Текст типы текстов 3 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:
Предметные: способствовать формированию знаний о тексте, его типах.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение.
Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия.
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Умрихина В.Р.

Дата: 25.09.19

Тема: Типы текстов.

Цель: закрепить умение определять тип текста.

Планируемые результаты:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу Метапредметными результатами

- Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

- Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- формировать умение определять тип текста.

- закрепить умение определять тему и главную мысль текста.

- развивать орфографическую зоркость

Технологическая карта

I Мотивационно - целевой

3.Подведение к теме урока

Откроем тетради, от домашней работы отступите 2 строки, запишите число. Сегодня Двадцать пятое сентября. Классная работа.

1.Минутка чистописания

На доске написаны слова:

- Прочитайте слова. Определите, что в них общего? Чем различаются?

- Докажите сою точку зрения.

- Цепочку для минутки чистописания составим из 3-х букв. Первая – обозначает мягкий согласный звук в имени существительном. Вторая – твердый согласный звук в глаголе. Третья – безударный гласный в имени прилагательном.

- Что это за буквы?

На доске: Рте

Запишем под диктовку предложения со словарными словами. Поставьте ударения в словарных словах.

Скоро наступит октябрь. Погода в конце месяца стояла холодная. Народ достал тёплую одежду. Я надела пальто и сапоги, укуталась в платок и вышла из квартиры. Мне было тепло и хорошо.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите.

- Определите тему этого текста и главную мысль.

Откроем учебник с.19

- Скажите, а чем ещё, кроме темы и основной мысли, могут различаться тексты?

- Кто сможет назвать их?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Чему мы научимся? Чему вы хотите научиться?

Читают слова, определяют, что пропущена орфограмма безударная гласная в корне слов. Доказывают, подбирая проверочные слова, записывают у доски.

старик – стар, ленивый – лень, висит-виснет

Отмечают, что записаны слова разных частей речи:

старик (кто?) – имя существительное ленивый (какой?) – имя прилагательное висит (что делает?) - глагол

Ученики определяют, что это буквы р,т,е

Ученики выявляют закономерность, красиво и аккуратно прописывают буквы

Предложения связаны по смыслу.

О погоде. Что осенью нужно тепло одеваться.

• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других.

• Выразительно читать и пересказывать текст.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные :

-формировать умения высказывать своё предположение;

-формировать умения анализировать;

II. Проектировочный

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?

III Процессуальный

1.Этап овладения новыми знаниями

Прочитаем диалог Ани, Вани и профессора Самоварова.

Прочитаем задание к Упр.27.

Прочитайте три текста и сравните их.

- Можете ли вы определить тип каждого из трёх текстов?

- Как вы определили, что первый текст - описание?

- Как вы определили, что третий текст – рассуждение?

- Одинаковые ли темы этих текстов?

Прочитайте узелки на память на с.20. Постарайтесь рассказать.

Спишите один понравившийся текст, выделяя орфограммы.

Ответы детей.

Описана ёлка

Рассказывают о путешествии в еловый лес.

Объясняют, почему выбрали такое новогоднее дерево.

Да, все тексты о ели.

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

2.Закрепление изученного материала

Задание на карточках.

Определи тип текста.

1)… Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, объяснил Цветик. – Например, утка-шутка, коржик - моржик. Понял?

Селёдка, ответил Незнайка.

Какая же это рифма: палка - селёдка. Никакой рифмы нет в этих словах.

Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

2) …Яблоки бывают крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

2. Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёнка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку – и по щеке. Я мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул. Сел и скалится.

IV Рефликсивно-оценочный

1.Подведение итогов и результатов урока

Мишка.
Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший. (Рассуждение)

То лужи голубые,

То солнечные дни.

На пригорках

Пятна снеговые

Прячутся от солнышка

Гусиная цепочка,

Проснулся ручеёк,

И зиме показывает

Озорной, зелёный

Язычок. (Описание)

О свинке

У свинки с поросятами розовый бочок,

Хвостик-завитушка, а носик – пятачок. ( Описание)

- Что нового вы узнали?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли мы этой цели?

- Оцените свою деятельность на уроке. По 5-ти бальной шкале. Как вы справились?


Урок позволит закрепить, расширить и углубить знания об актуальных для школьников типах речи, обучить созданию текстов.

Описание разработки

Цель:

Закрепление, расширение знаний об актуальных для школьников типах речи, углубление понимания роли.

Задачи:

- повторять, закреплять, расширять и углублять знаний детей об актуальных для школьников типах речи;

- совершенствовать умения не столько языковые, сколько речевые;

- обучать детей созданию текстов.

- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

- совершенствовать и развивать языковую интуицию учеников;

- обогащать их речевой опыт;

- развивать коммуникативные навыки в ходе коллективной и групповой работы с одноклассниками;

- развивать психические процессы: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций;

- развивать мелкую моторику, каллиграфические навыки письма; наблюдательность, орфографическую зоркость и

орфографическую память (на основе упражнения в списывании (памятка 1), проводимом по технологии, предложенной П. С. Жедек); умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;

- развивать в детях чувства уверенности в своих возможностях, осознание значимости в достижении общей цели.

- воспитывать учебную активность, аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения; чувства взаимопомощи, взаимовыручки; формировать навыки сотрудничества, учений работать в группе.

Этапы урока.

1) Организационный этап. (2-3 мин.)

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Предлагаю провести игру- приветствие.

- Повернитесь лицом к своему соседу и приготовьте ладошки. Касаясь поочерёдно одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого, проговариваем приветствие.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (5-6 мин)

- Садимся на свои места. Разминаем пальчики. Готовим к работе.

(пальчиковая гимнастика с ручкой). Открываем тетради, записываем число, Классная работа.

Технологическая карта урока по русскому языку для начальных классов Текст. Типы текста

(Экран) Дома вы повторяли словарные слова. Сейчас мы проверим, умеете ли вы находить чужие ошибки.

- Предлагаю вам выписать в тетрадь из таблицы те слова, в которых есть ошибка. Подчеркнуть ту букву, которую вы исправили.

- У кого так, как на доске поднимите зелёную карточку, кто допустил ошибку - жёлтую.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Для того чтобы узнать тему нашего урока, составьте слово из подчеркнутых вами букв. Какое слово у вас получилось?

Запишите тему урока. (Текст. Типы текста. )

У. Кто из вас поможет нам сформулировать цель нашего урока? (Закрепить знания о тексте. )

Назовите задачи нашего урока.

1. Уточнить, что такое текст.

2. Повторить типы текста.

3. Вспомнить основные признаки текста.

(Приготовьте сигнальные карточки).

- Я читаю в быстром темпе фразу, если вы согласны с ней -поднимаете зелёную карточку, не согласны- жёлтую.

- обобщить и систематизировать знания по данной теме.

Образовательные: систематизировать знания детей о признаках текста, формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Развивающие: способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через ЭСО; Воспитывать ответственность, чувство коллективизма; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.

Образовательные: закрепляют знания о признаках текста, отличают предложения от группы слов, выделяют части текстов, различают типы текстов.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету черезЭСО; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

-способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

-работать над осознанием ответственности за общее дело;

-сформировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-создать возможность формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия ;

-создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

-развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-создать возможность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

-помочь формулировать собственную позицию и мнение;

-создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте;

-помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

-помочь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-формировать умение определять тип текста; составлять план своей деятельности;

-помочь выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

- развивать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

-развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

-помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

-развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Систематизация знаний о признаках текста. Определение типов текстов.

Основные термины и понятия

Текст. Предложение. Типы текстов : повествование , описание, рассуждение.

Различают текст и предложения;

Отличают предложения от группы слов;

Выделяют части текста;

Различают типы текстов;

Личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия

Коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

Познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ЭСО, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- компьютер (для учителя);

- карточки с заданием

русский язык + литературное чтение

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы учебного занятия

Организационный момент(Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне)

- Как вы думаете, что нам необходимо для того, чтобы урок прошёл удачно?

-Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний новой информацией и поделиться с нами тем, что вы уже знаете. Желаю вам всем успехов.

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга.

Регулятивные: волевая саморегуляция; организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Личностные: действие смыслообразования.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Делать самостоятельно простые выводы.

Коммуникативные. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Познавательные. Устанавливать связь слов в предложении.

Устанавливать связь предложений в тексте.

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

Подведение под правило;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Актуализация знаний (Практическая работа с карточками).

(Интерактивная доска (ИД))

ние темы и цели урока.

1)-Начинаем работу. Работаем в паре. Перед вами карточки. Прочитайте. Как вы думаете, что здесь надо сделать?

Совершенно верно. Подул ветер и точки все улетели.

-Проверьте по ИД. У кого были допущены ошибки?

2)Посмотрите на ИД (функция занавес, затемнение) .Это предложения? Докажите.

Ветер-проказник и в следующем задании поработал. Составьте из слов предложения и запишите их.

1)севера, резкий, с, дует, ветер

2)деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3)небе , грустный , крик , раздаётся , в, небе

Проверим, что у вас получилось, прочитайте свои предложения

Проверьте по ИД (открывается занавес )

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

-Это текст? Почему?

-Расположите строчки стих-ия так, чтобы получился связный рассказ.

-Прочитайте, что у вас получилось.

-Сформулируйте тему урока.

-Прочитаем по ИД.

-Кто из вас поможет нам сформулировать цель нашего урока?

-Назовите задачи нашего урока.

-Да, а ещё вспомним типы текстов.

-Разделить на предложения.

Работа в парах. Делят текст на предложения, оформляют границы предл-ий на карточках.

Проверяют по ИД.

Составление и запись сам-но.

Проверяют по ИД.

Ответы: Нет. Предложения не связаны между собой.

Выполняют задание сам-но, устно

уточнить знания о тексте

1. Уточнить, что такое текст.

2.Вспомнить основные признаки текста

Актуализация опорных знаний (Актуализация изученного материала, необходимого для работы на уроке ) Презентация.

Работа по учебнику.

Постановка учебной задачи.

-Давайте вспомним, что такое текст?

Выберите правильный ответ , работая в паре.

-Скажите, какой ответ выбрали и обоснуйте свой выбор.

-Хорошо. Назовите признаки текста.

Проверьте, все признаки назвали.

-Что вы можете сказать? Это текст? Докажите.

-О чём говорится в тексте?

-Определите главную мысль текста.

-Какое название подойдёт к этому тексту?

-Выполните письменные задания к упражнению.

-Проверяем. Назовите имена прилагательные. Какие слова называются им. прилаг.?

-Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

-Определите главную мысль текста.

-Сколько частей в этом тексте?

-Почему автор выделил в тексте три части?

-Прочитайте 1 часть. Придумайте к ней заголовок. Запишите.

-Прочитайте 2 часть. Придумайте к ней заголовок. Запишите.

-Прочитайте 3 часть. Придумайте к ней заголовок. Запишите.

-Как одна часть текста отделяется от другой?

А теперь отдохнём.

-Какие типы текста вам известны?

-Как определить тип текста?

-Давайте вернёмся к тексту упр.12. -О каком тексте здесь сказано?

-Молодцы. А теперь скажите, как определили, что это текст повествование?

Обобщим ваши ответы. Текст повествование на какой вопрос отвечает? В этом тексте есть развитие действий, т.е. что дальше происходило? Рисунок к этому тексту можно нарисовать?

-О каком тексте здесь сказано?

-Молодцы, как определили, что это текст описание?

-Какой вопрос можно задать этому тексту?Развитие событий здесь есть?

Рисунок можно нарисовать?

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

-Определите тип текста.

Молодцы, как определили, что это текст рассуждение?

-Какой вопрос можно задать этому тексту? Развитие событий здесь есть?

Рисунок можно нарисовать? А что здесь?

Читают слайд, выбирают ответ.

Проверяют по ИД

-Это текст, т.к. предложения связаны по смыслу общей темой

Сам-ое выполнение задания.

Каждая часть пишется с красной строки.

Ответ, если затрудняются, след. Вопрос

Ответы( если не справляются, наводящие вопросы помощь учителя)

общеучебные: умение структурировать знания,

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

проговаривать вслух в сотрудничестве с

учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Познавательные:

постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Обработка информации (определение основной и второстепенной информации).

Осуществлять смысловое чтение.

Выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Классификация по заданным критериям; установление аналогий;

Работа по карточкам

Определение типа текста в зависимости от ситуации.

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.

- Для чего нужно различать типы текстов?

- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.

- Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём.

Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот.

- Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение?

Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации

Работа в группах

Один человек из группы читает переделанный текст

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения;договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

-Подведем итог. С какими типами текста сегодня работали?

-Посмотрите на схему. Как вы ответите на эти вопросы по итогам урока?

Выберите ту пословицу, которая наиболее точно выражает, то, как вы работали на уроке.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без работы день годом кажется.

Кто не работает, тот не ошибается.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Дети подводят итог урока

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Читайте также: