Технологическая карта по литературному чтению 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Работа над стихотворением

Здравствуй, елка, как мы рады

Что ты снова к нам пришла

И в зелененьких иголках

Свежесть леса принесла!

На ветвях твоих игрушки

И фонарики горят,

Бусы разные блестят!

- Как можно озаглавить стихотворение?

- Прочитайте хором стихотворение, делая акцент на второе слово в каждой строчке.

- Выразительное чтение чередованием (мальчики – девочки).

Проверка домашнего задания:

- С произведением какого автора мы работали на прошлом уроке?

- Что вы помните из его биографии?

- Как называется произведение, с которым мы познакомились?

- Кто является главным героем произведения?

Выразительное чтение отрывков произведения

С. 33 – 1 абзац, c. 35 – 3 абзац

Перескажите отрывок с .34 – 4 абзац от первого лица.

1. Событие рассказа произошло у бабушки.

2. Мальчика заинтересовал пароходик.

3. Ребёнок хотел найти в пароходике двигатель.

4. Мальчик наблюдал за человечками и днём и ночью

5. Боре удалось поймать человечков.

Участвуют в речевой разминке

На прошлом уроке мы познакомились с писателем Б. Житковым.

Главным героем произведения является Борис.

Читают выразительно абзацы.

Записывают ответы на листочках.

Ответы: да, да, нет, да, нет.

Открытие нового (знания, способа действия)

(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах)

- В каком разделе литературы мы с вами путешествуем?

- Прочитайте пословицу, записанную на доске и попробуйте объяснить её:

Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрёшься.

- Произведение какого автора вы читали дома?

- Какие задачи поставим на уроке?

Познакомиться с биографией Зощенко.

Составить план к произведению, характеристику героям.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

Самостоятельная работа, в группах. Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. включение будущего нового материала.

Знакомство с биографией Зощенко

- Фамилия писателя Зощенко, а имя и отчество вы отгадаете выполнив работу в карточке.

Имя

Разгадайте при помощи пронумерованного алфавита

Отчество, подчеркните буквы, среди цифр

Произнесите имя и отчество писателя

- А биографию нам расскажет…(подготовленный ученик)

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) известен как писатель, сценарист и драматург, основа его творческого метода – острая сатира. Занимался переводами.

Родился в Питере. Его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Тем не менее обеспеченной семья не была - отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.

Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.

А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался.

За свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.

Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.

Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются , а фразы становятся крылатыми.

Беседа о ёлке

- Ребята, что такое ёлка?

- Из уроков окружающего мира вспомните, какие леса образуют хвойные растения?

- Ребята, а вы хотите узнать интересные факты о ёлке?

- Найдите их в карточке.

Найди интересные факты о ёлке:

1. После гибели ели из ее корневища может вырасти дерево-клон.

2. Ёлка- это хвойное растение.

3. Спустя десять-пятнадцать лет основной корень ели отмирает, и его роль на себя берёт разветвлённая система из множества корней поменьше.

4. Каждая еловая шишка содержит около сотни семян.

5. Ёлка является символом Нового года.

6. Еловые леса удивительным образом влияют на климат. Зимой в ельнике теплее, чем за его пределами, а в летнюю жару — прохладнее

7. У ели хвоинки маленькие и растут по одной.

8. В еловой хвое содержится много витамина С.

Физминутка

Мы повесим шарики, (соединяем пальчики по очереди в кружочки)

А потом фонарики, (фонарики)

А потом ещё дождинки, (указ. пальчиками рисуем сверху вниз)

Не забудем про снежинки. (раскрытые ладошки)

Рыбки золочёные, (две ладошки вместе)

Огоньки весёлые, (солнышко)

Набросаем мишуру, (по очереди плавные движения рук) Продолжаем мы игру. (хлопаем в ладоши)

Работа по теме урока

- Кто является главным героем произведения?

- Какова тема и основная мысль произведения?

- Как могли бы развиваться события в произведении, если дети не сломали игрушку, не откусили яблоко, не съели пастилку?

- Какой вывод сделал писатель в детстве?

Чтение по ролям

С. 51 – 2 абзац (роли: Лёля, Минька, мама)

Работа в группах

Задания для групп:

1 группа: Работают с киноплёнкой и составляют картинный план

3 группа: Заполняет по таблице описание Лёли

Цели: обобщить полученные знания учащимися по разделу; развивать навыки осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой.

Планируемые результаты:

Метопредметные:

регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы

познавательные: анализ прочитанных текстов, выделение основной мысли

личностные: проявление корректного отношения к мнению и высказыванию одноклассников.

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний, урок-конкурс

Форма организации: самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов

Методы: о бъяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового.

Обеспечение мотивации обобщения изученного материала.

- Где более точное определение этому слову мы можем найти? Правильно, в словаре.

Классика- образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Дают ответ на поставленный вопрос.

Читают данные из словаря.

Обобщение изученного материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и воспроизведения изученного материала.

Слайды 10-11

Слайды 13-14

Слайды 15-17

Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

Но кто же эти авторы?

1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов

2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин

А кто назовёт произведение и автора этого отрывка, получит дополнительные +.

( Проверка : ребята доказывают правильность выбора предложения чтением отрывков из произведений. Проверяется выразительное чтение.)

1. В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить ….

2. Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых …

3. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла …

Поднялась и расцвела.

4. Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен …

Надеюсь, вы хорошо отдохнули и у вас поднялось настроение. Думаю, можно продолжать наш конкурс.

Ваше задание : по одному слову узнать название произведения и его автора.

- Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?

- Найдите в тексте как А.С.Пушкин описывает зеркальце.

- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает Терек

- Зачем мальчики решить уехать в Америку?

- Кто такой караульщик? Каким синонимом можно заменить?

– Почему А.Пушкин называл свою няню подругой? Разве это возможно?

- Что такое Тифлиз?

- Найдите и прочитайте описание мальчика? О чём хотел сказать автор?

Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? (белого)

Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)

Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого? (мужик)

В какую страну собирались сбежать мальчики?( в Америку)

На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (гусли)

Ответы детей по текстам слайда.

( вначале дети записывают ответы на листочках, затем озвучивают. У кого правильный ответ- ставят +. По количеству + определяется победитель каждого этапа и всего конкурса)

Ответы детей по текстам слайда.

Читают отрывки, пытаются воспроизвести его продолжение.

Выразительно читают отрывки.

Учащиеся выполняют движения в музыкальной видео-физминутке

Читают слова. Дают ответы.

Выполняют задания учителя, используя полученные знания и учебник.

Рассматривают картинки, дают ответы.

Объясняют правильность своего выбора.

Дают ответы. ( По надобности, доказывают чтением отрывков из текстов.)

Подведение итогов. Рефлексия.

Обеспечение обобщения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока.

Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.).

Давайте вернёмся с вами к словам Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на, которыми мы начали наш урок.

-Согласны ли вы с его высказыванием?

первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Чудесная интересная

Воспитывает, обучает, развивает

Открывает мир русской литературы

Перечитывают афоризм. Дают ответы.

Составляют и зачитывают составленные синквейны.

Оценивание и награждение

Обеспечение эмоционального состояния учащихся

Пришло время подвести итоги конкурса и поздравить победителей и участников нашего конкурса. (вручаются грамоты)

Автор: Ахатова Аниса Гафуановна

Организация: МОУ ''Миасская СОШ №1''

Населенный пункт: Челябинская область, с. Миасское

Задачи:

Планируемые результаты:
Личностные УУД:
воспитать позитивное отношение к живой природе, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

Давайте прочитаем девиз нашего урока

Этим мы и будем сейчас заниматься.

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2.Мотивация к учебной деятельности.

- Книгу в руки без порядка не берем

Потихоньку, по порядку мы начнем.

Подготовим речевой аппарат, разогреем мышцы полости рта. Повторяйте за мной:

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

(Дети повторяют каждую строку). Учитель изменяет ритм. Что такое дружба? Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем

Читать, правильно артикулируя.

3.Постановка проблемы, учебной задачи и их решение

-Послушайте и догадайтесь, чьи это стихи.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

- Как вы думаете о творчестве, какого поэта сегодня пойдет речь?

О творчестве Сергея Есенина

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели вы ставите на этот урок?

- Ребята, мы сегодня познакомимся с стихотворением С.Есенина С добрым утром!

Формулировать тему урока

С,Есенин С добрым утром.

Определять цели и пути их достижения.

Создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе урока

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

4. Открытие нового знания

- Посмотрите на портрет этого человека? Что вы можете о нём сказать?

Вот такой он – любимый поэт Сергей Есенин.

Стихи его посвящены Родине. Сергей Есенин – это поющее сердце России. Любовь к Родине была для него могучим источником всей его поэзии.

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Всей России встают черты…

Верите ли вы, что Сергей Есенин

1) прожил всего 27 лет?

2) воспитывался у бабушки и дедушки?

3) первые стихи написал в 9 лет?

4) что первые стихи его были напечатаны в 1914г.?

5) работал в мясной лавке?

6) работал учителем в школе?

-Возьмите листочек, на котором записаны вопросы и найдите ответы

В 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище.

Тип урока : урок освоения новых знаний и способов действий.

Задачи

формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение. Предметные (учащиеся научатся) :

1. читать (вслух) выразительно доступные для данного

2. ориентироваться в содержании художественного

текста, понимать его смысл: определять главную

мысль произведения; тему.

формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

формировать умения оценивать свою деятельность;

формировать умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Метапредметные (учащиеся научатся) :

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять обобщение изученного.

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять оценку деятельности.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

формулировать собственное мнение и позицию.

воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Личностные (у учащихся будут сформированы) :

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ход урока:

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Олеговна, и урок литературного чтения проведу у вас сегодня я.

Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, пенал, дневник.

О каком времени года будем читать стихотворение?

Это рыжая сестричка

Урожай в амбары носит.

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Какое стихотворение будем изучать?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, обедневшей дворянской семье. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887 году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное собрание его сочинений.

Что вам запомнилось из биографии?

Прежде чем познакомиться с произведением, разберё м некоторые слова:

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.

Вдова – женщина, муж которой умер.

Лазурь – яркий светло-синий цвет

Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

Завороженный- очарованный, околдованный.

Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Золотой – желтый, изумительный;

Подберите антонимы, к слову, замирает.

Понравилось ли вам это произведение?

Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

Прочитаем стихотворение вслух по цепочке.

Что мы читали? Рассказ, сказку, стихотворение? Докажите.

Что напомнил осенний лес И. А. Бунину?

На сколько смысловых частей вы бы разделили текст? Прочитаем их.

Как можно озаглавить каждую часть?

Прочитайте сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

Скажите, что мы сегодня читали?

Что вы узнали об авторе?

О чём это стихотворение?

Все ли задачи были решены?

Оцените себя, выбирая начало фразы на доске:


Оценить 1717 3

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.



Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.

Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.

Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.

Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.

Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: