Технологическая карта музыкального занятия в доу
Обновлено: 07.07.2024
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей с нотной грамотой : нотный стан, названия нот, скрипичный ключ.
Образовательный: ознакомить со звучанием и названиями нот.
Развивающий: Развивать творческую активность детей в музыкальной игровой деятельности
Воспитательный: Воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к музыкальной деятельности;
Словарная работа: Скрипичный ключ, ноты, нотный стан.
Подготовительная работа: слушание песни.
Материалы и оборудования: ИКТ оборудования, музыкальный инструмент, скрипичный ключ, ноты.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1 Организационно – мотивационный этап Вызвать интерес к предстоящей деятельности Ребята успокоились, выпрямили спинки, держим осанку прямо, руки на колени.
Внимательно меня слушайте:
Это ключ - совсем особый –
открывает нотный стан,
Приглашает всех садиться
аккуратно по местам.
Ребята сегодня к нам в гости пришел (показывает скрипичный ключ, кто знает его? Как его зовут? Правильно ребята, это скрипичный ключ. Давайте с ним поздороваемся Словесный: беседа, художественное слово. Отвечают на вопрос. Проявляется интерес к деятельности.
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создать доступную для детей проблему. Ребята наш скрипичный ключ потерял всех своих детей. И не может их найти. Ребята давайте ему поможем, их найти. Хотите помочь? Хорошо ребята. Сегодня мы свами отправимся в волшебный мир музыки. Все закрываем глаза и слушаем меня внимательно:
Есть на земле одна срана.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна.
Ребята вот мы попали в волшебный мир музыки. Ребята для того чтобы войти в эту страну нам нужно сделать гимнастику для глаз. Все смотрим на экран и повторяем.
Молодцы ребята, закончили. Словесный: Беседа и художественное слово Отвечают на вопросы и делают гимнастику для глаз. Ознакомление детей с проблемой
2.2 Этап ознакомления с материалом Вызвать интерес к занятию Ребята ключ принес собой фотографии своих детей. Давайте с ними познакомимся. Все смотрим на экран.
(знакомит ноты и нотный стан.)
Вот мы и познакомились. Теперь идем искать детишек. (начинают играть музыкальные дидактические игры). Словесный: Беседа.
Наглядный: показ презентации. Отвечают на вопросы и начинают работать
2.3 Этап практического решения проблемы Ребята вот мы и помогли найти его детей. Ключик очень благодарен за вашу помощь. Им теперь пора идти, а нам пока возвратятся в наш детский сад. Словесный: Беседа. Внимательно слушают.
3 Заключительный этап Подвести итог занятия, сделать вывод. Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? На этом наша занятие заканчивается, можете идти в группу. Словесный: Беседа Отвечают на вопросы, выражают свои мысли.
закрепить знания о нотах и средствах музыкальной выразительности.
Развивающая:
развитие навыка устной речи, музыкального слуха, логического мышления на основе музыкально-художественных образов;
развитие внимания, памяти.
Воспитывающая
воспитывать уважение к музыке русских композиторов, духовно- нравственные качества личности посредством музыки.
Этапы, последовательность совместной деятельности.
Организация совместной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
Авторы, названия картин
Интегративные качества
(планируемый результат)
I. Мотивация к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединить в замок)
Мы с тобой подружим
(Ритмичные касания пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
(Руки опустить вниз, встряхнуть кистями)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать (встряхнуть кистями рук).
Исполнение валеологической песни.
Повторение за музыкальным руководителем гимнастику для пальчиков.
(+ритмотерапия , а именно игра с пальчиками)
Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Умение слушать, слышать, исполнять, повторять.
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Гимнастику для пальчиков провели, голос пробудили, а сейчас перейдем к теме нашего занятия.
-На прошлом уроке вы познакомились с композицией. Послушайте фрагмент и скажите, как она называется.
-Как называется эта композиция?
- Кто автор этого произведения?
-Вы уже знаете о том, что музыка может передавать черты характера человека, настроение, его переживания, чувства, эмоции.
И как вы помните с прошлого занятия, что не только композиторы могут передавать эмоции, чувства через музыку, но и художники, слушая музыку, могут через свои картины передавать настроение, переживание, так?
Сейчас мы послушаем произведение композитора Михаила Ивановича Глинки.
-Сразу подумайте, что хотел изобразить композитор?
-Посмотрите, как раньше люди встречали и провожали родных. Сколько эмоций! Сейчас в наше время есть множество быстрых поездов, а раньше это были пароходы и паровозы. Они так назывались, потому что их двигатели были паровыми. Паровозы очень долго путешествовали по стране, поэтому людям приходилось долго ждать своих родных.
-Что вы представляли, когда слушали это произведение?
-Что в произведении помогло вам это представить? Может быть темп, быстро меняющееся мелодия?
-Итак, композитор этого произведения Михаил Иванович Глинка.
-Посмотрите на портрет Глинки. Он был великим русским композитором. Глинка окончил Благородный пансион, стал усилено заниматься изучением музыкальной классики, руководил оркестром и выступал. Стал немного сочинять свою музыку, а вскоре уже сочинял очень много, пробуя себя в самых разных жанрах. Великий русский композитор путешествовал по разным городам и странам в поиске вдохновения и чего-то нового. И каждое место, где он был, оставило след в его творчестве.
Портрет М.И.Глинки, иллюстрация паровоза
В этом произведении композитор изобразил быстро ехавший поезд.
Ответы детей на вопросы:
-Когда я слушал эту композицию, я представлял, как быстро еду на паровозе, а мимо меня быстро меняются картинки природы, людей, домов.
-Мне помогли представить текст и темп, быстро меняющаяся мелодия
Эмоционально отзываться на художественные образы.
Расширять словарный запас новыми описательными прилагательными Подбирать средства для передачи худо-жественного образа.
Эмоционально откликаться на музыку.
Подбирать средства для передачи худо-жественного образа.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Совместное определение конкретных действий
-Сегодня мы разучим новую песню.
-Послушайте, как звучит эта песня.
-О чём эта песня?
-Что делает карусель?
-Что помогло понять, что карусель кружится?
-Встаньте. Сейчас мы подготовимся к пению.
-Покусали кончик языка
-Почистили верхние зубки
-Почистили нижние зубки, как будто язычок – наша щеточка.
-Круговые движения языком 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую
-Язычком влево – вправо
-Подуйте на ладошку, представьте, что вы дуете на свечу, нужно, чтобы пламя не погасло.
-Поцокаем как лошадки, лошадки у нас маленькие и большие.
А сейчас поиграем.
Представим, что мы спускаемся с горы вниз и будем считать до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать мы будем громко, а закончим уже шепотом. И снова поднимаемся назад в гору и снова считаем до десяти. Только теперь начинаем считать шепотом, постепенно повышая голос.
Вот мы разогрели наш голосовой аппарат, теперь постараемся разучить песню по фразам.
(Слушают исполнение учителя)
Отвечают на вопросы:
-Эта песня о карусели
-Нам помогли понять, что карусель кружиться слова песни и темп
(Выполняют разминку перед пением)
(Разучивают песню по фразам)
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Выразительным пением передать образ карусели.
Формирование мотивации к музыкальному творчеству.
Прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов, владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов, исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение).
-Ребята, а вы видели где-нибудь такую карусель?
-На этой карусели лошадки. А сделано это для того, чтобы детям было интересно и весело кататься на карусели.
-Ребята, перед вами картинки животных, которые есть в нашей карусели. Давайте развесим картинки животных на доске в том порядке, в котором они идут в песне.
-Теперь исполним песню от начала до конца. А карусель на доске будет вам помогать.
Картинки животных , презентация . видео про ноты.
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умение участвовать в коллективном пении.
VI. Рефлексия, анализ.
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.
-Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Движение чего она нам сегодня показала? А
чей это портрет?
(Показываю на портрет Глинки)
-С каким произведением Глинки мы сегодня познакомились?
-А чей это портрет?
(Показываю на портрет Кабалевского)
Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. Прислушайтесь к вашему дыханию. Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушайте, что я хочу вам рассказать.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Койгородок.
Технологическая карта тематического занятия
В группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель: Туркина Ирина Ивановна.
Дата проведения: март 2017 года.
Место проведения: Музыкальный зал.
Время проведения: 15.03.2017 г.
Количество детей: 25 человек.
Характеристика группы: В группе 25 человек (8 девочек и 17 мальчиков). Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность, музыкальность, творческий позитив и эмоциональность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы средний. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу.
Пояснительная записка.
Занятие было направлено на закрепление знаний и представлений о наступившем времени года (весна), о музыкальном репертуаре, которое изучали дети и о сказках, которые дети уже знают, и изучали на музыкальных занятиях.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной музыкально – художественной и продуктивной.
Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словестный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, пояснение, объяснение, рассказ муз. руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
Подобранный материал и техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
- Дети рассуждали и говорили свои мнения по сказкам.
- Придумывали свою сказку.
- Научились наглядно читать ритмы, играя их на детских музыкальных инструментах.
Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.
1) Образовательные.
1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей.
2. Вызвать эмоционально – эстетический отзыв на музыку во время прослушивания произведения, пения песен и игре на детских музыкальных инструментах.
2) Развивающие.
1. Развивать у детей умение соотносить наглядный материал с музыкой.
2. Развивать у детей вокально – хоровые навыки: чистоту интонирования, ритмического и динамического ансамбля, правильного звуковедения, четкой дикции.
3. Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.
3) Воспитательные.
1. Воспитывать чувство коллективизма и дружеских, уважительных отношений между детьми.
2. Воспитывать любовь к музыке.
Этап, его продолжительность.
Задачи этапа.
Деятельность педагога.
Деятельность воспитанников.
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности.
Вводно – организационный.
Организовать правильно внимание детей, подготовить их к музыкальной деятельности.
Приветствие (за дверями музыкального зала), установление контакта педагога с детьми.
Муз. руководитель дает установку детям о том, что нужно заходить четко под музыку.
Приветствие (за дверями музыкального зала), дети выстраиваются друг за другом, внимательно слушают установку и начало музыки, заходят поскоком, когда меняется музыка, дети шагают бодро и высоко поднимая ноги.
Дети выстраиваются в круг.
М.р.: Ребята, скажите, вы любите сказки? (Дети: Да). Наше занятие сегодня будет посвящено сказке, но прежде чем мы отправимся путешествовать туда, нам нужно подготовиться к дороге давайте вспомним, как выполняется приставной шаг и боковой галоп, и выполним их. (Выполнение приставного шага и бокового галопа).
Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Актуализация.
Актуализация имеющихся знаний и представлений о музыке.
Демонстрация слайдов с изображением картинок и иллюстраций.
Муз. руководитель задает детям вопросы.
Рассматривание слайдов с изображениями картинок и иллюстраций.
Дети отвечают на заданные вопросы, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают раннее усвоенное.
(Беседа музыкального руководителя с детьми).
Муз. руководитель: (1 слайд – пустой, 2 слайд – ковер самолет).
Давайте, мы с вами отправимся на волшебном ковре (ковер – самолет – показ слайда). Давайте закроем газа и представим, как мы летим на нем высоко в небе, а под нами села, города и даже целые страны.
(дети закрывают глаза, звучит сказочная музыка).
Муз. рук. Что вы видите перед собой ребята? Куда нас привел ковер – самолет? (Дети отвечают – сказочная дверь).
- Это дверь непростая, видите какой на нем висит плотный замок, его невозможно открыть. Давайте мы попробуем его открыть вдруг у нас получится. Прямо замок – чудак какой – то.
(Слайд 3 - Дверь открывается в сказку).
Посмотрите ребята, куда мы с вами попали? (Дети: в сказку).
Правильно, мы в стране, где живут сказки и различные интересные рассказы. Но наши сказки будут непростыми сегодня, а музыкальными. Давайте, мы попутешествуем в этой чудной стране. (Дети: Да).
Пробуждение в детях чувства радости, сказочности, волшебства, чуда, желания путешествовать, интересоваться музыкальной деятельностью.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.
Расширение имеющихся представлений.
Расширение представления сказочности в музыкальных произведениях.
Актуализация воображения детей, понимания выразительности музыки.
Закрепить название произведение и из какой драмы она прозвучала, кто ее композитор.
Организация и исполнение песни
Участвуют в обсуждениях о произведении, отвечают на вопросы.
Составляют связные высказывания, делают выводы.
Выполняют дыхательные и артикуляционные упражнения:
- Что вы знаете о стране – Норвегия (там есть горы, зеленые леса, снега, там живут сказочные герои: тролли, эльфы, гномы, феи…). (Слайд 5)
- Какой характер музыки?
(страшный, злой, подкрадывающийся…)
- Что вы услышали в музыке?
- Из какой драмы это фрагмент музыки?
- Кто такой Пер Гюнт? Расскажите его легенду…
(Пер Гюнт норвежский крестьянин, который отправился в путешествие искать счасть…. Через много лет он понимает что счастье у него на Родине дома).
- Кто написал произведение? Что вы о нем знаете?
(Композитор Эдвард Григ).
- Удалось ли в музыке передать композитору танцующих злых троллей?
М.р.: Давайте попробуем под музыку их изобразить.
(Дети выходят в центр зала и изображают под музыку танцующих злых троллей).
Садимся на места и закрываем глаза, отправляемся дальше….(Звучит сказочная музыка, дети закрывают глаза) (Слайд 7 – ковёр самолет)
- Посмотрите, что нам встретилось на пути? (Подснежники – слайд 8).
Давайте понюхаем их.
Ребята, посмотрите, кто живет еще в стране музыкальной сказки?
Послушайте сказку про Мажора и Минора. Хотите послушать?
(Муз. рук. рассказывает сказку).
(развитие ладового чувства).
М.р.: Ребята, угадайте по мелодии песенку. (Играется мелодия песни).
М.р.: Правильно. О чем в песне поется? Расскажите эту песенку, как сказку.
(Во дворе жили – были сосульки, однажды солнышко начало сильно их греть и сосульки от его ярких лучей начали плакать. Туда, куда капали их голубые слезки – капельки, начали появляться проталинки, и вдруг на проталинке начал расти маленький голубой цветочек, он начал расти быстро и протягивал свои маленькие ладошки к солнышку, и тут сосульки обрадовались и начали танцевать, петь и весело звенеть).
- Давайте мы споем эту песенку, а потом вы скажете это песенка мажора или минора. Пусть девочки нам звонко споют куплеты – стоя, а мальчики сидя на месте будут петь припев. Согласны? (Пение песни). (Слайд 13).
Да, правильно, вы угадали.
Динамическая пауза.
Смена вида деятельности.
Активизация детей от утомляемости сидячего положения.
М.р.: Ребята, посмотрите, какая красивая полянка в этой стране, предлагаю вам немного передохнуть в дороге и потанцевать. Давайте, выйдем на веселую полянку и потанцуем полечку. (Слайд 14). Дети встают в круг и выстраиваются парами.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая работа.
Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия детей друг с другом в достижении результата.
Выполняют практическую работу.
С помощью карточек ребята составляют ритмические рисунки. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (придумывают сказку к своим упражнениям и задают вопросы).
М.р. Ребята, закройте глаза мы отправляемся дальше. (слайд 15 – ковер – самолет).
- Посмотрите? Как вы думаете, кто этот маленький интересный человечек?
М.р.: Правильно. А вы знаете, что такое ритм? Я вам дам подсказку слушайте, чем отличаются эти два звука? (играется сначала длинный звук, потом короткий).
Дети: Ритм - последовательность длинных и коротких звуков.
- Куда отправились белочки?
- Что случилось с птичками? Придумайте начало маленькой сказки.
Ребята, посмотрите на слайд, вы узнали эту сказку?
Правильно, мы с вами теперь будем показывать эту сказку, но необычно. Эту известную сказку мы превратим в музыкальную. Внимательно смотрите на слайды, герои этой сказки будут играть на различных инструментах, я вам тоже раздам инструменты. (Дети сами себе выбирают инструмент). Если вы увидите именно свой инструмент на слайде, значит пришел черед вам играть.
Пора нам ребята обратно возвращаться в детский сад, садитесь на стульчики и закройте глаза (Звучит сказочная музыка).
Овладение умениями и навыками чтения ритма и смене детских музыкальных инструментов.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Подведение итогов НОД, обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.
- Что можно повстречать в музыке, придумать, инсценировать…? (сказку).
- Что получилось, что нет? (ответы детей).
- Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на музыкальной деятельности? (ответы детей).
Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса.
Сформированность элементарных знаний, умений, навыков.
Заключительный этап.
Закрепление полученных и имеющихся знаний.
Формирование умений слушать и слышать.
Направление внимания детей.
Формирование интереса к содержанию НОД.
Получение эмоционально – позитивного настроения.
М.р.: Мне было с вами ребята, сегодня очень интересно и весело, поэтому хочу вас поощрить медальками, как лучших музыкальных сказочников (раздача медалек).
Установка музыкального руководителя на выход детей из музыкального зала в группу:
- Ребята, построились друг за другом и под музыку поскоками идем в группу за воспитателем.
Сформированность представления о музыкальных сказках, о том, что сказку в музыке можно придумать самим с помощью инструментов, ритма, настроения (мажор и минор) и собственного творческого воображения.
побуждать детей вслушиваться в окружающий мир звуков, высказываться о своих музыкальных впечатлениях;
стимулировать познавательную активность детей посредством постановки проблемных задач, поощрением, при их правильном решении, самим компьютером, приобщать к исследовательской деятельности;
создать условия для овладения детьми практическими способами работы с информацией на интерактивной доске;
воспитывать личностные качества дошкольников: уверенности в себе, умение выполнять групповые правила: действовать у доски по очереди, соблюдать культуру общения.
детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы, барабан, кастаньеты, трещотка, тарелка, самодельные шумовые инструменты;
Феи-времена года, выполненные из бумаги в технике модульное оригами, шкатулка, стеклянные, деревянные, пластиковые, металлические стаканчики, карандаши.
Создаёт мотивацию к исследовательской деятельности, предлагая набор стаканчиков, выполненных из разных материалов и карандаши. Наблюдает за детьми.
Вводит элементы заинтересованности, стимулирует интерес детей, предлагает им выбрать по желанию любимое время года.
Расширяют представление о звуках окружающего мира. Закрепляют навыки игры на музыкально-шумовых инструментах.
Привлекает внимание детей к интерактивной доске. Делит детей на две команды. Даёт инструкцию по работе на сенсорном дисплее. Предлагает детям рассортировать звуки музыкальные и шумовые. Контролирует выполнение задания.
Проявляют интерес. Команды поочерёдно подходят к интерактивной доске, нажимают на изображение звука стилусом, одна команда собирает только шумовые звуки, другая – музыкальные.
Формируют навык работы на сенсорном дисплее. Развивают музыкальный слух путем дифференцирования звуков шумовых и музыкальных.
Вовлекает детей в творческий процесс. Предлагает движениями выразить характер музыки, используя по желанию атрибуты: цветные платочки, ленты, цветы.
Развивают умение творчески, самостоятельно выполнять ассоциативные движения, передающие ритмическую основу танца.
Развивают навык передачи ритмического рисунка звучанием музыкально-шумовых инструментов. Формируют навык коллективного музицирования.
Читайте также: