Технологическая карта по литературному чтению 1 класс школа россии теремок

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта

Предмет: Литературное чтение.

Цель: формирование позитивного отношения к слушанию и чтению книг.

Образовательная:

- научить различать народные и авторские сказки;

- совершенствовать навык чтения целыми словами.

Развивающая:

- развивать речь, мышление учащихся;

- развивать навык выразительного чтения.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к предмету литературное чтение;

- воспитывать уважение к мнению окружающих.

Оборудование: Литературное чтение. 1 класс, часть 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, иллюстрация ёжика, теремка, пословицы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Настроение у всех хорошее?

- Давайте проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник по литературному чтению.

- Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем урок с пользой для нас всех.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Проверяют готовность к уроку.

отношение к учению.

Регулятивные:

настрой на организацию учебной деятельности.

Коммуникативные:

проявлять эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Актуализация знаний.

Чистоговорки.

- Сегодня к нам в гости на урок пришёл Ёжик и он хочет, чтобы мы подготовились к чтению.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске написано:

Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа- я нашел ежа.

Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

- Ребята, давайте эти предложения проговорим вместе: я чуть громче, а вы чуть тише.

- Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

- Жа-жа-жа- я нашел ежа.

- Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

- Скажите, можем ли мы прочитать, что записано на доске?

На доске написано:

С1К1А1З9К4И З2А6Г3А9Д7К1И Н4Е8Б1Ы4ЛИ2Ц7Ы

- А давайте с вами подумаем, как же можно расшифровать эту запись.

- Как вы думаете, каким способом можно это сделать?

- А ну-ка, давайте, какую первую букву выпишем?

- А какая следующая буква?

- Какую теперь выпишем букву?

- …, какие следующие буквы мы выпишем?

- …, Какие теперь мы выпишем буквы?

(Учитель спрашивает любого учащегося).

- Давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось?

- Какие мы молодцы, справились с заданием и определили название раздела.

- Откройте, пожалуйста, учебники литературного чтения на странице 2 9, 29.

- Давайте с вами посмотрим, с чем же мы познакомимся, чему научимся, изучая раздел.

- Мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями.

- Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог.

- А так же будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему.

- Так с чем же мы познакомимся, изучая раздел?

- А чему мы научимся?

- Чему ещё мы будем учиться?

- Ну, а чтобы узнать, о чем именно мы будем говорить на уроке, Ёжик придумал для нас задание.

- Посмотрите на доску.

http://globuss24.ru/wp-content/images/doc/hello_html_26e6b839.jpg

- Смотрите, нам даны книги, на них написаны цифры и буквы. Нам нужно расставить книги по порядку возрастания, и мы получим слово.

- Какое же слово у нас получилось?

- Кто же догадался, о чём мы будем говорить на уроке.

- Поднимите руку, кто любит сказки?

- А почему вы их любите?

- Наверное, у каждого из вас есть любимая сказка, да?

(Учитель спрашивает у учащихся, какая у них любимая сказка).

- Я вижу, что вы много знаете сказок. Молодцы!

- Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

- Жа-жа-жа- я нашел ежа.

- Жу-жу-жу- молоко даю ежу.

- Выписать только буквы и прочесть, что получится.

- Мы выпишем буквы: ЗАГАДКИ.

- Мы выпишем буквы: НЕБЫЛИЦЫ.

- Сказки. Загадки. Небылицы.

- Изучая раздел, мы познакомимся с народными сказками и сказками писателя.

- Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог.

- Будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему.

Работают над заданием.

(Они интересные, люблю за волшебство, всегда добро побеждает зло и т.д.)

Познавательные:

уметь ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь достаточно и полно выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других.

Целеполагание.

- Ребята, а как вы думаете, с чем мы познакомиться, раз мы будем говорить о сказке?

- А чтобы узнать название сказки, с которой мы познакомимся, Ёжик нам предлагает отгадать загадку:

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была:

Поселилось в доме том

Множество зверей потом.

- Как же называется эта сказка?

(На доске картинка Теремка)


- А вы знаете автора, который написал её?

- А если автор неизвестен, как называются такие сказки?

- А если я вам скажу, что сказку написал Евгений Чарушин. Как же так?

- Значит сказка Евгения Чарушина какая?

- Так чем же отличается народная сказка от авторской?

- Кто мне скажет, какая же у нас тема урока?

- На уроке мы с вами будем работать по плану:

сначала познакомимся с автором,

потом послушаем сказку,

поработаем со сказкой,

прочитаем сами сказку,

и подведём итоги.

- Посмотрите, пожалуйста, на доске изображён портрет Евгения Чарушана.

Евгений Чарушин родился в Вятке в семье архитектора. Семья жила широко и очень дружно. Когда Женя окончил школу, он ушёл в армию. А когда вернулся, стал учиться на художника. Очень любил рисовать зверей. Потом начал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных.

- Мы познакомимся с новой сказкой.

- Так бывает, когда автор на основе народных сказок пишет свою.

- У авторской сказки есть автор.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выявление отличий авторской и народной сказки.

Коммуникативные :

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

ориентироваться на странице учебника, давать устный развернутый ответ.

Первичное восприятие.

- Послушайте, пожалуйста, сказку. Слушайте внимательно! Я в конце сказки буду задавать вопросы.

- Скажите, пожалуйста, понравилась вам сказка?

- А что вы заметили в этой сказке?

- Ребята, назовите, мне, пожалуйста, героев сказки в том порядке, как они появляются в сказке.

- Каких героев не хватает?

Физкультминутка.

- Мы с вами много поработали, давайте вместе отдохнём.

- Повторяйте за мной движения.

Руки на пояс поставьте вначале

Влево и вправо качните плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки

Если сумели – всё в порядке!

Слушают сказку (аудиозапись).

- Сказка интересная, учит нас быть дружелюбными и т.д.

- Сказка не окончена.

Заяц- на горе увертыш.

- Волка и медведя.

Поднимают руки вверх

Поворачивают голову влево, вправо.

Отпускают руки, смотрят вперёд.

Руки в стороны, повороты влево, вправо.

Прижимают руки к плечам. Делают вращения.

Садятся тихо за парты.

Ставят руки на пояс качают плечами.

Дотягиваются мизинцем до пятки.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Вторичное восприятие.

- Как хорошо мы с вами отдохнули.

- Давайте, прочтём сказку.

- А перед тем, как начать, нам Ёжик предлагает прочитать трудные слова.

- Внимание на доску.

Ос – та – но – ви – лась – остановилась

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш.

- Сначала мы читаем слова по слогам, затем произносим целое слово.

- И так, вместе со мной, я читаю чуть громче, вы – чуть тише.

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 33, 3 и 3.

- Начну читать я, а вы следите.

(Учитель выбирает учащегося, который продолжает читать).

Работа по тексту.

Как вы думаете, что означает слово Терем?

- А как другие считаю?

- Скажите, пожалуйста, а где стоял Теремок?

- А как вы поняли?

- …, прочти, пожалуйста, строчку, в которой говорится, что Теремок стоит в поле.

- Кто первый прибежал к теремку?

- А как вы понимаете мышка – норушка?

- А кто следующий появился у теремка?

- Какие она звуки издавала?

- А как в сказке назвал себя заяц?

- А как вы понимаете?

- А кто после зайца появился у дверей?

- Какие она звуки издавала?

- Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?

- Скажите, пожалуйста, чем же заканчивается сказка «Теремок?

- Ребята, давайте с вами побудем писателями и придумаем свой конец сказки. Подумайте, как бы вы закончили сказку.

(Учитель спрашивает учащихся).

- Ребята, Ежик приготовил нам пословицы, но когда шёл к нам на урок, пословицы рассыпались и разбились на части. Давайте соберём пословицы и прочтём, какие же пословицы приготовил нам Ёжик.

В тесноте, каменных стен.

Знает сорока, да не в обиде.

Согласие крепче где зиму зимовать.

- Сейчас мы поработаем с вами в парах.

(Учитель делят учащихся на пары).

- Я раздам вам конвертики, на счёт 1, 2, 3 вы откроете и возьмёте все содержащееся в конверте. Вам нужно будет составить картинку из частей.

- А я хожу, смотрю и проверяю.

- Кто закончил руку на локоток, чтобы я видела.

- И что же у нас на картинке получилось?

Ос – та – но – ви – лась – остановилась

Рас – пе – вать – распевать

У – вёр – тыш – увёртыш.

- Слово Терем означает высокий дом.

- Теремок стоял в поле.

- В сказке написано.

Ответы детей. Живёт в норке и т.д.

- Заяц – на горе увёртыш.

- Потому что уворачивается.

- Наверно, они уступали друг другу, помогали и т.д.

- Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый.

- Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости.

- Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте, да не в обиде

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

Коммуникативные :

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

формулировать собственное мнение и позицию;

учиться работать в паре и в группе.

Регулятивные:

уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

- Какой же раздел мы с вами начали изучать?

- Какую сказку мы сегодня читали?

- Назовите действующих лиц.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какой урок преподносит нам сказка Евгения Чарушина?

- Мышь, лягушка, заяц, лиса.

- Помогать друг другу.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний.

- Ребята, скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Вы все молодцы! Хорошо поработали.

Если вы все хорошо поняли – похлопайте в ладоши.

Если у вас что-то не получилось – потопайте.

- Мне очень понравилось с вами работать на уроке. Но, к сожалению, урок окончен и нам пора прощаться. До свидания!

(Читать, отгадывать загадку, придумывать свой конец сказки и т.дт.)

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 007 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2021 186
  • DOCX 892.1 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астраханцева Марина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты :

ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Содержание заданий

( для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Виды УУД, характеристики

I . Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные УУД

Регулятивные УУД настрой на организацию учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

II. Проверка домашнего задания

Каждая группа представляет проект по плану.

Строят связные речевые высказывания. Демонстрируют модель созданной буквы. Форма работы групповая.

Знать: все прочитанные произведения из раздела о буквах

Уметь: охарактеризовать выбранную букву.

Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции.

Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

III. Постановка учебной задачи

Целеполагание.

Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW , ЗАQГJАДSКUИ, YRНZQEYRБJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ

- Как расшифровать эту запись?

-Кто сформулирует название нашего нового раздела в учебнике?

-Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? Чему мы научимся и будем учиться? С чем познакомимся?

- Наш урок будет посвящён первой теме этого раздела.

Любите ли вы читать сказки?

- Скажите, что же такое сказка? (Выдумка, волшебство, неправда).

Ученик зачитывает определение из словаря С.С.Ожегова.

Сказка – это повествовательное произведение, обычно народно – поэтическое, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Какие сказки вы знаете?

Назовите свои любимые сказки.

Коллективная работа.

Отгадывают зашифрованную запись

Читают название раздела.(с.29)

Слушают учителя Отвечают на вопросы.

Знать: название известных сказок.

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Прочитаем , что пишут авторы учебника, за что мы с вами любим сказки?

-Рассмотрите обложки книг. (внизу с.30)

-На всех ли книгах указаны авторы?

- Какие книги можно поместить на выставку народных сказок?


Учитель демонстрирует схему.

Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

Приведите примеры народных сказок.

Какие авторские сказки вы знаете?

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Работа с иллюстрациями к сказке (учебник с.31)

- Рассмотрите рисунки на с.31

- Вспомните название этой сказки.

- Кто автор этой сказки? Назовите действующих лиц.

- Восстановите последовательность событий сказки.

Рассматривают иллюстрации, называют действующих лиц, восстанавливают последовательность событий.

Знать: название сказки.

Уметь: восстанавливать последовательность событий.

Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

(На доске рисунок теремка.)

Знать: название сказки.

Уметь: правильно строить ответы на вопросы.

Жизнь и творчество Е.Чарушина

- Сказку , которую мы будем читать , рассказал нам Евгений Иванович Чарушин.(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Е. Чарушина с опорой на портрет и выставку книг на экране) Рассказ о жизни и творчестве
Е.Чарушина с опорой на портрет и выставку книгю.

Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Слушают рассказ учителя, рассматривают выставку книг

Знать: автора сказки

Уметь: рассказать о жизни и творчестве Е.Чарушина.

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

Объясните значение слова: увёртыш.

ос-та-но-ви-лась остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать –распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

Читают, отвечают на вопросы учителя, работают с толковым словарём.

Уметь: пользоваться толковым словарём, читать плавно, без ошибок.

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

умение испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

.Первичное знакомство со сказкой .

- Послушайте . я буду читать. А затем чтение фрагмента сказки заранее подготовленными детьми.

-Понравилась ли вам произведение?- -Что понравилось больше?

– Какие герои вам понравились

Слушают и воспринимают сказку. Проявляют интерес.

Демонстрируют усвоение содержания услышанной сказки. Устанавливают причинно- следственные связи между поступками персонажей сказки.

Знать: новый жанр литературного произведения

Уметь: участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

VI.Закрепление знаний и способов действий.

Чтение сказки учащимися.

-При чтении интонацией выделяйте слова и предложения.

-Обратите внимание на знаки препинания.

- Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

Слушают чтение сказки. Следят по учебнику. Выразительно читают произведение

Знать: произведение: называть автора, название

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения

Работа с иллюстрациями в учебнике. (с.33-36)

-Рассмотрите иллюстрации к сказке.

-Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

-Каких героев не хватает в сказке?

-А каких героев нет на рисунках?

Рассматривают рисунки, описывают сюжет. Отвечают на вопросы

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Подготовка к пересказу сказки.

1.Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2.Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.(Лиса)

3.Зубато, серовато, по полю рыщет

Телят, ягнят ищет. (Волк)

4.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)

5.Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышка)

6.Кто по мшистой мокрой тропке

Словно мячик скачет ловкий?(Лягушка)

- Как вы думаете в какой сказке они встретятся все вместе?

- Расположите героев в том порядке, в котором они появляются в сказке.

- Как ведут себя герои сказки?

- Чем она закончится?

- Чему учит эта сказка?

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Ориентируются на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев

Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками участвуя в активной деятельности.

.(работа в группах)

Придумайте свой вариант сказки.

- Какой конец сказки можете предложить вы?

Чем обычно заканчиваются сказки? (добро побеждает зло)

Выдвигают гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывают их.

Коммуникативные УУД:

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

.Инсценировка фрагмента текста ( работа в парах)

- Выберите возможный для чтения по ролям отрывок текста.

- Разыграйте по ролям в парах один из эпизодов сказки.

Выбирают фрагмент сказки, распределяют роли, инсценируют.

Определяют фрагмент текста, подходящий для инсценировки, инсценируют, проявляют эмоции. Учатся сотрудничать и договариваться с одноклассниками.

Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

-Чему можно поучиться у героев?

– Что особенно запомнилось и понравилось?

-Интересно ли вам было на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою работу на уроке при помощи "светофора".

Отвечают на вопросы учителя. Выбирают картинку с весёлым или грустным смайликом.

Оценивают свою работу на уроке.

1.Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [ Л.Ф.Климанова , В.Г. Горецкий , М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение , 2016г.

2.Сборник загадок : Пособие для учителя/ Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение , 1988.

4.Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.В.Бойкина, Л.С. Илюшин СПб Просвещение, 2012г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Учить анализу поступков героев, чувств и мыслей действующих лиц, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать мышление и речь учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты :

ЛичностныеУУД: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Познавательные УУД: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные УУД: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: коллективная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Содержание заданий

( для обучающихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты УУД

Виды УУД, характеристики

I . Мотивация учащихся.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нет проку.

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные УУД

Регулятивные УУД настрой на организацию учебной деятельности

Коммуникативные УУД

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

II. Речевая разминка.

- Откройте учебник на стр. 25 и прочитайте стихотворение с восклицательной интонацией, с утвердительной интонацией, весело, грустно, не забывайте про выразительность.

(Дети читают)

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это- гном?

Шшш! Там, за шторами, возле окна,

Читают стихотворение на стр.25

Уметь: правильно и выразительно читать

Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя

Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

III. Актуализация знаний

- Ребята, а скажите, пожалуйста, какие книги вы любите читать? (Сказки, энциклопедии, приключения и т.д)

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске? (Слайд №1)

RСКYАЗVКLИW , ЗАQГJАДSКUИ, YRНZQEYRБJGLЫSЛRИWQЦVZЫJ

- Как расшифровать эту запись? ( Читать только русские буквы)

-Что получается? (Сказка)

-Кто сформулирует название нашего нового раздела в учебнике?

-Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел?

- А сейчас прочитайте на стр. 29 чему мы научимся изучая этот раздел и чему будем учиться? С чем познакомимся?

Коллективная работа.

Отгадывают зашифрованную запись

Читают название раздела.(с.29)

Слушают учителя Отвечают на вопросы.

Знать: название известных сказок.

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Открытие новых знаний и способов действий.

- Ребята, вы сказали, что очень любите читать сказки, а давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

(Слайд 2)

- А скажите, что может отражаться в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания)

(Слайд 3)

- Ребята, откройте учебник на стр. 30 и обратите внимание на обложки книг расположенные внизу страницы. На всех ли книгах есть авторы? (Нет)

- Почему, как вы думаете? (У некоторых книг нет конкретных авторов, это народные сказки)

-А пишет народные сказки? (Народ)

- Посмотрите, на виртуальную выставку, какие бывают книги со сказками. Они красочные, яркие и интересные.

(Слайд 4,5)

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(Сесть на место за парту)

V. Продолжение работы по теме урока.

VI. Подведение итогов

VII. Рефлексия.

- Отгадайте загадки.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора. (Слайд 6, 7)

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Спряталась под ёлкой. (Слайд 8, 9)

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса).

На лугу по кочкам

Выпуклые глазки (Слайд 10, 11)

Только где же ушки?!

Что это? …(Лягушка).

Длинные хвосты, (Слайд 12, 13)

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? (Теремок)

(Слайд 14)

- Верно, это народная сказка, ее пересказывали многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. А вот вариант, с который мы будем читать, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

(На слайде портрет Е. И. Чарушина)

(Слайд 15)

Рассказ учителя.

Краткое знакомство с Е. И. Чарушиным.

( Чтение сказки, 1 раз)

- Ребята, прочитайте имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Я вам предлагаю прочитать эту сказку по ролям.

(Чтение по ролям)

- Молодцы, А скажите, чем заканчивается сказка? (Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый)

- Каких героев не хватает? (Волка, медведя)

- Ребята, мы выяснили, чем заканчивается сказка, а теперь придумайте новый конец. Свой вариант. (Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости)

- Ребята, какие пословицу можно подобрать к этой сказке. (В тесноте, да не в обиде)

(Слайд 16)

(Слайд 17)

- Какую сказку мы сегодня читали? (Теремок)

- Кто ее автор? (Е. И. Чарушин)

- А назовите действующих лиц? (Мышь, лягушка, заяц, лиса)

- Ребята, скажите что на уроке у вас получилось хорошо?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Были ли у вас трудности? Какие?

- Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат смайлики выберите подходящий смайлик: если вы все хорошо поняли- выбираете желтого улыбающегося смайлика, а если у вас что то не получилось или вы не поняли, то выбираете синего грустного смайлика.

Знать: название сказки.

Уметь: восстанавливать последовательность событий.

Знать: новый жанр литературного произведения

Уметь: участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.


Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читать целыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;

Метапредметные:

познавательные УУД : умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам.

регулятивные УУД: уметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы.

коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнеров.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день. Я рада видеть всех вас. Давайте улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем друг другу что-то хорошее. Я желаю, чтобы такое хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего нашего урока.

II. Актуализация знаний. Постановка цели.

- Начнём урок литературного чтения.

Б П А Р С – лишняя А, т.к. обозначает гласный звук.

Л М Н К – лишняя К, т.к. обозначает парный звук.

Т З П Ф – лишняя З, т.к. обозначает звонкий звук.

Ж Ш С Ц – лишняя С, т.к. обозначает звук, который может быть мягким и твёрдым.

(А А К С К З )

О т в е т: сказка.

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, сегодня на уроке мы поговорим о сказках. А какие сказки вы знаете?

(Дети называют сказки, я показываю иллюстрацию обложки книги, оставляю её на доске)

- Ребята, вы назвали много сказок. А знаете ли вы, что все сказки можно разделить на две большие группы? Как вы думаете, на какие две группы можно разделить все сказки?

- Итак, тема нашего урока сказки. Цель нашего урока - выяснить, на какие две группы делятся все сказки.

На доске: СКАЗКИ

Мир чудесный - сказок мир,

Каждый, кто туда войдёт,

III. Открытие нового знания

Пересказ сказки на основе картинного плана.

Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка. Смотрит - теремок. Постучалась. Никого нет. Зашла в дом и стала там жить. Затем прискакала лягушка. Постучалась в теремок:

-Тук, тук! Кто здесь живёт?

-Я, мышка, а ты кто?

-Я, зелёная лягушка!

Давай вместе жить!

-Ну что ж, давай…

И стали они вместе жить-поживать, горя не знать.

Много ли, мало ли времени прошло, а прибежал к теремку зайчик - длинные ушки. Мышка и лягушка пустили его к себе и стали они жить втроём. Вместе живут, вместе работают, вместе за стол садятся. Дружные звери!

Однажды вечерком пришла к теремку рыжая лисичка!

и попросилась переночевать, да так и осталась жить. А за ней пришёл волк. В дверь постучал:

-Это я, волк, устал по лесам-полям бродить, пустите к себе пожить. И волка пустили к себе в теремок.

Стали они жить впятером. У каждого своя работа. Волк по ночам теремок сторожит, а днём рыбу ловит.

Хорошо живут, дружно.

И вот однажды увидел теремок медведь. - Тук, тук! – стучит в дверь, - кто здесь живёт, пустите меня!

Испугались звери:

- Ты большой, и в дверь не пройдёшь!

- А я в окошко попробую!

Полез медведь в окно. Заскрипел теремок, затрещал, все звери из него – бегом на улицу! Зашатался теремок и весь развалился!

Загрустили звери, расстроились. И медведю стыдно, что такой теремок сломал! Но недолго грустили. Взялись все дружно за дело, и новый теремок построили – лучше прежнего! В нём всем места хватило!

- Ребята, а вы можете сказать, кто написал эту сказку?(Нет)

- А среди названных вами сказок есть ещё такие, у которых мы не можем назвать автора? Посмотрите внимательно на иллюстрации книг. (Да.)

Дети называют сказки.

- А как вы думаете, как появились эти сказки? (Их сочинил народ.)

- Ребята, есть такие сказки, которые сочинили люди давным- давно, нельзя сказать, кто именно сочинил ту или иную сказку, каждый человек, рассказывая сказку детям, добавлял в неё что-то своё. Так и получались русские народные сказки, т.е. сказки, у которых нет одного автора их сочинил народ.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (на доске)

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (на доске)

Евгений Иванович Чарушин

Евгений Чарушин родился 11 ноября 1901 года. Огромную роль в воспитании мальчика сыграла его мама, Любовь Александровна. Она привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Этот опыт позволил Е. Чарушину стать хорошим художником, а в дальнейшем и детским писателем. Он иллюстрировал собственные рассказы и книги других детских писателей.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина и его иллюстрации сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Он - один из самых любимых детьми художников, изображающих животных.

(Выставка книг, которые иллюстрировал Е.Чарушин)

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем отличаются эти сказки? (Одна авторская, другая народная, количеством героев)

-А сейчас я предлагаю вам поработать с пословицами.

Работа с пословицами в парах.

- Помните, что, работая в парах, вы не ссоритесь, работаете дружно и обсуждаете задание шёпотом.

На партах карточки с заданием: прочитать пословицы и выбрать, какая по вашему мнению подходит к сказке.

• В тесноте, да не в обиде.

• Жить – Родине служить.

• Сила сломит всё, а ум – силу.

- Чему можно поучиться у героев этой сказки?(Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь друг другу)

IV. Закрепление нового материала.

- Ребята, сегодня вы познакомились с двумя сказками: русской народной и той, которую для вас пересказал автор Е. Чарушин

- Если у сказки есть автор, то это сказка…?( Авторская.)
- А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (Народная)

- Давайте вернёмся к цели нашего урока. На какие две большие группы можно разделить все сказки? (Народные и авторские)

- Разделите все названные вами сказки на эти две группы.

-Что нового или интересного вы узнали сегодня на уроке? Для ответа используйте схему(на доске).

Читайте также: