Театр абсурда краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

"Театр абсурда" – термин, который употребляют кинокритики, журналисты, писатели и даже видеоблогеры, оказывается бывает понятен не всем. Давайте разберёмся, что же из себя представляет данный тип драмы и какую он имеет историю?

1950-1970 годы – послевоенное время стало переломным не только в жизни многих людей, но и в мире искусства.

Общество тех лет воспринимало реальность пассивно , оно потеряло цель и погрузилось в обыденность. Драматургия тех лет также претерпела кардинальные изменения, имея серьёзные отличия с предшествующим авангардом.

Задача театра заключалась в изображении реальности и отношения человека с миром. Это стало неким отрицанием традиций и вызовом театру тех лет. Театр поставангарда изобразил человека одиноким и ничтожным, потерявшим смысл и стремление к чему-либо.

Э. Ионеско считал:

Изначально зрители не понимали, что происходит на сцене, освистывая актёров. Казалось, что сами актёры вышли на сцену впервые и пытаются запутать себя и своего зрителя.

Обречённость (смерть) – это то, что постоянно преследует героев, пытающихся противостоять миру, но не сумевших найти выход. Человек напоминает лишь жалкое существо, униженное и отвергнутое, почти лишённое памяти и чувств, мыслей, воли и способности что-то изменить. Пьесы создают ощущение пустоты и непоследовательности. Несмотря на минимализм текста, он наполнен различными отсылками к другим, в том числе и к великим текстам модернизма.

В театр абсурда Этот драматический стиль развился в Европе в 1950-1960-х годах. Термин был реализован Мартином Эслином, критиком венгерского происхождения, который определил этот стиль театральных текстов таким образом в своей книге под названиемТеатр абсурда.

Так было сгруппировано большое количество драматургических произведений, которые проецировали человеческое состояние как бессмысленный аспект. Часть этой концепции абсурда поддерживается философскими работами Альбера Камю. Миф о Сизифе (1942), эссе, в котором он утверждает, что человеческая жизнь ничтожна и ее ценность заключается только в том, что возникает из творения.

Как правило, этот тип драматургии ставит под сомнение человеческое существование, устанавливает разрыв, неравномерность или невозможность конкретного и эффективного общения. Он также предлагает персонажей, чье существование, контекст или ситуация в пьесе считаются лишенными цели или значения.

Истоки театра абсурда

Зарождение театра абсурда происходит в десятилетия после Второй мировой войны, особенно в 50-60-е годы на европейском континенте. Содержание театральных произведений этого стиля, их темы и их персонажи обычно описываются как продукт, возникший в результате морального, религиозного, политического и социального коллапса, вызванного двумя великими мировыми войнами 20-го века.

Именно работа Мартина Эслина дала название этому театральному движению. Среди самых известных драматургов того времени - Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско и Жан Жене. Его театральные тексты были частью основных ссылок, которые Эсслин использовал при написании своих работ о театре абсурда.

Эсслин отвечал за создание некоторых движений в качестве основных предшественников. Среди них он упоминает влияние комедии искусства, а также содержание трагикомедии. В последнем он отмечает присутствие комического элемента в несчастье трагического.

Среди других влияний он также упоминает патафизику, дисциплину, изучающую воображаемые решения. Также фигурирует дадаизм, движение, возникшее в противовес кодексам и системам искусства в начале 20 века. Это противоположно вечности принципов, законов, красоты и логики, а вместо этого движется в пользу спонтанного, случайного, противоречивого и несовершенного.

Сюрреализм также упоминается за его связь с фактом выхода за пределы реального, предустановленного и поиска иррационального импульса.

характеристики

Театр абсурда имеет характеристики, которые отличают его от других видов искусства. Драматические структуры в письменном произведении, построение персонажей, ситуации и другие ресурсы имеют определенные детали. К наиболее выдающимся характеристикам театра абсурда относятся:

–На уровне структуры абсурдный текст - это не то же самое, что тексты с традиционной логической структурой.

–Фактор времени не соответствует строгому линейному порядку. Это не подразумевает хронологию событий.

–Язык может быть смещенным, включает в себя избитые фразы, словесные игры, повторения и даже имеет тенденцию к разрыву из-за непрерывности какого-то момента.

- Фоновое содержание абсурда обычно охватывает такие темы, как политика, религия, мораль и социальные структуры.

–Персонажи мира абсурда находятся в непонятной вселенной и лишены полностью рационального дискурса.

–Среди прочего, персонажи могут быть в безумии, и ни окружающая среда, ни ситуация, которая их окружает, обычно не вызывают окончательного преобразования.

–Среди других характеристик персонажи взяты из стереотипов или предопределенных архетипов. Их также можно рассматривать как планы, похожие на построение персонажей в комедиях искусства.

- В абсурдном произведении нет конкретного конфликта.

-Действие не разворачивает историю логически, но позволяет продвигать работу.

- В рамках некоторого анализа театра абсурда есть разговоры о типе драматургии, которая имеет тенденцию отражать механическое и автоматическое существование человека.

Авторы и работы

- Юджин Ионеско (1909 - 1994)

Франко-румынского драматурга запомнили как одного из главных представителей театра абсурда. Он получил широкое признание и в 1970 году стал членом Французской академии. Среди его самых выдающихся работ: Лысый певец Y Урок.

Лысый певец

Опубликованный в 1950 году, он был первым творением Ионеско. Он вдохновлен руководством по изучению английского языка, которое Ионеско использовал во время изучения языка. В основу своей работы он положил бессмысленные темы и ситуации из книги. В этой работе он рисует модель буржуазии того времени.

Урок

Представленный впервые в 1951 году, он рассказывает историю молодой женщины, которая получает частные уроки у пожилого учителя. В ходе игры уроки усложняются до такой степени, что ученик не может их понять.

Девушка, которая изначально полна энтузиазма, становится слабой и разочарованной, а застенчивый учитель становится абсолютно агрессивным. Наконец, старик заканчивает жизнь молодой женщины и позже принимает своего 41-го студента дня, с которым повторяется та же история.

- Сэмюэл Беккет (1906-1989)

Он был писателем, драматургом и критиком ирландского происхождения, широко известным своими театральными работами. Он был лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1969 году. Среди его самых выдающихся работ - работа В ожидании Годо, культовое произведение театра абсурда, имеющее глобальное значение.

В ожидании Годо

Выпущенный в 1953 году, разделенный на два действия фрагмент, в котором рассказывается история двух персонажей, известных как Владимир и Эстрагон, которые встречаются у дерева и ждут человека по имени Годо. Во время ожидания оба персонажа ведут множество дискуссий и натыкаются на других персонажей.

Сначала они встречают человека со своим рабом, которые идут на рынок, чтобы продать последнего. Позже они встречают мальчика, который утверждает, что является посланником Годо, и сообщает, что он придет не сегодня вечером, а на следующий день. И Владимир, и Эстрагон решают уйти, но не уезжают.

Во втором акте встречи повторяются с той разницей, что ни мужчина со своим рабом, ни молодой человек не помнят, что встречались с Владимиром и Эстрагоном накануне. Мальчик снова сообщает, что Годо не приедет, и два главных героя решают уйти, но снова они никогда не уезжают.

- Жан Жене (1910-1986)

Писатель и драматург французского происхождения, который до того, как стать известным писателем, был криминальным изгоем своего общества. Он вырос внебрачным сыном в крестьянской семье.

Он был пойман в 10 лет на мелкой краже и в подростковом возрасте посещал исправительную школу. В автобиографическом тексте Journal du voleur (1949) подробно повествует о множестве событий мрачных моментов своей жизни.

Он начал писать в 1942 году, находясь в тюрьме, где написал роман, известный как Богоматерь цветов.

Вскоре после этого он привлек внимание писательского сообщества, которое обратилось к президенту с просьбой не приговорить его к пожизненному заключению. Позже он получил признание за его вклад в театр абсурда через его театральные пьесы.

Горничные

С 1947 года это одна из его самых знаковых работ. В нем рассказывается история двух горничных, Клэр и Соланж, которые испытывают смешанные чувства к своей любовнице. Во время своего отсутствия они играют, чтобы взять на себя роль своего начальника.

В этой игре они разоблачают любовника любовницы, которого позже отпустили за отсутствием улик. Боясь быть обнаруженными, они планируют убийство своей любовницы. После провала их плана один из них кончает жизнь самоубийством, а другого ждет судьба, которую он уже предполагает.

На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

В основу драматургии было положено разрушение драматического материала. В пьесах нет локальной и исторической конкретности. Действие значительной части пьес театра абсурда происходят в небольших помещениях, комнатах, квартирах, совершенно изолированных от внешнего мира. Подвергается разрушению временная последовательность событий. Человек в абсурдистском мире – олицетворение пассивности и беспомощности. Он ничего не может осознать, кроме своей беспомощности. Он лишен свободы выбора.

Основная тема всех антипьес - абсурдность мира, которая проявляется в нарушении логических связей между предметами и явлениями, в бессмысленности действительности. Это демонстрируется с помощью:

1) Иронии, фарса, пародии, гротеска.

3) Привычные логические причинно-следственные связи между явлениями и предметами нарушаются и заменяются их случайным или ассоциативным сцеплением. Также используется логика сновидений, которая не подчиняется контролю сознания.

4) Метафорическая передача чувства шока, страха, передача удивления перед жизнью. Эти чувства непременно появляются, как только человек осознает, что все его жизненные ценности лишены смысла и есть иллюзия. Рассчитано на то, чтобы обратить внимание обыкновенного человека на трагичность жизни, потому что в своей повседневной жизни человек не склонен задумываться над вопросами жизни и смерти и увязает в пошлости.

7) Буквальная реализация метафор и неологизмов - на этом строится фантастика в антидраме.

8) Связь трагического и комического.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.


Театр абсурда для многих людей – это всего лишь хаотичный набор сменяющих друг друга сцен, которые кажутся нелепой бессмыслицей. Но если попробовать копнуть чуть глубже, то поведение актеров уже не кажется таким странным. Подробнее в нашем материале.

У каждого действия, каждого слова и каждого предмета на сцене в театре абсурда есть своё место. Этот театр – вполне логичное развитие не только самого театра как вида искусства, но и логичное течение вообще.

Внутри каждой пьесы мы можем проследить идею, которую пытался вложить туда автор. Идея абсурдистских пьес – это отражение концепции мира, ценностей драматурга. Весь свой опыт, отношение к окружающей действительности, собственные установки и наблюдения – всё это можно проследить внутри сценического действа.

Драматурги, которых критики приписывали к абсурдистскому направлению, никогда не собирались в группы и объединения. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что каждая пьеса уникальна, у каждого автора свой почерк, свои метафоры и своя система мировоззрений, что может увлечь любого, кто попытается хоть немного углубиться в эту тему.

Живые картины Босха на сцене. Если вы никогда не знакомились с творчеством Иеронима Босха, вы и не поймете суть происходящего.

Философия театра абсурда

Своё начало театр абсурда берет из концепций философских движений дадаизма и сюрреализма, так же не прошёл мимо комедий Ч.Чаплина, с их элементами клоунады.

Философской базой театра абсурда стала развивающаяся в 20-30-е годы ХХ века философия экзистенциализма. В её основе лежал тезис об абсурдности существования мира в целом. На первое место выдвигается внутренний мир человека со всеми его переживаниями, эмоциями, тревогами и надеждами, но он резко противопоставляется окружающей действительности.

Мир, что окружает человека хаотичен, в нем нет определенной системы координат, где человек бы мог чувствовать себя комфортно. Смысл существования так же ставится под вопрос, происходит постоянный поиск себя и места в мире.

Дадаизм

Более непосредственные эстетические корни театра абсурда восходят к движению дада, которое возникло в Цюрихе в 1916г., куда пришлось уехать многим немецким и французским художникам и поэтам, дабы скрыться от ужасов Первой мировой войны.

Вместо традиционных психологических образов выступали комичные персонажи (марионетки, клоуны). Абсурдисты превратили своего героя в марионетку, которая двигалась по воле режиссера, ибо абсурдный герой – это всегда объект, не имеющий никакой воли. Хочется добавить, что театр абсурда – это всегда народный театр, т.е. балаганный, а для него всегда была характерна простота сюжета и наравне с этим едкая сатира, ведь, ярмарочному шуту позволялось говорить абсолютно всё.

Сюрреализм

Художественная работа для них стала результатом деятельности бессознательного, освобожденного от ограничений логики и рассудка. Театр для сюрреалистов – лишь возможность испробовать различные приемы. И сюрреализм, и дадаизм так же имели предшественников, которые повлияли и на театр абсурда. Здесь необходимо назвать два имени – Альфред Жарри (1813–1907) и Гийом Аполлинер (1880–1918).

Европа

театр абсурда

Антитеатр

Отвергая какие бы то ни было каноны и клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила своего театра, такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, стоящий на невозможности воздействия партнеров друг на друга. Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике антитеатра.

Вот, пожалуй характерные черты драм абсурда, проявившиеся в произведениях Беккета, Ионеско и других абсурдистов:

Все драматурги-абсурдисты, так или иначе, каждый в своей индивидуальной манере, обращаются к проблематике, характеризующей абсурдистский театр: потеря личностью индивидуальности в современном мире, сомнение в возможностях коммуникации, страх перед окружающей действительностью, онтологическое одиночество человека, его опустошенность и отчуждение от себе подобных. В формальном плане их театральное творчество объединяет смешение трагедии с фарсом, гротесковость, абсурдный диалог.

Думается, что среди главных причин возникновения столь родственных по своей поэтике театров в странах Западной Европы была назревшая необходимость создания новой концепции театра, одной из которых и стал театр абcурда.

Сэмюэль Беккет - театр абсурда

Сэмюэль Беккет

Он стоит особняком, среди абсурдистов, потому что в его пьесах нет явственно прочитываемого социального конфликта, нет примет и духа времени.

Мы привыкли, что драматургическое действо заполнено какими-то событиями. Здесь же мы видим совершенную странность со стороны персонаже, как например: Владимир снимает ботинки, снимает, нюхает, рассматривает их. В первой сцене он снимает ботинок, во второй надевает и он уже оказывается ему велик. Из таких нелепых, бессмысленных диалоговых моментов соткана вся канва пьесы.

Кроме того, неким атрибутом, некой емкой метафорой является дерево, оно тоже такой глубинный-глубинный архетип. Это дерево стоит уже много лет без листьев и, вероятнее всего, оно олицетворяет бессмысленность и тщетность человеческой жизни, как полое, не дающее ростков, новых листьев, надежды на какое-то продолжение, на какую-то осмысленность.


Эта комическая пара позволяет показать их зависимость. Можно расценивать их обоих как жертв, потому что Поццо, хозяин, всячески унижает слугу, поколачивает, обзывает бесконечными ругательствами тем самым упивается своей властью над ним. Но при этом, когда он дает указания, сам движется в том же направлении, так как они связаны одной цепью. При своем кажущемся, маркированном господстве он такой же слуга, такой же раб окружающих социальных, буржуазных связей.

При всем этом, Поццо наделен автором самыми длинными монологами, которые воспринимаются читателем и зрителем как некая замедленная съемка. Возникает ощущение отражения происходящего во многих кривых зеркалах, нереальности происходящего.


Мифологема дороги, путники, идущие по жизни и ищущие ответы на свои вопросы, при этом не получая ни одного, воспринимаются как некая метафора человека 21 века. Человек отчаянно пытается найти смысл, оправдание существования, постоянно ждет прихода некого Годо, который сможет помочь. Но в пьесе оба наших героя Владимир и Эстрагон остаются стоять под этим одиноким деревом, в надежде открыть и найти для себя смысл, смысл своего существования.

Беккет создал новый, параболический философский театр, отразивший надломленное сознание современного интеллектуала, если не человека вообще. Драматическое творчество Беккета стоит под знаком апокалипсиса. Констатация полной дегуманизации современной цивилизации и полной человеческой отчужденности – лейтмотивы как прозаического, так и драматического творчества Беккета.

Ниже представлен фильм ирландского режиссера Майкла Линдсей-Хогга по одноименной пьесе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1969 г.), основоположника Театра Абсурда 20 века, Самюэля Баркли Беккета.

Читайте также: