Технологическая карта по окружающему миру 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2896 0

Технологическая карта урока

Шакирова Алиса Михайловна

урок усвоения новых знаний

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Цель:настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организую ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

- Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок.

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

-Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.

3. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Цель: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Организую проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальных карточек.

1.Проверка домашнего задания:

- Какие типы почв различают ученые-почвоведы? Дайте им характеристику.

- Какая почва самая плодородная? Почему?

- Как нужно охранять почву?

2. Индивидуальные карточки:

Карточка № 1

Найди 6 ошибок в тексте:

Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Карточка № 1 с найденными 6 ошибками:

Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают горно-лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.

- Сделайте отметку в листе самооценке.

-Так какие почвы преобладают в нашем крае?

- Как вы думаете, что с этим связано?

- Почему именно горно-лесные почвы преобладают в нашем крае?

- В какой природной зоне находится наш край?

- Определите тему нашего сегодняшнего урока.

- Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально. Так что же такое лес?

- Давайте познакомимся сотрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

– Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье.

У.- Что же такое лес?

Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

У. Мы с вами определили тему нашего урока, а сейчас давайте определим его цель.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Сделайте отметку в листе самооценке.

- Выполняют задания на карточках.

- Проводят самооценку в индивидуальном листе

Самопроверка ( проверка по образцу) – слайд1 на экране.

Проводят самооценку в индивидуальном листе

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Слушают рассказ с инценировкой.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Проводят самооценку в индивидуальном листе .

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь извлекать важную информацию из рассказа одноклассников.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

Регулятивные:самопроверка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Знакомство с новым материалом.

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки?

( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза.)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)

У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий?

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д. - Кустарники.

У. Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителей этого яруса он зашифровал. Используя ключи отгадайте названия растений.


построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Технология обучения в сотрудничестве(групповая), ИКТ -технологии, здоровьесберегающие

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная,

Оборудование

Основные
понятия

Президент Владимир Владимирович Путин, законы, Государственная Дума, Совет Федерации

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Эмоционально-положительный настрой на урок, мотивационная готовность к учебной деятельности.

-Проверим готовность к уроку.

- Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

-Ведь главное – доброе начало.

А сейчас отразите своё настроение с помощью тучки и солнышка. Ведь хорошее настроение – это залог успешной работы.

СЛАЙД -1Читают название слайда

Мы –граждане России.

О чём пойдёт сегодня речь? (Предположения детей)

Надеюсь тема урока будет интересной и полезной для вас – поможет вам лучше определять свои действия и поступки.


СЛАЙД-2

Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином.

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс. УМК

Цель: Создать условия для формирования базовых исторических знаний. Сформировать представление о подвигах защитников Руси.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

Познакомятся с подвигами русских воинов-защитников Руси.

- о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- п рогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-определять последовательность действий, работать по плану;

- о существлять познавательную и личностную рефлексию .

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

-извлекать нужную информацию из текстов;

-п редставлять информацию в виде устного рассказа;

-выявлять сущность, особенности объектов;

-на основе анализа объектов делать собственные выводы;

- н аходить ответы на вопросы в авторских выводах.

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями членов группы в сотрудничестве, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; -работать в паре и группе слушать и понимать других.

формировать устойчивую мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, адекватно воспринимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1 Организационный момент

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверьте вашу подготовку к уроку и порядок на парте.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку

Ученики проявляют эмоциональную отзывчивость, настраиваются на урок

2. Актуализация знаний

Включить учащихся в виды деятельности


Для проверки домашнего задания предлагаю вам блицопрос.

1.Кто такой Иван Калита?

2.За что он получил такое прозвище?

3.Какой город стал центром Русского княжества при И. Калите?

4.Что получили московские князья в наследство от И. Калиты?

5.Какие личные качества И. Калиты сыграли главную роль в успехе его правления?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, групповая работа, работа в парах.

Задачи урока

Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны.

Формировать чувство гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

Формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.

Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России (гимн, флаг, герб).

Предполагаемый результат

Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны.

Умение жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: понимание, что Россия – это многонациональное государство; чувство гордости за свою Родину и российский народ; уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; умение извлекать необходимую информацию; умение строить цепь логических рассуждений.

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность; умение оценивать собственную работу.

Коммуникативные: умение предъявлять свою точку зрения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метод проектов, технология групповой работы, ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ, карточки с заданиями.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Создать эмоциональный настрой.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к уроку

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Регулятивные:

способность регулировать свои действия.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Задаёт вопросы по предложенной ситуации.

- Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль.

- Какие красоты особенно волнуют поэта?

- Вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Прослушивают песню и просматривают слайды, на которых пейзажи русской природы.

Работают с текстом песни.

Высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Высказывают свои ассоциации.

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Самоопределение к деятельности.

Организация и самоорганизация обучающихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

- Как называется то место, где вы родились и выросли?

- А какое определение можно найти в словарях?

- В каких значениях может быть использовано это слово?

- Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

- О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его (карточки на партах) и попробуйте понять, какие чувства оно у вас вызывает.

- Это наша маленькая Родина.

Высказывают своё мнение.

Работают со словарём С.И.Ожегова.

Отечество, родная страна.

Место рождения, происхождения кого-нибудь.

- Большая и малая Родина.

Читают стихотворение, анализируют свои чувства.

Проявляют самостоятельность в поиске решения задачи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

Организует работу с картой.

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории? Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – Камчатском наступает полночь.

Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте.

- Покажите столицу нашей Родины на карте.

- Почему нашу Родину называют необъятной?

- Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей Родины – её зелёный наряд – леса.

- Для дальнейшей работы предлагаю вам объединиться в четыре группы и представителю от каждой группы получить задание.

Выдаёт репродукции картин:

Вопросы для работы с репродукциями:

Что вы видите на картине (опишите максимально)?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

О чём нам хотел сказать художник этой картиной?

Как ему это удалось?

- Вот она какая, Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную и красивую страну?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. И все они представляют единую и дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

Предлагает поработать в парах.

Задание: на основе стихотворения составить список различий народов России. (Текст стихотворения на доске).

Организует работу по учебнику.

Какие государственные символы вы знаете?

- Россия, Российская Федерация.

Один обучающийся работает у доски с картой.

Остальные ребята помогают с места.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся показывает столицу России на карте.

Высказывают своё мнение.

Дети объединяются в группы.

Представители от каждой группы получают задание.

Работают в группах с репродукциями картин. Каждая группа должна обсудить между собой и дать ответы на поставленные вопросы.

Каждая группа представляет свою работу.

Высказывают своё мнение.

Выполняют задание в парах.

Делают вывод: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод.

Коммуникативные:

Способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определённых правил.

Проверка полученных результатов.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.

Предлагает поработать сначала устно в парах, а затем каждый в своей тетради. Задание: необходимо найти Герб России, раскрасить Флаг России.

- Наш Российский флаг - трёхцветный. Какое значение придаётся каждому цвету?

Организует индивидуальное выполнение задания на карточке.

Задания: 1) соединить части пословиц о Родине, объяснить их смысл; 2) разгадать кроссворд.

Проверка выполнения осуществляется с помощью интерактивной доски.

Организует прослушивание аудиозаписи гимна РФ, сопровождающейся презентацией с видами Москвы, и беседу по содержанию.

- Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Какого человека называют патриотом?

- Можно – ли сказать, что текст гимна написан поэтом – патриотом?

- Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Работают в парах, а затем каждый в своей тетради.

Отвечают на поставленный вопрос.

- Белый – цвет чистоты и надежды;

- Синий – цвет безоблачного мирного неба;

- Красный – цвет крови, жизни.

Индивидуально выполняют задания на карточках.

Прослушивают аудиозапись, просматривая презентацию.

Участвуют в беседе по содержанию текста гимна РФ.

Высказывают своё мнение.

Познавательные:

Применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные:

Умеют слушать, слышать и понимать партнёра, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнёра и самого себя.

Регулятивные:

Контролируют и корректируют свои действия и действия партнёра.

Развивают мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества.

Оценить результаты своей деятельности.

- Запишите в тетрадь все основные понятия, которые мы рассмотрели сегодня на уроке.

- Продолжим работу в группах.

Задание: закончить предложения.

Каждой группе выдаётся карточка:

«Моя Родина – это …

Самыми трудными событиями моей Родины были …

Когда я вырасту, я хочу …

Я не хочу, чтобы моя Родина …

Комментирует домашнее задание.

1)Нарисуй свою малую родину или принеси фотографии. Это могут быть твой город, твой дом или улица, твоя семья или друзья.

Записывают в тетрадь термины и понятия: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы.

Каждая группа работает с карточкой.

Представляют результаты своей работы.

Слушают комментарии учителя по домашнему заданию. Записывают задание в дневник.

Читайте также: