Тэффи потустороннее краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Тэффи – литературный псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой – известной русской писательницы, мемуаристки и переводчицы, владевшей неповторимой индивидуальной творческой манерой.

Родилась она в Санкт-Петербурге в 1872г. В 1890г. окончила гимназию. Вышла замуж. Родила двоих дочерей и сына. Оставив мужа и детей в имении недалеко от Могилёва, в 1900г. уехала в Петербург, чтобы строить писательскую карьеру.

В 1918г. писательница уезжает на Украину, чтобы выступать с чтениями перед публикой в Киеве и Одессе. В 1919г. из Новороссийска отправляется в Турцию, а оттуда – в Париж. С 1922г. по 1923г. живёт в Германии, потом переезжает во Францию. Печатается во многих эмигрантских изданиях. Её книги быстро раскупаются.

В 30-е годы XX века Теффи занялась написанием мемуаров. На Родину возвращаться не хотела, хотя и страдала от одиночества. К тому же после Второй мировой войны финансовое положение писательницы резко ухудшилось.

Последняя её книга вышла в США в 1952г. В этом же году после приступа стенокардии Теффи умерла. Похоронена в Париже.

Были вчера вечером у Ложкиных. Договорились до таких страстей, что потом жутко было в метро лезть. И то правда, как подумаешь, — под землю в полночь! Это в Париже все как-то незаметно выходит, потому что по-французски, а если бы устроить метро где-нибудь в Тиму или Малоархангельске, так уж наверное в нем завелись бы покойники.

Мы, русские, вообще народ мистически настроенный, но в частности мадам Ложкина превзошла всякую меру. Сама позовет в гости, а придешь, она ноздри раздует, глаза закатит:

— У меня, — говорит, — было предчувствие, что вы ко мне сегодня придете.

Муж у нее человек грубоватый.

— Сама же, — говорит, — позвала, чего же тут чувствовать-то?

У женщин вообще, я считаю, натура тоньше. И действительно, в мадам Ложкиной этой самой мистики ужасно много. Вчера рассказывала удивительные случаи.

Это, действительно, поразительно, — такая сила!

Шел он, положим, не к Олечке, а к Марье Михайловне, но все-таки половину внушения исполнял, то есть вставал и из дому выходил. Ну разве это не чудо?

Прямо завидно! Почему у меня никакой такой силы нет?

От разговора о внушении перешли к спиритизму и загробной жизни. Был в нашей компании как раз один специалист по спиритизму. Рассказывал массу интересного. У него у самого такая медиумическая сила, что стоит ему за стол сесть, как моментально дух тут как тут. Специалист, конечно, сначала спрашивает:

— Дух, если ты здесь, стукни один раз. Если тебя нет, стукни два раза.

И представьте, тот моментально все честно отстукивает.

— Ну, а спрашивали вы у них, у духов-то, о загробной жизни?

— Не успевал-с. Потому что они меня сразу начинали колотить твердыми предметами по темени. При этом как-то неудобно предлагать вопросы. Одно могу вывести, что, вероятно, у них там характеры очень портятся. Потому что такие злющие являются, что иногда прямо даже неудобно. Очень уж ругаются. И что удивительнее всего — всегда по-русски. Видно, там получают возможность владеть всеми языками. Явилась раз душа Офелии. Ну и душа! И откуда она такие выражения подцепила, — видно, Гамлет научил. Н-да, грубоватые они все там делаются, быт, видно, такой простецкий.

— Вот бы узнать, как у них там!

А мадам Ложкина говорит:

— А вдруг у них там тоже гостиная, столовая, передняя, спальня и кабинет. И тоже в гости ходят, и изволь им печение покупать.

Последнее замечание было, по-моему, нетактично, так как мы же у нее в гостях сидели. А Олечка подхватила:

— А одеваются, может быть, моднее нашего.

— А чем же, — говорю, — эту грубость разговора объяснить?

А мадам Ложкина нашла, что это было бы несправедливо, если бы так перемешивали людей различных кругов общества. Конечно, в смысле манер, если какой-нибудь праведник ел рыбу ножом, — это неважно, потому что на том свете ни рыбы, ни ножа нет, но сама душа у человека благовоспитанного должна очень шокироваться и страдать от близости праведника дурного тона.

А Олечка стала протестовать в том смысле, что это только в светской жизни важна бонтонность, а, например, у нас при большевиках случалось, что и бывшие фрейлины водили компанию с бывшими прачками и прямо жили душа в душу.

Тут опять хозяйка ввязалась в разговор.

— Так ведь это, — говорит, — при большевиках. Так сказать, в аду, а мы говорим про райское народонаселение и социальный строй блаженства. А какое же блаженство при наличности таких дефектов?

Потом разговор потек по своему руслу дальше, в дебри, и сам Ложкин высказал удивительнейшую мысль.

Тут уж и я ввязалась в разговор.

— Это, — говорю, действительно, очень страшно — то, что вы рассказываете. Но есть во всем этом нечто утешительное, что делает этот наивный ад местом не столь уж отвратительным. А именно то, что в аду этом предполагается для каждого грешника особая сковорода. Я одобряю это не в смысле комфорта или гигиены, а имея в виду, что при этом для них недопустимо взаимное общение. Хотя с точки зрения грешника это, может быть, большой дефект и пущая мука.

— Темно говорите, не понимаю, — прервал меня хозяин.

— А я это в том смысле, что лишены они возможности друг другу гадости делать. Тяжело ведь это, а?

Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: "Городок". М., Лаком, 1998. Были вчера вечером у Ложкиных. Договорились до таких страстей, что потом жутко было в метро лезть. И то правда, как подумаешь, -- под землю в полночь! Это в Париже все как-то незаметно выходит, потому что по-французски, а если бы устроить метро где-нибудь в Тиму или Малоархангельске, так уж наверное в нем завелись бы покойники. Мы, русские, вообще народ мистически настроенный, но в частности мадам Ложкина превзошла всякую меру. Сама позовет в гости, а придешь, она ноздри раздует, глаза закатит: -- У меня, -- говорит, -- было предчувствие, что вы ко мне сегодня придете. Муж у нее человек грубоватый. -- Сама же, -- говорит, -- позвала, чего же тут чувствовать-то? У женщин вообще, я считаю, натура тоньше. И действительно, в мадам Ложкиной этой самой мистики ужасно много. Вчера рассказывала удивительные случаи. -- У меня, -- говорит, -- необычайная сила внушения на расстоянии. Сколько раз проверяла. У мужа, знаете, преотвратительная память, -- что ни поручить, все забудет. А я очень люблю пряники, и всегда его прошу купить к чаю. И вот иногда перед чаем начинаю ему мысленно внушать: "Не забудь пряники, не забудь пряники". И представьте себе, ведь иногда покупает. Это, действительно, поразительно, -- такая сила! Олечка Бакина, оказывается, тоже не без силы. Была она влюблена в одного актера, и каждый вечер внушала ему: "Встань, выйди из дому и иди ко мне". И он, говорит, действительно всегда вставал и шел. Прямо удивительно. Шел он, положим, не к Олечке, а к Марье Михайловне, но все-таки половину внушения исполнял, то есть вставал и из дому выходил. Ну разве это не чудо? Прямо завидно! Почему у меня никакой такой силы нет? От разговора о внушении перешли к спиритизму и загробной жизни. Был в нашей компании как раз один специалист по спиритизму. Рассказывал массу интересного. У него у самого такая медиумическая сила, что стоит ему за стол сесть, как моментально дух тут как тут. Специалист, конечно, сначала спрашивает: -- Дух, если ты здесь, стукни один раз. Если тебя нет, стукни два раза. И представьте, тот моментально все честно отстукивает. -- Ну, а спрашивали вы у них, у духов-то, о загробной жизни? -- Не успевал-с. Потому что они меня сразу начинали колотить твердыми предметами по темени. При этом как-то неудобно предлагать вопросы. Одно могу вывести, что, вероятно, у них там характеры очень портятся. Потому что такие злющие являются, что иногда прямо даже неудобно. Очень уж ругаются. И что удивительнее всего -- всегда по-русски. Видно, там получают возможность владеть всеми языками. Явилась раз душа Офелии. Ну и душа! И откуда она такие выражения подцепила, -- видно, Гамлет научил. Н-да, грубоватые они все там делаются, быт, видно, такой простецкий. -- Вот бы узнать, как у них там! А мадам Ложкина говорит: -- А вдруг у них там тоже гостиная, столовая, передняя, спальня и кабинет. И тоже в гости ходят, и изволь им печение покупать. Последнее замечание было, по-моему, нетактично, так как мы же у нее в гостях сидели. А Олечка подхватила: -- А одеваются, может быть, моднее нашего. -- А чем же, -- говорю, -- эту грубость разговора объяснить? Спирит выразил мнение, что это, вероятно, сказывается влияние среды. Что на том свете люди объединяются не по признаку хороших манер, а по своим духовным качествам. Может быть, душа какой-нибудь добродетельной девицы из высшего общества в течение многих веков находится в компании раскаявшихся разбойников с большой дороги. Может быть, души-то их и очень высоки в духовной оценке, а все-таки то, что называется на языке эстетов "финтифлю", у них, конечно, отсутствует. И общаются они между собою по-простецки. Ну вот, девицына душа и впитывает в себя эти простецкие эманации, и если заглянет случайно на спиритический сеанс, то, конечно, и выявляется в словесной форме разбойничьего тона. А мадам Ложкина нашла, что это было бы несправедливо, если бы так перемешивали людей различных кругов общества. Конечно, в смысле манер, если какой-нибудь праведник ел рыбу ножом, -- это неважно, потому что на том свете ни рыбы, ни ножа нет, но сама душа у человека благовоспитанного должна очень шокироваться и страдать от близости праведника дурного тона. А Олечка стала протестовать в том смысле, что это только в светской жизни важна бонтонность, а, например, у нас при большевиках случалось, что и бывшие фрейлины водили компанию с бывшими прачками и прямо жили душа в душу. Тут опять хозяйка ввязалась в разговор. -- Так ведь это, -- говорит, -- при большевиках. Так сказать, в аду, а мы говорим про райское народонаселение и социальный строй блаженства. А какое же блаженство при наличности таких дефектов? Потом разговор потек по своему руслу дальше, в дебри, и сам Ложкин высказал удивительнейшую мысль. -- Не замечали ли вы, -- сказал он, -- как часто то, что считалось предрассудком и заблуждением темного разума, неожиданно освещается наукой и признается ею за правильное и достоверное? Вот, например, лечили деревенские старухи рожу тем, что очерчивали воспаленное место мелом. Люди интеллигентные, конечно, издевались над бабьей ерундой, а затем бактериолог какой-то взял да и разъяснил, что бабы-то очень правильно дело-то разумели, что бациллы рожи не могут переходить через меловое препятствие, так как мел, по природе своей, им неблагоприятен. И многое, что казалось пустяком и над чем смеялись, оказалось правильным. Так вот иногда приходит мне в голову, -- а ну как земля-то вовсе не шар, а блин, и держится она на трех китах, а внизу ад, и черти на сковородках грешников жарят? Подумайте только, какой конфуз для образованного человека, который всю жизнь губы кривил по всем правилам скепсиса и анализа, и умер, "погружаясь в великое Ничто", и вдруг -- пожалуйте-с сковородку лизать, и самый настоящий черт зеленого цвета, изрыгая хулу и серный дух, будет ему подкладывать угольков под пятки. Вот уж это действительно был бы настоящий ад! А срам-то какой для человеческой гордыни! Вот тебе и скепсис, вот тебе и наука! И все эти Галилеи и Коперники -- все по сковородкам рассажены и жарятся за распространение ложных слухов. Тут уж и я ввязалась в разговор. -- Это, -- говорю, действительно, очень страшно -- то, что вы рассказываете. Но есть во всем этом нечто утешительное, что делает этот наивный ад местом не столь уж отвратительным. А именно то, что в аду этом предполагается для каждого грешника особая сковорода. Я одобряю это не в смысле комфорта или гигиены, а имея в виду, что при этом для них недопустимо взаимное общение. Хотя с точки зрения грешника это, может быть, большой дефект и пущая мука. -- Темно говорите, не понимаю, -- прервал меня хозяин. -- А я это в том смысле, что лишены они возможности друг другу гадости делать. Тяжело ведь это, а? Все опустили головы и замолчали. Страшны, страшны муки адовы! Сладка земная жизнь!

Потустороннее. Впервые: "Возрождение". -- 1927. -- 13 февраля. -- No 621. -- С. 2-3. Тим -- уездный город в Курской губернии. Малоархангельск -- уездный город в Орловской губернии. Офелия, Гамлет -- персонажи трагедии В. Шекспира "Гамлет, принц Датский" (1600--1601). Гамлет, по-видимому, был реальной исторической фигурой, однако Офелия является лицом вымышленным; шекспироведы предполагают, что ее имя было взято из популярного в Англии пасторального романа итальянского писателя конца XV в. Саннадзаро "Аркадия", где так звали влюбленную пастушку. Тэффи издевается над спиритами, вызывающими "душу" литературного персонажа. Галилеи и Коперники -- польский астроном Н. Коперник (1473--1543) совершил переворот в естествознании, опровергнув теорию, утверждавшую центральное положении Земли; создал гелиоцентрическую систему мира, объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца. Итальянский ученый Г. Галилей (1564--1642) отстаивал правоту Коперника, за что был подвергнут в 1633 г. суду инквизиции.

Были вчера вечером у Ложкиных. Договорились до таких страстей, что потом жутко было в метро лезть. И то правда, как подумаешь, — под землю в полночь! Это в Париже все как-то незаметно выходит, потому что по-французски, а если бы устроить метро где-нибудь в Тиму или Малоархангельске, так уж наверное в нем завелись бы покойники.

Мы, русские, вообще народ мистически настроенный, но в частности мадам Ложкина превзошла всякую меру. Сама позовет в гости, а придешь, она ноздри раздует, глаза закатит:

— У меня, — говорит, — было предчувствие, что вы ко мне сегодня придете.

Муж у нее человек грубоватый.

— Сама же, — говорит, — позвала, чего же тут чувствовать-то?

У женщин вообще, я считаю, натура тоньше. И действительно, в мадам Ложкиной этой самой мистики ужасно много. Вчера рассказывала удивительные случаи.

Это, действительно, поразительно, — такая сила!

Шел он, положим, не к Олечке, а к Марье Михайловне, но все-таки половину внушения исполнял, то есть вставал и из дому выходил. Ну разве это не чудо?

Прямо завидно! Почему у меня никакой такой силы нет?

От разговора о внушении перешли к спиритизму и загробной жизни. Был в нашей компании как раз один специалист по спиритизму. Рассказывал массу интересного. У него у самого такая медиумическая сила, что стоит ему за стол сесть, как моментально дух тут как тут. Специалист, конечно, сначала спрашивает:

— Дух, если ты здесь, стукни один раз. Если тебя нет, стукни два раза.

И представьте, тот моментально все честно отстукивает.

— Ну, а спрашивали вы у них, у духов-то, о загробной жизни?

— Не успевал-с. Потому что они меня сразу начинали колотить твердыми предметами по темени. При этом как-то неудобно предлагать вопросы. Одно могу вывести, что, вероятно, у них там характеры очень портятся. Потому что такие злющие являются, что иногда прямо даже неудобно. Очень уж ругаются. И что удивительнее всего — всегда по-русски. Видно, там получают возможность владеть всеми языками. Явилась раз душа Офелии. Ну и душа! И откуда она такие выражения подцепила, — видно, Гамлет научил. Н-да, грубоватые они все там делаются, быт, видно, такой простецкий.

— Вот бы узнать, как у них там!

А мадам Ложкина говорит:

— А вдруг у них там тоже гостиная, столовая, передняя, спальня и кабинет. И тоже в гости ходят, и изволь им печение покупать.

Последнее замечание было, по-моему, нетактично, так как мы же у нее в гостях сидели. А Олечка подхватила:

— А одеваются, может быть, моднее нашего.

— А чем же, — говорю, — эту грубость разговора объяснить?

А мадам Ложкина нашла, что это было бы несправедливо, если бы так перемешивали людей различных кругов общества. Конечно, в смысле манер, если какой-нибудь праведник ел рыбу ножом, — это неважно, потому что на том свете ни рыбы, ни ножа нет, но сама душа у человека благовоспитанного должна очень шокироваться и страдать от близости праведника дурного тона.

А Олечка стала протестовать в том смысле, что это только в светской жизни важна бонтонность, а, например, у нас при большевиках случалось, что и бывшие фрейлины водили компанию с бывшими прачками и прямо жили душа в душу.

Тут опять хозяйка ввязалась в разговор.

— Так ведь это, — говорит, — при большевиках. Так сказать, в аду, а мы говорим про райское народонаселение и социальный строй блаженства. А какое же блаженство при наличности таких дефектов?

Потом разговор потек по своему руслу дальше, в дебри, и сам Ложкин высказал удивительнейшую мысль.

Тут уж и я ввязалась в разговор.

— Это, — говорю, действительно, очень страшно — то, что вы рассказываете. Но есть во всем этом нечто утешительное, что делает этот наивный ад местом не столь уж отвратительным. А именно то, что в аду этом предполагается для каждого грешника особая сковорода. Я одобряю это не в смысле комфорта или гигиены, а имея в виду, что при этом для них недопустимо взаимное общение. Хотя с точки зрения грешника это, может быть, большой дефект и пущая мука.

— Темно говорите, не понимаю, — прервал меня хозяин.

— А я это в том смысле, что лишены они возможности друг другу гадости делать. Тяжело ведь это, а?

Все опустили головы и замолчали.

Страшны, страшны муки адовы!

Сладка земная жизнь!

Тим — уездный город в Курской губернии.

Малоархангельск — уездный город в Орловской губернии.

Галилеи и Коперники — польский астроном Н. Коперник (1473—1543) совершил переворот в естествознании, опровергнув теорию, утверждавшую центральное положении Земли; создал гелиоцентрическую систему мира, объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца. Итальянский ученый Г. Галилей (1564—1642) отстаивал правоту Коперника, за что был подвергнут в 1633 г. суду инквизиции.

Читайте также: