Технологическая карта по математике 3 класс деление с остатком школа россии

Обновлено: 05.07.2024

8. Образовательная цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком).

10. Планируемые образовательные результаты, формируемые УУД:

выполнять деление с остатком, моделировать этот прием с помощью предметов, рисунков, решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

Познавательные - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Регулятивные – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

11. Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, наглядный.

12. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная, парная.

13. Оборудование: компьютер, экран, презентация, детские ноутбуки, Математика, 3 класс, автор: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюклва Г.В, задания для групп, ЭОР

Технологическая карта урока

Название используемых ЭОР

I.Самоопределение к деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД

Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Самоопределение.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, работаем по группам

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

У рыбы с усами 3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)

Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.

Молодцы, с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание.

(на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)

14,15,16,17,18,19,20

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30

20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40.

Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка.

Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка.

Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка.

Повторяют правила работы в группах и инструкцию.

В группах устно решают, записывая на листах только ответы.

Затем представители групп выходят и озвучивают свои результаты.

Продолжают работать в группах.

Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

III. Целеполагание и мотивация.

Постановка проблемы.

Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся?

Назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ)

- Расскажите, что вы знаете о делении?

Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:

Вы смогли полностью выполнить задание?

- Почему? В чём было затруднение? 17:2

Чем похожи примеры и чем отличаются?

( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи.

Познавательные:

уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

4. Построение проекта выхода из затруднения или открытие нового знания

Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Никите и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

Сколько получит каждый?(по 8)

Все ли тетради разделили? (нет)

Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)

Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 3 = 5 (ост. 2)

-Сколько разделили без остатка?(16) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×)

-Так ск-ко раз по 2содержится в 17? (8 ост. 1)

Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

Так какая тема урока? (Деление с остатком)

Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с …………..

Физкультминутка. Видеоролик.

Практически решают задачу.

Представляют результат своей работы, объясняют.

Записывают выражение, проговаривают действия.

Называют тему урока.

Выполнять физ.упражнения, следуя по образцу на видео.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Деление с остатком.

1)Работа по учебнику с. 26 №1,2

2)Работа в парах.

Предлагает рассмотреть и выполнить интерактивное задание на деление с остатком.

Организует взаимопроверку в парах.

Учащиеся по очереди устно с комментированием решают примеры.

Учащиеся выполняют задание на деление с остатком.

Работают в парах.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные : сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

V. Осознание и осмысление учебного материала.

-А сейчас поработаем у доски.

Нам необходимо рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать?

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

- На поляну прилетели бабочки. Давайте попробуем рассадить их на цветы.

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет?

(карточки с алгоритмом розданы детям)

Как разделить число с остатком.

Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

Данное число делим на делитель. Это значение частного.

Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

Высказывают свои предположения.

Самостоятельно выполняют задание в тетрадях.

Изучают алгоритм деления с остатком. Проговаривают.

Познавательные:

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод

VI. Первичное закрепление

Наименование ЭОР: Деление на 2.

Тип: Интерактивное задание.

Мы работали, устали,

А теперь все дружно встали.

Предлагает прочитать задачу 3 с. 26. Анализирует условие задачи, предлагает краткую запись выполнить в виде таблицы.

Предлагает выполнить решение задачи самостоятельно.

Просит выполнить взаимопроверку.

Предлагает рассмотреть и выполнить интерактивное задание на деление с остатком.

Выполняют движения глаз, проговаривая действия.

Анализируют условие, заполняют таблицу.

Самостоятельно записывают решение задачи.

Учащиеся выполняют задание на деление с остатком.

Коммуникативные УУД:

Умение доказывать свою мысль, слушать других

Познавательные УУД:

Умение структурировать знания

Регулятивные УУД:

Сохранять учебную задачу, находить варианты ее решения

Коммуникативные УУД:

оценка действий партнера, коррекция, контроль

VII. Контроль и самопроверка.

Наименование ЭОР: Деление на 3.

Тип: Интерактивное задание.

Организация самостоятельной работы по решению примеров на деление с остатком.

Пользуясь памяткой, найди ошибку.

Предлагает рассмотреть и выполнить интерактивное задание на деление с остатком.

Три уровня заданий

1 уровень – надо подумать

2уровень–3 уровень – с опорой на таблицу

Самостоятельно выполняют задание.

Высказывают свое мнение.

Каждый для себя выбирает задание и работает самостоятельно.

Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.

VIII Подведение итогов, рефлексия.

Обязательное задание стр. 26 № 5 учебника и под чертой; для более сильных учащихся № 83 в рабочей тетради.

Просит напомнить, какую цель сегодня поставили на уроке. Достигли ли ее?

На партах у вас лежат смайлики.

-Оцените свою работу на уроке

ГРУСТНЫЙ- ничего не научился, не интересно было работать.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ – некоторые задания в работе вызывали затруднения.

ВЕСЕЛЫЙ – работать было легко, и я все понял

Спасибо за продуктивную работу. Урок окончен.

Записывают домашнее задание .

Отвечают на вопросы, делают выводы, умозаключения.

Анализируют свою работу: что показалось

трудным, непонятным; что было самым

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся понимать конкретный смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком с опорой на схематический рисунок, решать текстовые задачи, вычислять площадь фигуры, целое число по его доле.

Метапредметные ( компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретённая компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы ,обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник – Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 класс. - М.: Просвещение, 2017 год.

Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков

Цель: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком .

Задачи урока:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

Формировать практические навыки деления числа с остатком;

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

наблюдательности и любознательности,

развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

знают алгоритм письменного деления с остатком.

умеют моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков.

умеют читать равенства, используя математическую терминологию.

умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками..

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы

Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Цель: мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.

Я желаю вам удачи в открытии нового.

- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

- Прежде, чем открывать новое, мы с вами повторим то, что мы изучали раньше.

- по цепочке таблицу умножения и деления; Что повторили? Для чего её нужно знать? Как вы думаете, нужна нам будет на уроке таблица умножения?

1.Чтобы разделить число 78 на 6, его надо разложить на удобные слагаемые 60 и 18 (+)

2. 25 в 3 раза меньше, чем 75 (+)

3. 48 больше 24 на 2. (-)

4. если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+)

5.Делимое 26, частное 2, делитель 13 (-)

Работают с информацией, решают примеры.

Развитие математических навыков счета (умножение и деление).

Индивидуальные карточки 1 по устному счету

Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком

Сегодня мы продолжим работать со случаями деления и узнаем что – то новое по этой теме. Разделите числа на 2. (числа 2,3,4,5,6,7,8,9 на доске).

Что вы заметили? (числа либо делятся на 2, либо при делении остается 1)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о том, как связаны между собой делитель и остаток)

Учитель записывает примеры на доске:

Без труда делят четные числа, затрудняются при делении нечетных.

Понимают, что при делении на 2 может остаться число 1, которое не поделить поровну.

Развитие логического мышления у всех учеников.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

Теперь сами попробуйте разделить на 3 следующие числа: 21, 22, 23,24,25.

Теперь поработаем в парах, проверим друг друга.

Контролирует выполнение задания

Контроль за проверкой задания учениками.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Меняются тетрадями и делают проверку задания.

Развитие зрительного внимания, переключения внимания. В деятельности принимают участие все ученики.

Сейчас мы расслабим наши глазки и сделаем зрительную гимнастику. Следите глазками за двигающимися предметами на видео.

Проводит гимнастику для глаз.

Развитие зрительного внимания у всех учеников.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Откройте учебники на ст.27. Выполним №1.

Проверяет понимание способа действия.

Истомин С. Выполняет на доске 2 примера, проговаривая алгоритм работы при решении примеров, остальные учащиеся списывают с доски.

Развитие логического мышления у всех учеников.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Самостоятельное выполнение №1 (3,4,5 примеры)

Понаблюдайте, какие получились остатки? Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2? Почему?

Проверяет понимание способа действия.

Подсказывает вывод при возникновении трудностей.

3 последних примера выполняют в тетради все ученики.

Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что остаток должен быть меньше делителя.

Индивидуальные карточки с подсказками №2 для учеников, у которых возникают трудности.

Развитие логического мышления у всех учеников.

Покажет нам 3 упражнения из своей утренней зарядки.

Контролирует выполнение упражнений и повторяет с учениками.

Все ученики выполняют упражнения у своих парт, стоя.

Укрепление физического здоровья организма учащихся.

Включение в систему знаний и повторение.

Теперь выполним задачу №3 на ст.27

Выполним краткую запись.


Записывает условие задачи с объяснением на доске.

Задача – 10 мин. 25 мин

Ур-ия - ? , по 5 мин

Теперь запишите решение и ответ задачи.

Назовите все затраченное время.

Как узнать, сколько времени осталось на решение уравнений?

Как узнать, сколько уравнений решил ученик?

Запишите решение и ответ задачи.

Все ученики читают задачу про себя.

Ученики списывают условие задачи в тетрадь.

1 ученик решает задачу у доски, остальные – в тетради.

Развитие внимания у всех учеников.

Индивидуальные карточки с условием задачи №3

Рефлексия учебной деятельности.

Итак, какой вычислительный прием мы закрепили сегодня на уроке? (деление с остатком) Что нового вы узнали? Почему остаток не может быть больше делителя?

Теперь каждый нарисует на полях в тетради тот смайл, который покажет, как хорошо работал каждый из вас.


Способствовать развитию умений соотносить значение остатка и делителя, решать текстовые задачи на нахож-дение долей, на определение продолжительности событий, находить варианты решений нестандартных задач, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать фигуры с острыми углами, вычислять периметр геометрических фигур

Комплексное применение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся соотносить значение остатка и делителя, решать текстовые задачи на нахождение числа по его доле, на определение продолжительности событий, находить варианты решений нестандартных задач, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, распознавать фигуры с острыми углами, вычислять периметр геометри-ческих фигур.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления,
слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Деление с остатком

Организационная структура урока

Обучающие
и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество.

Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют желание учиться

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуали-зация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы
в тетрадях.

Показывают выполненную домашнюю работу.

П – делают выводы
по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

Читайте также: