Технологический уровень методологии педагогики высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит организация педагогического исследования и его методика.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Ф у ндаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и процедурный.

Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы.

В о втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Но только его недостаточно, необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние "знания о незнании", т.е. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий, природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель - переформулированная проблема.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

5. Технологический уровень методологии образования. Технологический уровень методологии — это уровень методов и техники исследования. Он предполагает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер, выступая как система рекомендаций по организации и проведению педагогического исследования.

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависит организация педагогического исследования и его методика.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

В каждом отдельном педагогическом или психологическом исследовании должно соблюдаться требование целостности, непротиворечивости уровней методологии. Это означает, что философские взгляды автора исследования должны соответствовать принципам анализа исследуемого им феномена на общенаучном и конкретно-научном уровнях, исследовательскому инструментарию, а также характеру исследуемого образовательного феномена.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на группы: методы теоретического исследования, методы эмпирического познания педагогических явлений (методы изучения педагогического опыта, экспериментальные методы, методы педагогического тестирования, математические и статистические методы.

Задачи данной учебной дисциплины обусловлены процессами реформирования многоступенчатой системы высшего образования, переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, подготовкой будущих специалистов к профессиональному компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании как саморазвивающейся личности с творческим стилем научного мышления и высоким уровнем профессиональной компетентности.

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Методология педагогики высшей школы

Прежде чем подробно углубиться в проблему нашей темы дадим определения основных понятий, которые и будут представлять собой суть дальнейшего повествования.

Педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические, методические и практические проблемы высшего образования [3].

В широком смысле слова методология представляет собой совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в применении к решению сложных теоретических и практических задач. Это - мировоззренческая позиция исследователя.

В узком смысле слова методология трактуется как совокупность методов научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной проблемы.

Методология педагогики – совокупность гносеологических подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[3].

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

К началу XXI века педагогика стала сложно организованной наукой, в составе которой выделяется большое количество научных течений, направлений, дисциплин.

Показателем самоопределения педагогики как самостоятельной научной дисциплины является то место, которое она заняла в университетском образовании. Об этом свидетельствует тот факт, что педагогика как учебная дисциплина с 1995 года включена в обязательный гуманитарный образовательный стандарт вузов.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;

сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий;

профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности и др.

Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий.

Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.

Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле. Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.

Предмет педагогики высшей школы включает следующие компоненты:

– учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;

– изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;

– разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного выпускника вуза (специалиста) в любой сфере материального или духовного производства (научной сфере)[1].

Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[1].

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах:

как система знаний

и как система научно-исследовательской деятельности.

При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение.

Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики – дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной-нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Методологические идеи педагогики высшей школы исходят из общей педагогики и в то же время имеют свою специфику.

Методологическая основа педагогики высшей школы – это система основополагающих, философски осмысленных положений, которые составляют стержень науки и влияют на ход ее развития.

К ведущим методологическим положениям педагогики высшей школы можно отнести следующие:

1. Педагогические исследования необходимо рассматривать во временном контексте; исторический подход дает возможность определить их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов.

2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает предпосылки для получения объективного результата.

3. Профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста.

4. Источником развития личности студента являются внутренние и внешние факторы: наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование.

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

6. Продуктивность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента детерминирована его активностью, что особенно значимо для самообразования и самовоспитания.

7. Студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивные движения вперед.

8. В формировании мировоззренческой позиции, ценностных ориентации, мотивационной сферы будущего специалиста важное значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей.

9. Наиболее благоприятной средой для воспитания, обучения, формирования личности студента являются коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив.

10. Важным потенциалом и питательной почвой развития педагогики высшей школы является практика, в роли которой выступает вся жизнедеятельность вуза[1].

Методологические положения определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствуют повышению его эффективности.

В структуру научного познания входят объекты, средства познания, ранее полученные в науке результаты– факты, системы знаний и т. д. Одной из составных частей структуры процесса научного познания является научное исследование. Научное исследование, в соответствии с общим пониманием сущности науки, определяется как процесс выработки новых научных знаний, субъективный процесс получения новых знаний отдельным исследователем или их группой. Общепринято выделять фундаментальные, прикладные исследования и исследования-разработки.

Фундаментальное исследование – это исследование, открывающее устойчивые закономерности в сфере науки, на которые, в свою очередь, опирается дальнейший поиск, а также общетеоретические концепции, методологию, историю науки.

Признаками фундаментального исследования являются:

– теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;

– критический анализ научно несостоятельных положений;

– использование методик, адекватных природе познавательных объектов действительности;

– новизна и научная достоверность полученных результатов[1].

Прикладное исследование – это исследование, направленное на решение отдельных теоретических и практических задач.

Признаками прикладного исследования являются приближенность к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность в проведении и внедрении результатов исследования.

Исследование-разработка– это исследование, которое непосредственно обслуживает практику, содержит конкретные указания по организации различных видов деятельности в программах, учебниках, учебных пособиях, инструктивно-методических рекомендациях и пр. Его признаки– целевая направленность, конкретность, определенность, сравнительно небольшой объем[3].

Общие методологические характеристики науки, научно-исследовательской деятельности нуждаются в конкретизации применительно к исследованиям тех или иных объектов действительности. Одним из таких объектов является образование, для педагогики высшей школы–высшее образование, проблемы развития которого находят отражение в педагогических научных исследованиях.

Общепринятой является позиция, что педагогическое исследование – это получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

1) процесс получения новых педагогических знаний;

2) результат исследовательской деятельности;

3) вид научной деятельности;

4) способ получения новых знаний;

5) форма познания и организации исследования;

6) система элементов и др [1].

Одним из важных элементов методологического аппарата исследования является метод.

В научной литературе под методом педагогического исследования понимается способ организации теоретико-логической или экспериментальной работы. Выделяются еще методы, сопровождающие теоретическую или экспериментальную работу. Чтобы получить в итоге проведенного исследования конечные результаты, обладающие убедительными доказательствами их достоверности, необходимо соблюдать следующие условия:

– отобрать такие методы, которые позволили бы на протяжении всего исследования наблюдать за одним и тем же объектом, подлежащим изучению;

– отобрать такое количество методов, которое дало бы возможность получить необходимый и достаточный фактический материал для выявления и построения объективно действующих закономерностей;

– отобранные методы должны способствовать преобразованию объекта исследования;

– для подтверждения или проверки неслучайности полученных результатов или выводов целесообразно организовать параллельное исследование с использованием тех же методов (или других) в другом коллективе, но с той же исследовательской целью;

– совокупность использованных методов или исследовательских методик должна обеспечить получение результатов в таком виде, чтобы его мог использовать любой заинтересованный потребитель[1].

Разработка и совершенствование методов исследования способствуют развитию педагогической науки. Педагогика высшей школы стала самостоятельной наукой в то время, когда общая педагогика обладала значительным фондом методов, использовавшихся для организации исследований различного типа.

В настоящее время педагогика высшей школы располагает системой различных методов, которые с учетом характера педагогического исследования можно подразделить на три группы: теоретические, эмпирические (экспериментальные), графические и математические[1].

Выбор тех или иных методов, их сочетание, создание методики исследования детерминированы проблемой, целью, объектом, характером самого исследования.

В связи с расширением теоретических и методологических исследований, а также исследований в области зарубежной педагогики педагогика высшей школы акцентирует внимание на развитии группы теоретических методов.

В работах по проблематике высшей школы ученые используют следующие теоретические методы:

анализа (понятий, научной литературы, документации, архивных материалов), синтеза, моделирования, целенаправленного построения систем новых теоретических представлений; аналогий; восхождения от конкретного к абстрактному; мысленного эксперимента; прогнозирования развития системы без вмешательства исследователя и др.

К группе экспериментальных методов относят:

педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий, контрольный), наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методнезависимых характеристик и др.

Графические и математические (методы математической статистики) методы выступают как способ фиксации и регистрации количественных показателей в исследовании.

Каждое педагогическое исследование имеет свою структуру. В оптимальном варианте компоненты исследования выстраиваются следующим образом:

Первый этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, ее разработанности педагогическими и другими науками, определение границ исследования, выявление актуальности проблемы для теории и практики.

Второй этап. Определение цели и задач исследования– общих и промежуточных, выявление объекта и предмета.

Третий этап. Определение гипотезы исследования– объяснительной или прогностической, разработка его методики.

Четвертый этап. Разработка программы эксперимента – констатирующего, преобразующего, контрольного.

Пятый этап. Проведение трех этапов педагогического эксперимента, проверка гипотезы.

Шестой этап. Обработка, обобщение и синтез полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций [3].

Задачи исследования связаны с его целью, конкретизируют ее, но они как бывытекают и из гипотезы, раскрывают последовательность действий исследователя в процессе проведения эксперимента.

Предложенная структура характерна для экспериментальных исследований.

Заключение

Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука. Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

Методология в свою очередь устанавливает процессы исследований, их структуру, определяет задачи и совокупности исследовательских методов. Благодаря этому и развивается, находится в постоянном процессе модернизации такая наука, как педагогика высшей школы.

Гипотеза, являясь осевой линией исследовательского процесса, выступает как прообраз будущей теории. Поскольку педагогическое исследование всегда носит творческий характер, постольку и его регламентация относительна и зависит от позиции ученого. Важно, чтобы любое исследование способствовало развитию педагогики высшей школы и было необходимо воспитательно-образовательной практике

Гост

ГОСТ

Понятие и структура педагогической методологии

Наука развивается только при условии, что она постоянно пополняется новыми фактами. Для накопления и интерпретации этих фактов требуются научно обоснованные методы исследований, которые зависят от совокупности теоретических принципов, названных методологией.

Методология - учение о принципах построения, способы и формы научно-познавательной деятельности. Научная методология характеризует компоненты исследования: задачи, объект, предмет, совокупность средств, а также формирует понятие о структуре и последовательности решения различных исследовательских задач.

Методология в педагогике - это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Данное определение объединяет две большие группы научного инструментария. Первая группа включает в себя систему методов познания педагогической реальности и представляет комплекс средств, условий, предписаний и ориентиров исследования. Вторая группа содержит принципы, средства, методы, процедуры, которые являются технологией преобразования и регуляцией педагогической деятельности.

Уровни педагогической методологии

Структура методологии представлена четырьмя уровнями:

  • философским,
  • общенаучным,
  • конкретно-научным,
  • технологическим.

Философский уровень

Содержание методологии высшего философского уровня методологии - общие принципы познания и научные категории в целом.

Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:

  • экзистенциализм;
  • прагматизм;
  • бихевиоризм;
  • диалектический материализм;
  • идеализм.

Готовые работы на аналогичную тему

Экзистенциализм или философия существования. В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека. Ведущая роль в обучении данная философия отводит гуманитарным предметам, а в воспитании - самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию. Экзистенциальный подход обращается к изучению внутреннего мира индивида, его ценностей и смыслов, проявления внутренне обусловленной активности. На данном подходе основываются педагогические концепции, разрабатываемые в рамках образовательной гуманитарной парадигмы.

Основная идея прагматизма заключается в том, что школа должна не учить, а готовить ребёнка к общественной жизни. Соответственно приоритетными являются практические методы обучения. Важной идеей данного направления является уникальность каждого человека, что привело к возникновению педоцентризма, при котором ребёнок является центром образовательного процесса.

Бихевиоризм преследует цель улучшать поведение человека. Задача образования при этом состоит в приобщении человека к общественным нормам посредством создания условий, стимулирующих необходимое поведение, и его закрепление при помощи поощрений. На идеях бихевиоризма основываются некоторые теории организации воспитывающей среды и программированного обучения.

Диалектический материализм считает, что личность развивается в деятельности, цели образования задаются государством и обществом, все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание последователи данного направления видят в целенаправленном формировании заданных качеств. Религиозная или идеалистическая философия видит в воспитании подготовку к вечной жизни. Смысл духовной жизни человека в поиске смысла жизни и своего места в этом мире, а задача педагога заключается в том, чтобы научить различать зло и добро, делать правильный выбор. Особое значение здесь придаётся нравственному воспитанию. Ярко выражен приоритет воспитания над обучением.

Общенаучный уровень

Второй уровень представлен общенаучной методологией, которая включает теоретические концепции, используемые в большинстве научных областей.

Конкретный научный уровень

Третий уровень – это конкретно-научная методология, являющаяся совокупностью принципов, методов исследования, процедур, которые используются в определенной научной дисциплине.

Методология определенной науки включает одновременно проблемы специфического характера для научного знания в данной конкретной области и, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, моделирование в педагогических исследованиях или проблемы системного подхода.

Технологический уровень

Технологическая методология представляет собой методику и технику исследования, то есть определенный набор процедур, которые обеспечивают получение эмпирического достоверного материала и его обработку для последующего включения в массив научных знаний.

На данном уровне методология имеет ярко выраженный нормативный характер.

Уровни методологии образуют систему, в рамках которой они подчиняются друг другу. Философский уровень при этом является содержательной базой любого методологического знания и определяет мировоззренческие взгляды на процесс познания и преобразования действительности.

Под методологией обычно понимают учение о принципах и способах научного познания объективной действительности.

Исходя из общих представлений о методологии, методология педагогики определяется как система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Высший, философский уровень методологии, выполняет общеметодологические функции.

Второй уровень – общенаучный – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – включает проблемы, специфичные для научного познания в данной области, совокупность методов, принципов исследования, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине.

Четвертый уровень – технологический– составляют методика и техника исследования, на этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем.

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, и ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты процесса (явления) рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Конкретно-научная методология каждой науки и обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические, относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике это:

Ø полисубъектный (диалогический),

подходы, которые и являются ее методологическими принципами.

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависят организация педагогического исследования и его методика.

Под педагогическим исследованием понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В.М. Полонский).

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Результатом фундаментальных исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретическим и практическим достижениям педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем общепринятых методологических параметров. К ним относятся:

Æ предмет исследования,

Æ защищаемые положения.

Объект — это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — часть, отраженная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:

Ø методы изучения педагогического опыта,

Ø методы теоретического исследования,

Ø математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как:

û изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Основными методами эмпирического исследования в педагогике являются наблюдение и эксперимент.

Нaблюдeниe − этo cиcтeмa фикcaции и peгиcтpaции cвoйcтв и cвязeй изyчaeмoгo oбъeктa в ecтecтвeнныx ycлoвияx или в иcкyccтвeннoм, cпeциaльнo opгaнизoвaннoм экcпepимeнтe. Пpи блaгoпpиятныx ycлoвияx этoт мeтoд oбecпeчивaeт дocтaтoчнo oбшиpнyю и paзнocтopoннюю инфopмaцию для фopмиpoвaния и фикcaции нayчныx фaктoв.

a включенное и невключенное наблюдение,

a открытое и скрытое,

a сплошное и выборочное.

Нaблюдeниe дoлжнo yдoвлeтвopять pядy тpeбoвaний, вaжнeйшими из кoтopыx являютcя:

Ø результаты наблюдений обязательно фиксируются.

Недостатком наблюдения является возможность влияния личностных особенностей исследователя.

Экcпepимeнт − этo специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Педагогическийэксперимент – это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

Педагогический эксперимент может быть:

Проведение педагогического эксперимента требует тщательной подготовки и организации, которая начинается с четкого определения исследователем цели, характера изменения условий, предполагаемых этапов и возможных результатов эксперимента.

Изучение школьной документации вооружит исследователя объективными данными, характеризующими реальную практику организации образовательного процесса.

К важнейшим методам педагогического исследования относится изучение и обобщение опыта работы.

Достаточно широко в педагогических исследованиях применяются методы других наук, например, тестирование, социометрический анализ, проективные методики и др.

Перечисленные выше методы называют также методами эмпирического познания педагогических явлений, так как они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые затем подвергаются теоретическому анализу.

Среди теоретических методов научно-педагогического исследования выделяют:

Æ теоретический анализ,

Æ логические методы обобщения полученных данных (индукция, дедукция),

Æ построение мысленного эксперимента,

Æ метод аналогий,

Æ моделирование и др.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, который помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, В теоретическом анализе используют другие группы методов исследования — индуктивные и дедуктивные. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Теоретические методы связаны с изучением научно-педагогической литературы, что дает возможность узнать, какие проблемы уже изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены.

Для количественной обработки полученных эмпирических данных в педагогике применяются математические и статистические методы, которые позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными в педагогике математическими методами являются: регистрация, ранжирование и шкалирование.

Неоднозначность протекания педагогических процессов, множественность факторов, одновременно влияющих на их результаты, требует использования разнообразных взамодополняющих исследовательских приемов и методов, проверки и перепроверки полученной информации. Неповторяемость педагогических процессов в отличие от исследований в области естественных наук требует от исследователя корректности формулируемых выводов.

Высшим показателем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры.

Еще Ф.В.А. Дистервег утверждал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности и рутинности.

Л.В. Занков первым из отечественных исследователей говорит о необходимости методологической культуры учителя для успешной реализации образовательной практики. Некоторые системы обучения требуют от педагога не только высокого уровня профессиональных знаний, а также и знания философии (например, систему развивающего обучения В.В.Давыдова можно успешно реализовать при условии владения философией Гегеля).

А.Н. Ходусов рассматривает методологическую культуру как целостное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), методологическую рефлексию (понимание), внутренний план сознания (самосознание).

Среди компонентов методологической культуры учителя выделяют также:

Ø гностический (специальные знания о способах и источниках получения научной информации),

Ø мотивационный (готовность и стремление к самостоятельной исследовательской деятельности),

Ø практически-действенный (овладение исследовательскими умениями и навыками).

Основными признаками методологической культуры выступают:

û осознание понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

û установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

û потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

û стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

û рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

û доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

û понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Педагог, обладающий методологической культурой, отличается научным мышлением, творческой рефлексией и саморефлексией, высокой степенью педагогического общения. Следует отметить, что методологическая культура проявляется не только в знаниях, отдельных умениях и навыках, но и в стиле, логике мышления, в принятии продуктивных решений. Сформированная методологическая культура педагога определяет его позитивное отношение к науке как важнейшему средству диагностирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики.

Вопросы и задания

1. Что обычно понимают под методологией?

2. Раскройте структуру методологического знания.

3. Что такое педагогическое исследование? Каково его назначение?

4. Назовите общепринятые методологические параметры педагогического исследования .

5. Дайте характеристику основных методов научно-педагогического исследования.

Читайте также: