Технологическая карта возвратные глаголы 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Познакомить учащихся о глаголах с возвратным значением; формировать умение образовывать возвратные глаголы. Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице.

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Сформировать представления учащихся о глаголах с возвратным значением; развивать умение образовывать возвратные глаголы, формировать орфографический навык правописания возвратных глаголов.

Личностные
результаты

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия
и термины

Глагол, возвратный глагол, возвратные чатсицы.

Методы и формы

Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.

Оборудование

Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация

Виды работ на уроке

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организационный

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

3. Проверка готовности к уроку

- Я желаю вам успехов на уроке.

- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.

Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: подготовка руки к письму

- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам

1. Минутка чистописания.

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!

- Что это за буква? (Буква О).

- Обратите внимание на образец написания на доске.

- Какое соединение между буквами оо? (нижнее) .

Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту.

- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание оо, соблюдая расстояние и наклон.

- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.

А теперь, познакомимся с новым словарным словом, отгадайте ребус (Командир). Командир - военный начальник в вооружённых силах.

Командир, ударение падает на третий слог, необходимо запомнить написание безударной гласной о в первом слоге. Запишите ново словарное слово, выделяя в нем орфограммы.

Составим предложение со словарными словами:

Командир наградил солдата почетным орденом.

- Назовите орфограммы в каждом слове.

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.

-Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (командир – подлежащее, наградил – сказуемое, солдата – дополнение, почетным – прилагательное, орденом – дополнение. повеств., невоскл., полное., распрастр.)

- Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся)

- Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма.

III .Целеполагание

Цель : обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала

1.Введение в тему урока

2. Создание проблемной ситуации

3.Формулирование темы и цели урока.

- А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. Продолжите стихотворение.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пляшет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …(глагол).

- Как вы думаете, в чем разница между глаголами учить и учиться, слушать - слушаться, развлекать - развлекаться, гонять - гоняться. (на доске). У одних глагол есть частица ться, а у других нет. Вы знаете, как называются эти частицы? (возвратные). А, как называется глагол с возвратной частицей? (возвратный глагол).

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с возвратными частицами и будем тренироваться в образовании возвратных глаголов. (оценки).

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала .

1.Работа с правилом на странице 102

2. Выполнение упражнения 211, с.102

3. Выполнение упражнения 213, с. 103

Физкультминутка.

4. Выполнение упражнения на с.103 упр. 215

- Узнаем, что же обозначают возвратные глаголы. Составим предложения с глаголами умывать и умываться. (2-3 человека).

- Какую закономерность можно отметить? (глаголы с возвратной частицей, обозначают действие, направленное на себя.)

- Откройте учебники на странице 102. Прочитайте правило про себя. Теперь в слух прочитает…

- И так, какие глаголы называются возвратными? (те, у которых есть суффикс ся).

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?).

- В каком случаи в возвратных глаголах пишется мягкий знак? (есть это глагол неопределенной формы).

- Теперь, проверим, как вы запомнили правило. Выполним упражнение 211. Прочитает задание к упражнению… Что нужно сделать в упражнении? (списать возвратные глаголы, подчеркнуть мягкий знак).

- Запишите упражнение 211. По одному слову с первого ряда. Так в каком случаи пишется мягкий знак? (в глаголах несовершенного вида).

- А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания. Запишем упражнение 213. Читает первую часть задания. Что нужно сделать? (составить словосочетания с данными глагола, указать падеж имен существительных). Проговорим устно: тревожиться за близкого (р.п), хвалить сестру (р.п), хвалиться достижением (т.п), извинить друга (р.п), беспокоить соседей (р.п), беспокоиться о родителях (п.п.).

Обратите внимание на выделенные глаголы, какое значение они имеют? (действие, направленно на себя). Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем:

Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз.

Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз.

Гимнастика для глаз.

- Знаете ли вы ребята, ученные доказали, что для того, чтобы хорошо все запоминать, необходимо постоянно тренировать свою память. Сейчас мы этим и займемся.

- Посмотрите на упражнение 215. Прочтет задание…Что нужно сделать в упражнении? (списать по памяти).

- И так, ребята, прочтем все вместе. (5 раз).

-А теперь, закроем учебники и проговорим все вместе без учебников.

- Теперь запишите в тетради.

-Проверим, на сколько вы были внимательны, открывайте учебник и сверяйте свои записи в тетради и текст упражнения.

-У кого получилось точь – в – точь? А у кого чуть не получилось? Нужно быть более внимательными.

- Выделим в стихотворении глаголы: продается, ложиться, вставать. Почему в глаголе ложиться мы написали мягкий знак? (глагол неопределенной формы).

- Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. ( оценки)

Закрепление знаний и способов.

Цель : обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

- глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета -

- это вопросы инфинитива +

- глаголы имеют падеж -

- глагол изменяется по падежам -

- глагол изменяется по временам +

- в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам +

- возвратные глаголы имеют частицы тся и ться +

- в предложении глагол – дополнение –

- в предложении глагол – сказуемое (оценки)

Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

И так ребята, с какими глаголами мы сегодня познакомились? (с возвратными). На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? (что делать/сделать?). В каком случае пишется мягкий знак перед суффиксом ся?

- Чему научились на уроке?

- Что интересного вы узнали для себя?

- Что для вас было труднее всего?

- Что для вас было легче всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

3. Домашнее задание и выставление оценок

Дома вы должны выполнить упражнение 212 на странице 102. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь.

2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..

ВложениеРазмер
vozvratnye_glagoly.docx 117.46 КБ
vozvratnye_glagoly.pptx 378.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Подготовила учитель начальных классов

Захарова Любовь Вячеславовна

Предмет : Русский язык

1) познакомить с понятием возвратные глаголы;

2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..

1. М отивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Закройте глаза , подумайте о чем-то хорошем, откройте.

-Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать ,

Мы умеем рассуждать .

Всё, что нужно для работы,

Будем смело выполнять .

− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы)

-Что вы знаете об этой части речи? Проведем блин-опрос.

- Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени)

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? ( по родам и числам)

- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

-Как пишется не с глаголами? (отдельно)

-Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму)

-Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола)

2.-Прочитайте глаголы и сравните их.

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? ( первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой)

-Что придает вторым глаголам такое значение ? ( суффикс -ся )

-Как могут называться такие глаголы ?

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− умение структурировать знания (П);

− извлечение необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− контроль, коррекция (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

−использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявление места и причины затруднения.

-В чем затруднение?

-Почему возникло затруднение?

− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− контроль и оценка результатов деятельности (П);

− постановка и формулирование проблемы (П);

− установление причинно-следственных связей (П).

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

−выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Где вы может найти ответ на данный вопрос ?

-Прочитайте правило на с.102 учебника.

-Как же называются такие глаголы ?

- Сформулируйте тему урока.

Учитель записывает или открывает тему на доске.

− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);

− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);

− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);

− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);

−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).

5.Реализация построенного проекта.

обуться- обуть себя

причесаться -причесать себя

покраситься- покрасить себя

-Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?

- Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.

1. Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя).

2. Встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой).

3. Удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта).

4. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Прочитайте. В чем сходство и различие каждой пары глаголов?

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов.(- ся )

-Как вы думаете, почему в неопределенной форме перед суффиксом – ся всегда пишется мягкий знак ? (сохраняется суффикс неопределенной формы) .

2.Упражнения в правописании возвратных глаголов.

-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак (фронтально).

Допустить ошибку (ошибиться), снять обувь (разуться),настойчиво спрашивать о чем-либо (интересоваться), приходить в негодование (злиться),приветствовать кого-либо при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).

https://xn--2-7sbm4am4a.xn--p1ai/800/600/https/ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d07/00119936-ff88a5b5/hello_html_5f3f8f1a.jpg

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1 .-Скажите, были ли в физминутке возвратные глаголы? ( да )

Любой глагол учитель записывает на доске , но с –ца на конце слова.

-Что вас насторожило ? (вместо –ться написали -ца)

-Почему ? (из-за произношения)

-Напишите правильно словосочетание: согну[ца] в тетради.

- Проверьте по образцу : согнуться

-Вставьте пропущенные буквы, задавая вопрос к глаголам ,заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держа[ца] на воде, переворачива[ца] с боку на бок, уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, верну[ца] из дальней поездки.

- Проверьте свою работу по эталону.

-Кто из вас испытал затруднение?

-Почему возникло затруднение?

-Что вы можете сказать?

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Запишите предложение под диктовку:

На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Над каждым словом предложения надпишите часть речи.

-Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые. (дрожит)

-Назовите все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель урока вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы цели? Докажите., ответив на мои вопросы.

- Каким глаголам был посвящен наш урок?

-Назовите признак возвратных глаголов.

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме ?

-Какой знак пишется в них перед –ся ?

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи пьедестала.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

Далее идет обсуждение домашнего задания.

Дз: выучить правило , с .103 упражнение 213

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 4 классе Подготовила: учитель начальных классов Захарова Любовь Вячеславовна 2021 г.

Девиз урока Мы умеем думать , Мы умеем рассуждать . Всё, что нужно для работы, Будем смело выполнять .

Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы отвечает глагол? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Каким членом предложения обычно бывает глагол? Как пишется не с глаголами? Что называют неопределенной формой глагола ? Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ?

обуть-обуться причесать-причесаться покрасить- покраситься Возвратные глаголы

обуться -обуть себя причесаться -причесать … покраситься - покрасить…

К акие значения могут иметь возвратные глаголы? 1. Д ействие субъекта направлено на себя: умываться , одеваться, обуваться 2. В заимные действия, направленные друг на друга : встречаться , обниматься 4. П ризнак, характеризующий свойства субъекта : ткань мнется, собака кусается, кошка царапается 3. С остояние субъекта : у дивляться , радоваться, сердиться

Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак . Допустить ошибку ; снять обувь ; настойчиво спрашивать о чем-либо ; приходить в негодование; приветствовать кого-либо при встрече ; испытывать волнение, тревогу .

согну[ ца ] согнуться

Запишите правильно словосочетания, заменяя звуки буквами. В ыделите орфограмму. Уехали купа[ ца ], резви [ ца ] на улице, держа[ ца ] на воде, переворачива [ ца ] с боку на бок, уволи [ ца ] с работы, отворачива [ ца ] от чашки, верну[ ца ] из дальней поездки. Уехали купаться, р езвиться на улице, держаться на воде, п ереворачиваться с боку на бок, у волиться с работы, о творачиваться от чашки, в ернуться из дальней поездки.

4 5 3 Все понятно Были небольшие затруднения, но сейчас всё понятно Надо ещё поработать над темой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи; 2)расширить представление учащихся о значении глагола.



Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Глагол" 4 класс. Программа "Нвчальная школа 21 века".


Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола".УМК "Перспектива"


Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"

Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся.

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке".


Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир.

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

Планируемые результаты:

  • Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
ВложениеРазмер
russkiy_16_04.docx 824.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Афанасьева О. В.

ФИ студента: Козедубова Е. А.

ФИО методиста: Солопова Т. В.

Конспект урока по русскому языку

Цели деятельности учителя : формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

  • Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Методы и приемы

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: работа в тетради.

- Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.

- Выполните морфологический разбор слова прыгает.

-Какие глаголы мы называем возвратными?

Выполняют каллиграфичное письмо

- Глаголы, которые имеют суффикс ся

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…

– Кто автор этого произведения? Как оно называется?

Назовите глаголы в неопределённой форме.

Найдите среди них лишний глагол.

Почему он лишний?

– Что общего у всех остальных глаголов?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

Отвечают на вопросы

- Нет –ся на конце

Цели: научится писать возвратные глаголы.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Практический: работа в карточках.

Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно.

Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.

-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.

- Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216

- Прочитайте его.
- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Это вопросы какой формы?

- А во втором столбике вопросы какого лица?

- На какие две группы их можно разделить?

- По какому признаку?

-Как еще можно отличить их?

- Чем они различаются?

-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

-Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Отвечают на вопросы учителя

-ть меняется на окончание

В 1 столбике : что делать?, что сделать?.

Вопросы неопределенной формы.

Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.

- по написанию мягкого знака

-Отвечают на разные вопросы.

1 Определяем, возвратный ли это глагол?

2. На какой вопрос отвечает?

3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

- Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит. ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За все брат…ся – ничего не сделать.

- Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.

- как определить нужен ли здесь мягкий знак?

- В вопросе есть мягкий знак?

( Выполнение задания дальше по аналогии)

- Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.

Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

- вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

- Какое слово лишнее в первой группе?

- В третьей? Почему? Чем оно отличается?

Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание

- нужно задать вопрос к нему

- друзья (что делают?) познаются.

- в слове познаются не нужен мягкий знак.

Трус своей тени боится.

Всякий человек в деле познается.

У него дело из рук валится.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

За все браться – ничего не сделать.

-Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.

- Под полом таится, кошки боится.

Браться, одеваться, сдаваться, купается.

Собираться, считаться, ломается, гневаться.

Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.

- не имеет мягкого знака.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

- Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов.

Урок открытия новых знаний

Деятельностные:

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;

Развивать память учащихся, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

Содержательные:

Познакомить с понятием возвратные глаголы;

Учить понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, умению образовывать возвратные глаголы;

Формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; образовывать временные формы глагола от неопределенной формы; спрягать возвратные глаголы.

Образовательные:

Совершенствование умения определять глагол как часть речи;

Актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи (грамматических признаках глагола: число, род, время);

Развитие умения определять возвратные глаголы среди группы слов и в тексте;

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при написании глаголов возвратной формы;

Развивающие:

Развивать познавательные и исследовательские умения, внимание и творческие способности детей, самостоятельность и способности решать творческие задачи;

Способствовать развитию орфографического навыка, познавательного интереса, мышления, речи.

Воспитательные:

Воспитывать навыки самостоятельной работы; положительные морально-волевые качества детей; инициативность, самостоятельность, предприимчивость; культуру бесконфликтного общения;

Побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу;

Воспитывать любовь к слову, к родному языку.

Планируемые предметные результаты:

Признаки возвратных глаголов;

Распознавать возвратные глаголы в группе слов и в тексте;

Называть признаки возвратных глаголов.

Образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся (-сь).

Правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме.

Спрягать возвратные глаголы.

Познавательные: ра звивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; п редставлять информацию в виде схемы; в ыявлять сущность, особенности объектов; делать выводы на основе анализа объектов; обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные : проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия совместно с учителем или одноклассниками; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: р азвивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; о формлять свои мысли в устной форме; участвовать в учебном диалоге; работать в группе; критично относиться к своему мнению.

Осознавать личностный смысл учения; проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке, уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Карточки, учебник русского языка для 4 класса, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.

Организационная структура урока

Содержание деятельности

Содержание деятельности

Планируемые результаты УУД

1. Организационный

Цель: подготовка

учащихся к работе

Проверка готовности учащихся

к уроку. Психологический настрой.

Пусть утро действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

-Потрите ладошки.

-Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу! Начнём урок русского языка.

Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность.

- Ребята, мы уже четвёртый год говорим с вами о том, что значит учиться.

Расскажите об этом и нашим гостям.

Что же значит уметь учиться?

- А зачем нужно учиться?

- А где вы можете получать новые знания?

- Понять, что не знаю и самому узнать новое.

- Чтобы быть успешным учеником.

- Чтобы быть умнее и делать мир лучше.

- Самостоятельно или с помощью учителя и одноклассников.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

3. Актуализация

знаний, формулирование проблемы и фиксация затруднений в учебной деятельности

Цель: актуализация изученного; создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач, мотивация к пробному учебному действию; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует требованиям ФГОС. Результат урока достигается детьми в динамичной работе в группах под руководством учителя.

Содержит ссылки на ЭОР.

Тема: «Технологическая карта урока

Вьюгина Елена Михайловна

учитель начальных классов

(МОУ гимназия 18 , Томилино, округЛюберцы.)

1. Разработайте технологическую карту урока на основе применения заданий электронной формы учебника, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в НОО.

2. Результаты работы представьте в таблице №1,2

Вьюгина Елена Михайловна

МОУ гимназия 18.

Тема и номер урока в теме

Предметная программа и её автор

Изучение нового материала.

Модель организации УПД учащихся уровня НОО

АРМ учителя, класс – фронтальная работа, групповая, работа в парах.

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

I. Адаптационный этап.

1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Выполняют в группе поиск синонимов глаголов:1-Скрывать,2-укрывать,3-мыть.

Организует практическую работу в группах.

2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы

Определяют спряжение синонимов.

Составляют словосочетание гл.+сущ.

Записывают в тетрадь получившееся словосочетание (Прятать деньги, спрятать клад, купать ребёнка).

Выявляют связь слов в словосочетании, определяют направление действия глагола.

Возвращают действие на объект, производящий его.

Наблюдают за изменениями в глаголе (Пря

таться, спрятаться, купаться)

Формулируют тему и задачу урока.

Организует контроль с
помощью документ-
камеры.

II. Основной этап.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Определяют форму глагола (лицо, число, спряжение):

Собирает-собирается, испечь-испечься, бросаешь-бросаешься, лечить-лечиться, радует-радуется.

Организует практическую работу в парах.

Организует контроль с
помощью документ
камеры.

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Самостоятельно формулируют общий вывод о написании тся, -ться в глаголах.

Читают правило в учебнике. Сверяют свой вывод с данным правилом на с.104.

Дополняют правило самостоятельно полученными знаниями из практической работы (Не только неопр. форма гл., но и возвратные гл. 2л. ед. ч. пишутся с ь)

Работают с таблицей: один ученик в паре - с правым блоком, а второй - с левым блоком таблицы

Анализируют языковой материал в таблице.

Взаимопроверка, как они определили, когда пишется -тся, -ться?

Выполнение двигательных упражнений.

Читайте также: