Технологическая карта суффикс 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Суффикс - значимая часть слова" УМК "Школа России" Урок освоения новых знаний. Урок по проблемно – диалоговой технологии.
Цель урока:познакомить с новой частью слова- суффиксом

Оценить 1127 0

СУФФИКС- значимая часть слова

Освоение новых знаний.

Урок по проблемно – диалоговой технологии.

Познакомить с новой частью слова- суффиксом

Образовательные:Формировать представление о суффиксе как значимой части слова, его месте и роли в слове

Формировать умение находить суффикс в словах , образовывать слова при помощи суффиксов

Совершенствовать умения разбирать слова по составу

Развивающие:развиватьорфографическую зоркость, внимание, речь, память, наблюдательность;

Воспитательные:воспитыватькультуру поведения при фронтальной, индивидуальной, работе в парах. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний;отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: Знать , что такое суффикс Уметь находить суффикс в словах , образовывать слова при помощи суффиксов Объяснять значение суффикса

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке(Познавательные УУД).


- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

Содержимое разработки

Педагогическая

Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы

Постановка и решение учебных задач

Планируемые

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_suffiks_2.docx 548.61 КБ
tehnologicheskaya_karta_.docx 19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока:

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Формирование познавательных универсальных учебных действий : ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно-следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий : слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: определяет суффикс в сове, находит слова с суффиксом и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Ребята, посмотрите на доску. Что вы можете сказать?

крнь, прствк, кнчн

У: – Здесь спрятались слова .

У: - Отгадайте, что это за слова.

О: - корень, приставка, окончание.

У: - Давайте вспомним, что такое корень? Окончание? Приставка?

О: – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение, всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

2. Минутка чистописания

У: – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Спишите эти сочетания букв:

крнь, прствк, кнчн.

У: – Запишите эти сочетания.

3. Словарно – орфографическая работа

У: – На доске вы видите ребусы, отгадайте что это за слова .

У: - Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

На доске появляются две картинки



У: – Ч то изображено на картинки?

О: - стол и столик

У: – Какой здесь корень?

У: – Какое окончание в первом слове? Докажите.

О: – Окончание нулевое. Меняем форму слова, столу, стола.

У: – Во втором слове какое окончание.

О: – Тоже нулевое, меняем форму слова столику, столика, столики,столике.

У: – Правильно, окончание нулевое, посмотрите на эти два слова стол и столик, сравните их по составу, чем они похожи.

О: – В обоих словах есть корень и окончание.

У: – Что разное в этих словах.

О: – часть после корня

У: – Правильно, суффикс и обозначается галочкой ^

У: – Какая тема нашего урока.

О: – Суффикс как значимая часть слова.

У: - Ребята, запишите эти слова в тетрадь, выделите окончание, корень, суффикс.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: – Давайте попробуем сами сказать, что такое суффикс

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Работа с учебником

У: – Давайте проверим всё мы сказали о суффиксе или что то упустили. Откройте учебник на стр 89 (правило)

У: - В учебнике прочитайте правила, что такое суффикс.

(1 – 2 ученика читает в слух, хором)

У: - Откройте учебник на стр 89 упр. 165

У:- Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?

О: – Нам надо списать и выделить в словах все части слова.

К доске выходят три ученика, каждый записывает свой столбик.

У: – Ребята, прочитайте группы слов, обратите внимание на все части слова и скажите какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

О: Новый оттенок в значение однокоренных слов внёс суффикс.

У: – Давайте повторим, что такое суффикс

О: - СУФФИКС - ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

У: - Суффиксов в русском языке огромное количество. Давайте проверим.

У: - Перед вами два слова: цвет и лед. Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

( Работаем устно, учитель записывает слова)

Работа в тетради

Запишите в два столбика. Выделите корень. А теперь выделите суффикс в этих словах.

Цвет- цветник, цветок, цветные, цветочек

Лес- лесник, лесок, лесные, лесочек

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в парах на карточках

  1. Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

У: – Давайте проверим.

У: – А теперь выделите в этих словах суффиксы

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 90, упражнение 166. Прочитайте задание

(Ученик читает задание в слух)

У: - Что будем выполнять, как поняли задание?

О: - Нам надо выписать однокоренные слова выделить в них корень, суффиксы -ич– , -ск– и окончание.

(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)

Самостоятельная работа. (Пояснить)

2. Суффикс нужен для:

А) для связи слов в предложении

Б) образования новых слов

3. Суффикс стоит :

4. В каком слове есть суффикс?

5. Найди слово, в котором есть суффикс.

6. Найди слово, в котором нет суффикса:

У: – Давайте проверим.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с какой значимой частью слова мы сегодня с вами познакомились?

О: – Мы познакомились с суффиксом

У: - Что такое суффикс?

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

У: – Вот и подошел наш урок к концу.

У: – У вас на парте лежит табличка, ответьте на вопросы, как вам урок.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

У: – Спасибо за урок, до новых встречь.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий, рыбка, осина, дубок, шарик, глаза, травинка.

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности ( Ф -фронтальная, И -индивидуальная, П -парная, Г -групповая)

( П -познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Организация начала урока

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация умений и знаний.

Проверить грамотность и аккуратность

Проводит минутку чистописания с помощью спрятанных слов в сочитаниях букв.

Проводит орфографическую работу с помощью ребусов.

Записывают слова, выводя каждую букву, вспоминая определения части слова.

Отгадывают ребусы, записывают слова, подчёркивая орфограмму, выделяя удорение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Учитель: Вербицкая К.А.

Дата проведения:10.11.14.

Суффикс -как значимая часть слова.

Педагогическая цель

Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны уметь выделять суффиксы в словах; образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Личностные результаты

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Познавательные: работа с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

Коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Образовательные ресурсы

Сценарий урока

Методы и приемы работы, форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

I.Организационный момент

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовность к сотрудничеству

1.Приветствие. 2.Эмоциональный настрой.

3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Кристина Александровна.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка.

Приветствует учащихся. Настраивает и их на урок. Проверяет готовность к уроку.

Читайте также: