Танковая школа в казани объект кама

Обновлено: 08.07.2024

Державы-победители на Версальской конференции обдумывали унижение проигравшей Германии весьма тщательно. По пунктам была расписана структура новой германской армии и флота. Сила будующего Рейхсвера была ограничена 10 дивизиями, три из которых должны были быть кавалерийскими, то есть относиться к роду войск, по итогам войны признанному абсолютно устаревшим. Более того, была подробно определена организационная структура каждого типа дивизий, чтобы, не дай боже, в них не оказалось больше обычного пулемётов или арторудий. Ограничения коснулись и структуры вооружений. Немцам запретили иметь тяжёлую артиллерию и новейшие виды боевой техники - танки и самолёты. Распускался Генеральный штаб вместе с Военной академией. Помня историю с военной реформой Шарнхорста, после аналогичных ограничений наложенных Наполеоном на прусскую армию, союзники запретили воинскую повинность: солдаты должны были служить не менее 12 лет, офицеры - не менее 25. Правда, в Версале забыли ограничить численность унтер-офицеров и ефрейторов, чем немцы в полной мере воспользовались, но это была небольшая дырка.

Парадоксально, но все эти ограничения сыграли немалую роль в будущих немецких блицкригах. Необходимость как-то противостоять восточным соседям (прежде всего Польше, договор о ненападении с которой был подписан только в 1934 году) при невозможности выставить в поле массовую армию, вынудила руководство Труппенамта сделать упор прежде всего на качество войск и совершенствование тактики манёвренной войны. И в этом немцы добились немалых успехов. Конечно, для полного счастья нехватало танков, но и тут нашелся выход.

В расписанной до последней роты штатной структуре пехотной дивизии предусматривался автотранспортный батальон. Для организации боевой подготовки этих батальонов в структуре Рейхсвера появился 6-й инспекторат автотранспортных войск (Kraftfahrtruppen). После прекращения работы межсоюзной контрольной комиссии в Германии (февраль 1927 г.) этот инспекторат тихой сапой перерос в кадр для будущего управления танковых войск. Гудериан в мемуаре так описывает учения своего автомобильного батальона в 1930 г. :


1-я рота была снабжена бронемашинами, а 4-я — мотоциклами; таким образом, две роты могли стать ядром будущего моторизованного разведывательного батальона, 2-я рота была выделена как танковая и снабжена макетами танков; 3-я рота предназначалась в качестве противотанковой, поэтому была снабжена деревянными макетами пушек.

Но если общие тактические концепции можно было обкатывать и на моделях танков, то проверить ряд частностей и выяснить ограничения накладываемые техникой хотелось бы на настоящем железе. Тут немцам повезло: в Европе имелся ещё один изгой, никак не связанный, однако, ограничениями Версальского договора - СССР.

В 1922 году в Генуе проходила конференция по экономическому урегулированию в Европе. 16 апреля советская и германская делегация уединившись в итальянском городке Рапалло, недалеко от Генуи, подписали двусторонний договор, основными пунктами которого были взаимный отказ от претензий, установление дипломатических отношений и о взаимном режиме наибольшего благоприятствования. Остальные участники конференции были несколько шокированы, но пилюлю проглотили, а для СССР и Германии рапалльский договор послужил фундаментом для установления дружественных отношений и организации множества совместных проектов. Одним из таких проектов стала немецкая танковая школа в Казани.

Танки

Через год после "больших тракторов", на "Каму" прибыли лёгкие - два от Круппа и два от Рейнметалла. Общее число танков в школе достигло 10, что давало возможность устраивать уже ротные учения. Вносила свою лепту и РККА. Так, летом 1932 г. на совместных тактических занятиях участвовало 3 советских танковых взвода (15 машин). Знакомились немцы и с образцами советских танков: известно, что им показывали на "Каме" МС-1 и вроде бы ещё Т-27.

К 1932-33 гг. в тёплых отношениях наступило некоторое охлаждение. Стороны подозревали друг друга в сокрытии самых последних достижений. Немцы пытались получить доступ к закупленным советами английским 6-тонникам и американским танкам Кристи, однако наткнулись на отказ. Советские кураторы, видя, что ассортимент уже четвёртый год не обновляется, подозревали, что немцы не везут в Казань свои последние разработки. Подозрения, как мы теперь знаем, почти безосновательные. "Почти", в том смысле, что у немцев в загашниках имелся танк, который не был показан советской стороне. Но он не был новейший - год разработки то же, что и у гросстракторов.

Я имею ввиду, конечно же, колёсно-гусеничный агрегат Отто Меркера. История с ним для меня до конца ещё не ясна, но вроде бы Круппом в 1928 году было изготовлено шесть прототипов, с вооружением в башне, в двух сериях - три с двигателем NAG и три с Бенцем. С колёсно-гусеничной идеей в Германии носился Освальд Лутц, тогда ещё начальник штаба 6-го инспектората. В таком исполнении идея оказалась провальной и дальнейшего развития не получила. Хотя, подобные танки были изготовлены в Чехии, Австрии (только шасси) и в Швеции. Собственно шведский Stridsvagn L-5 и предствален на фотографии. Как утверждают, меркеровский танк послужил ему прототипом.

Впрочем, охлаждение охлаждением, но точку в судьбе "Камы" поставил приход к власти Гитлера. Ликвидация школы началась 20 июля 1933 года и к 6 сентября в Казани никого из иностранцев не осталось. Безвозмездно прешедшее в распоряжение УММ РККА имущество, по самым скромным подсчётам оценивалось в миллион рублей. За четыре года с июня 1929 по июль 1933 на "Каме" прошло обучение 30 немецких и не менее 65 советских курсантов.

Вот что пишет о программе школы Сергей Горлов:


Учебная программа Казанской школы включала теоретический курс, прикладную часть и технические занятия. В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения (подвоза) на поле боя. Прикладная часть включала обучение езде по ровной и пересеченной местности и в различных условиях (днем, ночью с использованием фар и без них, при использовании дымов), форсирование водных преград по дну, обучение стрельбе и проведение боевых стрельб, отработку действий в составе подразделений (до роты включительно), способы взаимодействия с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше. На технических занятиях слушатели получали практику технического обслуживания и ремонта танков.


1929-30

1931-32

1933

Нач. курса

Нач. курса

Нач. курса
Kühn Brunn Lendle

Курсанты

Курсанты

Курсанты
Henning
Kraeber
Linnarz
Materne
Niepmann
Reinhardt
Schanze
Stephan
Teege
Wagner
Conze
Ebert
Gebauer
Gerth
Görbig
Köhn
Koll
v.Köppen
Lendle
Seitz
Volckheim
Bonatz
Haarde (jr.)
Kretschmer
Martin
Mildebrath
Müller, Claus
Nedtwig
Stöckl
Thomale


1929-30

1931-32

1933

Нач. курса

Нач. курса

Нач. курса
Hpt. Kühn Hpt. Brunn Hpt. v.Köppen

Курсанты

Курсанты

Курсанты
Hpt. Baumgart
Oblt. Henning I
Hpt. Kraeber
Hpt. Linnarz
Oblt. Materne
Oblt. Niepmann
Oblt. Reinhardt
Oblt. Schanze
Oblt. Teege
Oblt. Wagner
Oblt. Ebert
Oblt. Gebauer
Oblt. Gerth
Oblt. Görbig
Oblt. Haarde (jr.)
Oblt. Hiller
Oblt. Köhn
Oblt. Koll
Hpt. v.Köppen
Oblt. Seitz
Oblt. Stephan
Oblt. Bonatz
Oblt. Henning II
Oblt. Kretschmer
Oblt. Martin
Oblt. Mildebrath
Oblt. Müller, Claus
Oblt. Nedtwig (jr.)
Oblt. Stöckl
Oblt. Thomale

Herbert Baumgart Paul Görbig Hans v. Köppen Mahlbrandt Ludwig Schanze
Hans Bonatz F. Haarde Ewald Kraeber Alfons Materne Gustav(?) Seitz
Adolf Brunn Josef Harpe Theodor Kretschmer Werner(?) Mildebrath Friedrich(?) Stephan
Wilhelm Conze Max Henning Friedrich Kühn Claus Müller Stöckl
Ebert Hermann Hiller Hubert Lendle Nedtwig (jr.) Wilhelm Teege
Artur(?) Gebauer Köhn Viktor Linnarz Franz Niepmann Wolfgang Thomale
Gerth Richard Koll Martin Ludwig von Radlmaier Ernst Volckheim
Walter Reinhardt Erich Wagner

Кто же все эти люди и что с ними стало? Тут моё вполне профессиональное любопытство сталкивается с моими же совершенно дилетантскими средствами поиска и слабым знакомством с немцкоязычными источниками. Кое что, однако, нарыть удалось.

На этой фотографии, как утверждают коллеги с axishistory, запечатлён первый состав Kraftfahrlehrkommando Zossen.

Hubert Lendle ушёл в пехоту и закончил карьеру командуя 221 охранной дивизией. Его вновь извлекли из небытия в конце 1944, поставив начстабом сначала 607-й, затем 610-й дивизий z.b.V., собранных с бору по сосенке. Hermann Hiller пришёл в танкисты из артиллерии и предпочёл карьеру в Люфтваффе. С 1936 по 1941 он командовал различными частями зенитной артиллерии, потом осел в управлении кадров ОКЛ.

Некоторые бывшие курсанты / преподаватели погибли, командуя танковым полком или батальоном: Herbert Baumgart, 8 сентября 1939 г. в Польше, командуя 2 батальоном 3 танкового полка; Friedrich Stephan, 25 ноября 1941 года в Африке, командуя 5-м танковым полком; Wilhelm Teege, 2 ноября 1942 года в Африке, командуя 8 танковым полком.

И всё-таки, кто, где и чей меч там ковал?

Родом с Каргопольских просторов

Каргопольские казармы до второй половины прошлого века находились за городом, где построены были еще до революции. В 1909 году в Российской империи был принят новый мобилизационный план. В соответствии с ним коренным образом пересматривалось расписание войск — так называлась схема их дислокации. 5-й Каргопольский драгунский полк по этому плану должен был быть расквартирован в Казани, но помещений для него здесь не нашлось. Поэтому казармы полка, названные позднее Каргопольскими, строились в авральном режиме: еще не был готов генеральный план, а два десятка строений уже были возведены. Именно в стенах Каргопольских казарм жили и обучались многие ставшие затем известными военачальники нацистской Германии.

Но самым, конечно, знаменитым из немецких военачальников, побывавших в военном городке на Оренбургском тракте, был 44-летний начальник штаба автомобильных войск рейхсвера, в то время подполковник Гейнц Гудериан.

В обход Версаля

После Первой мировой войны проигравшая ее Германия практически сразу же стала мечтать о реванше. Но для этого нужна была сильная, хорошо обученная армия и совершенное вооружение, иметь которые Германии Версальским мирным договором было запрещено. Однако руководство рейхсвера осознавало, что в будущих вооруженных конфликтах решающую роль будут играть технические рода войск, в первую очередь танки.

Так все начиналось

Соглашение было заключено на три года и предусматривало, что если ни одна из сторон не подаст заявления о расторжении договора за шесть месяцев до его истечения, то он автоматически продлевается еще на один год. По истечении действия договора танки, запасы имущества, вооружение, оборудование мастерских и инвентарь подлежали возвращению немецкой стороне, а строения и другие стационарные сооружения — Красной Армии. Кроме того, советская сторона могла выкупить интересующие ее предметы технического оборудования по стоимости, определенной совместной комиссией.

С апреля 1927 года постоянный состав танковой школы с немецкой стороны состоял из 42 человек, в том числе трех преподавателей (по артиллерийскому, пулеметному делу и радиоделу), пяти инструкторов по вождению танков. Руководили тремя учебными потоками капитаны Кюн, Брунн и фон Кёппен. Советская сторона обязалась предоставить тридцать человек административно-технического и вспомогательного состава, не считая охраны.

Начальниками танковой школы назначались немецкие представители. Они подчинялись руководству рейхсвера в лице полковника фон дер Лит-Томзена, работали по его директивам, руководили административно-хозяйственной и учебно-строевой жизнью школы. В распоряжение ее начальника выделялся штатный помощник — советский офицер, который подчинялся советским инстанциям и предназначался для оказания помощи немецкой стороне при решении текущих задач, для взаимодействия с советскими военными и гражданскими органами, урегулирования вопросов, связанных с работой и учебой советского персонала. Являясь официальным представителем Красной Армии, он выражал пожелания советской стороны, которые учитывались руководством школы при составлении учебной программы.

В первый год работы большее число учебных мест предназначалось для курсантов Красной Армии. Все расходы по содержанию и обучению советского персонала, а также на горючее, боеприпасы и ремонт техники возмещались советской стороной. Начиная со второго года по взаимному согласованию устанавливалось точное соотношение мест для каждой из сторон.

На предмет качества преподавания и соответствия материально-технической базы необходимому уровню школу постоянно инспектировали немецкие кураторы. Именно в качестве ревизора — руководителя немецкой комиссии на курсах в Казани в августе 1932 года побывал Гудериан.

Достойный противник

К моменту своего появления в Казани Гейнц-Вильгельм Гудериан имел солидный послужной список. Окончив кадетский корпус, он поступил в феврале 1907 года в 10-й Ганноверский егерский батальон, которым командовал его отец. В следующем году Гудериан производится в старшие лейтенанты, а в 1914-м оканчивает Военную академию. Его длившийся несколько лет роман с Маргаритой Герне увенчался браком. В августе 1914 года у них родился сын Гейнц-Гюнтер — будущий генерал бундесвера. Конец Первой мировой застает Гудериана-отца в штабе германского военного представительства на оккупированной части Италии. Затем — служба на восточной границе, участие в подавлении путча коммунистов, командование егерским батальоном в Госларе.

В январе 1922 года Гудериана переводят в 7-й Баварский автомобильный батальон, и этот перевод станет важной вехой в биографии полководца — пройдет еще тринадцать лет, и бывший командир автобата сформирует танковую дивизию.

Подготовка офицера Генштаба, неиссякаемая энергия, настойчивость и упорство помогли Гудериану решать практически любые вопросы, касающиеся становления новых для вермахта войск. Лично сам он предлагал и отбирал наилучшие, по его мнению, образцы боевых машин, подробно вникал как в обучение мелких подразделений, так и в принципы вождения танковых объединений, их взаимодействия в бою с другими родами оружия, настаивал на создании самостоятельных танковых соединений и на массированном их применении. Любой военный, имеющий хотя бы небольшой опыт разработки руководящих документов для войск, поймет всю масштабность сделанного Гудерианом.

Но за неудачи в осеннем наступлении под Москвой прославленный полководец был снят с должности командующего 2-й танковой армией и зачислен в резерв главного командования сухопутных сил. Лишь через год Гудериану разрешили вернуться в строй. Он стал генеральным инспектором панцерваффе. В июле 1944 года Гудериан возглавил штаб сухопутных войск, но на этом посту особых лавров не снискал. В своих мемуарах он во всем будет винить Гитлера, но следует помнить, что Гудериан был образцовым нацистом. Особенно это проявилось, когда он стал одним из руководителей преследования антинацистски настроенных офицеров после провала антигитлеровского заговора в июле 1944 года.

28 марта стало последней датой в списке перемещений Гудериана по службе — в этот день он был снят с поста начштаба сухопутных войск. Через сорок с небольшим дней генерал был арестован американцами, но вскоре освобожден. А 15 мая 1954 года 66-летний Гейнц Гудериан скончался в баварском городке Швангау.

Притираясь друг к другу

В первой половине 1929 года в танковой школе в Казани начались полноценные практические занятия. Учебная программа включала теоретический курс, прикладную часть и технические занятия. В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения на поле боя. Прикладная часть включала обучение вождению машин по различной местности (ровной и пересеченной) и в различных условиях (днем, ночью, с использованием фар и без них, с применением дымов). Слушатели обучались стрельбе, отрабатывали действия в составе подразделений (до роты включительно), способы взаимодействия с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше.

Есть контакт

Однако немцы остались верны ранее избранной линии и дальше испытаний, доработки и модернизации имевшихся в Казанской школе танков не шли. Правда, как и было оговорено, в этих работах принимали участие советские инженеры и техники. Был реализован и советский проект создания совместных конструкторских бюро, разработки новых образцов танков и их производства на отечественных предприятиях. Но с этим танковая школа непосредственно связана не была.

Изучение чертежей, ознакомление с материальной частью боевых машин и результатами испытаний позволили нашим инженерам практически использовать немецкий опыт. В советских танках (например, Т-24) были применены элементы немецких конструкций, а также технические условия проектирования и постройки.

Закат

Как видно, танковая школа в Казани просуществовала относительно недолго. Ее постигла та же участь, что и остальные немецкие объекты в СССР, — по приказу Гитлера она была ликвидирована летом 1933 года. Вместе с тем она внесла существенный вклад в развитие советских танковых войск. Здесь готовились квалифицированные кадры, изучался передовой зарубежный опыт, испытывались новые образцы бронированных машин, отрабатывалась тактика боевых действий. Эти и многие другие факторы в немалой степени способствовали тому, что уже через десять лет советские танковые войска заняли лидирующее положение в мире и одержали ряд блестящих побед в годы Великой Отечественной войны.

Кто к нам с мечом…

К счастью, это все лишь грубое предположение. Немцам не суждено было победить в этой войне. Красноармейцы оказались их хорошими учениками. В итоге нацисты не только не стали хозяевами чужих земель, но и потеряли многие свои. Закон справедливости.

СОВЕТСКО-НЕМЕЦКАЯ ТАНКОВАЯ ШКОЛА В КАЗАНИ

По Версальскому мирному договору 1919 года германская сухопутная армия не должна была превышать 100 тыс. человек, запрещалось ей вооружение тяжелой артиллерией, сверх установленного калибра и танками, а также постройка и приобретение подводных судов. Кроме того, военные силы Германии не должны были включать военной или морской авиации. Ряд фактов о тесном сотрудничестве в военной области между Германией и СССР был вскрыт на Нюрнбергском процессе. Однако в пропагандистский арсенал Запада они вошли несколько позднее, уже в разгар холодной войны. Итак, что же происходило на самом деле?

Намечалось, что первые курсанты из числа немецких и советских офицеров-танкистов начнут занятия в июле 1927 года. Договор был заключен на три года, но не исключалась его пролонгация. По штатному расписанию предполагалось иметь с немецкой стороны 42 человека, с советской (в основном технический и обслуживающий персонал) – 30 человек. Количество курсантов с обеих сторон определялось примерно в 20 человек. На первых порах они должны были овладеть навыками командира танкового взвода. В дальнейшем предстояло готовить командиров рот, батальонов и более крупных соединений, к лету 1927 года немецкая сторона успешно выполнила взятые на себя обязательства: были построены учебные классы, мастерская, подготовлено учебное поле (расходы составили более двух миллионов марок). Начали поступать и первые образцы техники, правда, устаревшие.

Ему тоже пошло на пользу пребывание в Казани. Через три года Лютц станет начальником всех мотомеханизированных войск Германии. Это косвенное, но убедительное свидетельство того, что подготовка офицерских кадров, немецких по крайней мере, велась в Казани на должном уровне.

Между тем в конце 1920-х в печать западных стран, в том числе Германии, начинают просачиваться отдельные факты о секретных работах рейхсвера на советской территории. Особо неблагоприятное впечатление на общественность произвела информация о производстве иприта и начиненных им боеприпасов. В памяти народов Европы были еще свежи воспоминания о последствиях использования в годы Первой мировой войны химического оружия, и отношение к отравляющим газам напоминало современное отношение к ядерному оружию, поэтому были приняты чрезвычайные меры по конспирации, а любая попытка разглашения сведений о курсах, вольная или невольная, расценивалась как предательство интересов Советского государства и помощь мировому империализму.

С 15 ноября прошли обучение и успешно сдали практические зачеты по вождению танков, в том числе в ночное время и с преодолением саперных сооружений и водных преград, первые офицеры-курсанты – по 10 человек с каждой стороны. Впоследствии это соотношение изменилось в пользу служащих рейхсвера.

В течение трех лет через казанскую школу прошли 65 человек из числа начсостава советских танковых и мотомеханизированных частей: строевые командиры, преподаватели бронетанковых вузов, инженеры-танкисты, инженеры-радисты, инженеры-артиллеристы и специалисты по оптике. Соответствующую подготовку за этот же период получили около 100 офицеров из кадров рейхсвера.

Передовая же для того времени немецкая техника, которой располагала школа, использовалась не только в учебных целях. Хотя в популярной и особенно сугубо патриотической литературе усиленно подчеркивается, что во всем мы были пионерами и чуть ли не все образцы военной техники разработали сами, на деле происходило то, что происходит в любой армии: берется открыто или выкрадывается через разведку лучшее, что может послужить повышению ее боеспособности. Это, конечно, не исключает собственных разработок. Они в СССР велись интенсивно и с высокой результативностью. Так было и, очевидно, будет, пока есть армии и потенциальные противники. Ведь только недавно мы узнали, например, правду (но не всю) о решающей роли нашей разведки в обеспечении советских ученых точной информацией и технологией создания ядерной бомбы. Не случайно во главе этого проекта стоял Лаврентий Берия, в руках которого были сосредоточены и закрытая промышленность, и вездесущая разведка.

Танковая школа на Южной окраине Казани в 1930 году. Из секретного архива. Вид с Горок. Сейчас – это территория Казанского танкового училища

Танковая школа на Южной окраине Казани в 1930 году. Из секретного архива. Вид с Горок. Сейчас это территория Казанского танкового училища

КАК КАЗАНЬ ПОМОГЛА НАШЕЙ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Чем же помогла казанская танковая школа нашей военной промышленности? Некоторый свет на это проливают сведения, содержащиеся в сверхсекретном документе, составленном для политбюро в 1932 году. Согласно ему при создании советских танков были использованы следующие новинки: в Т-28 – подвески ходовой части танка Круппа; в Т-26, БТ и Т-28 – сварные корпуса немецких танков; в Т-28 и Т-35 – внутреннее размещение команды в носовой части; в Т-26, БТ, Т-28 – приборы наблюдения, прицелы, идея спаривания орудий с пулеметом, электро- и радиооборудование. Перечень весьма длинный и внушительный. Едва ли стоит сомневаться, что в него заложили избыточную информацию.

Как дальше сложилась судьба казанской школы? Судя по ряду документов, еще в начале 1932 года у советской стороны имелись планы продолжения сотрудничества с расчетом на длительную перспективу. Более того, ТЕКО, как теперь назывались курсы в Казани, считалось главной исследовательской лабораторией для технического и методического усовершенствования командиров. В целях соблюдения конспирации и решения других организационных вопросов предполагалось даже преобразовать его в научно-исследовательскую станцию РККА. Другими словами, в главный танковый военно-технический и военно-тактический центр Красной армии.

ОХЛАЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

А казармы на берегу Кабана использовались по своему прямому назначению, переходя от одного владельца к другому, обретя впоследствии своего нынешнего хозяина – танковое училище.

Изначально предполагалось, что советско-германская танковая школа начнет работать с июля 1927 года, но ее строительство затянулось, и к практической работе школа приступила только в 1929 году. Официально в СССР школа числилась как Технические курсы ОСОАВИАХИМа (ТЕКО).

Прикладная часть включала обучение езде по ровной и пересеченной местности и в различных условиях: днем, ночью с использованием фар и без них, при использовании дымов; форсирование водных преград по дну, обучение стрельбе и проведение боевых стрельб, отработку действий в составе подразделений; способы взаимодействия с другими родами войск, вопросы управления в бою и на марше. На технических занятиях слушатели получали практику технического обслуживания и ремонта танков.

В этот период времени советское танкостроение находилось лишь в начальной стадии развития. Производство первого серийного советского танка Т-18 началось только в 1929 году. РККА была крайне заинтересована в получении наиболее полной информации о конструктивных особенностях и новейших технологиях немецкого танкостроения.

При этом немецкий генерал предложил несколько иной вариант решения волновавшей Ворошилова проблемы, который впоследствии и был реализован на практике:

Изучение чертежей, ознакомление с материальной частью немецких боевых машин, рядом технологический процессов их изготовления и результатами испытаний позволили нашим инженерам широко использовать передовой немецкий опыт. В результате в советских танках Т-26, Т-28, Т-35 и БТ был применен целый ряд заимствованных у немцев технических и технологических решений и элементов немецких конструкций.

В 1932 году на 6-месячные курсы в Германию было направлено 17 ведущих инженеров и 15 строевых офицеров РККА. При этом основной упор в командировке делался на изучение конструкций новейших танков, техники управления ими в бою и техники стрельбы.

Для занятий с советскими слушателями из Германии дополнительно были приглашены пять преподавателей. Кроме того, в постоянный состав ТЕКО в качестве помощников немецких инженеров были включены 5 советских аспирантов, которые должны были детально овладеть методикой и опытом работы и в последующем перенести это в РККА. Для бронетанковых вузов у немцев были приобретены учебные пособия и экспонаты.

В результате, после проведения теоретических изысканий и серии практических экспериментов РККА было принято решение создать отдельные мехкорпуса. Это был настоящий прорыв в теории военного искусства, и уже в 1933 году первые мехкорпуса были включены в состав Украинского и Ленинградского военных округов.

А вот как в марте 1932 года в своем отчете оценивал результаты советско-германского сотрудничества в казанской танковой школе заместитель начальника Управления механизации и моторизации РККА Грязнов:

«Основная целеустановка Управления механизации и моторизации РККА в вопросе использования ТЕКО сводилась к тому, чтобы ознакомить командиров РККА с особенностями конструкции немецких боевых машин, изучить методику испытания материальной части, изучить методику стрелковой подготовки танкиста и приборы управления машинами и огнем в бою, изучить вопросы боевого применения танковых частей и попутно овладеть в совершенстве техникой вождения боевых машин…

Впрочем, советские конструктора и военные оказались достойными учениками и уже к 1940 году они фактически опередили своих немецких учителей, создав Т-34 — лучший танк ВМВ.

После прихода Гитлера к власти всего в течение двух лет Германии удалось создать три танковые дивизии, вооруженные новейшими для того времени танками T-I и Т-II. Однако смешно было бы говорить, что в этом танковом прорыве заметную роль сыграли несколько десятков немецких офицеров, прошедших обучение в СССР.

Основную подготовку кадров для будущих танковых и моторизованных войск в Веймарской республике вел германский автомобильный корпус, который охватывал до 400 тысяч автомобилистов и имел мощную техническую учебную базу: 26 автомотошкол, 23 отдельные мотогруппы. В его распоряжении было около 150 тысяч автомашин и мотоциклов. Деятельность этой организации и способствовала быстрому развертыванию фашистских танковых войск, превращению их в главную ударную силу сухопутной армии.

28. Кама

28. Кама Кама, река – Кума (сканд. Kuma) [69], с. 35 – Кинна (сканд. Kinna) [69], с.

Танковая школа в Казани

Танковая школа в Казани Согласно Дьякову и Бушуевой договор о её организации был подписан в Москве 2 октября 1926 года.[55] Впрочем, в той же книге приводится и другая дата его заключения — 2 декабря 1926 года,[56] причём данное противоречие никак не комментируется. Возможно,

1.15. Каир, он же Вавилон Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога

1.15. Каир, он же Вавилон Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога Согласно скандинавам, КАИР — то есть современный город в африканском Египте — именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ [523], с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) [523], с. 35 =*= КИННА

Взятие Казани

Взятие Казани Земли объединял еще отец Иоанна, Василий III, но это не было созданием единого государства, ибо феодальная аристократия не желала терять свои права и привилегии. Извечный вопрос: что создает единую страну? Земли с народами или народы с землями?Для понимания

Покорение Казани

Покорение Казани Как известно, Казань была покорена во время правления Ивана IV Грозного. Но впервые это произошло все-таки при Иване III Грозном в 1487 году (что, впрочем, не отрицает и ТВ).В Казани долго правил Ибрагим, сын Мамутяка и соответственно двоюродный брат Андрея

7.2. Для переправы через Волгу и взятия Казани Иван Грозный приказал построить город Свияжск на другом берегу Волги, прямо напротив Казани

7.2. Для переправы через Волгу и взятия Казани Иван Грозный приказал построить город Свияжск на другом берегу Волги, прямо напротив Казани Вернемся от Ливонской войны немного назад во времени. Ливонская война началась походом 1558 года, когда московские войска, выйдя из

233-я резервная танковая (позднее — танковая) дивизия

233-я резервная танковая (позднее — танковая) дивизия Состав: 5-й резервный танковый батальон, 83-й резервный моторизованный полк, 3-й резервный моторизованный полк, 59-й резервный артиллерийский дивизион, 3-й резервный танковый разведывательный батальон, 3-й резервный

15. Каир = Вавилон Кама Каспий Киев Константинополь Кэнугард = Киев Кюльфингаланд Ладога

15. Каир = Вавилон Кама Каспий Киев Константинополь Кэнугард = Киев Кюльфингаланд Ладога Согласно скандинавам, КАИР — то есть современный город в африканском Египте — именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ [523], с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) [523], с. 35 = * = КИННА

Волга и Кама

Волга и Кама Кама с Волгой спорила, не хотела в нее течь. Сначала хотела ее воду отбить и до половины реки отбила, а дальше не смогла. Пустилась Кама на хитрости, уговорилась она с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала: а я под Волгу

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Читайте также: