Технологическая карта возвратные глаголы 4 класс школа россии
Обновлено: 07.07.2024
Познакомить учащихся о глаголах с возвратным значением; формировать умение образовывать возвратные глаголы. Формирование умения различать и правильно писать возвратные глаголы в начальной форме и в 3-м лице.
Изучение нового материала.
Планируемые
результаты
(предметные)
Сформировать представления учащихся о глаголах с возвратным значением; развивать умение образовывать возвратные глаголы, формировать орфографический навык правописания возвратных глаголов.
Личностные
результаты
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основные понятия
и термины
Глагол, возвратный глагол, возвратные чатсицы.
Методы и формы
Фронтальная форма, индивидуальная форма; словесный, практический, наглядный.
Оборудование
Учебник русского языка, 4 класс, 2 часть, автор В.Г.Горецкий, В.П.Канакина; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация
Виды работ на уроке
Содержание взаимодействия с учащимися.
Организационный
Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.
3. Проверка готовности к уроку
- Я желаю вам успехов на уроке.
- Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать ручки, тетради, учебник русского языка.
Так же не будем забывать о том, что сидеть вы должны ровно, ручку держать правильно.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: подготовка руки к письму
- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Теперь когда ваши ручки готовы, приступим к работе.
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам
1. Минутка чистописания.
- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку, отгадкой будет буква, которую мы будем сегодня писать на уроке:
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
- Что это за буква? (Буква О).
- Обратите внимание на образец написания на доске.
- Какое соединение между буквами оо? (нижнее) .
Обратите внимание, что все элементы имеют одинаковую высоту.
- Запишите до конца рабочей строки буквосочетание оо, соблюдая расстояние и наклон.
- А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов.
А теперь, познакомимся с новым словарным словом, отгадайте ребус (Командир). Командир - военный начальник в вооружённых силах.
Командир, ударение падает на третий слог, необходимо запомнить написание безударной гласной о в первом слоге. Запишите ново словарное слово, выделяя в нем орфограммы.
Составим предложение со словарными словами:
Командир наградил солдата почетным орденом.
- Назовите орфограммы в каждом слове.
- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.
-Выполнит разбор предложения у доски, а вы в своих тетрадях. (командир – подлежащее, наградил – сказуемое, солдата – дополнение, почетным – прилагательное, орденом – дополнение. повеств., невоскл., полное., распрастр.)
- Ребята, для чего мы должны уметь красиво и разборчиво писать? (ответы учащихся)
- Молодцы, верно. Но, мы должны писать не только красиво и разборчиво, необходимо помнить и о грамотности вашего письма.
III .Целеполагание
Цель : обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
1.Введение в тему урока
2. Создание проблемной ситуации
3.Формулирование темы и цели урока.
- А теперь узнаем тему сегодняшнего урока. Продолжите стихотворение.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пляшет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …(глагол).
- Как вы думаете, в чем разница между глаголами учить и учиться, слушать - слушаться, развлекать - развлекаться, гонять - гоняться. (на доске). У одних глагол есть частица ться, а у других нет. Вы знаете, как называются эти частицы? (возвратные). А, как называется глагол с возвратной частицей? (возвратный глагол).
Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с возвратными частицами и будем тренироваться в образовании возвратных глаголов. (оценки).
Изучение нового материала
Цель: обеспечить восприятие осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала: содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала .
1.Работа с правилом на странице 102
2. Выполнение упражнения 211, с.102
3. Выполнение упражнения 213, с. 103
Физкультминутка.
4. Выполнение упражнения на с.103 упр. 215
- Узнаем, что же обозначают возвратные глаголы. Составим предложения с глаголами умывать и умываться. (2-3 человека).
- Какую закономерность можно отметить? (глаголы с возвратной частицей, обозначают действие, направленное на себя.)
- Откройте учебники на странице 102. Прочитайте правило про себя. Теперь в слух прочитает…
- И так, какие глаголы называются возвратными? (те, у которых есть суффикс ся).
- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (что делать, что сделать?).
- В каком случаи в возвратных глаголах пишется мягкий знак? (есть это глагол неопределенной формы).
- Теперь, проверим, как вы запомнили правило. Выполним упражнение 211. Прочитает задание к упражнению… Что нужно сделать в упражнении? (списать возвратные глаголы, подчеркнуть мягкий знак).
- Запишите упражнение 211. По одному слову с первого ряда. Так в каком случаи пишется мягкий знак? (в глаголах несовершенного вида).
- А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания. Запишем упражнение 213. Читает первую часть задания. Что нужно сделать? (составить словосочетания с данными глагола, указать падеж имен существительных). Проговорим устно: тревожиться за близкого (р.п), хвалить сестру (р.п), хвалиться достижением (т.п), извинить друга (р.п), беспокоить соседей (р.п), беспокоиться о родителях (п.п.).
Обратите внимание на выделенные глаголы, какое значение они имеют? (действие, направленно на себя). Молодцы ребята, а теперь встаньте со своих рабочих мест, отдохнем:
Плечики поднять, отвести назад, опустить – 5 раз.
Руки: вперед, вверх, на пояс – 5 раз.
Гимнастика для глаз.
- Знаете ли вы ребята, ученные доказали, что для того, чтобы хорошо все запоминать, необходимо постоянно тренировать свою память. Сейчас мы этим и займемся.
- Посмотрите на упражнение 215. Прочтет задание…Что нужно сделать в упражнении? (списать по памяти).
- И так, ребята, прочтем все вместе. (5 раз).
-А теперь, закроем учебники и проговорим все вместе без учебников.
- Теперь запишите в тетради.
-Проверим, на сколько вы были внимательны, открывайте учебник и сверяйте свои записи в тетради и текст упражнения.
-У кого получилось точь – в – точь? А у кого чуть не получилось? Нужно быть более внимательными.
- Выделим в стихотворении глаголы: продается, ложиться, вставать. Почему в глаголе ложиться мы написали мягкий знак? (глагол неопределенной формы).
- Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. ( оценки)
Закрепление знаний и способов.
Цель : обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
- глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета -
- это вопросы инфинитива +
- глаголы имеют падеж -
- глагол изменяется по падежам -
- глагол изменяется по временам +
- в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам +
- возвратные глаголы имеют частицы тся и ться +
- в предложении глагол – дополнение –
- в предложении глагол – сказуемое (оценки)
Подведение итогов урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
И так ребята, с какими глаголами мы сегодня познакомились? (с возвратными). На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? (что делать/сделать?). В каком случае пишется мягкий знак перед суффиксом ся?
- Чему научились на уроке?
- Что интересного вы узнали для себя?
- Что для вас было труднее всего?
- Что для вас было легче всего?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
3. Домашнее задание и выставление оценок
Дома вы должны выполнить упражнение 212 на странице 102. Откройте его, прочтет задание…Что нужно сделать в задании? Вы получали оценки по ходу урока, поднесите дневники, я распишусь.
2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..
Вложение | Размер |
---|---|
vozvratnye_glagoly.docx | 117.46 КБ |
vozvratnye_glagoly.pptx | 378.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Подготовила учитель начальных классов
Захарова Любовь Вячеславовна
Предмет : Русский язык
1) познакомить с понятием возвратные глаголы;
2)развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами..
1. М отивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Закройте глаза , подумайте о чем-то хорошем, откройте.
-Девизом нашего урока будут следующие слова:
Мы умеем думать ,
Мы умеем рассуждать .
Всё, что нужно для работы,
Будем смело выполнять .
− Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы)
-Что вы знаете об этой части речи? Проведем блин-опрос.
- Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета)
- На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени)
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? ( по родам и числам)
- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)
-Как пишется не с глаголами? (отдельно)
-Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму)
-Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола)
2.-Прочитайте глаголы и сравните их.
-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? ( первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой)
-Что придает вторым глаголам такое значение ? ( суффикс -ся )
-Как могут называться такие глаголы ?
− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− умение структурировать знания (П);
− извлечение необходимой информации из текстов (П);
− использование знаково−символических средств (П);
− контроль и оценка результатов деятельности (П);
− контроль, коррекция (Р);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
− учёт разных мнений (К);
−использование критериев для обоснования своего суждения (К).
3. Выявление места и причины затруднения.
-В чем затруднение?
-Почему возникло затруднение?
− Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
− контроль и оценка результатов деятельности (П);
− постановка и формулирование проблемы (П);
− установление причинно-следственных связей (П).
− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
−выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-Где вы может найти ответ на данный вопрос ?
-Прочитайте правило на с.102 учебника.
-Как же называются такие глаголы ?
- Сформулируйте тему урока.
Учитель записывает или открывает тему на доске.
− Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);
− самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П);
− коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р);
− контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р);
−планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К).
5.Реализация построенного проекта.
обуться- обуть себя
причесаться -причесать себя
покраситься- покрасить себя
-Теперь стало понятнее, почему глагол называется возвратным?
- Давайте подумаем, какие значения могут иметь возвратные глаголы.
1. Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя).
2. Встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой).
3. Удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта).
4. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта).
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Прочитайте. В чем сходство и различие каждой пары глаголов?
-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов.(- ся )
-Как вы думаете, почему в неопределенной форме перед суффиксом – ся всегда пишется мягкий знак ? (сохраняется суффикс неопределенной формы) .
2.Упражнения в правописании возвратных глаголов.
-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак (фронтально).
Допустить ошибку (ошибиться), снять обувь (разуться),настойчиво спрашивать о чем-либо (интересоваться), приходить в негодование (злиться),приветствовать кого-либо при встрече (здороваться), испытывать волнение, тревогу (волноваться).
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1 .-Скажите, были ли в физминутке возвратные глаголы? ( да )
Любой глагол учитель записывает на доске , но с –ца на конце слова.
-Что вас насторожило ? (вместо –ться написали -ца)
-Почему ? (из-за произношения)
-Напишите правильно словосочетание: согну[ца] в тетради.
- Проверьте по образцу : согнуться
-Вставьте пропущенные буквы, задавая вопрос к глаголам ,заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держа[ца] на воде, переворачива[ца] с боку на бок, уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, верну[ца] из дальней поездки.
- Проверьте свою работу по эталону.
-Кто из вас испытал затруднение?
-Почему возникло затруднение?
-Что вы можете сказать?
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Запишите предложение под диктовку:
На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Над каждым словом предложения надпишите часть речи.
-Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые. (дрожит)
-Назовите все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель урока вы ставили перед собой?
-Достигли ли вы цели? Докажите., ответив на мои вопросы.
- Каким глаголам был посвящен наш урок?
-Назовите признак возвратных глаголов.
-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме ?
-Какой знак пишется в них перед –ся ?
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи пьедестала.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Дз: выучить правило , с .103 упражнение 213
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 4 классе Подготовила: учитель начальных классов Захарова Любовь Вячеславовна 2021 г.
Девиз урока Мы умеем думать , Мы умеем рассуждать . Всё, что нужно для работы, Будем смело выполнять .
Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы отвечает глагол? Как изменяются глаголы? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Каким членом предложения обычно бывает глагол? Как пишется не с глаголами? Что называют неопределенной формой глагола ? Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ?
обуть-обуться причесать-причесаться покрасить- покраситься Возвратные глаголы
обуться -обуть себя причесаться -причесать … покраситься - покрасить…
К акие значения могут иметь возвратные глаголы? 1. Д ействие субъекта направлено на себя: умываться , одеваться, обуваться 2. В заимные действия, направленные друг на друга : встречаться , обниматься 4. П ризнак, характеризующий свойства субъекта : ткань мнется, собака кусается, кошка царапается 3. С остояние субъекта : у дивляться , радоваться, сердиться
Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратных суффикс, подчеркните мягкий знак . Допустить ошибку ; снять обувь ; настойчиво спрашивать о чем-либо ; приходить в негодование; приветствовать кого-либо при встрече ; испытывать волнение, тревогу .
согну[ ца ] согнуться
Запишите правильно словосочетания, заменяя звуки буквами. В ыделите орфограмму. Уехали купа[ ца ], резви [ ца ] на улице, держа[ ца ] на воде, переворачива [ ца ] с боку на бок, уволи [ ца ] с работы, отворачива [ ца ] от чашки, верну[ ца ] из дальней поездки. Уехали купаться, р езвиться на улице, держаться на воде, п ереворачиваться с боку на бок, у волиться с работы, о творачиваться от чашки, в ернуться из дальней поездки.
4 5 3 Все понятно Были небольшие затруднения, но сейчас всё понятно Надо ещё поработать над темой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс
Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи; 2)расширить представление учащихся о значении глагола.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" 4 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Глагол" 4 класс. Программа "Нвчальная школа 21 века".
Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола".УМК "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"
Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся.
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке".
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир.
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
Планируемые результаты:
- Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_16_04.docx | 824.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Афанасьева О. В.
ФИ студента: Козедубова Е. А.
ФИО методиста: Солопова Т. В.
Конспект урока по русскому языку
Цели деятельности учителя : формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
- Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
- уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Методы и приемы
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя.
- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.
- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
- Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать
Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
II.Актуализация знаний и мотивация
Практический: работа в тетради.
- Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.
- Выполните морфологический разбор слова прыгает.
-Какие глаголы мы называем возвратными?
Выполняют каллиграфичное письмо
- Глаголы, которые имеют суффикс ся
Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
П.: структурирование знаний.
III.Постановка учебной задачи
- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…
– Кто автор этого произведения? Как оно называется?
Назовите глаголы в неопределённой форме.
Найдите среди них лишний глагол.
Почему он лишний?
– Что общего у всех остальных глаголов?
- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?
Отвечают на вопросы
- Нет –ся на конце
Цели: научится писать возвратные глаголы.
П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
IV.Открытие нового знания
Практический: работа с книгой.
Практический: работа в карточках.
Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно.
Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.
Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.
-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.
- Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216
- Прочитайте его.
- На какие вопросы отвечают глаголы?
- Это вопросы какой формы?
- А во втором столбике вопросы какого лица?
- На какие две группы их можно разделить?
- По какому признаку?
-Как еще можно отличить их?
- Чем они различаются?
-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.
-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?
-Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим.
Отвечают на вопросы учителя
-ть меняется на окончание
В 1 столбике : что делать?, что сделать?.
Вопросы неопределенной формы.
Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.
- по написанию мягкого знака
-Отвечают на разные вопросы.
1 Определяем, возвратный ли это глагол?
2. На какой вопрос отвечает?
3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.
Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П.: поиск и выделение необходимой информации.
Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
V.Первичное закрепление во внешней речи
Практический: работа с книгой.
- Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Всякий человек в деле познает…ся.
У него дело из рук валит. ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За все брат…ся – ничего не сделать.
- Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.
- как определить нужен ли здесь мягкий знак?
- В вопросе есть мягкий знак?
( Выполнение задания дальше по аналогии)
- Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.
Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.
Под полом таит…ся, кошки боит…ся.
- вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.
Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.
Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.
Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.
- Какое слово лишнее в первой группе?
- В третьей? Почему? Чем оно отличается?
Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание
- нужно задать вопрос к нему
- друзья (что делают?) познаются.
- в слове познаются не нужен мягкий знак.
Трус своей тени боится.
Всякий человек в деле познается.
У него дело из рук валится.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
За все браться – ничего не сделать.
-Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.
- Под полом таится, кошки боится.
Браться, одеваться, сдаваться, купается.
Собираться, считаться, ломается, гневаться.
Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.
- не имеет мягкого знака.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя.
Практический: работа с карточками.
- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.
Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.
1 карточка - простые задания.
2 карточка - базовые задания.
3 карточка – задания повышенной сложности.
- Возьмите карточку, в соответствии с желанием.
Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.
Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],
уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов.
Урок открытия новых знаний
Деятельностные:
Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;
Развивать память учащихся, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.
Содержательные:
Познакомить с понятием возвратные глаголы;
Учить понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, умению образовывать возвратные глаголы;
Формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме; образовывать временные формы глагола от неопределенной формы; спрягать возвратные глаголы.
Образовательные:
Совершенствование умения определять глагол как часть речи;
Актуализация знаний учащихся о глаголе как части речи (грамматических признаках глагола: число, род, время);
Развитие умения определять возвратные глаголы среди группы слов и в тексте;
Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при написании глаголов возвратной формы;
Развивающие:
Развивать познавательные и исследовательские умения, внимание и творческие способности детей, самостоятельность и способности решать творческие задачи;
Способствовать развитию орфографического навыка, познавательного интереса, мышления, речи.
Воспитательные:
Воспитывать навыки самостоятельной работы; положительные морально-волевые качества детей; инициативность, самостоятельность, предприимчивость; культуру бесконфликтного общения;
Побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу;
Воспитывать любовь к слову, к родному языку.
Планируемые предметные результаты:
Признаки возвратных глаголов;
Распознавать возвратные глаголы в группе слов и в тексте;
Называть признаки возвратных глаголов.
Образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса –ся (-сь).
Правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме.
Спрягать возвратные глаголы.
Познавательные: ра звивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; п редставлять информацию в виде схемы; в ыявлять сущность, особенности объектов; делать выводы на основе анализа объектов; обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные : проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на памятку или алгоритм, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия совместно с учителем или одноклассниками; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: р азвивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; о формлять свои мысли в устной форме; участвовать в учебном диалоге; работать в группе; критично относиться к своему мнению.
Осознавать личностный смысл учения; проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке, уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Карточки, учебник русского языка для 4 класса, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику.
Организационная структура урока
Содержание деятельности
Содержание деятельности
Планируемые результаты УУД
1. Организационный
Цель: подготовка
учащихся к работе
Проверка готовности учащихся
к уроку. Психологический настрой.
Пусть утро действительно будет для вас сегодня добрым и разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
-Потрите ладошки.
-Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу! Начнём урок русского языка.
Подготовка к уроку.
Эмоциональный настрой на урок.
2. Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность.
- Ребята, мы уже четвёртый год говорим с вами о том, что значит учиться.
Расскажите об этом и нашим гостям.
Что же значит уметь учиться?
- А зачем нужно учиться?
- А где вы можете получать новые знания?
- Понять, что не знаю и самому узнать новое.
- Чтобы быть успешным учеником.
- Чтобы быть умнее и делать мир лучше.
- Самостоятельно или с помощью учителя и одноклассников.
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
3. Актуализация
знаний, формулирование проблемы и фиксация затруднений в учебной деятельности
Цель: актуализация изученного; создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач, мотивация к пробному учебному действию; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
Соответствует требованиям ФГОС. Результат урока достигается детьми в динамичной работе в группах под руководством учителя.
Содержит ссылки на ЭОР.
Тема: «Технологическая карта урока
Вьюгина Елена Михайловна
учитель начальных классов
(МОУ гимназия 18 , Томилино, округЛюберцы.)
1. Разработайте технологическую карту урока на основе применения заданий электронной формы учебника, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в НОО.
2. Результаты работы представьте в таблице №1,2
Вьюгина Елена Михайловна
МОУ гимназия 18.
Тема и номер урока в теме
Предметная программа и её автор
Изучение нового материала.
Модель организации УПД учащихся уровня НОО
АРМ учителя, класс – фронтальная работа, групповая, работа в парах.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР
I. Адаптационный этап.
1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке
Выполняют в группе поиск синонимов глаголов:1-Скрывать,2-укрывать,3-мыть.
Организует практическую работу в группах.
2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы
Определяют спряжение синонимов.
Составляют словосочетание гл.+сущ.
Записывают в тетрадь получившееся словосочетание (Прятать деньги, спрятать клад, купать ребёнка).
Выявляют связь слов в словосочетании, определяют направление действия глагола.
Возвращают действие на объект, производящий его.
Наблюдают за изменениями в глаголе (Пря
таться, спрятаться, купаться)
Формулируют тему и задачу урока.
Организует контроль с
помощью документ-
камеры.
II. Основной этап.
1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта
Определяют форму глагола (лицо, число, спряжение):
Собирает-собирается, испечь-испечься, бросаешь-бросаешься, лечить-лечиться, радует-радуется.
Организует практическую работу в парах.
Организует контроль с
помощью документ
камеры.
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос
Самостоятельно формулируют общий вывод о написании тся, -ться в глаголах.
Читают правило в учебнике. Сверяют свой вывод с данным правилом на с.104.
Дополняют правило самостоятельно полученными знаниями из практической работы (Не только неопр. форма гл., но и возвратные гл. 2л. ед. ч. пишутся с ь)
Работают с таблицей: один ученик в паре - с правым блоком, а второй - с левым блоком таблицы
Анализируют языковой материал в таблице.
Взаимопроверка, как они определили, когда пишется -тся, -ться?
Выполнение двигательных упражнений.
Читайте также: