Технологическая карта буква ч 1 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
сформировать представления детей о новом звуке [ч’], букве Ч, ч.
учить находить новый звук в словах.
2. Метапредметные:
Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
2. Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Презентация:
Основные источники информации:
Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. М.: Просвещение, 2012.
Технологическая карта урока
Деятельность
Деятельность
Формируемые УУД
Методические, технологические приемы
Прогнозируемый результат
I. Организационный момент
Долгожданный наш звонок,
И тихонечко все сели.
- Перед вами лепестки разного цвета: желтого, красного, зеленого, синего, голубого, фиолетового.
Возьмите тот лепесток, который вам больше понравился, и прикрепите его к стебельку, который на доске. Запомните свой цвет. А что обозначает каждый цвет, вы сейчас узнаете, это и будет вашим помощником на уроке:
* синий - упорство, тяга к знаниям,
* желтый - надежда на успех,
Ученики выбирают лепестки понравившегося цвета и прикрепляют их к доске.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
II. Актуализация опорных знаний
-Давайте снимем с этого дерева фрагменты букв, расположим их в 2 ряда (Парные звонкие и глухие согласные) (Б, Р, Н, В, Ж, М, К, Г, В Ц)
-Какие знания вам в этом помогли?
- Сейчас каждый вспомнит, что он уже знает, начиная с фразы:
Ученики предлагают варианты ответа на вопрос
Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.
Личностные: формирование мотивации к обучению.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
III. Открытие новых
Постановка цели и задач урока
Отгадайте, пожалуйста, загадку:
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
- С какого звука начинается слово?
-Попробуем пропеть, протянуть этот звук.
- Гласный он, или согласный? Звонкий, или глухой? Твердый, или мягкий? Парный, или непарный?
- На что похожа эта буква?
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
-Отталкиваясь от заданий, сформулируйте тему нашего урока.
А сейчас используя опорные слова, поставим цель урока:
- Давайте рассмотрим схемы слов и найдем новый звук в словах.
(Звуко - буквенный разбор схем слов МЯЧ, РУЧКА (Азбука, с 5))
Ученики предлагают варианты ответа на загадку:
Ученики предлагают варианты ответа на поставленные вопросы:
(на цифру четыре)
Опорные слова на экране
Подготовка речевого аппарата для правильного звукопроизношения, постановка правильного дыхания.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
Предметные: развить у детей фонематический слух, чёткую дикцию.
Работа с учебником
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
IV. Организационно – деятельностный этап
- Да, час может пройти быстро, а иногда и может показаться целой вечностью. В каких случаях так бывает?
- Послушайте стихотворение Сергея Баруздина:
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час.
Того не надо по утрам,
Будить по 10 раз.
Успеет он одеться в срок.
Умыться и поесть.
И раньше. Чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
- О чем это стихотворение?
- Какое можно дать ему название?
- Что такое время? Какой есть прибор для определения времени?
- Давайте сейчас отдохнем и поиграем в часы.
Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос:
Внимательно слушают учителя
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: умение высказывать свое предположение.
Совместная деятельность учителя и обучающихся
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Тик и так часы стучат
Целый день вперед спешат
Три часа на них сейчас
А теперь во 6 как раз часы.
Снова тикают часы.
9 нам пробьют они
У часов тяжелый труд.
Все они идут, идут.
Ученики каждую строку сопровождают движением повторяемым за учителем.
Личностные: формирование сознательного отношения к своему здоровью.
Совместная деятельность учителя и обучающихся
Снятие напряжение, усталости.
VI. Обучение чтению и работа с информацией
- Как вы думаете, а были ли раньше часы?
- Какие бывают часы?
-Кто знает, где находятся самые главные часы и как они называются?
(Работа по учебнику. Чтение текста. Азбука, с. 5.)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Чего возвратить нельзя?
- Чем отличается время от часов?
- Время нельзя остановить, а часы - можно, Время идет с одинаковой скоростью: повторяются 7 дней в неделе, 3 месяца у каждого времени года, 12 месяцев в году и т. д.. А часы могут идти вперед, или отставать. Время - не материально, а часы - это прибор измерения времени.
- А чтобы узнать, какие часы считаются самыми древними, вы должны выполнить задание по группам.
Работа в 3 группах.
(Каждой группе детей дается историческая справка.)
Задание: прочитайте текст, в каждом тексте найдите и подчеркните слова со звуком [ч].
3 группа - Течет время в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время. И восковая свеча-это тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно- белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов.
(Проверка работ в группах. Выборочное чтение, подтверждающее правильное иллюстрирование).
- Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
- Какие часы самые древние?
Позднее в 13 веке появились механические, а в 14 веке – пружинные часы. Сегодня часто используют электронные часы, которые показывают самое точное время.
- Человек, какой профессии чинит часы?
- Прочитайте стихотворение с доски:
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
- Когда говорят о часах: спешат, стоят, идут, отстают?
- У кого из вас возник вопрос, проблема?
- Почему вы затрудняетесь?
- Послушайте сказку, которую приготовила для вас буква Ч:
- Теперь мы должны знать правило, давайте его прочитаем на экране
-Найдите это правило в азбуке и запомните.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики предлагают варианты ответа на поставленный вопрос:
(Механические, электронные, песочные, башенные, наручные, напольные, вокзальные, настенные).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
создавать условия для знакомства учащихся с мягким согласным звуком [ч ’ ], буквой Ч, ч;
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- формировать умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих в сочетаниях ча-ща;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать культуру поведения на уроке; бережное отношение ко времени;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
Планируемые результаты.
- уметь выделять звук [ч’] , давать ему характеристику;
- уметь делать звуко-буквенный анализ слова;
- уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;
- уметь прогнозировать учебную деятельность.
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного (с помощью учителя),
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень учебного материала.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану;
- высказывать своё предположение;
- совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке.
- слушать и понимать речь других;
- уметь чётко, логично выражать свои мысли;
- учиться выполнять различные роли в паре, группе.
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание учебного материала;
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Ι. Актуализация знаний
- Начинается урок обучения грамоте. Хочется пожелать всем приятного утра, плодотворной работы на уроке.
- Посмотрите на ленту букв, сколько букв мы уже изучили?
- На какие группы их разделили?
- Что вы знаете о гласных?
-Что вы знаете о согласных? (Подробная работа по ленте букв)
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- С какой буквой мы работали на прошлом уроке?
- Посмотрите на эту схему. Какая информация в ней содержится? (Буква Г обозначает два звука: согласный звонкий твердый звук [г] , согласный звонкий звук [г’].)
- Сегодня мы будем знакомиться с новой буквой. Сравните эти две схемы. Есть ли в них разница?
- Предположите, что это может означать?
- Итак, перед нами стоит задача выяснить, если согласные звуки, которые могут обозначать один звук.
- Составим план урока. (С помощью учителя.)
Знакомство с новым звуком.
Знакомство с новой буквой.
Звуко-буквенный анализ слов.
Знакомство с написанием буквы Ч.
Чтение слогов, слов.
Наблюдение над буквосочетаниями чу, ча. ( С помощью учителя. )
Чтение предложений и текстов.
- Посмотрите на схемы слов и картинки. Сейчас нам предстоит познакомиться с новой буквой и звуком.
-Произнесите слово, разделите на слоги, произнесите слог-слияния.
- Почему его так раскрасили?
- Назовите звук вне слияния. Какой он?
- В каком месте стоит этот звук?
- Сравните звуки в этих словах. Как они произносятся?
- Какой вывод можно сделать? (Согласный, всегда мягкий, глухой.)
-Назовите слова, в которых встречается новый звук.
-Звук [ч’] обозначается буквой ч. (Показать букву)
- На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
- Откройте тетради для печатания. Напечатаем буквы Ч,ч. Какая особенность печатных букв?
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
ΙΙΙ. Применение нового знания
-Откройте учебник на с.5. Назовите еще раз тему урока.
- Какую особенность вы заметили?
- С какой гласной нет слогов слияния?
- Оказывается, давным-давно буква Ч поссорилась с некоторыми буквами. Послушайте сказку. (Инсценировка)
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут.
Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой.
Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю.
– Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ?
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
- Спасибо артистам. С каким правилом нас познакомила сказка? (Вывод прочитать в учебнике).
- Прочитайте слова в столбиках. Какой звук встречается в словах?
- Прочитайте текст вслух по цепочке.
- Почему часы должны показывать точное время?
- Для чего человеку нужны часы?
- Почему человек должен бережно относиться к своему времени?
- Как этому научиться?
- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
- Составьте схему слова часы (работаем в парах, 2 человека – у доски).
- Вспомните правила работы в парах.
- Оцените свою работу в паре.
- Перед вами карточки. Назовите с лово (картинка) и в каждой схеме найдите и раскрасьте только звук [ч’] (2 человека работают у доски). (Ключик, ученики, печь, тучка, чемодан)
Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – практикум
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
Цель урока: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч.
Образовательные: формировать умение списывать с печатного и письменного текста;
Развивающие: развивать фонематический слух;
Воспитательные: формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.
Характеристика этапов урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма работы
Формирование УУД
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
II. Постановка учебной задачи
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
I . Орг. момент. Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и учителя.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … урок!(ответ детей)
Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки))
II . Введение в тему урока.
- Почтальон, ребята, принёс нам письмо:
Черепаха и червяк,
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Человек, чернила, чаша,
Чёрный кот, лесная чаща,
В сказках есть краса – девица,
Честный рыцарь, чудо – птица,
Черномор, Яга – злодейка,
Буква Ч, ты – чародейка!
- Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.
- Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой?
Доскажите словечко:
Когда лежу на месте, не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести, такая пустота!
Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть
Дорожные предметы в мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья такой характер дан,
Что я люблю движенье, на то я … (чемодан ). (Е. Серова)
- Какую букву мы с вами будем учиться писать на уроке?
Ребята, а какой ближется большой православный праздник на букву Ч?
А на какую букву начинается слово Чудотворец?
Именно с этой буквой мы с вами и будем сегодня работать.
Николай Чудотворец, почитаемый святой ни только в России, но и за рубежом, он сотворил много чудес и помог многим людям, исцеляя их.
Во имя этого святого и назван наш храм – храм Николая Чудотворца.
А в слове чемодан вы напишите Ч заглавную или строчную?
Мы с вами сначала научимся писать заглавную букву Ч.
Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на учебную деятельность.
Мы будем учиться писать на уроке букву Ч.
Праздник Святителя Николая Ч удотворца.
На букву Ч .
(коллективная работа с обучающимся у доски).
Один ученик работает на доске.
Т.к. с большой буквы пишутся только имена собственные.
Фронтальная
Фронтальная
мотивационная готовность к учебной деятельности
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
III. Изучение нового материала.
- Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч.
Посмотрите на образец в прописи на стр. 34.
Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?
- Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.
- Напишите три раза букву Ч на доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего.
- Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета.
Откройте пропись на странице 34 (напомнить правило посадки обучающихся)
Постарайтесь также красиво написать букву Ч в прописи.
- На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?
- А чем отличается?
Физкультминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- Мы научились писать букву Ч.
Смотрят на образец.
Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.
Карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Изложение учебного материала происходит в игровой форме с участием сказочных героев. Выполнение заданий требует не только знаний орфограмм, но и владение информацией о родном крае, селе, семье.
Тема: Заглавная буква в словах
Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
•предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
•метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
•коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
•регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
•личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами (познавательные);
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником (коммуникативные);
овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять (регулятивные).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научатся писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.
Читайте также: