Тантал читать миф краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Жил Тантал богато . У него были и золотые рудники, и виноградники и тонкорунные овцы. К нему часто приходили в гости Боги. Однажды Зевс спросил Тантала, нужна ли ему его милость. Тантал с гордостью отказался. Как-то Зевс отдал золотую собаку Танталу, а вестнику Бога сказал, что у него собаки нет. Его не наказал громовержец. Тантал решил проверить , провидцы ли боги. Он убил своего сына и подал блюдо из него на стол. К нему прикоснулась только богиня Деметра. Гефест поставил блюдо на огонь и оживил убитого.
Преступления Тантала не понравились Зевсу. Он отправил его к Аиду. Вода доходит до плеч Танталу , но пить он не может. То же самое и с виноградом. Он мучается все время. Страшные муки называются танталовыми.

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

ТАНТАЛОВЫ МУКИ

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов — амврозию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Танталй переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Мифографы оставили после себя различные версии грехов, которые мог совершить Тантал. Но интереснее всего, когда грешки объединяются в одно целостное повествование. Так мы и поступим.

Избалованный сын Зевса

Тантал был родным сыном Зевса и правителем в богатейшем городе Лидии Сипиле. У него в распоряжении были золотые рудники и плодоносящие сады, огромные стада скота и плодородные земли. Кроме того, царь имел некоторые привилегии как потомок Зевса: ему было позволено присутствовать на пирах на Олимпе.

Тантал постоянно злоупотреблял благосклонностью своего отца. Так, царь Сипила однажды украл пищу богов — амброзию и нектар — и угощал ими своих друзей, простых смертных. Боги разгневались, но простили его. В другой раз Тантал разболтал всем подряд секреты богов, подслушанные на пиру. И вновь его простили и не стали наказывать.

Следующее преступление царя было куда более серьезным. Когда Зевс был младенцем, его охраняла на острове Крит золотая собака. Впоследствии пес стал хранителем святилища громовержца. Царь Эфеса решил выкрасть животное и спрятать его у нашего героя.

Тантал согласился на авантюру, однако от богов ничего невозможно скрыть: Гефест тут же явился к нему и потребовал вернуть пса. Царь совершил страшный грех — поклялся, что ничего не знает о золотой собаке. В этот раз Зевс был сильно разгневан на своего непутевого сына, но все же простил его. Как выяснилось, в последний раз.

Когда чаша терпения переполнена

Однажды Тантал решил пригласить богов на пир к себе во дворец. Зевс, Гефест и Деметра пообещали прийти к нему, так что царь решил подготовить гостям-небожителям сюрприз. Наш герой подозвал своего сына к себе и сообщил юноше, что вечером ему будет оказана великая честь — он будет находиться за одним столом с богами Олимпа. Юноша обрадовался, ведь он не знал, что задумал его отец.

Тантал же решил проверить, действительно ли боги знают все на свете. И способ проверки заставляет кровь стыть в жилах: царь зарезал своего сына Пелопса, а затем приказал придворному повару приготовить тушеное мясо.

Боги сели за стол и стали пировать. Когда им поднесли мясо, они тут же с ужасом поняли, чем собирается потчевать их Тантал. Только Деметра была потрясена фактом похищения своей дочери Персефоны и, погруженная в себя, съела кусочек плеча (по другим сведениям, лопатку) юноши.

Гефест собрал воедино все куски мяса и оживил Пелопса, на место съеденного кусочка приладили слоновую кость.

Краткое содержание мифа


Тантал
Вазописец Клеофрада
Менада. Фрагмент росписи амфоры
Около 500 - 490 гг. до н. э.

Тантал (др.-греч. Τάντᾰλος) - герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью. В греческой мифологии Тантал показан как человек властолюбивый и готовый на всё ради своего тщеславия, даже на вероломство по отношению к богам.

По преданию, в Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней.

У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление. Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов – амброзию и нектар – и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

– Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

– Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного. На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

– Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

– Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.

Образы и символы мифа

Миф о Тантале создает образ жестокого и тщеславного героя, который своей гордыней и желанием быть на одном уровне с богами Олимпа погубил не только свою судьбу, но и судьбу своего сына. Чтобы испытать всеведение богов, Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа.

Высокомерие Тантала, не раз испытывало терпение его отца Зевса. Неоднократно своими поступками Тантал навлекал на себя гнев громовержца, но любящий отец прощал своего глупого сына.


Наказание Тантала
Гравюра 18 в.

Сам миф пронизан многими примерами неблагодарности и неуступчивости Тантала. Символичность поведения сына Зевса заключается в первую очередь в том, что не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Тантала, но, несмотря на все привилегии дарованные богами Олимпа, глупец Тантал возгордился и не оценил по достоинству доброту небожителей, за что был жестоко наказан.

Образ Тантала выступает в роле глупца, который необдуманно играет с огнем, каждый раз проверяя терпение богов своими провокационными проступками, характер которых носит всё более и более изощренную форму.

Миф о Тантале гласит о том, что не стоит испытывать судьбу, иначе она жестоко накажет. Каждый негативный поступок против богов, изобличает какой-либо человеческий порок. Например, когда Тантал не хранил тайны, которые поверял ему отец его Зевс, говорит о болтливости и злословии рода человеческого. Из лучших побуждений, Зевс, предложил своему сыну исполнить любое его желание, но горделивый Тантал отверг его предложение, демонстрируя, каким может быть высокомерным и тщеславным человек. Сокрытие преступления, кражи золотой собаки, характеризует Тантала как предателя и обманщика, по отношению к своему родному отцу.

За свою гордыню Тантала постигла злая участь, наказание богов носит символический характер. За свою жизнь Тантал испытывал жажду власти и превосходства над богами, а в царстве Аида он испытывал постоянную физическую жажду и, как и в жизни у нет возможности утолить её. Его загробная жизнь обречена на вечный голод и щемящий сердце страх, т.к. при жизни земной Тантал не страшился провоцировать небожителей. Он был жестоко наказан за свою попытку проверки всеведения богов и страдал вечно.

Образ и символ мифа о Тантале несет изобличающий смысл о том, что злодеяние и преступления против добродетелей будут жестоко наказаны, если не физическими муками, то моральными.

Коммуникативные средства создания образов и символов


Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве
Фрагмент рельефа римского саркофага
Ок. 170 г. н. э. Рим, музеи Ватикана

Миф о высокомерном Тантале, сыне Зевса, – интересная и одновременно страшная история. За свои злодеяния Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями.

Жизнь его и поступки не были забыты и нашли своё отражение в различных литературных произведениях древности. Миф о Тантале был обработан Софоклом, но, к сожалению, его трагедия "Тантал" до наших дней не сохранилась, осталось лишь упоминание. Платон неоднократно писал и рассказывал о герое мифа, а также позднее его вспоминали греческие и римские мифографы.


Пелоп на колеснице, рисунок на вазе

Миф о Тантале не оставил равнодушными и художников. Первым его изображение было выполнено греческим художником Полигнотом, который изобразил героя страдающим в Аиде. Позднее сына Зевса стали изображать на вазах: вазописец Клеофрада (около 500 - 490 гг. до н. э.), а также убиенного Пелопа, сына Тантала.

Имя героя греческого мифа не оставило равнодушными не только людей искусства, но и представителей науки.


Поучительная судьба неуступчивого Тантала еще неоднократно будет будоражить умы талантливых людей, готовых написать, изваять или как-то по-своему изобразить ошибки и последствия гордыни характера и тщеславия души древнегреческого героя.

Социальное значение мифа


Тантал
Джозеф Хейнц, 1535

В древнегреческой мифологии есть много героев, которые творили благие дела, прославляя своими деяниями богов олимпийцев и самих себя. Но, как правило, всему хорошему есть свои противоположности. Ярким доказательству тому является жизненный путь древнегреческого героя Тантала. Все его поступки имели только одно значение - доказать свое равенство с богами, а может даже и превзойти их.

Миф о Тантале породил известные крылатые выражения, которые ярко отразили итог его жизненного пути и прочно влились в повседневную речь людей.

Миф о Тантале преподает урок и гласит о том что нужно бороться с гордыней и тщеславием в своей душе, быть благодарными и ценить всё хорошее, что нас окружает, стараться не испытывать судьбу и не пытаться её обмануть.

Читайте также: