Технологическая карта по окружающему миру 4 класс школа россии жизнь леса

Обновлено: 07.07.2024

Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- А каким вы его видите? (ответы детей)

1. Наблюдение за погодой. Метеосводка (изменения в природе зимой, все признаки зимы) ГРАДУСНИК

- Ребята, проверим, какие вы внимательные и наблюдательные?

- Когда вы сегодня шли в школу, обратили внимание на погоду?

- Какой была температура воздуха?

Сводка погоды на сегодня. (дежурный ученик сверяет прогноз погоды в сети интернет)

Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.

-Почему в народе землю называют кормилицей?

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае? СУГЛИНКА

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы ; в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода; в) воздух;

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

Показ на экране в процентном соотношении результаты учащихся по тесту .

3. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. (4 мин)

-В какой природной зоне самая плодородная почва?

Ребята, какой этап урока следует после проверки д/з? (новая тема)

Мне хотелось бы, чтоб вы сами определили в какой группе вы будете в дальнейшем работать. (дети встают и выбирают жетоны с рисунками, потом рассаживаются по новым группам)

-посмотрите на парты и рассаживайтесь по группам соответствующим эмблемам.

Итак, у нас получились 4 группы.

Этап формулирования темы урока, постановка цели (3 мин)

А теперь, слушаем внимательно!

(Звучат звуки леса).

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

- Какие звуки природы услышали? О каком доме говорится в стихотворении?

Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока?

(Будем говорить о лесе.)

- А что такое лес? Что мы в первую очередь вспоминаем, когда говорим о лесе?

Чем является для нас лес?

Проведем такой опрос. (заполните таблицу, ставьте +или – в первом столбце с тем высказыванием, с которым согласны)

Верите ли вы

Лес — это царство?

Можно ли сравнить лес с многоэтажным домом?

Корни растут ярусами?

Зеленые растения — это главное звено в лесных цепочках?

Полезны ли кроты?

Нужны ли лесу грибы?

Лес скоро оскудеет, ведь все берут из него цветы, грибы, деревья, животных?

Сегодня в течении урока вы будете обращаться к таблице и видеть на сколько вы были правы.

-Ребята, кто-то спешит к нам на урок.

Старичок. -Здравствуйте, ребята.

Я хочу пригласить вас сегодня в лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес, не только для нашей забавы,
В нём – деревья, ягоды, травы.
Насекомые, звери и птицы
Все хотят с вами подружиться.
Учёные тоже работают тут.
Лес они сообществом зовут.

-Что такое сообщество? (открыть в планшетах словарь и найти это слово и его значение)

(Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды).

(Лес – природное сообщество) на доске

На слайде открывается название темы.

Какие цели поставим к теме нашего урока?

Узнаем, что такое лес, какие организмы со­ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще­ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на­блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

Итак, чтобы понять это определение, я предлагаю вам посмотреть видео, которое принес нам старичок лесовичок.

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

-Стало ясно, о каком лесном сообществе будем говорить?

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России. А есть ли леса в Дагестане, в нашем Дербенте. (выступление учеников)

Исрафилов Абдул рассказ о Самурском лесе.

Галимова Алина о сосновом боре

Наш ковер - цветочная поляна
Наши стены - сосны-великаны
Наша крыша - небо голубое
Наше счастье - жить такой судьбою
Наше счастье - жить такой судьбою

4. Этап формирования нового знания. Работа по группам

-Вы сегодня являетесь маленькими исследователями и задания вам отправили с нашего школьного научного сообщества ДАНКО. (звучит музыка для спецагентов)

Они являются победителями олимпиад и различных исследовательских конкурсов

Сегодня у нас встреча с ботаниками, зоологами, учеными-исследователями, экологами.

Групповая работа (правила работы в группах).

- Вспомним правила работы в группе

- Составим алгоритм выполнения задания (запись на доске)

1. Прочитать задание2. Обсудить

3. Выполнить

4. Проверить

5. Выступить

4 группа – 1) Боль леса - лесные пожары (причина и решение данной проблемы, привести примеры по нашему Сосновому бору), браконьерство, вырубка леса, загрязнение леса.

Выступление групп – вывешивать работу учащихся на доску.

1)Выступление первой группы. Распределили растения на деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.

Деревья образуют два яруса.

Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь,

Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха .

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.

Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и кустарнички.).

К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.

Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.

Здесь встречается смородина, шиповник, черника.

Учитель. А вы знаете, что корни растений тоже располагаются ярусами. Как вы думаете, корни каких растений расположены ближе к поверхности, а какие глубже? Почему?

2)Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.

Среди млекопитающих пищевую цепь составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Значение разных групп животных в сообществе леса неодинаково. Исчезновение например, крупных растительноядных копытных: зубров, оленей, косуль – слабо отразилось бы на общей экосистеме, так как их численность никогда не была большой и не играла существенной роли в общем круговороте веществ. Но если бы исчезли растительноядные насекомые, то последствия были бы очень серьезными, так как насекомые выполняют важную функцию опылителей, участвуют в процессах разложения и служат основой существования многих последующих звеньев пищевых цепей.

Процесс саморегуляции в лесу проявляется в том, что всё разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определённым уровнем. Насколько велико в жизни леса значение такой регуляции численности, можно видеть из следующего примера. Листьями дуба питается несколько сотен видов насекомых, но и нормальных условиях каждый вид представлен столь малым количеством особей, что даже их общая деятельность не наносит существенного вреда дереву и лесу. Между тем все насекомые обладают большой плодовитостью. Количество яиц, откладываемых одной самкой, редко бывает менее 100. Многие виды способны давать 2-3 поколения за лето. Следовательно, при отсутствии ограничивающих факторов численность любого вида насекомых возросла бы очень быстро и привела бы к разрушению экологической системы.

Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам.

Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли гри бы лесу?

Давайте прочитаем об этом на странице 179 учебника.

Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев дру­ гие питательные вещества, которых сами они выработать не могут , - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

Лесная подстилка служит дополнительной защити зимой

Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человека?

Послушаем, что приготовила нам 4 группа.

Мы хоти напомнить всем правила поведения в лесу.

Дикарь в лесу старичок

Хозяйка белочка в лесу

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст и, как дикарь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Оценивание: по листу самооценки.

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

1. Проверка домашнего задания.

1. Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2. Участником почвообразования является :

А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.

3. Верхний, плодородный слой земли - это :

А) почва; Б) перегной; В) чернозем.

4. 1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.

5. Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.

1.Растения в лесу растут ярусами.

2.Животные делят ярусы между собой.

3.На деревьях обитают кроты и землеройки.

4.Грибы помогают расти деревьям.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели
деятельности
учителя

п остроение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

м етоды и формы обучения

о бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Основные понятия

Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел, друзья, звонок!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Повернемся и поприветствуем наших гостей. Им тоже подарим наши улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течении всего урока.

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

с лушают учителя. п ринимают участие в диалоге с учителем.

д емонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

Демонстрирует иллюстрацию с изображением леса.

– О чем сегодня будем говорить?

Отвечают
на вопросы учителя.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точнос-

тью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя о лесе.

– Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

– Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания:

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.)

На 1 и 2 ярусе мы встретим такие деревья:

Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет.(СЛАЙД 8)

Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов.

Липа– цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. (СЛАЙД 10)

Ель – обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. (СЛАЙД 11)

Рябина - её называют птицелов, зимняя ягодка - только после заморозков рябина становится вкусной. И хотя рябина – невысокое хрупкое деревце, а ни засухи, ни мороза не боится и около 100 лет живет и плодоносит.

На 3 ярусе располагаются кустарники:

Орешник, или лещина, живет 60-70 лет и начинает плодоносить в возрасте 5-6 лет. Каждый взрослый куст в урожайные годы может дать более трех килограммов орехов. Несложно подсчитать, какую огромную массу питательного корма дает орешник на протяжении жизни, спасая от зимнего голода дятлов, соек, белок, мышей и многих других обитателей леса.

Кустарник высотой до 3 м с серо-бурой корой, доживает до 50 лет. Цветёт и плодоносит только на открытых местах – по берегам рек, на лесных полянах, окраинах опушек и просек. Тёмно-красные полупрозрачные плоды имеют вяжущий горький привкус, который после заморозков пропадает. Плоды используют в медицине. Выведены декоративные красивоцветущие сорта.

В непроходимых зарослях шиповника гнездится множество птиц: острые шипы, покрывающие стебли и ветки этого кустарника, надежно защищают их гнезда от пернатых и четвероногих хищников. В начале лета на ветках шиповника распускаются изящные ароматные цветки, а осенью на их месте созревают ярко-красные плоды. Не случайно этот дикий кустарник стал прародителем царицы цветов – садовой розы.

Кустарник высотой до 2 м. Растёт по опушкам лесов, на просеках, обочинах, на старых фундаментах. Плоды обладают замечательным вкусом, из них готовят варенье, мармелад и сок. Плоды и листья используются при простуде и гриппе как жаропонижающее средство.

- Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) Какие растения мы видим тут?

– Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

Технологическая карта урока предназначена для проведения урока окружающего мира УМК "Школа России" в 4 классе. Урок направлен на изучение детьми природного сообщества "лес", как комплекса обитающих совместно организмов, развитие познавательной активности учащихся, умение работать в группе,умение наблюдать и анализировать.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_zhizn_lesa_4_klass.docx 28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Имеют ответственное отношение к учебе, проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Компьютер, мини – проекты, листы самооценки, информация о лесных растениях и обитателях леса.

Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка.

Форма проведения урока

Исследовательская, фронтальная, индивидуальная, коллективная.

(название, время, цели)

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

- Приведите примеры различных типов почв –

-Какие почвы в нашем крае?

-Какая почва самая плодородная?

- Почему нужно бережно относиться к почве?

- Как нужно охранять почвы?

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться.

II. Мотивация учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

Определение темы урока. Стихотворение:

Спасибо лес тебе за всё:

За тишину уединенья,

За россыпь птичьих голосов

И теплоту прикосновенья.

За воздух, что пахуч, как мёд,

За аромат полян цветущих, За всё живое, что живёт,

За всех свистящих и ползущих.

- Мы много раз говорили о лесе, о его растениях и его обитателях.

-Что бы вы хотели узнать нового о лесе?

Формулируют тему и задачи урока.

Рассказывать о животных и растениях леса, характеризовать лесное сообщество, выявлять экологические связи в лесу. Формулировать выводы.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение. учитывают разные мнения.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Подготовка к работе групп

Работа в группах.

Защита - мини проектов

Продолжение защиты - мини проектов

-Говорить о лесе мы будем на примере лесов Курской области.

-Как вы считаете, много ли лесов в Курской области?

-Чтобы выполнить ваши цели, я вам предлагаю работу в группах.

- Выполните задания, предложенные вам. Итогом работы должен стать мини – проект, который вы защитите.

-Ваши мини – проекты будут частью большого проекта и итогом урока.

-Как вы считаете, одинаково ли располагаются в лесу растения?

-Все растения, которые образуют лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами.

-Третий ярус делится на несколько частей, об этом вы будете говорить в старших классах, а о лесной подстилке вы прочитаете в учебнике. Это будет самостоятельная часть вашего домашнего задания.

-Только ли растения живут в лесу?

-Вот что говорит об этом известный вам по книгам писатель – натуралист М. Пришвин:

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.

У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе; знакомство с разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Задачи:

Способствование к развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Развивающие: развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развитие умения организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

Развитие воображения, речи.

Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыка самоконтроля, толерантного отношения друг к другу.

2 группа стр. 168

Роль лесной подстилки в жизни леса.

Какие живые организмы живут в лесной подстилке?

1 группа стр.165

Роль неживой природы в жизни леса

Почему жизнь леса невозможна без почвы?

Какие крошечные организмы живут в почве?

3 группа стр.164

2. Роль грибов в жизни леса.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли в своей чудесной кухне могли создать питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна без почвы, здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живут мелкие животные. А ещё в почве живут крошечные организмы - бактерии. Они важная часть лесного сообщества

В лесу растут множество грибов. Грибы – это особое царство живых организмов, они не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей.

Опавшие листья и части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием микроорганизмов она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые части растений перегнивают быстрее.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Урок окружающего мира в 4 классе

Пшенникова Валентина Ивановна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория,

стаж работы 28 лет

Краткое описание

Описание ресурса

Разработка урока /НОД/ занятия /мероприятия

Пшенникова Валентина Ивановна

Название программы, УМК

Класс/группа, возраст обучающихся

Материально-техническое обеспечение урока

Цель: Формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе; знакомство с разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Способствование к развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

Развивающие: развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развитие умения организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

Развитие воображения, речи.

Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитание навыка самоконтроля, толерантного отношения друг к другу.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация
(самоопределение
к учебной деятельности).

- Ребята, давайте начнём наш урок словами со слайда.

Я самый внимательный,

Я самый ответственный,

А, чтобы быть лучше нужно стараться.

Проговаривают хором слова

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II . Актуализация знаний.

Сегодня к нам в гости пришёл старичок – Лесовичок(рисунок).

Видеоролик с картинами леса

в сопровождении стихотворения о лесе (слайды 3-13)

Мы с вами оказались в лесу. И сегодня откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, её защитников.

В лес, т.к. Лесовичок

Познавательные: планирование, прогнозирование; структурирование знаний;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III . Постановка познавательной задачи. Самоопределение к деятельности.

Так, что же такое лес?

Правильно, лес – это (карточки)

Скажите, значение всех ли слов вам понятно? Какое слово для вас новое?

А Лесовичок приглашает вас в это природное сообщество. Назовите тему нашего урока? (слайд 14)

Что бы вы хотели сегодня узнать? Какая цель урока должна быть поставлена в связи с темой урока? (слайд 15)

- Лес – это деревья, кустарники, животные, птицы…

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения.

IV . Открытие нового знания. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Лесовичок предлагает провести путешествие вот по этому плану (слайд 16)

Где мы можем найти ответ на 1 пункт плана?

Сейчас мы обратимся к учебнику и попробуем ответить на 1 вопрос – учебник стр.164 (слайд 17)

Лесовичок очень доволен вашими ответами. А вот он считает, что…

Вывод: (читает учитель или ребёнок со слайда 18)

Принимают участие в диалоге.

В словаре, учебнике…

Самостоятельная работа учащихся

Рассказывать о животных и растениях леса, характеризовать лесное сообщество, выявлять экологические связи в лесу. Формулировать выводы.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование структур-ие знаний, осознанно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, ориентируются в учебнике.

V . Усвоение новых знаний

Мы говорили о растениях, о животных, а Лесовичок говорит, что это ещё не все компоненты лесного сообщества. Он предлагает вам узнать ещё, какие организмы составляют природное сообщество леса. Хотите узнать? А для этого давайте поработаем в группах по учебнику. После того, как вы найдёте нужную страницу, прочитаете, затем должны составить рассказ по плану (слайд 20)

Выберите, кто из вас будет выступать. Остальные внимательно слушают и оценивают выступление.

-3 группа нам рассказали, что грибы не относятся ни растениям, ни к животным. Это отдельное царство живой природы. А так же они сказали, что грибы помогают деревьям расти. Это как?

(слайд 21) Оказывается, деревья и грибы, дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями, а дерево отдает грибу питательные вещества, крахмал и сахар, который грибы самостоятельно не могут выработать, в этом им помогают деревья.

Вывод: Лес – это природное сообщество, в котором тесно, сообща живут растения, животные, грибы, микроорганизмы (добавляется карточки на доске)

- А знаете, Лесовичок очень любит играть. Давайте с ним поиграем. Встаньте со своих мест и найдите слова на слайде (слайд 22).

Походите как медведь, постучите как дятел, вырастите как гриб, покачайтесь, как ёлка.

Какое слово лишнее? Почему?

Давайте, выполним задание от Лесовичка

Как думаете, какое задание предлагает вам Лесовичок?

(Учитель рассказывает интересные факты о животных и растений, об их взаимосвязях)

Итак, для всех своих обитателей лес – это столовая, убежище, дом. Каждый связан со своими соседями, а через них с другими животными и растениями. В природе растения и животные существуют не сами по себе. Они связаны между собой, или соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, то разорвётся вся цепочка, т.е. нарушится природное равновесие.

Ребята мне Лесовичок шепчет на ухо, что он получил жалобы от лесных жителей. А вы знаете, на кого они жалуются? На человека. Как вы думаете, о чём могут быть эти жалобы?

Да, человек часто неразумно вторгается в природное сообщество леса.

Читайте также: