Техническая направленность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Какие существуют программы технической направленности?
Чем уникальны программы технической направленности?
Какие возможности открываются перед обучающимися по технической направленности?
Формы воспитательных мероприятий в технической направленности.

Оценить 1809 0

Техническая направленность

Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Какие существуют программы технической направленности?


Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных решений в жизни. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль своей жизни, общение в социуме, и даже судьбу. И наше благополучие в жизни зависит от собственных решений, которые мы выбрали для себя.

Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является инженерное образование. Возродить интерес школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей.

Основными преимуществами профессии инженера являются: востребованность на рынке труда, творческая деятельность, высокая степень ответственности, постоянная высокая концентрация внимания. А значит, дети уже с начальных классов интересуются вопросами физики и математики и используют закономерности этих наук. И самое главное, что дети интересуются различными изобретениями, новинками техники. Такие дети посещают кружки, где конструируют роботов, модели, механизмы. Зачастую выбирают технический ВУЗ и становятся инженерами.

На базе лицея были открыты инженерные классы в рамках регионального проекта специализированных классов. А работа по изучению инженерных специальностей начинается в лицее с начальных классов. Именно в начальной школе большая роль отводится сотрудничеству с родителями. Организация партнерских отношений лицея с родителями влияет и на профессиональную ориентацию обучающихся. Наши родители с удовольствием участвуют в организации внеурочной деятельности, направленной на профориентацию младших школьников.


Бабушка – Чепкасова Лидия Вильгельмовна, выпускница РТФ НЭТИ, радиоинженер и инженер-патентовед

Дедушка – Чепкасов Иван Трефильевич, выпускник РТФ НЭТИ, радиоинженер


Папа – Горбач Александр Владимирович, выпускник ПГС НГАСУ, инженер ПГС


Мама – Горбач Юлия Ивановна, выпускник ГТС НГАВТ, инженер-эколог.


Мама – Романова Софья Славовна, выпускник СГУВТ, инженер по комплексному использованию и охране водных ресурсов

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебную и внеурочную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах, в исследовательских проектах.













Инженерно-техническая направленность актуальна в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны. Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных к исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности.

Популярность научно-технических знаний среди учащихся лицея, начиная с начальной школы. Вовлечение школьников в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность формирует у младших школьников позитивное мнение о высокой роли и перспективности творческой работы в научно-технической сфере. А главное создает условия для реализации потенциала учащихся, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству.

Конструкторская деятельность, начально-техническое моделирование, исследовательские проекты младших школьников начинаются с уроков технологии и внеурочной деятельности. Особое значение имеют уроки и занятия внеурочной деятельности, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике. Конструирование и моделирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение, т. к. ученики знакомятся с историей развития техники и её создателями – инженерами.

Уже в начальной школе ученики лицея начинают выполнять творческие проекты. На основе полученных знаний и умений, младшие школьники самостоятельно выбирают темы проектов. Всё это приводит к тому, что дети стремятся показать окружающим свои достижения. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях. А также проводят мастер-классы на уроках технологии.





Горбач Илья и мама Юлия Ивановна проводят мастер-класс во 2 А классе. Икосаэдр.

Цель комплексной работы не только определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся и установить уровень овладения ключевыми компетенциями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения, но и сформулировать несложные выводы, основываясь на тексте, сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Узнать историю профессии инженер, узнать другие профессии.



















Список литературы

2. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы и родительские собрания в 3 – 4 классах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объединения начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.

Методическая разработка по организации курса дополнительного образования технической направленности в начальных классах

возраст обучающихся: 7-10 лет

срок реализации: 4 года

Егоров Андрея Вячеславович,

методист МБУ ДО "Центр внешкольной работы"

Аксубаевского муниципального района

1. Пояснительная записка

2. Учебные планы (по годам обучения)

3. Содержание учебных планов (по годам обучения)

4. Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение реализации программы

5. Список литературы

3. Пояснительная записка

3.1. Актуальность программы:

В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем технического мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного юного техника желательно начинать уже с младшего школьного возраста, так как техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства. Интерес детей к технике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и будущим.

Объединения начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых на занятияхобучающийся укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Начальное техническое моделирование – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения. Помимо средства занятости свободного времени учащихся они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить. Знания, полученные учащимися в области конструирования и моделирования, дает возможность по окончании обучения по программе, определиться с выбором занятий в других видах технического творчества.

Новизна программы состоит в том, что обучающиеся углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с древесиной, с природным материалом, с тканью, с берестой, с опилками. Этот технический универсализм помогает им достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия имеют и культурно-психологическое значение: воспитанники обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить.

3.2. Отличительные особенности программы.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей ребёнка – одна из самых актуальных для наших дней проблема. Но, в школьной практике, этому уделяется недостаточно внимания, что обусловлено рядом противоречий между потребностью детей в самореализации и самоутверждении и ограниченными возможностями, которые существуют в реальной жизни.

Предпосылками к развитию личности или какого-то её качества являются задатки способностей, которые необходимо выявлять и развивать с раннего детства.

Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым показывая им, что они не умеют работать. Ребёнок может замкнуться в себе. Потерять интерес к занятиям. Педагогу необходимо проявить выдержку, такт и настойчивость, чтобы заинтересовать ребёнка, дать ему почувствовать, что он – творческая личность, может творить, придумывать новое и интересное. Позволить ребёнку ощутить момент творческого удовлетворения своей работой.

Умственная работоспособность ребёнка ещё не устойчива, сопротивляемость утомлению низкая. Поэтому на занятиях он не может длительное время выполнять одну и ту же операцию, необходимо переключать его с одного задания на другое, проводить физкультминутки.

Параллельно с учебной деятельностью ребёнок вливается в новый коллектив, включая в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Педагогу нельзя выносить на обсуждение какой-либо проступок ребёнка или неправильное выполнение задания. Иногда могут возникать сложности в общении среди самих детей. Педагог обязан заметить это и разобраться в сложившейся ситуации. Нужно помочь адаптироваться в коллективе каждому новичку, помочь ребятам подружиться – одно из главных условий успешной работы кружка. Во взаимоотношениях с взрослыми у детей выражены как стремление противопоставить себя им, отстоять собственную независимость, так и ожидание помощи, защиты и поддержки, важность одобрения их самих и их действий. Педагогу необходимо стать старшим другом, наставником при общении с подростками. Уметь спокойно и доступно анализировать возникающие проблемы, не навязывая своего мнения, дать возможность для проявления самостоятельности в работе.

3.3. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Для подтверждения постоянного интереса детей к занятиям необходимо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Дети первого года обучения быстро утомляются. Чем дети младшего возраста, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать возможностям обучающихся. Каждая часть занятия не должна быть затянута по времени.

Выполнение заданий в группе иногда проходит не равномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с обучающимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить. Необходимо также своевременно выявлять отстающих детей и опережающих в обучении с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения. Занятия проходят успешнее, если дети заинтересованы работой, при хорошей организации труда, тщательно продуманной технике обучения. Знания, умения и навыки должны быть доступны для детей, т. к. всякая перегрузка может нанести вред здоровью и нарушить дисциплину, поэтому задания дифференцируются на более подготовленных детей и слабоуспевающих, с учётом возрастных особенностей.

3.4 Цели и задачи

Цель программы – формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка.

личностные:

воспитание нравственных норм поведения; уважительного отношения к своей культуре;

воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;

метапредметные:

формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;

развитие у учащихся любознательности, смекалки, находчивости, фантазии, внимания, памяти, воображения, изобретательности и активности в познании окружающего мира;

образовательные (предметные):

формирование знаний и умений учащихся в моделировании и конструировании игрушек, поделок из бумаги, картона и разнообразных нетрадиционных материалов;

формирование у учащихся умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование умения читать чертежи, схемы технических игрушек, поделок;

закрепление умений и навыков работы с инструментами и материалами.

3.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе типовых программ, является адаптированной. Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся 7-10 лет.

3.6. Сроки и этапы реализации программы

Режим занятий: количество детей в группе 15 человек.

Занятия группы первого года обучения проходят два раза в неделю в учебном кабинете по два академических часа с десятиминутным перерывом. Занятия групп 2-4-го годов обучения проходят три раза в неделю в учебном кабинете по два академических часа с десятиминутным перерывом.

Первый год обучения – 144 часа;

Второй год обучения – 216 часов;

Третий год обучения – 216 часов.

Четвертый год обучения-216 часов.

3.7. Форма и режим занятий

Форма обучения: групповые занятия.

Формы занятий:

1. тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

2. интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием двух видов творческой деятельности);

3. контрольные и итоговые (проверка уровня подготовки детей).

Дидактический материал: шаблоны рисунков, рисунки, книги, трафареты.

3.8. Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

Ожидаемые результаты:

Пройдя полный курс обучения, обучающиеся будут:

1. уметь правильно организовывать своё рабочее место;

2. самостоятельно выполнить работы разной степени сложности, овладев основными приёмами и навыками работы с разными материалами;

3. уметь самостоятельно подбирать эскиз по тематике, составлять сюжетно-тематические композиции;

4. показывать знания работы с солёным тестом;

5. уметь работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявлять доброжелательные отношения друг к другу, уметь слушать и слышать другого, проявлять такт и уважение к окружающим;

6. уметь доводить начатое дело до конца;

7. выполнять высококачественные авторские, фантазийные работы, уметь их представить на выставке;

8. участвовать в организации разнообразной деятельности в коллективе и совместных мероприятиях с родителями;

9. находить, новые творческие подходы в выполнении работ, в дальнейшем использовать их в выставках и конкурсах.

3.9. Форма проведения итогов реализации программы

Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

Формы подведения итогов: выставки, смотры, конкурсы, викторины, праздники, встречи.

В зависимости от заинтересованности и/или подготовленности обучающихся педагог имеет право увеличивать и/или уменьшать количество часов, отведенное на изучение той или иной темы, а также менять последовательность изучения тем.

При составлении учебно-тематического плана на новый учебный год разделы и темы могут изменяться по усмотрению педагога и по желанию обучающихся, в зависимости от учебной-методической литературы и материально технической базы на начало учебного года.

Статья посвящена изучению проблемы политехнического обучения младших школьников как средство развития инженерного, логического, технического мышления на внеурочных занятиях. Рассматриваются виды внеурочных занятий по данному направлению. А также рассказывается у кого первоначально зародилась идея о создании политехнической школы.

Ключевые слова: внеурочные занятия, политехническая направленность, начальная школа, младшие школьники, инженерное мышление.

В 2015 году председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с сотрудниками службы занятости сказал: "По поводу профориентации у нас все довольно плохо обстоит, о чем я неоднократно уже говорил. Нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов, у нас их много, слишком много". Теперь стране нужны уже другие специалисты: инженеры, специалисты в области точных наук. "К сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек", [ ]- отметил Медведев.

На сегодняшний день внеурочные занятия политехнической направленности в школе приобретают все большую значимость и актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Также обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.

Благодаря техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение предметов физико-математического профиля, выбор инженерных специальностей.

Анализ опыта работы учителей начальных классов показывает, что обучающиеся имеют слабое представление о современных технологиях, предметах и их свойствах. Они не рассматривают политехническое образование как средство развития познавательной активности.

На этапе социально-экономических преобразований во всех сферах жизни общества, перехода народно-хозяйственной системы к рыночным отношениям все более возрастает роль политехнического образования в практической подготовке подрастающего поколения.

Наиболее удобным временем для политехнического образования младших школьников может быть внеурочная работа. В условиях всеобщего начального образования успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Внеурочная деятельность предполагает добровольное участие и самостоятельность, которая направляется учителем и способствует углубленному знанию учащихся по предмету, развивающих их познавательные интересы и способности.

Идея политехнического образования впервые выдвинута Карлом Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах Владимира Ильича Ленина. Владимир Ильич считал, что работа по политехнизации школы идет у нас чересчур медленно. В Наркомпросе было течение, которое хотело ранней профессионализации школы, которое говорило, что политехническое образование не нужно, нужно монотехническое; были разговоры о том, что не везде возможно проводить политехническое образование, что его следует проводить лишь в больших городах, а в деревне не нужно. На Украине идея политехнической школы была совершенно извращена.

В рамках внеурочной деятельности политехнической направленности существуют объединения, которые включают в себя реализацию проектов, теоретические основы о конструкциях, механизмах и принципах их действия, также сборка конструкций под руководством педагога; эксперименты с моделями, кружок Робототехники.

Внеурочные занятия политехнической направленности способствуют развитию инженерного мышления. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и другие: техническое мышление – умение анализировать устройство и принцип работы технических объектов; конструктивное мышление – умение строить модели решения поставленной проблемы и задачи; исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы; экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата деятельности.

Можно отметить, что организация внеурочных занятий, имеющая политехническую направленность, должна расширять кругозор обучающихся, а также необходимо вводить во внеурочную деятельность кружки, секции с политехнической направленностью.

Перспективы развития школ связаны именно с внедрением во внеурочный процесс политехнических компонентов как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии.

Библиографический список

1. Агринский, Н. К новым успехам в политехническом обучении учащихся Текст. / Н. Агринский // Нар.образование. - 1957. - № 10. - С. 40-44.

2. Александрова С.С. "Психологические особенности младшего школьника", статья 2004г.

3. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.- М, 2004. - с. 23-38.

Гост

ГОСТ

Техническая направленность в образовании – это направленность, ориентированная на развитие у учащихся технических и научных способностей, целенаправленную организацию научно-исследовательской деятельности, имеющую большое значение для научно-технического и социально-экономического потенциала общества и государства.

Блоки технической направленности образования

Техническая направленность в образовании, представленная в рамках дополнительного образования детей, имеет две основные направленности: спортивно-техническое и научно-техническое:

  1. Спортивно-техническое направление представлено техническими видами спорта и техническим творчеством детей спортивной направленности.
  2. Научно-техническое направление представлено образовательными программами, связанными с конструированием единичных и уникальных технических систем, решением инновационных научных задач и т.д.

Техническая направленность в образовании представлена несколькими крупными блоками:

Блок – моделизм.

Моделизм – это моделирование, конструирование и постройка моделей различных видов техники, например, построение модели корабля или самолета.

Блок – радиоэлектроника.

Радиоэлектроника – это блок, включающий в себя различные научно-технические направления, такие как радиодело, радиоспорт, микроэлектроника и т.д.

Блок – компьютерные (информационные) технологии.

Данный блок является относительно молодым, его появления обусловлено переходом современного общества от индустриального к постиндустриальному строению, которое характеризуется тем, что люди все чаще решают свои проблемы посредством ИКТ.

Представленные блоки не являются окончательными и представляющими всю полноту технической направленности образования. Она обширна, в зависимости от поставленных педагогом целей и задач.

Цели и задачи технической направленности образования

Задачи технической направленности образования принято решать в несколько последовательных этапов, каждый из которых является обязательным для выполнения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • осознание и обоснование идеи задания;
  • техническая разработка;
  • практическая работа над объектом задания;
  • апробация полученных результатов;
  • оценка проделанной работы.

Основная цель технической направленности образования – организация условий, необходимых для развития личности, способной позитивно самовыражаться через собственное научно-техническое творчество.

Цели технической направленности в образовании зависят от образовательной программы, в рамках которой она реализуется, а также она конкретизируется в зависимости от возрастных потребностей и возможностей учащихся.

Задачами технической направленности образования являются:

  1. Приобретение учащимися основных знаний и сведений по основам выбранного технического направления, ознакомление с его историей.
  2. Формирование у учащихся образного технического мышления, умения выражать собственный замысел через рисунок, набросок или чертеж.
  3. Развитие у учащихся интереса и любознательности к различным техническим устройствам и объектам, стремления их понимать, разбираться в их конструкции и работе, желании создавать модели и макеты данных объектов.
  4. Воспитание у детей взаимопонимания, доброжелательности и желания доставлять своим техническим творчеством радость и удивление людям.
  5. Воспитание у детей усидчивости, терпения и трудолюбия; формирования умения рационально распределять собственное время, составлять план работы и адекватно анализировать результаты собственной деятельности.

Оценка эффективности решения всех поставленных задач осуществляется посредством публичного обсуждения результата проведенных исследований. Например, обсуждение построенной модели, выявление ее недостатков и достоинств. Важно, чтобы в процессе обсуждения недостатков, вся критика была конструктивна, а доводы аргументированы.

Для обсуждения результатов используются такие формы образовательного процесса как научно-практические конференции, практические и лабораторные занятия и т.п.

Немаловажным для укрепления мотивации учащихся является признание полученных ими результатов. Признанием может быть официальная публикация полученных результатов или выступление на научных всероссийских научных конференциях. Необходимо отметить, что в настоящее время признание может быть осуществлено и посредством Интернет.

Участие в различных конференциях предоставляет учащимся возможность не только показать свои достижения, но и получить опыт позитивного личностного взаимодействия в определенной сфере технического творчества.

Компетентности, формируемые в сфере технической направленности образования

Компетентности, которые формируются у учащихся в рамках технической направленности образования, принято подразделять в зависимости от возрастной группы.

Читайте также: