось в жизни, за парочку таких вот спектаклей выплёскивается.

Это, наверное, как с древнегреческими трагедиями. Когда какая-то эмоциональная жизненная ситуация поднимается до уровня древнегреческой трагедии: когда ты настолько любишь или не можешь видеть правду, что выкалываешь себе глаза, когда ты настолько не можешь принять своих детей, что съедаешь их. Это высоко, это вселенский такой масштаб.


Но если то же самое играть приземлённо, это будет созависимость, что-то не очень здоровое. В нашем случае такая форма позволяет немного подняться и вывести эту историю из сериального сюжета на более высокий смысловой уровень и даёт пространство зрителю подмешать туда что-то свое.

– Антон, а вас устраивают такие четкие рамки, в которых существует ваш персонаж?

Антон: – Если честно, мне очень нравятся рамки. Я люблю, когда со всех сторон всё застроено, подстроено, подпёрто, тогда я, по крайней мере, себя очень ровно чувствую на ногах в спектакле, если всё продумано и выстроено, поэтому вся история геометрическая и минималистическая, со всеми этими штуками, с нашими декорациями минимальными, она мне нравится. Она держит как-то в тонусе весь спектакль.


– Антон, ваш герой – рассказчик, как он появился? Его ведь нет в пьесе Шмитта?

И после этого у нас появилась идея вывести автора на сцену. А дальше мы его просто сочиняли. У нас были разные варианты, мы подмешивали что-то в историю, и в итоге все выросло в сцену 12-ю с ненавистью, когда идёт признание.

Антон: – В итоге все, что хочется сделать на протяжении спектакля: и поиграть, и покричать, и позлиться, и поиздеваться, и ещё за двух разных людей поиграть – всё это делает мой герой. Полный простор, свобода действий. Твори как хочешь! Главное, издевайся над этими двумя людьми, которые никак не могут договориться друг с другом.

Постепенно начали выстраиваться какие-то отношения между Дианой и рассказчиком, между рассказчиком и зрителями. Мы все стали взаимодействовать на сцене.


К тому же, мы себя ощущали очень юными, нам было по 25, а приходилось играть женщину, у которой второй брак, она депутат парламента…


Антон: – И это последняя любовь в её жизни и другой больше не будет.

Екатерина: – Да! В меня мало что попадало тогда, мало что было мне созвучно, мало что было понятно в логике этой женщины. Мне казалось, что она очень далёкая от меня, очень взрослая. И я себя чувствовала в этом костюме депутата парламента так, как будто я у старшей сестры взяла на дискотеку платье и большие каблуки, мне всё это было немножечко велико.


Антон: – Я тоже изначально не понимал, как относиться к своему персонажу. Это была самая большая беда. Потому что мы поставили перед рассказчиком совершенно невыполнимую задачу – быть всезнающим, и при этом живо реагировать. Это, по-моему, взаимоисключающие друг друга вещи.

Потом очень долго я приходил к этому живому ощущению и любви к персонажам, и какого-то садистского любопытства творца. Ведь это он их создал. Пробовал по-разному играть: придумал я их из ничего, или это моя история. Я пытался проживать эту историю от лица Дианы, от лица Ришара, склоняясь больше то к одному, то к другому.

И в результате сформировалась сравнительно нейтральная позиция автора, конкретного экспериментатора, который смешал в колбочках разные вещества и знает, какой должна быть реакция, но наблюдает, как меняется цвет раствора…


Антон: – В принципе, почему эта пьеса малоизвестна… Шмитт написал киносценарий. Там очень большое количество площадок: квартира Дианы, мансарда, кафе, квартира Ришара, часовня, улица.

Пьесы для театра пишутся с ограниченным количеством мест действия, или в одной локации в идеале. Потому что в театре очень сложно сменить столько декораций. В принципе, отсюда и минимализм на сцене, потому что мы выкручивались. Всё что происходит в этой пьесе невозможно играть ярко, открыто, с криками, беготнёй и прочим. Тем более, это французская история, она очень сухая и построенная на микроэмоциях, микродвижениях лица. Я не помню, чтобы у нас была специальная задача выстраивать крупные планы, но это случилось от материала, от того, как это написал автор.


– Екатерина, ваша героиня проходит путь от любви как состояния, в котором комфортно и хорошо ей, до понимания, что любовь – желание видеть счастливым партнёра. Сегодня молодёжи насаждается мнение, что главное – это твой комфорт: ты достоин/достойна лучшего? Ты должен/должна любить себя, тогда тебя полюбят другие. Как же, по-вашему, прийти к желанию видеть партнёра счастливым, избежав при этом ошибок вашей героини?


Вот это и есть неумение любить, невозможность накормить самого себя. А пока ты сам себя не накормишь, ты не сможешь поделиться с другими. Абсолютная любовь для меня – это любить не за что-то, любить не чтобы любили тебя. Это когда ты любишь сам себя и в тебе это есть, и ты можешь поделиться, не требуя ничего взамен, это очень сложно. Это огромный-огромный путь, и дай Бог нам к этому прийти или хотя бы встать на эту лыжню!


– Вы играете спектакль на малой сцене. Видны ли вам эмоции зрителей, как они реагируют?

Антон: – Я всё вижу. Я смотрю весь спектакль на зрителей. У меня на самом деле такой карт-бланш в этом. Мне нравится, что я изначально, в принципе, разговариваю со зрителем. Именно лицом к лицу, взглядом со взглядами… Это здорово. Я наблюдаю весь спектакль, все что с ними происходит. Как они реагируют.

Я вижу этих бедных мужчин, которых в воскресенье утром жены привели в театр. А это дикое испытание и для нас, и для зрителя – играть всё это утром, и смотреть.


В течение первого акта они начинают засыпать, но зато на втором, как только у нас начинается чёрная история с истериками, криками, драмами и скандалами, свадьбами, ненавистью, разрывами, там они прямо – ага, что-то пошло…

Ну и, конечно, все всхлипывания в конце финальной сцены, это и слышно – потому что малая сцена – и видно.

Екатерина: – Да, она просто проверяет, насколько он её любит. Это всё от неуверенности. Но, с другой стороны, вспомните главу с мамой. Как можно быть уверенной с такой мамой, когда вообще ждали не тебя, а мальчика? И ты изначально уже не соответствуешь ожиданиям, тому идеалу, которого от тебя ждали. Конечно, она всю жизнь пытается заслужить любовь, пытается быть молодцом. Поэтому и проверка этого мужчины: потому что я знаю, что ты меня не любишь.


– О чем для вас этот спектакль? Одним словом.


Екатерина: – Вот для меня этой темы вообще нет. Антон сейчас сказал, и я вспомнила, что в пьесе этому целая глава посвящена, а для меня – это пьеса про абсолютную любовь, о том, как прийти к абсолютной любви. Не про гордыню, а про процесс, про то, что нужно пройти – и гордыню, и принятие, и непринятие. И прийти к абсолютной любви.

Наверное, поэтому я ни разу не играла гордыню. Это про страх, про страх остаться одной, быть ненужной, не быть молодцом. У неё нет гордыни, нет ощущения, что она классная и достойна чего-то большего. С психологической точки зрения ведь гордыня – это тоже от неуверенности.


Екатерина: – Если копать глубже, то я боюсь, что так никчемна, что ты меня не любишь. И попросить, спросить об этой любви невозможно не от гордости, а от боли и страха.

Потому что, узнав, что это так, ты можешь либо лечь и умереть, ты это пережить не сможешь, поскольку это жизненно-кормящая тебя энергия. Либо принять, если ты взрослый самодостаточным человек, каким не является Диана. Либо, как героиня, начать действовать, мстить, что она и делает, чтобы куда-то деть эту энергию.


– Разница женского и мужского восприятия…

Екатерина: – Да, мы как раз недавно говорили с коллегами о различии женской и мужской логики. Мужчина, успокаиваясь, не перестаёт любить. Он просто перестает доказывать свою любовь. Он уже убил дракона, спас принцессу из башни, привёз её домой. Всё хорошо. А принцесса не может смотреть на спокойно лежащего на диване рыцаря и начинает придумывать себе драконов, чтобы ещё раз увидеть этот подвиг, чтобы убедиться, что рыцарь всё ещё её любит.

И вот в этом разница мужской и женской логики – и это бесконечная история, она была, есть и будет. И, видимо, прохождение этого процесса и есть суть жизни, и поэтому театр как искусство тоже был, есть и будет.

– Антон, если бы вы как автор могли иначе закончить эту историю. Вы бы подтолкнули героев навстречу друг другу?

Антон: – Мне кажется, вариант Шмитта идеален. Потому что для меня вот та любовь и та жизнь, к которой приходит Диана, она сопоставима с тем, что героиня сдирает с себя всю кожу. Это очень жестоко и правильно.


Екатерина: – Да, жестоко и правильно. Приход к озарению всегда лежит через полное разрушение, через жертву. При всём при том, что в спектакле есть и опустошение, и какая-то усталость, и боль. Я в конце всё равно прихожу к понимаю, что Диана будет жить, причем абсолютно другой жизнью. Не счастливой или несчастливой от того, что Ришара нет рядом. Просто другой, её глаза будут теперь видеть этот мир иначе. Это, конечно, буддизм такой.

Антон: – Да, она перешла на другой уровень. Пришло просветление. Мучительно, жертвенно, но просветление. Это идеальный финал, Шмитт очень прекрасный автор, он совершенно мудрый человек, и он все выстроил таким путем, что по-другому я даже и представить себе не могу.


– Мне кажется, этот спектакль наполнил вас мудростью.

Екатерина: – Да, это хорошая история для размышления.

– Спасибо! И напоследок, скажите, какие счастливые моменты связаны для вас с театром?


Екатерина: – Это, как правило, любимые спектакли, то, как они выпускаются.

– У нас так построена жизнь, что её нет отдельно от театра, она настолько с ним сопряжена. Это как спросить: какой самый приятный момент в жизни? Театр – это встроенная функция, ты не можешь её от себя отделить.

Антон: – Согласен. Ты переступаешь порог, и словно заходишь домой.





Ришар Заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий КИШКО
Диана Валентина ЛЮБИЧЕВА
Мадам Помрей Заслуженная артистка России Светлана ЦАРИК
Анка Татьяна МАЛЫГИНА Антонина БЕЛАН
Родика Наталия ИВЧЕНКО Заслуженная артистка России (ВОЛКОВА) МЕЛЬНИЧУК
Балетная группа Артистка балета (ВЕРБА) ГАГАРСКАЯ Артистка балета Татьяна ДАВЫДОВА Артистка балета (ТУЛУПОВА) МИХНЕВИЧ Артистка балета (КУРНОСОВА) САВЕНКОВА

Душевный мир героини – умной, преуспевающей, имеющей всё: карьеру, деньги, любовь – внезапно раскалывается и оказывается погребённым под руинами недоверия и мнимой нелюбви.

Любит ли ее тот, кого однажды выбрало сердце? Они оба слишком щепетильны, слишком горды. Каждый принимает надуманное за реальность. И каждый по-своему ищет выхода из этого разлома чувств.

Фотографии

Видео

Отличный спектакль. Невероятная игра актеров с полным погружением. Игра главной героини, Валентины Любичевой просто потрясающая, сумасшедшая самоотдача и энергетика. Огромное спасибо постановщику и коллективу за прекрасный вечер. Новых творческих побед.

Сначала ничего не поняли, а потом как поняли! Рекомендую!

Получила удовольствие от просмотра,захватила необычная для театра подача и разбор человеческих эмоций,отношений и чувств. Присутствие на сцене обнаженных тел не вызывало отрицательных эмоций, все было красиво и талантливо. Рекомендую.

Просто великолепный спектакль! Не только актеры играли на отлично (какое там, жили!), но и очень понравились режиссёрские решения. Роль голоса за кадром тоже отлично продумана.
В общем, всем рекомендую!

22.03.2020г. Театр "Красный факел". Спектакль "Тектоника чувств" (Эрик-Эмманюэль Шмитт; режиссёр - Сергей Чехов).
В начале 20-х гг. ХХв. немецким учёным Альфредом Вегенером была сформулирована гипотеза дрейфа материков и литосферных плит. Согласно его теории, литосферные плиты расходятся - зоны растяжения (спрединг) образуя новую земную кору или сталкиваются, формируя зоны сжатия или погружения одна под другую, тем самым расплавляя ту, что уходит в вещество мантии (субдукция). . всё как в отношениях! Люди, по разным причинам, как те литосферные плиты, взаимодействуют между собой. То сталкиваясь мучают друг друга, то одна из сторон начинает подчинятся другому "растопляя" свои желания, гордость, мечты . или просто расстаются, создавая новые чувства, наращивая их в новых отношениях. У героев спектакля всё ещё сложнее. Они прошли ВСЁ это. Всё просто и сложно. Ревность и гордость одной, должна была разрушить, "сжать" отношения других, а в итоге нечаянное их "нарощенное" счастье. Неувязочка вышла… Всё сложно и просто!
Сказать, что играли? Нет. Жили. Прожили эту историю пяти человек, каждый из которых был участником или соучастником треугольника любви и ненависти. Екатерина Жирова, Клавдия Качусова, Галина Алёхина, Виктория Левченко и Илья Музыко представили роскошные образы своих героев, а Антон Войналович бережно рассказал нам их историю. Все безумно хороши. А сколько их нервов ушло, только им известно. Спасибо вам и браво!

Затронуты важные моменты участия Эго в отношениях, также показан и родительский эгоизм. Драма на 5+. Постановка обалденная.

Читайте также: