Технологическая карта классного часа в начальной школе доброта

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС.

Конструкт занятия по внеурочной деятельности

Тема: “Добрым и вежливым будь!”

Направление: духовно-нравственное

Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС.

- способствовать формированию представлений о вежливом общении;

- выработать привычку употреблять в речи вежливые слова;

- способствовать формированию у обучающихся понятия о добре и зле ( на примере анализа предложенных);

- способствовать воспитанию в детях стремления к добрым человеческим взаимоотношениям, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу;

-способствовать осознанию того, что добро – это радость для окружающих и самого себя.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, cопоставление, сравнение героев, их поведения, клаcсификация материала по разным основаниям (определить группы вежливых cлов).

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности cуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение cвоего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД:

1.Способность и умение планировать cвои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие поcле его завершения на основе его оценки и учёта характера cделанных ошибок.

Личностные УУД:

1.Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

2.Формирование нравственного сознания младшего школьника

Тип занятия: комбинированный

Список использованной литературы и источников:

1. Начальная школа. Школа после уроков. Компакт-диск для компьютера. Авторы-составители: Вильданова И. Л. / Власенко О. П. / Подгорная Н. П. и др.

2. Начальная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий. Программа для установки через Интернет. Авторы-составители: Васюкова М. В. / Полукарова Н. В. / Шитова И. В. и др. Учитель, 2014.

3. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. Центр "Педагогический поиск", 2011.-96 с.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Дети настраиваются на

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. А о чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, когда разгадаете загадку. Но загадку надо отыскать. (Нашедший, загадку зачитывает).

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?

Мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

Прочитаем девиз нашего занятия:

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть!

Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.

-Кто может назвать себя добрым? А кто вежливым? Поднимите руки. Сейчас проверим!

Кто любит животных?

Кто здоровается со старшими?

Кто уступает место в автобусе?

Решает споры вежливо?

Не ссорится с одноклассниками?

Никогда не злится?

Задания в группах: собери слова по группам (слова развешены по классу)

1группа: слова приветствия.

2 группа: слова, которыми можно попрощаться

3 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу

4 группа: слова-благодарности

Каждая группа ищет нужные ей слова.

1.Доброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.

2.Всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.

3.Дай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.

4.Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.

Представители групп зачитают эти слова.

А теперь займите свои места.

-Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

А вы совершали добрые поступки? Какие?

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

- Ребята, вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.

(Белоснежка, Баба Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)

-Как вы думаете легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

- Что же надо делать чтобы быть добрым? (cовершать добрые поcтупки)

- Надо ли cтесняться быть добрым?

- Что дарит доброта? (радость).

Сегодня вcё ликует!

В руках у детворы

От радоcти танцуют

- Для чего нужны? (Надувать). Давайте надуем.

А теперь порисуем. Нарисуйте на шарике лицо доброго человечка.

Здорово! Молодцы. А теперь подарите его своему другу, кому вы хотите подарить добро, поделиться добром.

3. Пословицы разных народов

- Несмотря на то, что люди в мире говорят на разных языках, представления о добре и зле у разных народов очень близки.

Разыграйте ситуацию с помощью пантонимы по одной записанной на листочках пословице (3 человека).

Одна из них русская, другая – еврейская, третья – турецкая.

Русская: От добра добра не ищут.

Еврейская: Хочешь добра — делай добро другим.

Турецкая: Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное.

Остальные выбирают, какую пословицу представили учащиеся.

- Как вы думаете, почему нелегко нам было догадаться, какую пословицу изображали ребята?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №20

Технологическая карта

классного часа

Верховодова Юлия Сергеевна

Технологическая карта классного часа

Формировать потребность в развитии нравственных качеств – доброты и употребления их в жизни.

Образовательные:

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, речь детей; развивать образное и логическое мышление; развивать самооценку, через добрый поступок.

Воспитательные:

дать нравственную оценку добрым поступкам; формировать уважение и доброжелательное отношение к друг-другу, родным, близким, окружающим людям.

Метапредметные: овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Способность выделять и осознавать учащимися того, что усвоено на занятии (новые понятия) уметь ими пользоваться

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Формирование правильного представления доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки

Коллективная работа, индивидуальная работа по карточкам, работа в группах.

Основные понятия на занятии

Презентация, проектор, колонки, экран, компьютер, коллаж, карточки, бабочка из цветной бумаги.

Ход классного часа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Настраивает на работу

Вводит в тему классного часа.

Помогает детям предположить о чем пойдет речь на занятии.

Введение доброго героя

Знакомство с притчей

I этап. Вступительная часть.

1. Организационный момент

Для начала предлагаю посмотреть на доску.

На слайдах изображен:

Мир зла, грубости, насмешек.

Мир любви, дружбы, доверия.

-Скажите, на какие бы группы вы можете разделить эти картинки?

2. Постановка учебной задачи.

На нашей планете больше 6 миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но почему то одни люди создают вокруг себя гармонию и живут в мире и согласии друг с другом, а другие наоборот живут в состоянии войны. Почему так происходит? Чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам послушать оду притчу. Но прежде предлагая взять в руки доброго спутника –бабочку. Сегодня она оказалась с нами совсем не случайно.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

– Как бы вы ответили на месте мудреца?

– А вот как было дальше.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

1) Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).

2) А чтобы сделали вы, на месте мудреца, если бы у вас в руках оказалась бабочка? Покажите?

-вы проявили доброту, милосердие. Спасибо.

3) Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

Просмотр иллюстраций, обсуждение.

Представление ситуации, через бабочку

Ответы на вопросы

Продолжают слушать притчу

Ответы на вопросы

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные результаты

1. Определять по картинкам предполагаемые группы и высказывать своё мнение.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные:

1. Прогнозирование результата

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Объявление темы урока

Знакомство с историей

II Основной этап

1. Открытие нового знания.

Сегодня мы поговорим о человеческой доброте. О её важности в нашей жизни.

3) Почему человек захотел доказать Мудрецу, что тот не такой уж мудрый? (Потому что завидовал).

4) Почему же многие люди постоянно находятся в состоянии войны? Ответ: люди завидуют, обиженные, обозлённые неудачами, хотят чувствовать себя не одними в этом и делают пакости окружающим людям.

Ребята, а всегда ли люди понимают, что они поступают неправильно? Давайте познакомимся еще с одной историей, может быть, кто-то в ней узнает себя.

1. Почему наш герой не понимал, что виноват во всем только он? (Обида застилала глаза)

2. Какое лекарство дала ему Катя? (доброту)

3. Как вы думаете, что бы случилось, если Катя дала мальчику сдачи? (Мальчик мог бы ещё больше озлобиться)

4. Всегда-ли легко проявлять доброту? (К людям, которые вежливы и нас любят легко, а к тем, кто ведёт себя грубо – сложно)

5. В чём заключается опасность? (Есть опасность так же некрасиво поступить)

Какой вывод вы для себя сделали на основе этой истории? (Ответ: нужно стараться делиться с добротой с теми, кто особо в ней нуждается.)


Формировать потребность в развитии нравственных качеств – доброты и употребления их в жизни.

Развивать познавательный интерес, речь детей; развивать образное и логическое мышление; развивать самооценку, через добрый поступок.

дать нравственную оценку добрым поступкам; формировать уважение и доброжелательное отношение к друг-другу, родным, близким, окружающим людям.

Метапредметные: овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Способность выделять и осознавать учащимися того, что усвоено на занятии (новые понятия) уметь ими пользоваться

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Формирование правильного представления доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки/

Коллективная работа, индивидуальная работа по карточкам, работа в группах.

Основные понятия на занятии

Презентация, проектор, колонки, экран, компьютер, телефон с программой распознавания QR-код, коллаж, карточки с QR-кодами, мозаика, бабочка из цветной бумаги.


Ход классного часа

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Настраивает на работу

Вводит в тему классного часа.

Показ 1-5 слайдов

Помогает детям предположить о чем пойдет речь на занятии.

Введение доброго героя

Знакомство с притчей

I этап. Вступительная часть.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Игоревна.

Сегодняшний классный час я хотела бы посвятить очень важной теме. Для начала предлагаю посмотреть на слайды.

На слайдах изображен:

Мир зла, грубости, насмешек.

Мир любви, дружбы, доверия.

-Скажите, на какие бы группы вы можете разделить эти картинки?

2. Постановка учебной задачи.

На нашей планете больше 6 миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но почему то одни люди создают вокруг себя гармонию и живут в мире и согласии друг с другом, а другие наоборот живут в состоянии войны. Почему так происходит? Чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам послушать оду притчу. Но прежде предлагая взять в руки доброго спутника –бабочку. Сегодня она оказалась с нами совсем не случайно.

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Вопросы:

– Как бы вы ответили на месте мудреца?

– А вот как было дальше.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

1) Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).

2) А чтобы сделали вы, на месте мудреца, если бы у вас в руках оказалась бабочка? Покажите?

-вы проявили доброту, милосердие. Спасибо.

3) Как вы думаете, какая цель нашего занятия?

Просмотр слайдов, обсуждение.

Представление ситуации, через бабочку

Ответы на вопросы

Продолжают слушать притчу

Ответы на вопросы

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные результаты

1. Определять по картинкам предполагаемые группы и высказывать своё мнение.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные:

1. Прогнозирование результата

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Объявление темы урока

Знакомство с историей

II Основной этап

Сегодня мы поговорим о человеческой доброте. О её важности в нашей жизни.

3) Почему человек захотел доказать Мудрецу, что тот не такой уж мудрый? (Потому что завидовал).

4) Почему же многие люди постоянно находятся в состоянии войны? Ответ: люди завидуют, обиженные, обозлённые неудачами, хотят чувствовать себя не одними в этом и делают пакости окружающим людям.

Ребята, а всегда ли люди понимают, что они поступают неправильно? Давайте познакомимся еще с одной историей, может быть, кто-то в ней узнает себя.

История

Вопросы:

  1. Почему наш герой не понимал, что виноват во всем только он? (Обида застилала глаза)
  2. Какое лекарство дала ему Катя? (доброту)
  3. Как вы думаете, что бы случилось, если Катя дала мальчику сдачи? (Мальчик мог бы ещё больше озлобиться)
  4. Всегда-ли легко проявлять доброту? (К людям, которые вежливы и нас любят легко, а к тем, кто ведёт себя грубо – сложно)
  5. В чём заключается опасность? (Есть опасность так же некрасиво поступить)

Какой вывод вы для себя сделали на основе этой истории? (Ответ: нужно стараться делиться с добротой с теми, кто особо в ней нуждается.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать гуманистические чувства учащихся; научить учащихся давать правильную оценку собственных поступков и поступков окружающих; воспитывать доброту, внимательность и чуткость к окружающим.

Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;

слушать и понимать других;

формулировать свое мнение свою позицию;

оформлять свои мысли в устной форме;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Оборудование учителя: листочки, карточки для рефлексии, презентация.

I вступительная часть

Рефлексия.
Давайте сейчас узнаем ваше настроение на начало занятия (раздаю каждому ребенку карточку со смайликами)

-Ребята, я вам раздала карточки со смайликами, посмотрите на них внимательно. И давайте поставим галочку под тем смайликом, какое у вас сейчас настроение: Если у вас хорошее настроение, то поставьте галочку под первым смайликом, если у вас оно ни хорошее, ни плохое, поставьте галочку под вторым смайликом, а если у вас плохое настроение , поставьте галочку под третьим смайликом. Молодцы ребята, а теперь мы с хорошим настроением приступаем к работе

Наше занятие я бы хотела начать со стихотворения.

. Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

И не зря ведь есть у нас

Доброта — она от века

-Как вы думаете какой теме будет посвящен наш классный час?

Отвечают на вопросы

II Основная часть

Раздает заготовки с пословицами

Знакомство с понятиями.

Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

(Доброта-это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности).

- Что значит - совершить доброе дело или добрый поступок? (по отношению к другим живым существам совершать поступки, приносящие им какое-либо благо)

- Какой человек может быть добрым?

(доброжелательный; отзывчивый; бескорыстный; честный; жизнерадостный; верный; сострадание; разумный; милосердный; мудрый; справедливый).

Работа в микрогруппах

(раздача бланков с пословицами)

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Доброе дело и в воде не тонет.

Что посеешь, то и пожнешь.

За добро добром платим.

Добро помни, а зло забывай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

-Как вы их понимаете?

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Составление словарика добрых слов

-Ребята, а теперь давайте попробуем составить словарик добрых слов. (Раздаются листочки)

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.

Читайте также: