Технологическая карта суриков детство 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Издревле на Руси зимой нечего было делать. Поэтому наиболее очевидным способом отдыха крестьяне предпочитали зимние забавы. Играли в снежки, строили крепости и обороняли их, катались на санях, на коньках, на лыжах, играли в клюшки с деревянным мячом, лепили снежную бабу.

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой. Ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Ключевые слова

Иллюстрации, произведение живописи, произведение литературы, ритм, рифмующиеся слова, средства выразительности, интонация.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Детская энциклопедия, т. 7, изд. Академия пед. наук, стр, 572

Ожидаемые результаты

На уроке мы узнаем, как трудились и отдыхали крестьянские дети.

Сможем поразмышлять, отличаются ли зимние забавы крестьянских детей от современных.

Научимся находить средства выразительности в стихотворном тексте.

Основное содержание урока

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовал бы современных подростков. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю, бороновали.

С 13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте.

Девочки воспитывались будущими хозяйками. Поэтому они полностью помогали маме по хозяйству. Они и помогали готовить еду, кормили скотину, ухаживали за младшими братьями и сестрами, а также заботились о пожилых членах семьи.

Издревле на Руси зимой нечего было делать. Вечерами читали сказки, занимались рукоделием. Поэтому наиболее очевидным способом отдыха крестьяне предпочитали зимние забавы. Играли в снежки, строили крепости и обороняли их, катались на санях, на коньках, на лыжах, играли в клюшки с деревянным мячом, лепили снежную бабу. Можно заметить, что современные дети также, как и 100 лет назад предпочитают зимой кататься на лыжах, на санках, также лепят снеговиков.

Конечно, прогресс не стоит на месте. Появились снегокаты, снегоходы, сноуборды, горные лыжи. Мальчишки уже играют не в клюшки с деревянным шаром, а в хоккей с шайбой. Современные зимние забавы делают жизнь детей, как и раньше счастливой и разнообразной.

2. О зимних забавах крестьянских детей в своих произведениях писал И.З. Суриков.

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой. Ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие предметы имеют отношение к забавам крестьянских детей, а какие - к современным. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.

Применяемые технологии: ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Что для этого надо?

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.

Отвечают на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные )
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

Учитель читает стихи

Пусть на свете рождаются дети,
Как цветы поднимаются пусть.
Был бы серым наш миг на планете,
Если б детство не красило путь.

- Дети сравниваются с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное ).

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам

- Чему будет посвящено новое произведение
- Учебник (стр.9)
- Кто автор ?
- А теперь давайте познакомимся с биографией поэта.

- Как вы понимаете – САМОУЧКА?

3. Постановка учебной задачи

- Определите цели урока

Прослушивают чтение в записи

Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение проекта выхода из затруднений

- Прочитайте стихотворение про себя (стр. 9-13)
- Кто главный персонаж стихотворения?
- Что представляли при чтении? Изменились ли зимние забавы детей?

- Он написал воспоминания о том, как дети любят кататься зимой на санках, любят слушать сказки…

- Представляли, как сами катались и падали.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.
(Коммуникативные)

- А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
- ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
- Кого ещё мы видим в комнате?
- Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
- Прочитайте, светло ли в доме?

Выбирают нужное значение на слайде

6. Самостоятельная работа в группе

Работа в группе: разделить на части, составить план

Составляют план:
1. Катание с горы.
2. В избе.
3.Дивный сон.
4. Весёлые года.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные)

7. Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

Тетрадь на печатной основе: с.8№2

Работают в паре

Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (Коммуникативные)

8. Рефлексия деятельности

Подводят итог, делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные)

Оценить 285 0

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

- образовательные: формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответы в тексте;

- развивающие: развивать устную речь; развивать память; развивать навыки чтения;

- воспитательные: показать, что детство удивительная, сказочная пора.

Планируемые результаты (ПР):

- предметные (Пр): определить героев произведения(Пр1); объяснять значения слов(Пр2); участвовать в обсуждении прослушанного текста(Пр3);

* регулятивные (Р): контролировать и оценивать свою деятельность и работу одноклассников(Р1); планировать свои действия(Р2); принимать и сохранять учебную задачу(Р3);

* коммуникативные (К): учится : договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности(К1); работать в паре, группе(К2);

- личностные (Л): способность к оценке своей учебной деятельности(Л1); учебно-познавательный интерес к к новому учебному материалу(Л2).

7. Средства обучения: Литературное чтение. 3 кл. Ч. 1 : учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч. / [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. Москва: Просвещение, 2019 г, презентация, раздаточный материал.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сейчас все хором прочитаем девиз урока:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку? Ничего лишнего нет на парте?

Обратите внимание у вас на столах лежат листы самооценки, в течении урока вы будите ставить себе плюсики, но при условие, если вы правильно выполните задание, то есть:

- быстро и правильно сказали скороговорку;

- отвечали на вопросы об авторе;

- участвовали в обсуждении стихотворения;

- выразительно читали стихотворение.

- Теперь можем приступить к работе.

Планирование деятельности на уроке.

- Я предлагаю вам составить план нашего урока. Вам нужно распределить карточки в правильном порядке. После того, как мы будем заканчивать один из этапов нашего планы, один из вас будет выходить к доске и переворачивать карточку с этапом. (Речевая разминка, вспомним то, что знаем, узнаем новое, поработаем с новым произведением, оценим свою работу).

- У кого получилось по-другому?

Речевая разминка.

- Верно, вы всё правильно распределили, а теперь разомнём язычки, чтобы ваша речь стала понятней и быстрее. Я буду говорить слоги, а вы за мной будете повторять.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

- А теперь скороговорка.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

- Кто попробует сказать?

-Теперь повернитесь повернитесь друг к другу и расскажите скороговорку

- Возьмите свои листы самооценивания, если у вас получилось рассказать скороговорку, то поставьте себе плюсик в первой строчке.

- Молодцы! Кто выйдет к доске, и перевернём карточку?

- К какому этапу мы переходим?

Вспомним то, что знаем.

-Верно, и сейчас перед вами на слайдах появятся портреты авторов, вы их всех знаете и вам нужно сказать, как их зовут.

- Молодцы, вы назвали всех авторов. На этом наш второй этап подошёл к концу, выйди, переверни карточку.

- Как называется следующий этап?

Выстраивают план урока.

- Вспомним то, что знаем

- Тютчев Фёдор Иванович.

- Фет Афанасий Афанасьевич.

- Никитин Иван Саввич.

Открытие новых знаний.

- Ребята, для того, чтобы узнать автора, которого будем сегодня изучать, вам нужно разгадать кроссворд, работаем в группах.

1) Зимой лежал, а весной в речку побежал.

2) Вился , вился белый рой , сел на землю - стал горой.

3) После осени пришла и сугробы намела.

4) Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

- Кто отгадал фамилию автора?

- Берём листы самооценивания и ставим плюсик во второй строчки.

- Называй. Верно, сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова.

Послушайте немного о нём. После прочтения я буду задавать вам вопросы, слушайте внимательно.

Вот такая была нелёгкая жизнь у Ивана Захаровича Сурикова. Но, несмотря на всё это он продолжал писать для взрослых и детей и сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.

- Во сколько лет автор переехал в Москву?

- А сколько лет было автору, когда вышел его первый сборник стихов?

- Ребята, а 16 лет – это какой класс?

Представляете, 9 класс, а у него уже выпущен свой сборник стихов, какой талантливый человек был Иван Захарович Суриков.

- Кто запомнил как жила семья Сурикова?

- Молодцы, вы всё верно ответили.

- Теперь обратимся к листам самооценивания, если вы отвечали на вопросы, то поставьте себе плюсик в третей строчке.

- На этом наш этап подошёл к концу, кто выйдет к доске и перевернёт листок?

-Как называется наш следующий этап?

- И так откройте учебник на странице 72. Кто прочитает, как называется стихотворение?

- Кто может сказать, какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

- А теперь вы по очереди по цепочки будите читать по одной строфе стихотворения, строфа – это четыре строчки. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.

- О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Какое настроение передаёт первая часть стихотворения?

- А где происходят действия в городе или в деревне?

- Найдите это в учебнике. Кто прочитает?

-Приступаем к чтению второй части стихотворения..

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово ветхая?

- Что вам автор рассказал в этой части стихотворения?

- Что такое лапти? (Лыко – это полоска коры дерева)

( огонёк светца – подставка для лучины)

- Из чего они сделаны, прочитайте на слайде.

- Ребята, а как вы думаете, автор любил свою бабушку?

- Как вы считаете нужно уважать старших? Почему?

- Вы уважаете своих бабушек?

- Как вы помогаете своим бабушкам?

-Что снилось мальчику, когда он слушал сказку?

- Теперь немножко отдохнём. Встаём.

Сказка даст нам отдохнуть, отдохнём и снова в путь.

Вот дюймовочки слова: чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочках,

Словно тянетесь к цветочкам.

Нам совет Мальвина даст: станет талия осиной, если будем наклоняться влево, вправо десять раз.

Красной шапочки совет: проживёшь ты много лет, если будешь приседать.

Дала нам сказка отдохнуть.

Отдохнули снова в путь.

- Поработаем с новым произведением.

Читают из учебник

- Как он приходил домой, садился с бабушкой, и она рассказывала ему сказки.

- Лапти – это обувь, которую носили раньше.

- Что это он был Иван-царевичем.

- Читаем последнюю часть стихотворения.

- От чего проснулся мальчик?

- Верно. А как вы думаете, про чьё детство рассказывал автор?

- Вспомнит, первую часть стихотворения.

- Во что играли дети?

- Когда мальчик упал в сугроб, он обрадовался или загрустил?

- Найдите это в тексте.

- О чём автор просит бабушку?

- Чем был занят дедушка и мама мальчика?

- Какую сказку рассказывала бабушка?

- Ребята, а в каких строчках автор понимает, что детство закончилось и его уже н вернуть?

- Как вы думаете, будут ли эти строки являться главной мыслью стихотворения?

- Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

- Найдите строки, где автор говорит о любви к сказкам.

- Кто прочитает нам строки, где описано изменение погоды?

- Что вы представляли, когда слушали стихотворение?

- Как вы считает, какие воспоминания у автора с этим стихотворение грустные или весёлые?

- Возьмите свои листы самооценивания и поставьте плюсик напротив четвёртой строчки, если вы участвовали в обсуждении стихотворения

- Ребята, сейчас вам нужно выбрать отрывок из стихотворения, который вам понравился, примерно 2-3 строфы, не забываем, что строфа – это четыре строчки. На подготовку вам 2 минуты. (Спросить примерно 3-4 человека).

- Возьмите листы самооценивания и поставьте плюсик напротив пятой строчки, если вы выразительно читали стихотворение .

- Теперь в парах обсудите, похожи ли забавы крестьянских детей в стихотворение на ваши игры?

- Наш этап подошёл к концу, выйди к доске и переверни листок.

-Как этап урока у нас остался?

- От того, что ему скурили руки

- Они катались на санках

- Чтобы она рассказала ему сказку.

- Дедушка плёл лапти, а мама пряла лён.

Ищут строки и читают

- Потому что он вспоминает детство.

Читают строки, которые им понравились

-Оценим свою работу

Подведение итогов. Рефлексия.

Оценим свою работу

- Ребята, как звали автора, которого мы сегодня изучали?

- Автор родился в деревне или в городе?

- Во сколько лет вышел его первый сборник?

- Как называлось стихотворение, по которому мы работали?

- Какова главная мысль стихотворения?

- Про чьё детство рассказывал нам автор в своём стихотворение?

- А сейчас возьмите свои листы для самооценивания и подсчитайте, сколько плюсов у вас получилось.

Обратите внимание на слайд:

- если у вас 5 плюсов, то поднимите зелёный кружок, вы молодцы, вы были активны на уроке;

- если у вас 4-3 плюса, поднимите жёлтый кружок, вы старались, хорошо;

- если у вас меньше плюсов, то поднимите красный кружок – это сигнал к раздумью, нужно быть активнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова путём развития умения выразительно читать, анализировать прочитанное, воспитывать чуткое отношение к слову.

Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворение;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
  • называть стихотворение, определять тему;
  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

Цель урока: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова путём развития умения выразительно читать, анализировать прочитанное, воспитывать чуткое отношение к слову.

Учебные задачи:

учить слушать стихотворение;

воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

называть стихотворение, определять тему;

выразительно читать отрывок из стихотворения.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

– Повторяем за мной:

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

2. Актуализация, мотивация, целеполагание

Прочитайте эти строки и попробуйте догадаться, какая сегодня будет тема урока? ВЕСЕЛО ТЕКЛИ ВЫ, ДЕТСКИЕ ГОДА, . (Это отрывок из стихотворения, значит, мы будем читать стихи. Это стихи Сурикова, значит, мы будем читать стихи этого автора. В них говорится о детстве, значит, мы будем читать стихи о детях)

Значит с чем мы должны сегодня познакомитья? (с произведением Сурикова Детство)

Чему должны научиться? (научиться выразительно читать стихотворение и находить в нём красивые слова)

Что должны развивать? (развивать устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим) БОЛЬШОЙ ПЛАКАТ

– Женя расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовил дома. Вывесить портрет и край где родился.

(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни, в нищете)

Вот такая была нелёгкая жизнь у Ивана Захаровича Сурикова. Но несмотря на всё это он продолжал писать для взрослых и детей и сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Приступим к реализации поставленной цели.

В тексте будут встречаться незнакомые слова, прочитайте и попробуйте объяснить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: смежить, зябнуть, брести.

Смежить- сомкнуть, закрыть глаза. Сон смежил глаза

Зябнуть – испытывать чувство холода, страдать от холода

Брести – идти с трудом или тихо

1) Слушание произведения.

Целевая установка перед чтением.

Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь не только услышать его, но и увидеть и почувствовать.

– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

2) проверка восприятия.

Сейчас вы обсудите в группе и запишите на листочках, что вы увидели, услышали, почувствовали.

Напоминание правила работы в группе.(не перебивай, будь вежлив, говорим вполголоса)

Увидели снежные сугробы, деревню, горку, дети радуются зиме, зимние забавы и развлечения

Услышали весёлые голоса ребят, скрип снега, птичьи песни

Почувствовали мороз, веселье, грусть, дремоту, интерес к сказке

Физминутка.

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

3) Повторное чтение детьми.

4) Анализ стихотворения.

Работа в группах

1 ГРУППА– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение?

– Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

– Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

– А где происходило событие?

– А от чьего имени рассказывает автор: от своего имени или от имени героя? Чем вы можете доказать?

– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему?

На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.

— Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.

— Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

– А как себя чувствовал мальчик?

“Все лицо и руки

Залепил мне снег. ”

– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

“Мне в сугробе горе,

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

Какой вы представляете себе русскую избу?

Где любил слушать сказки мальчик?

Объясните значение строк: Слушаю я сказку –

Сердце так и мрёт…

Что снится герою стихотворения?

4. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Чтобы слушатели поняли, о чём вы хотите им сказать, поняли настроение героев, вы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных карандашей. Раскрасьте снеговиков на парте в такой цвет, который соответствует вашему настроению на уроке.

6. Домашнее задание:

1) выразительное чтение;
2) нарисовать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Читайте также: