Технологическая карта родительского собрания в доу любовь к чтению

Обновлено: 08.07.2024

Время проведения: на усмотрение воспитателя.

Форма проведения: конкурс.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, библиотекарь.

План проведения

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выступление библиотекаря.

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Беседа с детьми (приложение А).

2. Анкетирование родителей (приложение Б).

3. Приглашение библиотекаря.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

7. Составление и оформление памятки для родителей (приложения В, Г).

8. Оформление эпиграфа к родительскому собранию.

9. Оформление на плакате программы конкурса.

10. Подготовка подарков, дипломов участникам конкурса.

11. Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

12. Разработать проект решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

II. Организационный этап

Подготовка к данному родительскому собранию требует большой подготовки, поэтому воспитателям необходима помощь родительского комитета или инициативной группы.

Перед собранием группа оформляется, вывешиваются плакаты с надписями темы собрания, эпиграфа и программы конкурса.

III. Этап проведения конкурса

1. Вступительное слово ведущего

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

2. Выступление библиотекаря

Библиотекарь. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее Развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

Пока звучит песня, вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. А пока представляю наше жюри (в жюри входят библиотекарь, родители).

К нам пришел - не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

(Ведущий объявляет программу конкурса.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.,)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это. (доктор Айболит).

С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по моему хотенью.

Сивка-бурка, вещий каурка!

Аукцион пословиц о книге и чтении

Ведущий. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А т. к. лучший подарок - книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последним назовет пословицу о книге, чтении, тот и победит.

(Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

У меня зазвонил телефон.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Николай ногой качал.

(Дело было вечером,

Делать было нечего.)

Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

Поэтический турнир

1. Команды получают задание - сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:

2. Выразительно прочитать стихотворение (по выбору дети или родители).

Семейное чтение скороговорок

Участники конкурса соревнуются в семейном чтении скороговорок.

Подведение итогов конкурса

Дети.

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете,

Птенец превратиться в птицу,

Такой же, как все на свете.

И даже их мамы и папы

Кем вырастут дети.

IV. Решения родительского собрания

Председатель родительского комитета группы зачитывает проект.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Систематически посещать городскую библиотеку.

5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

V. Заключительное слово ведущего

Ведущий.

Закончен конкурс! Он у нас

Рассчитан на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу каждый год!

Приложение А. Беседа с детьми по вопросам

1. Что ты больше любишь?

б) слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

б) ничего не говорят.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?

а) да _________________

Приложение Б. Анкетирование родителей

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

б) слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

б) ничего не говорите.

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) безусловно, да _________________

Приложение В. Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 мин. в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения грудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Приложение Г. Памятка для старших дошкольников и младших школьников

1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй со знаками препинания, делай паузы.

4. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.

5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект родительского собрания

Составитель: воспитатель Белова М,Л

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших дошкольников и их родителей.

- показать родителям приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей.

Условия проведения: муз зал

Участники: обучающиеся , родители, классный руководитель, библиотекарь.

Форма проведения: собрание-конкурс.

Методы и приемы взаимодействия с родителями: словесные, практические.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Таблички для групповой работы “Солнышко”, “Звездочка”, “Снежинка”, “Жюри”.

2. Набор скороговорок: “У осы не усы, а усики”, “Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой”, “Везет Сеня с Саней Соню на санях”, “Бобры добры, бобры бодры”.

3. Набор “сказочных” вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина сапог, туфелька.

4. Памятки для детей и родителей.

5. На доске запись эпиграфа родительского собрания-конкурса: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”.

Структура родительского собрания:

-Вводная часть (5-10 мин.)

-Основная часть (30-40 мин.)

- Заключение (5-7 мин.)

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

А сегодня мы предлагаем вам дорогие родители и вам ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе “ Мы - читающая семья”. Каждая команда занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. Жюри – школьный библиотекарь, старшеклассники.

К нам пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!

1 конкурс: Литературная викторина

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?

( Три медведя )

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?

( Царевна-лягушка )

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.

И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это …

( Доктор Айболит ).

С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?

На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился…

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?

( Красная шапочка ).

Кто говорил такие волшебные слова:
По щучьему веленью, по моему хотенью.

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

2 конкурс. Аукцион пословиц о книге и чтении

- Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках.

А так как лучший подарок – книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга.

Итак, кто последним назовет пословицу о книге, чтении, тот и победит.

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

3 конкурс “Продолжи стихотворение”

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…

( Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения.
)

( Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить
).

У меня зазвонил телефон…

( - Кто говорит?
- Слон…
)

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…

( Дело было вечером,
Делать было нечего
).

Жюри подводит итоги 3 конкурса.

4 конкурс “Кто здесь был и что забыл?”

Каждая команда получает по две вещи и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений

Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

Письмо (“Почта” С. Я. Маршак);

Мячик (“Игрушки” А. Л. Барто);

Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

Жюри подводит итоги 4 конкурса.

5. Поэтический турнир

Команды получают задание – сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:

читают – дерзают
библиотека – дискотека.

Жюри подводит итоги 5 конкурса.

6.Семейное чтение скороговорок

Участники конкурса соревнуются в семейном чтении скороговорок.

“ У осы не усы, а усики”, “Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой”, “Везет Сеня с Саней Соню на санях”, “Бобры добры, бобры бодры”.

4. Подведение итогов конкурса. Жюри подводит итоги конкурса. Председатель жюри награждает команду – победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

Заключительное слово классного руководителя:

Закончен конкурс!
Он у нас рассчитан на один лишь час,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу каждый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране книг”.

Группа нарядно украшена, выставка художественной литературы.
Родители сидят полукругом, дети заняты в уголке уединения с помощником воспитателя.
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Не только в детском саду, в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не
хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.
Хорошая книга- и воспитатель и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с довольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь- то отдохнут. А ведь это не так. В этот период особенно важно обсуждать про читанное с ребенком,
совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги!
Анкетирование, проведенное в группе, указало еще на один
Тревожный факт- только третья часть семей практикует чтение вслух. Многие дети уже читают сами- это очень хорошо.
Так давайте поддерживать этот огонек похвалой, а не ругать
За качество чтения. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, задавайте вопросы. Помните, что чтение является
основой всего обучения в школе.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:
1.К нам пришел - не хмурь лица,
Будь веселым до конца!
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!

2.Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!

3. А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!

1 конкурс: ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.
1. Возле леса, на опушке

Трое их живут в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленой кожей,
Сделался лицом красивой и пригожей? (Царевна лягушка)
3. Все на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит).

4.С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

5. На сметане мешен,
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился (Колобок).

6. Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка).

2 конкурс: АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ О ЧТЕНИИ И О КНИГАХ.
(домашнее задание)

Воспитатель: Наш народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А так как лучший подарок- книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга! Итак, кто последним назовет пословицу о книге, о чтении- тот и победит!

3 конкурс: (для родителей) ПРОДОЛЖИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.

1. Лешенька, Лешенька
Сделай одолжение…
(Выучи Алешенька таблицу умножения). А.Барто.

2. Глубокоуважаемый! Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!Глубокоуважатый!
(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая
Вокзал остановить?) С. Маршак.

3. У меня зазвонил телефон…
(- Кто говорит?
-Слон.) К.Чуковский.

4.Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал…
(Дело было вечером, делать было не чего) С. Михалков.

5 конкурс: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

Воспитатель: Команды получают задание сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:
-ЧИТАЮТ- ЛИСТАЮТ
-БИБЛИОТЕКА- ДИСКОТЕКА,
Выразительно прочитать стихотворение.

Жюри награждает команду – победителя тортом, а всех участников книгами.

Председатель родительского комитета зачитывает решение родительского собрания:

А сейчас приглашаем всех на чаепитие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Беседа с детьми по вопросам:
1. Что ты больше любишь:
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
а) хвалят тебя;
б) ничего не говорят.
3. Читают ли в вашей семье вслух?
а) читают;
б) не читают.
4. Можешь ли ты назвать книгу ,которую тебе недавно
прочитали?
а) да;
б) нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкетирование родителей.
1.Что чаще предпочитает ваш ребенок?
а) читать сам;
б) слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
а) хвалите его;
б) ничего не говорите;
3. Принято ли в вашей семье читать вслух?
а) да;
б) нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую вы прочитали
ребенку недавно? а) да; б) нет.

Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

  • "Учить читать – учить жить".
    С. Михалков
  • "Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит".
    В.Быков
  • "Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения".
    С. Маршак
  • "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
    В. Сухомлинский
  1. Опрос обучающихся и анкетирование родителей на тему.
  2. Подготовка данных социологов.
  3. Подготовка памяток для родителей.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
  • Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Работа в группах.

Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.

  1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
  2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
  3. Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
  4. Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
  5. Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.

В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей. (Приложение 1)

  • Любят читать 55% детей;
  • К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;
  • Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;
  • Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;
  • Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;
  • Считают себя активными читателями – 48% родителей.
  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;
  • Читают развлекательную литературу – 40% детей;
  • Читают познавательную литературу – 21% детей;
  • Читают для самообразования – 10 % школьников.

Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;
  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
  • Родители сами должны показывать пример чтения;
  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами "Как привить интерес к чтению?" (Приложение 2)

Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.

К работе прилагается буклет, который можно скачать здесь .

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители, дети, библиотекарь.

1

Подготовка к собранию:

1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отно­шения к чтению книг дома

2. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в худо­жественном исполнении.

4. Подготовить буклеты по теме собрания.

План проведения

1. Вступительная часть.

5. Выступление библиотекаря.

6. Продолжение дискуссии.

7. Из опыта семейного воспитания.

8. Разучивание игр для детей

9. Решение собрания

Ход мероприятия

Вступительная часть

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы —

Звери все до одного. И бизоны, и удавы,

А у папы — никого!

У меня в пустыне дикой Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить! Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

( Стихотворение рассказывают двое детей подготовительной группы)

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и ,чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге?

Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.

Литературная викторина для родителей.

Взрослым – продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
(С. Есенин “Берёза”)

Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз”.
(Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя
(А. Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось, это брюки.
(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)

— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам? Так ли безопасен культ книги? (Мнения родителей.)

Анализ анкет.

Выступление библиотекаря

Воспитатель. А у нас сегодня в гостях библиотекарь районной детской библиотеки Артамонова Наталья Ивановна

Рекомендации по комплектованию детской библиотечки

Библиотекарь обращает внимание родителей на содержание подготовленной к встрече книжной выставки (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.). Обращается вни­мание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рас­сказы, малые фольклорные формы).

Рекомендации по обучению детей

Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет книга, формулирует основные требования — как с ней необходи­мо обращаться детям и как этому нужно учить.

Проходит награждение самых читающих семей.

Продолжение работы с родителями.

Воспитатель обращается к родителям, просит желающих рас­сказать, как они поступают, если ребенок отказывается слушать. Родители высказываются, делятся опытом.

Далее родители выступают по следующим вопросам:

  • Книга в нашей семье.
  • Традиции нашей семьи.
  • Отношение детей к книге.

Из опыта семейного воспитания

Разучивание игр для детей.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Заключительное слово воспитателя:

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Решение собрания:

- рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения.

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ним прочитанное;

- помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

- посмотреть телевизионные программы о создании книг;

- регулярно разучивать с детьми стихотворения.

- в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

-для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, воспитателей и психологов.

Арнаутова Е. П. Общение с родителями: зачем, как? Москва. 1999

Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128

Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

В.Маркова, Л. Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

Читайте также: