Технологическая карта по окружающему миру 4 класс у черного моря школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1833 0

МБОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 4Б классе

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

Цели
деятельности
учителя

о ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, с учебником, с моделями изучаемых объектов
и явлений окружающего мира.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные:умеют наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать их

м етоды и формы
обучения

о бъяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Основные
понятия

Природная зона субтропиков

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует учащихся:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут.

Почему так зону природную зовут?

– О какой природной зоне будем говорить на уроке?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

д емонстрируют готовность к уроку.

Выслушивают предположения о содержании урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог

организация рабочего места

II. Актуализация

Проверка
домашнего
задания.

– Назовите природные зоны, которые мы с вами изучили.

Прощаться с пустыней не будем спешить –

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О пустыне послушаем мы рассказ.

Отвечают
на вопросы учителя.

Познавательные:осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоя-

Продолжение табл.

Индивидуальная работа
по карточкам.

ф ронтальный опрос

Предлагает ученикам (4 чел.) выполнить работу по карточке.

– Что мы знаем о пустыне? Ответьте на вопросы :

• Как растения приспособились к жизни в пустыне?

• Какие растения растут в пустыне?

• Как ведут себя животные?

• Что можете о них рассказать?

• Какое животное называют священным? Почему?

• Что выращивают люди на орошаемых землях?

• Каких животных они разводят? Почему?

• Какие экологические проблемы существуют в пустыне?

• Как люди пытаются сохранить природу пустынь?

• Когда он был создан? Каких животных там можно встретить?

Читает стихотворение:

Что же, друзья, в дорогу пора,

Ждут с нетерпеньем нас:

Чудный берег, море и пляж,

Но мы отправимся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Отвечают
на вопросы.

тельно выделяют
и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи

III. Изучение нового

Рассказ учителя о природной зоне

Рассказ сопровождается показом по карте изучаемой зоны.

– Обратимся к помощнице – карте. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена

Продолжение табл.

Черноморского побережья Кавказа.

на побережье. С одной стороны – Кавказские горы,
а с другой – Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

– Назовите отличительные особенности растений субтропиков (дикорастущих, фруктовых растений, привезённых из тёплых стран).

( с. 13 4–136), атлас-определитель (с. 131, 141, 159, 193).

1. Расскажите об обитателях суши.

2. Расскажите об обитателях суши, добывающих пищу в море.

3. Расскажите об обитателях моря.

Ориентируются по карте.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
записи в тетради.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения, достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Продолжение табл.

Рассказ учителя.
Выставка
фотографий
и сувениров

1. Чем является для человека Черноморское побережье?

2. Какие экологические проблемы возникли по вине человека?

3. Какие растения и животные стали редкими из-за небрежного отношения к природе?

Продолжает рассказывать о Черноморском побережье Кавказа и демонстрирует фотографии, сувениры

Рассматривают экспонаты и фотографии

Личностные:оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

IV. Практическая деятельность

Работа в тетради.

– Что растёт на Черноморском побережье Кавказа из перечисленных растений: сосна, мандарин, берёза, каштан, самшит, грецкий орех, бамбук?

Зелёные части растений → улитка → ?

Листья растений → косуля → ?

Водоросли → мальки рыб → ? → дельфин.

Предлагает обсудить экологические проблемы этой зоны.

– Кто побывал на побережье? Какого цвета море? Почему же его называют чёрным?

– Во время штормов вода темнеет, но в году бывает примерно 17 штормовых дней, и причина названия

о твечают
на вопросы.

Выполняют
задания
в тетради.

Высказывают свое мнение.

Познавательные:осуществляют логические действия; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;

Продолжение табл.

Задания из электронного приложения к учебнику

моря не в этом. Версий, легенд, гипотез о происхождении названия моря довольно много. Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али, якобы родственника самого Магомета. Море кипит, волнуется, пытается выбросить из своих недр смертоносное оружие и от гнева становится чёрным.

Предлагает прочитать в учебнике правила поведения у моря и обсудить.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Читают текст, высказывают свое мнение.

Выполняют
задания из электронного приложения к учебнику

структурирование знания; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные:осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные:осуществляют смыслообразование

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

п редлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

ч итают вывод в учебнике (с. 141).

и ндивидуальная, фронтальная,

Регулятивные:оценивают собственную деятельность на уроке; проводят рефлексию способов

Продолжение табл.

Заключительная беседа. Выставление оценок

к россворд:

1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук.)

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод

с пушистой кожицей. (Персик.)

3. Род морского рака. (Краб.)

4. Морское млекопитающее отряда китов.(Дельфин.)

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия.)

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки.(Инжир.)

Ключевое слово : береги .

– Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков

Отвечают
на вопросы учителя

и условий действия; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/ неуспеха
в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Окончание табл.

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Климат в пустыне:

а) сухой, холодный; б) сухой, влажный; в) влажный, жаркий.

2. Большее количество животных в пустыне можно увидеть:

а) днём; б) утром; в) ночью.

3. В пустыне не растёт:

а) саксаул; б) акация; в) берёза.

4. Большой вред наносят:

а) ливневые дожди; б) снегопады; в) песчаные бури.

а) сайгака; б) верблюда; в) джейрана.

Ответы :1-а. 2-в. 3-б, в. 4-в. 5-б.

Рассказ учителя

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Основным полезным ископаемым считаются лечебные минеральные воды.

К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. Часть поверхности моря покрыта нефтяной плёнкой. Отдыхающие уничтожают многие растения и насекомых (для коллекций).

Сотни и тысячи купающихся пугают обитателей моря и заставляют их бежать в места более тихие. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская. Иглица колхидная, тис ягодный занесены в Красную книгу. Под особую защиту взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы ч ерноморского побережья Кавказа создан с очинский национальный парк.

Каждый, кто приезжает сюда для отдыха, кто живёт на Черноморском побережье Кавказа, обязан беречь природу этого замечательного места. А в память о поездке можно привезти сувениры, открытки, фотографии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока окружающего мира

Создание условий для формирования представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа

Образовательные:

· Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью человека;

· Научить работать с географической картой и атласом, гербарием растений;

· Познакомить с правилами поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря;

Развивающие:

· Развивать речь, умение наблюдать, умение работать в группах.

· Способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи;

· Развивать умение аргументации своей точки зрения;

· Развивать познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память;

Воспитательные:

· Способствовать воспитанию мотивации к учению;

· Воспитывать уважительное отношение младших школьников друг к другу;

· Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные:

-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.

· Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

· Принимать социальную роль ученика;

Формируемые УУД:

-формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

Познавательные:

-формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений; -устанавливать причинно-следственных связи; -уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; -уметь предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников; -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

-уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место, для выполнения практической работы;

Основные понятия

Межпредметные связи

Оборудование

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

Планируемые результаты

Личностные результаты

I Организационный момент

Мотивировать, заинтересовать обучающихся предстоящей работой на уроке.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Ребят, вы готовы к уроку? А какой у нас урок? Я вижу, что у вас хорошее настроение и поэтому наш урок пройдет замечательно.

- Вы любите путешествовать? А какие места вы посетили? (назовите любую страну, например, Турция) Где успели побывать?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Принимать социальную роль ученика;

П: Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

- А с чего начинается любое путешествие? (с выбора места)

- Ребят, а какая профессия может нам в этом помочь? (тур операторы)

- Ребят, а кто из вас хотел бы им стать?

– Как вы думаете, чем занимаются тур. операторы? (разработка маршрутов, составление экскурсионных и развлекательных программ).

- А какими способностями они должны обладать? Посмотрите на слайд и определите, какими способностями не обязательно обладать тур оператору? (умение ставить укол, умение вкусно готовить борщ)

(ОБЯЗАТЕЛЬНО - умение находить общий язык с людьми, умение говорить четко, ясно, выразительно и с интонацией, умение принимать решения в неординарных ситуациях и решать проблемные вопросы)

- А какими знаниями должен обладать тур оператор? Что он должен знать лучше всего? (лучше всего он должен знать то место или ту страну, куда он нас отправляет)

- И сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли тур операторов. Согласны? А в роли путешественника буду я. Ну что, тогда поехали.

- Ребят, кто знает, что это за место? (Черноморское побережье)

- А что вам нужно сделать, чтобы мое путешествие и мой отпуск прошел замечательно? (должны изучить особенности этих мест, их климат, природный и животный мир)

- Ребята, а кто догадался, какая тема нашего урока? (У Черного моря)

Смотрят видео материал, подготовленный учителем.

Отвечают на вопросы. Ставят цель и задачи урока.

-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

П:формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

III Актуализация знаний

- Ребята, чтобы дальше с вами сотрудничать, я хочу вас проверить. Как хорошо вы знаете природные зоны России. Узнайте природную зону по описанию:

1. В ней песков большие груды называются барханы и по ним идут верблюды, растянувшись караваном. (Пустыня)

2.Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. (Арктика)

3.Какая природная зона состоит из трех частей. (Лес) Какие это части? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

4.Особенности этой природной зоны- длинная суровая зима и короткое прохладное лето. (Тундра)

5.Характерным признаком этой зоны является сплошной травянистый растительный покров. (Степь)

- Посмотрите, как много вы знаете. Я готова вам доверять.

- Ну и чтобы ничего не забыть я предлагаю вам заполнить таблицу.

Вспоминают о чем говорили на прошлых уроках, с помощью вопросов учителя.

Опираясь на собственный опыт, дают ответ на вопросы учителя.

-иметь представление о природной зоне субтропиков (неживая природа, растения , животные);

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Принимать социальную роль ученика;

Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

П: формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; развитие познавательных интересов к урокам окружающего мира;

К:формировать умения сравнивать, анализировать, проводить опыты, наблюдать, оформлять результаты наблюдений;

Р:уметь организовывать свою деятельность, готовить рабочее место, для выполнения практической работы;

IV Изучение нового материала

- Заполните первую колонку, которая называется, что вы знаете о Черноморском побережье. (там жарко, есть море, оно соленое и не замерзает)

–Сейчас мы обратимся к помощнице – карте и мы вместе познакомимся с этой зоной. У некоторых под стулом находится конверт. Проверьте пожалуйста свои места. Ребята, у которых оказались конверты прочитайте информацию по порядку, начиная с цифры один (11 учеников найдут пронумерованные конверты, зачитают предложения по порядку нумерации. 1. Черноморское побережье расположено в субтропическом климате. 2. Субтропики в стране тянутся от Анапы до Абхазии, т.е. все побережье Черного моря.3. Делятся на несколько подвидов:

· Средиземноморские полусухие субтропики (сухое лето) – от Анапы до Геленджика;

· Полувлажные субтропики (количество осадков становится больше) – от Геленджика через Кавказский хребет до Туапсе и далее.

4. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. 5. С одной стороны – Кавказские горы,
а с другой – Чёрное море. 6. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. 7. Солнце за лето нагревает море. 9. А затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. 10. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. 11. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. Научить работать с географической картой, дополнительной литературой, совершенствовать речь. Научить наблюдать, закрепить умение работать в парах.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края

Урок Окружающий мир, 4 класс


Учитель Брязкуха Юлия Леонидовна

Цели: сформировать у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей. Научить работать с географической картой, дополнительной литературой, совершенствовать речь. Научить наблюдать, закрепить умение работать в парах.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда

Где много солнца и теплая морская вода.

Субтропики Росси раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут.

Почему так природную зону зовут.

2.Проверка домашнего задания.

Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? (пустыня)

Прощаться с пустыней

Не будем спешить

О ней мы сейчас будем говорить.

Пустынь в России немного у нас

О географическом положении послушаем рассказ.

Дома мы подготовили рассказы о пустынях. Послушаем ребят.

3.Фронтальный опрос (блиц - турнир)

Что является самой большой ценностью для людей в пустыне? (пресная вода-слайд)

В какое время суток оживает пустыня? Почему? (рано утром - слайд)

Чем занимаются люди в пустыне? (животным земледелием - слайд)

Как по другому называют пустыню?( страна солнца)

Что выращивают в оазисах?

Как называют пустынный заповедник?

В каком году его создали? ( 1990)

4.Кроссворд ( загадки)

1.Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге

Голова торчит, да ноги (черепаха)

2.Вьется веревка на конце головка (змея)

3.Кого называют кораблем пустыни? (верблюд)

4. Я песчаный холм и зовут меня? (бархан)

5. Белое золото пустыни (хлопок)

6. Какие почвы преобладают в пустыне? (песчаные)

1. Среди песков сыпучих

В пустыне знойной, жгучей

Бывает очень странное

Явление обманное (мираж)

2. Я из отряда лисиц

Небольшая на вид

Но уши – большие (лисица-корсак)

3. Я священное животное Древнего Египта

Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства (жук-

4. Этот маленький грызун, обычный обитатель пустыни, роет норы, живет в них группами. Похож на мышь (песчанка)

6.Новый материал.

Что ж друзья, в дорогу пора,

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправимся не отдыхать

А зону субтропиков России изучать.

Обратимся к помощнице карте, что она нам расскажет.

Это удивительная зона занимает очень маленькую территорию.

Она расположена на побережье. С одной стороны Черное море, с другой Кавказские горы. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. Затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренное жаркое лето теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный. ( слайды )

Что обозначает слово субтропики ребята?

Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками)

Точнее сказать вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь на Черноморском побережье Кавказа – лишь маленький ее кусочек.

А теперь в работу включатся все наши ученые

Ботаники (Жанна, Вадик) рассказы учащихся

учебник стр.133-134, карта помощник

Зоологи (Тёма, Никита)

Учитель: Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

7. Физминутка.

Учитель: Море, солнце, песок, шелест листьев, дуновение ветерка – все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель начальных классов -ИванчукН.Ф.

Технологическая карта урока

по окружающему миру

Цели
деятельности
учителя

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, с учебником, с моделями изучаемых объектов
и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: умеют наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать их

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует учащихся:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода.

Субтропики России раскроют тайны нам.

Почему так зону природную зовут?

– О какой природной зоне будем говорить на уроке?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

демонстрируют готовность к уроку.

Выслушивают предположения о содержании урока

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог

II. Актуализация

Проверка
домашнего
задания.

– Назовите природные зоны, которые мы с вами изучили.

Прощаться с пустыней не будем спешить –

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О пустыне послушаем мы рассказ.

Отвечают
на вопросы учителя.

Познавательные: осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

выделяют
и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения, достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Индивидуальная работа
по карточкам.


Предлагает ученикам (4 чел.) выполнить работу по карточке .

– Что мы знаем о пустыне? Ответьте на вопросы:

• Как растения приспособились к жизни в пустыне?

• Какие растения растут в пустыне?

• Как ведут себя животные?

• Что можете о них рассказать?

• Какое животное называют священным? Почему?

• Что выращивают люди на орошаемых землях?

• Каких животных они разводят? Почему?

• Какие экологические проблемы существуют в пустыне?

• Как люди пытаются сохранить природу пустынь?

• Когда он был создан? Каких животных там можно встретить?

Читает стихотворение:

Что же, друзья, в дорогу пора,

Ждут с нетерпеньем нас:

Чудный берег, море и пляж,

Но мы отправимся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Отвечают
на вопросы.

III. Изучение нового

Рассказ учителя о природной зоне

Рассказ сопровождается показом по карте изучаемой зоны.

– Обратимся к помощнице – карте. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы,
а с другой – Чёрное море. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.

Фронтальная, индиви дуальная

Черноморского побережья Кавказа.

Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

– Назовите отличительные особенности растений субтропиков (дикорастущих, фруктовых растений, привезённых из тёплых стран).

(с. 134–136), атлас-определитель (с. 131, 141, 159, 193).

1. Расскажите об обитателях суши.

2. Расскажите об обитателях суши, добывающих пищу в море.

3. Расскажите об обитателях моря.

Ориентируются по карте.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
записи в тетради.

Рассказ учителя.
Выставка
фотографий
и сувениров

1. Чем является для человека Черноморское побережье?

2. Какие экологические проблемы возникли по вине человека?

3. Какие растения и животные стали редкими из-за небрежного отношения к природе?


Продолжает рассказывать о Черноморском побережье Кавказа и демонстрирует фотографии

IV. Практическая деятельность

Работа в тетради.

– Что растёт на Черноморском побережье Кавказа из перечисленных растений: сосна, мандарин, берёза, каштан, самшит, грецкий орех, бамбук?

Зелёные части растений → улитка → ?

Листья растений → косуля → ?

Водоросли → мальки рыб → ? → дельфин.

Предлагает обсудить экологические проблемы этой зоны.

– Кто побывал на побережье? Какого цвета море? Почему же его называют чёрным?

– Во время штормов вода темнеет, но в году бывает примерно 17 штормовых дней, и причина названия моря не в этом. Версий, легенд, гипотез о происхождении названия моря довольно много.

отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания
в тетради.

Высказывают свое мнение.

Познавательные: осуществляют логические действия; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;

структурирование знания; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: осуществляют смыслообразование

Задания из электронного приложения к учебнику

Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али, якобы родственника самого Магомета. Море кипит, волнуется, пытается выбросить из своих недр смертоносное оружие и от гнева становится чёрным.

Предлагает прочитать в учебнике правила поведения у моря и обсудить.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Читают текст, высказывают свое мнение.

Выполняют
задания из электронного приложения к учебнику

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

читают вывод в учебнике (с. 141).

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; проводят рефлексию способов

и условий действия; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/ неуспеха
в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

кроссворд:


1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук.)

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод

с пушистой кожицей. (Персик.)

3. Род морского рака. (Краб.)

4. Морское млекопитающее отряда китов. (Дельфин.)

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия.)

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. (Инжир.)

Ключевое слово: береги.

– Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков

Отвечают
на вопросы учителя

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Читайте также: