Технологическая карта буква ш 1 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: азбука, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, карточки со словами "согласный". "твёрдыё", "глухой", "парный", ИКТ.

1. Организационный момент .

Звенит звонок, зовёт звонок И в классе начинается урок.

У: Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем - с согласного мягкого звука.

II. Актуализация полученных знаний.

1. Фонематическая разминка (логопедические упражнения)

Учитель: чтобы наша речь была чистой и понятной, сделаем несколько упражнений: " Прогулка", " Качели" , " Улыбка".

2. Игра " Составь слово" Слайд №2

У: Чем отличаются звуки от букв?

-Сравните сколько в этих словах букв, сколько звуков?

-Почему звуков меньше?

-Приведите примеры слов, где звуков больше, чем букв.

-Какие буквы и когда обозначают два звука?

II. Работа по теме урока. Формирование новых знаний , умений и навыков.

1. Инсценировка фрагмента рассказа В.Драгунского"Заколдованная буква".Звучит небольшой фрагмент песни "В лесу родилась ёлочка" В класс вбегают дети.

Сергей. Недавно мы гуляли во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом.!

Алёна. (Подходит к ёлке, рассматривает её). Смотрите! На ёлке сыски висят.

Максим. Ха-ха-ха! Ой, умру от смеха! Сыски! Ха- ха- ха! Ах, мне плохо. Сыски! Ой, сыски! Умру от смеха.

Сергей. Ха-ха-ха! Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски!

Алёна. Я правильно сказала! Просто у меня зуб вывалился и свистит, Я хочу сказать " сыски", а получается " сыски"

Максим. Подумаешь зуб у не вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Ну что?! Правда, здорово- хыхки! Я даже могу петь:

Ой , хыхечка зелёная,
Боюсь уколюсь я.

Алёна. (подпрыгивая от радости).Неправильно! Ура! Ты говоришь "хыхки", а надо "сыски"!

Максим. Нет не "сыски", " хыхки".

Сергей Вот чудаки, чего спорите? Ведь вы оба не правы. Не какие не хыхки! А фыфки! Вот и всё.

2. Постановка темы и цели урока.

У: Ребята, а вы догадались, какой звук никак не удалось произнести детям?

Назовите его. С каким звуком будем сегодня работать? Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

У: Что вы можете сказать о звуке [ш]?

Д: Этот звук согласный, глухой.

На доске вывешивается таблички с словами

У: Имеет ли он звонкую пару?

3. Слого-звуковой анализ слов.

а) Игра "Доскажи словечко"

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом. (шишка)

У: Какие слова встретились в тексте с новым звуком?

Какая шишка над ухом у мишки?

Слого-звуковой анализ слов: шишки, мишка.

У: Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов: шишки, мишка.

У: Какой звук [ш] , твёрдый или мягкий?

Попробуйте подобрать такие слова, где бы звук [ш] звучал мягко?

Какой из этого можно сделать вывод?

Д: Согласный звук [ш] бывает только твёрдым и никогда не бывает мягким.

У: Назовите звуки в слове шишка.

У: Посмотрите как написано это слово. У кого какие мысли по этому поводу?

Сочетание " ши " в русском языке всегда пишется с буквой " и "

а) Придумайте слова с новым звуком.

б) Организуется игра "Живые звуки" со словом "шишки". (Один из учеников является звуком (ш), демонстрируя у доски синий квадрат, что означает "твёрдый согласный звук", другой - гласный звук "и", показывая красный квадрат, третий - твёрдый согласный звук (ш), четвертый - мягкий согласный звук "к", пятый - гласный звук (и)).

4. Знакомство с новыми буквами. Слайд №3, №4

Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

а) Игра " Моя Вообразилия" Слайд №5

У: А вам, что напоминает буква ш ? (гребешок, ковш экскаватора, вилы)

б) Чтение слогов-слияний, слов. Слайд №6, №7

в) Сочинение чистоговорок. Слайд №8

5. Физкультминутка Слайд №9

Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

III. Первичное закрепление с. 140-141.

а) Составление рассказа по иллюстрации с. 140-141. Анализ одного- двух предложений. Слайд №10

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка)

У: Из какой сказки Шамаханская царица ?

Кто автор этой сказки? (учитель зачитывает отрывок из "Сказки о золотом петушке А.С.Пушкина) Слайд №11

. Вдруг шатёр
Распахнулся. и девица,
Шамаханская царица.
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Додоном
Улыбнулась- и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.

б) Чтение слов и текста с.140-141

1. Чтение про себя.

2.Чтение вслух с комментированием.

3. Чтение в парах.

У: О каком времени года говорится в тексте? Слайд №12-15

- Куда пошли дети?

- Что они видели в лесу?

- Что собирали ребята?

- Придумайте заглавие к рассказу.

- Распространите предложения первого абзаца.

- Сравните предложения в учебнике с тем , что придумали вы? Какое из них интереснее?

- Как понимаете слово, горели? ( Алели, краснели, пылали)

- Найдите основы предложений в этом тексте?

- О какой шишке мы сегодня с вами говорили?

- О каких шишках говорится в рассказе?

Слово "шишки" имеет несколько значений. Составьте предложения. употребив слово "шишки" в разных значениях.

4. Индивидуальная работа по группам..(все задания разделены на группы в соответствии с уровнем овладения учениками навыка чтения)

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Шаг шаль шанс шар шум шумок шумит шут шутка шутник шалаш камыш ландыш лошадь кошка Мишка штора Маша шапка шашка Даша

Обведи в кружок все буквы ш. Расставь ударение в словах. С данными словами составь предложения.

  • Найди и подчеркни лишнее слово.
  • Начерти схему первого предложения.
  • Озаглавь текст.

За много лет до первой движущейся машины- парохода- люди придумали воздушный шар, который плавал по воздуху почти также, как, корабль по воде.

Громадный шелковый мешок наполняли горячим воздухом, который шёл от такого же громадного костра. Шар поднимался сам и поднимал подвешенную к нему корзину с людьми.

Шар летел только в ту сторону, куда дул ветер, а когда в нём остывал воздух, шар падал на землю там, где придётся. И на таких шарах люди хотели лететь на Луну!

  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • На какие группы можно разделить виды транспорта?
  • Подчеркните четырёхсложные слова.

5. Работа в группах

Разгадайте кроссворд.

1. Она потеряла хрустальный башмачок. (Золушка)

2. Кличка собаки из Простоквашино. (Шарик)

Растут в поле сестрички,
Жёлтых глазок, белые реснички. (Ромашки)

4. Зимний головной убор. (Шапка)

Проверяем задание на слайде № 16.

У: Разделите слова на группы.

Назовите как можно больше признаков сходства и различия этих слов.

IV. Подведение итогов учебного занятия.

- Наш урок подошёл к концу.

- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.


Урок изучения нового материала. Вид урока: дидактическая сказка.

Цель: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Задачи:

  1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.
  2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
  3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
  4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог
  1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
  2. Развитие памяти, мышления, внимания.
  3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
  4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
  1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
  2. Воспитание познавательного интереса.

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте по теме

" Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Осокина Людмила Алексеевна

Класс: 1

Предмет: литературное чтение

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Вид урока: дидактическая сказка.

Цель: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Задачи:

Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.

Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.

Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог

Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.

Развитие памяти, мышления, внимания.

Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.

Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.

Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.

Воспитание познавательного интереса.

Дидактические средства:

для учителя: предметные картинки, карточки для работы в парах.

для обучающихся: учебники

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок!
Все готовы, всё в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Молодцы, ребятки!

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно невесёлое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернёте Солнышку хорошее настроение. А ещё к нам в гости пришёл Смешарик Крош. Он будет помогать нам в работе.

Проверяют готовность рабочего места к уроку

- Тучка Солнышко собою закрывает.

Регулятивные:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Актуализация опорных знаний.

Повторение изученных букв по ленте.

- Называем гласные звуки.

- Что вы знаете про гласные а, о, у, ы?

- Что вы знаете про гласные и, е, я?

- Чем необычны буквы я и е.

- Чем отличается буква Ч от других согласных букв?

- Что это за буква? (ь)

- Что в ней особенного?

Повторение значения ь.

пеньки семья

тень соловьи

коньки веселье

- Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?

Определение цели урока

Учитель читает рассказ…

- Понравился вам рассказ?

- Так что же это за буква такая заколдованная?

Фонетическая разминка.

- Назовите предметы, изображенные на картинках.( шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?

Вспомните, какой звук издаёт змея? – А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.

Подведение к формулированию темы.

- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.

– Проживает ли буква ш в ленте букв?

– Сформулируйте тему нашего урока.

– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

- Всё верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т.д.

- Обозначают твёрдость предшествующего согласного.

- Обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Могут обозначать 2 звука.

- Буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч'].

- Не обозначает звука.

- В первом столбике обозначает мягкость согласного звука; во втором разделительный мягкий знак.

Фронтальная работа

- В каждом слове встречается звук [ ш].

- Мы еще не заселяли эту букву.

Называют тему урока: - Звук [ ш ]. Строчная буква ш. - Изучить новый звук и новую букву, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Регулятивные:

готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС. ПОМОГАЕТ УЧИТЕЛЮ В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Твердый согласный звук [ш], буква Ш, ш. Сочетание ши

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности;

2.Формировать элементарные умения в проведения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Учащиеся получат возможность:

Регулятивные:

1. принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности ;

2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

1.Формировать умение понимать полученные знания в измененных условиях.

2.формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение, делать умозаключения

Коммуникативные:

1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

наблюдать за произношением нового звука в словах

устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый.

выделять звук [ш] из слов

4. Характеризовать его, обозначать буквой.

5. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1.Организацион-

-Ребята, давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Он пойдёт ребятам впрок.

Если буквы изучать

То научимся читать.

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

ЛУУД:(Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности)

Формирование готовности восприятия учебного материала

2.Актулизация опорных знаний

-Ребята, сегодня к нам на урок пришла Шапокляк.

-Вы знаете кто она? Какая она была?

-Она просит у нас помощи. Она хочет стать доброй. Но для этого мы должны быть внимательными и активными. А также выполнять ее задания.

-Шапокляк интересуется, на какие две группы делятся буквы?

--Расскажите, что вы знаете о гласных.

-Что вы можете сказать о согласных?

-Какими бывают согласные звуки?

-Молодцы, ребята. Шапокляк довольна вами.

-На гласные и согласные.

-Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог.

-Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия.

Твердые и мягкие. Глухие и звонкие.

ПУУД:(Формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение, делать умозаключения)

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания

3.3.Первичное закрепление

3.3. Самостоятельная работа

Физкультминутка

3.4.Повторение и включение в систему знаний

-Какой звук вы произносили?

На доске в ряд написаны слова на карточках. Прочитайте хором. (шар,шапка,подушка)

-Теперь найдите в словах одинаковый звук.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный.

-Закройте уши. Произнесите звук ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой.

-Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

-Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

-Ребята звук [ш] обозначается буквой Ш (картинка)

-Расскажите, на что похожа буква?(по стихам)

1.Посмотри на букву Ш-буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё

2.Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Откройте азбуку на стр.17

-Ребята, рассмотрите еще раз букву

Схема каких слов изображена ниже?

-Где находится звук ш в первом слове? Во втором?

-Прочитайте слоги, данные ниже

-С какими гласными стоит буква ш?

-Прочитайте первый столбик выделенных слов

-Чем отличаются эти слова?

-Прочитайте 2 столбик слева

-Назовите четвероногое животное

-Где в слове слышится звук ш?

-Ребята, какие предложения можно составить со словом школа?

-Сколько слов в предложении?

-Какой знак ставим в конце предложения?

Прочитайте 3 столбик.

-Почему слова написаны с заглавной буквы?

Работа с текстом

-Прочитайте текст по цепочке.

-О чем прочитали?

-Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?

-Придумайте детям имена со звуком Ш.

Работа с правилом.

-Вернемся к слогам. Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный?

-Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь?

-Звук ш всегда твердый, поэтому после буквы ш не пишут букву ы.

-Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.

А почему так произошло, я вам сейчас расскажу.

«Жили-были на свете шипящая Ш и гласные И,Ы. Жили очень дружно. И вот решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить букве Ш, а гласные побежали прятаться. Хорошо спрятались они. Но и буква Ш хорошо искала, и спустя время нашла букву И. А вот Ы никак не мог найти. С ног сбилась буква Ш, устала и решила пойти домой. Проходила буква Ш мимо домика буквы Ы и увидела её в окне. Буква Ы смеялась, смотря телевизор и пила чай. Обиделась бука Ш на букву Ы –с тех пор дружба между ними прекратилась. Стала букава Ш дружить только с буквой И, поэтому всегда стоит рядом с ней.

Работа по учебнику стр.18

-Что нарисовано вверху?

-Плоды каких деревьев вы видите?

-Как называют плоды сосны и ели?

-Сколько слогов в слове шишки?

-На какой слог падает ударение?

-Какое правило встретилось здесь?

-о букве Ш и звуком его обозначающим

-этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда

Технологическая карта урока по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши" разработана для обучающихся 1 класса УМК "Школа России". К уроку прилагаются следующие материалы: картинки - пазлы для определения темы и цели урока, предметные картинки для выделения твёрдого согласного звука и карточки для индивидуальной работы с изученной буквой.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: