Танцевально ритмическая гимнастика в доу
Обновлено: 05.07.2024
Всемирная организация здравоохранения дает определение здоровья, как состояния полного физического и социального благополучия. Действительно, важно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка, его подготовки к школьному обучению с использованием здоровьесберегающих технологий. Подобные технологии способны снизить психофизические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные, интеллектуальные и творческие способности.
Одной из форм здоровьесбережения является танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников. В древней Греции ценились два ее компонента – гимнастика и ритмический танец. Понятие ритмика связано с именами Э. Жака Далькроза, А. Аппиа (Швейцария); А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания). В их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения.
Значимость вопросов ритмического воспитания сегодня обусловлена особым вниманием к поиску внутренних механизмов самого человека, активизирующих закономерную смену его психологических состояний. Ритм, в данном случае, рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке, выступает в качестве механизма, позволяющего ребенку найти собственный путь в мир музыки и движения.
Исследователи также пишут, что в основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность детей лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. С помощью функциональной музыки можно повысить ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Это все позволяет сделать вывод, что музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в системе работы детского сада по реализации здоровьесберегающих технологий.
В нашем учреждении широко ведется работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий средствами танцевально-ритмической гимнастики. Данная форма организации двигательной деятельности проводится у нас в виде дополнительной образовательной услуги, а также включена в реализацию основной образовательной программы (как целое занятие, так и его элементы, развлечения, утренняя гимнастика, совместные формы работы с родителями воспитанников).
В работе с детьми приоритетными являются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья:
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- формировать правильную осанку.
Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
- развивать координацию, гибкость, выносливость;
- развивать мелкую моторику.
Развитие творческих и созидательных способностей детей:
- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;
- развивать мышление, воображение, находчивость,
- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;
- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.
В своей работе мы опираемся на основные педагогические принципы:
наглядность (показ движений педагогом в зеркальном отображении или (если нужно) спиной);
доступность (от простого к сложному – разучивание каждого движения отдельно (многократный повтор), затем соединение с предыдущим);
систематичность и последовательность (проведение кружка 2 раза в неделю);
учет возрастных и психологических особенностей (для каждой возрастной группы индивидуальный подбор движений, упражнений, музыкальных произведений, дифференцировка длительности занятия).
Считаем, что структуру занятия необходимо приближать к традиционной.
2). Основная часть:
3). Заключительная часть:
Релакс, расслабление (пальчиковая гимнастика, упражнения из йоги, равновесие, дыхательная гимнастика).
Также в учреждении создана развивающая предметно- пространственная среда для занятий детей танцевально-ритмической гимнастикой и соответствующий инвентарь. В просторном, проветриваемом физкультурном зале есть коврики по количеству занимающихся, фитнес - мячи, гимнастические ленточки, султанчики, музыкальный центр и подборка музыкальных произведений.
Кратко охарактеризуем разделы программы и их задачи.
Танцевально-ритмическая гимнастика:
Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
Задачи : развивать чувство ритма и координационно-двигательные способности детей, позволяющие свободно, красиво и
координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу.
движения руками в различном темпе;
хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт;
сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт;
гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 2/4;
гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер ¾;
выполнение ходьбы, бега, движений туловища в различном темпе;
акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;
поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт;
поочередное поднимание и опускание рук по линиям.
Игрогимнастика.
Задача: способствовать освоению ребёнком различных видов движений.
В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Строевые упражнения .
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, осваивать различные виды движений, обеспечивающих эффективное
формирование двигательно-координационных умений и навыков, развивать у детей способность к реакции и согласованности движений.
построение в шеренгу и в колонну по команде;
построение из одной шеренги в две;
ходьба и бег врассыпную;
перестроение в три или четыре колонны по ориентирам;
ходьба и бег в колонне по диагонали зала;
ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде ;
перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала;
ходьба с перестроением парами;
ходьба с перестроением тройками.
Акробатические упражнения и элементы художественной гимнастики.
Задачи: развивать у детей мышечную силу, способность к равновесию, точности выполнения движений, гибкость, пластичность,
формировать правильную осанку.
группировки сидя, лёжа на спине;
Задачи: способствовать формированию у детей танцевальных движений, доставлять эстетическую радость занимающимся.
В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного.
Танцевальные шаги.
Задачи: содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности,
грациозности и изящества танцевальных движений.
2 . Нетрадиционные виды упражнений:
Игропластика.
Задачи: развитие мышечной силы и гибкости, обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.
Пальчиковая гимнастика.
Задачи: развитие ручной умелости, мелкой моторики, обогащение внутреннего мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления, развитие фантазии.
Игровой самомассаж.
Музыкально – подвижные игры.
Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Креативная гимнастика.
Задачи: способствовать развитию выдумки, творческой инициативы, создавать благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Таким образом, продуманная программа танцевально – ритмической гимнастики является составной частью здоровьесберегающих технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, способствуя сохранению и укреплению детского здоровья с учетом особенностей возраста воспитанников.
Цель: систематизация представлений у педагогов о танцевально – ритмической гимнастики, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.
- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.
Сегодня я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников - это танцевально-ритмическая гимнастика.
Танцевально-ритмическая гимнастика– это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. (слайд №1)
Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. (слайд №2)
Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики (слайд №4, общеразвивающие упражнения (слайд №5, свободную пластику (слайд №6, суставную гимнастику (слайд №7, элементы современного танца (слайд №8). Это своеобразный синтез гимнастики и йоги (слайд №9, классического балета и аэробики (слайд №10, народного танца и диско (слайд №11)
Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений.
При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.
Этими особенностями являются:
1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно-
брейк, фанк и др.
2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения
3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.
4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии
движений и активной роли преподавателя на занятиях.
5. Высокая динамичность и разнообразие движений.
6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической
7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры
8. Коллективный характер занятий.
9. Поточный способ выполнения упражнений
Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя (слайд №13, сидя (слайд №14, лёжа на спине (слайд №15, на животе, на боку (слайд №16, в различных упорах (слайд №17).
В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят : бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. (слайд №18)
Из упражнений составляются комплексы, которые включают в себя 3 части: вводную – это упражнения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку. Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса. Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стрейчинг (упражнения на растяжку). Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа. (слайд №19)
- В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.
Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.
Направленности танцевально-ритмической гимнастики.
Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.
Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.
Воспитательная направленность воспитывает положительные, нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. (слайд № 20)
На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.
Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.
Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .
Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.
Движения выполняются по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности их выполнения.
Когда дети запомнили комплекс движений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать на праздниках и развлечениях.
Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:
- Как часть занятия по физической культуре;
- Вместо динамической паузы ;
- На празднике или развлечении;
- При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец). (слайд №21)
Я предлагаю вашему вниманию несколько комплексов танцевально-ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста (видео №1, №2, № 3, №4.)
Занимаясь ритмопластикой в течении трех лет и посещая кружок хореографии мы добились хороших результатов:
-Участие в благотворительных концертах (слайд 28,29);
- Принимаем активное участие в праздника, развлечениях и концертах в ДОУ (слайд №30).
1 часть: Вводная.
1. Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.
7. Боковой галоп, с хлопкам над головой.
9. Бег с высоким подниманием бедра.
10. Спокойный шаг с престроением.
2 часть: Основная.
7. Прыжки с высоким подниманием бедра, с хлопком под коленом, поочередно правой и левой ногой.
8. Прыжки с хлопком по пятке, поочередно правой и левой ногой.
Упражнения на полу:
4. Выпады – 1,2-выпад вправо на левое колено. 3,4- то же влево на правое колено.
5. Прямой галоп по кругу с движением рук.
Заключительная часть: упр. На расслабление (дыхательные упражнения стоя)
2. Поворот вокруг на носках, округленные руки наверху.
Педагогам предлагается разделиться на группы. Каждой группе предлагается музыка, под которую они должны придумать танцевальную композицию, и показать ее коллегам.
(Педагоги занимаются постановкой и показом танцевальных композиций).
Завершая свой мастер – класс, я предлагаю вам выразить свой интерес к теме, своё отношение к содержанию мастер-класса с помощью смайликов :
веселый - всё понравилось, хочу использовать в своей практике,
спокойный - понравилось, но некоторые идеи были спорными.
грустный - идеи не заинтересовали.
Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.
Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду
Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:
- проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
- формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
- создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.
Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей
Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ
На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции
Виды танцевальных занятий в детском саду
В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:
- ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
- ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
- хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.
Танцевальные занятия в системе работы ДОУ
В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.
Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.
Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф
Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ
Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:
- общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
- элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
- экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
- танцевальные движения;
- игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
- упражнения на релаксацию.
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
- приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
- галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
- переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
- шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
- русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
- вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
- шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.
На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов
Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду
Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Загадки и стихотворения
Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
- Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
- Серенький, пушистый,
Лесной побегайка,
Прыгает, резвится
Наш весёлый… (Зайка).
Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем
В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:
- У всех народов танцы есть,
В мире танцев нам не счесть!
Танго, ча-ча-ча, гопак,
И лезгинка, и трепак.
В танце кружатся народы,
Дружно водят хороводы,
Мы не можем больше ждать,
Тоже будем танцевать.
Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.
Беседа
Чтение
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
- погремушки (для младших дошкольников);
- султанчики, мячики (для отработки движений руками);
- ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
- элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческое задание может быть итогом изучения темы
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду
- нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
- устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
- ураган;
- грибной дождик;
- ливень;
- жару.
Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.
Игротанцы (танцы-игры)
Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.
Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени
Кружковая работа по ритмике в детском саду
Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.
Как провести танцевальное занятие в ДОУ
Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.
Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий
- на построение и перестроение;
- отработка танцевальных шагов;
- общеразвивающие упражнения;
- музыкально-подвижные игры.
- Разучивание новых танцевальных движений;
- связывание их с уже знакомыми.
Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.
Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия
- Чух-чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу.
Садись быстрее, прокачу!
Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.
Вступление: опуститься на четвереньки (превратиться в Мишку).
Запев: ходьба на четвереньках в свободных направлениях.
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч во второй обратной позиции (носки направлены внутрь), руки перед грудью (поза медведя).
И.П. – лёжа на спине, руками обхватить согнутые в коленях ноги (в группировку).
Качание на спине в разных направлениях.
Припев: те же движения.
1 фраза – кружение на шагах (вперевалочку);
2 фраза – в другую сторону.
Припев: движения повторяются.
В конце сесть на пол, ноги врозь.
Задачи: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие музыкального слуха, выразительной пластики, воображения.
А я – с рыженьким хвостом,
Но живу не под кустом.
Прыгаю по веткам,
Несу орешки деткам.
Приходите в гости в лес,
Сколько он таит чудес!
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.
1-2 такты – согнуть в локте левую руку,
3-4 такты – согнуть правую руку,
1 фраза – кивок головой направо (ноги слегка пружинят),
2 фраза – то же налево,
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.
На повторение – то же левой рукой.
Все движения повторить два раза в соответствии с музыкой.
1-фраза – кружение на носках на месте (направо),
Далее все движения повторяются.
Припев: движения повторяются.
Проигрыш: движения повторяются.
ОКТЯБРЬ
Задачи: развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений.
Вступление: дети становятся парами, свободно располагаясь в зале.
В соответствии со словами эти движения повторить 2 раза.
И.П. – сидя на пятках, руки в упоре перед собой.
Припев: повторить движения на припев 1 фигуры.
Запев: ходьба по кругу друг за другом.
Припев : повторить движения предыдущих фигур.
Задачи: развитие музыкальности, способности к импровизации. Детям предлагается представить прогулку по осеннему парку. Важно увидеть прозрачность воздуха, почувствовать красочность и запах осенней листвы.
Вступление – Фея Осени разбрасывает листья по полу.
Повторение музыки А
Движение по кругу на носках мелким шагом, плавные движения руками (импровизация).
И.П. – стоя в кругу:
2 такт – шаг назад, руки спрятать назад;
3 такт – повторение движений 1-го такта;
4 такт – на кружении (руки через стороны плавно вниз) вернуться в исходное положение.
Дети с листьями расходятся врассыпную.
И.П. – стоя лицом к зрителю.
1-2 такты: попеременное сгибание кистей, одновременно поднимая руки вверх и опуская их через стороны вниз;
3-4 такты: те же движения в обратном порядке;
5 такт: кружение на носках вправо;
6 такт: то же влево;
7-8 такты: повторение движений 1-2-го тактов.
Повторение движений, описанных на музыку В в 1-й фигуре, лицом к зрителю
Ходьба врассыпную на носках, постепенно найти себе пару.
НОЯБРЬ
Задачи: развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации.
И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Повороты туловища вправо – влево, не отрывая ног от пола. Руки свободны, по инерции закидываются назад в стороны поворота (на каждый счёт, всего 4 раза).
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях перед грудью.
Повторить эти движения влево, затем ещё раз вправо и влево. Всего по 2 раза в каждую сторону.
Повторить всё два раза.
3 фраза: скрещивающееся маховое движение руками снизу вверх;
4 фраза: кружение на месте щаном, руки наверху.
Повторение слов – полуоборот налево,
Повторение слов – те же движения влево – всего 4 раза.
Повторить эти движения 4 раза.
Повторить движения по 4 раза в каждую сторону, до конца припева, повторяя звукоподражание вместе с фонограммой (ответы).
Проигрыш – движения как на вступление.
2 куплет
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, правая рука поднята вверх, локоть согнут, большой палец назад, левая прямая внизу.
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях.
2 фраза – повторить движения другой ногой.
5 фраза – твистовые движения.
Припев: повторить движения в соответствии с музыкой и текстом (описанные выше).
Проигрыш: импровизация движений в соответствии с характером музыки.
Припев: повторение движений.
Повторение припева: движения повторяются самостоятельно.
Заключение: повороты туловища вправо-влево и раскачивание свободными руками, в конце – наклон вниз, расслабить руки.
Задачи: развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способности к импровизации.
И.П. – стоя в 1-й позиции, руки на поясе.
1 фраза: руки через стороны плавно вверх, встать на носки (потянуться), затем руки плавно через стороны вниз, опуститься на пятки;
2 фраза – повторить те же движения.
1 куплет
2 фраза – то же влево;
3-4 фразы: движения повторяются соответственно музыке;
На повторение музыки движения соответственно повторяются.
2 куплет
Запев: - стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях перед грудью.
на «два – руки развести в стороны, правую ногу на пятку,
Припев: движения повторяются соответственно музыке и тексту.
Проигрыш: импровизация пляски Поросят.
Припев: движения повторяются соответственно музыке и тексту.
ДЕКАБРЬ
«Птичка польку танцевала
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, выразительной пластики, быстроты реакции.
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки на поясе.
2 фраза: то же налево;
3-4 фразы: кружение шагом (на прямых «кукольных ногах) на месте, руки внизу.
1 куплет
5 фраза: повторение движений 4-й фразы.
Первый проигрыш (плясовой):
1 фраза: 3 хлопка справа;
2 фраза: 3 хлопка слева;
3 фраза: 3 хлопка по коленям (полуприсед);
4 фраза: 3 хлопка перед собой.
1 фраза: 3 притопа с полуоборотом направо (руки на поясе);
2 фраза: то же налево;
3-4 фразы: подскоки на месте;
6 фраза: повторить те же движения левой ногой;
7 фраза: напрыжке вперёд правую ногу на носок, ударить носком о пол 2 раза, затем левой ногой те же движения;
8 фраза: выбрасывание ног с ударом носком о пол по 1 разу (подряд).
Второй проигрыш (игровой – как вступление)
Повторить движения вступления.
2 куплет
Повторить движения 1 фигура. На последний аккорд прыжок на двух ногах, руки вверх.
Музыка М. Старокадомского
Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
И.П. Дети стоят друг за другом.
1 куплет
Ходьба друг за другом бодрым шагом.
И.П. – стоя лицом в круг.
Повторение – три хлопка слева.
Повторение последней фразы – движения те же, в конце – шаг на месте.
2 куплет
Припев – движения те же.
3 куплет
Запев: поскоки по кругу друг за другом.
Припев: движения те же.
На последний аккорд – прыжок на месте, руки вверх.
ЯНВАРЬ
Задачи: развитие выразительности движений, творческого воображения, способности к импровизации, а также подвижности нервных процессов (быстроты реакции),
Мы хотя и заводные,
Но почти что как живые.
Любим мы с детьми играть,
Не даём мы им скучать.
Только нас не обижайте,
Не ломайте, не теряйте.
Лучше будем мы дружить,
У вас на полке долго жить.
И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.
1 куплет
2 фраза: Повторение движений 1-й фразы в обратной последовательности;
3 фраза: 4 подскока с продвижением вперёд, руки плавно вверх, затем 4 подскока назад, руки плавно вниз;
2 куплет
2 предложение: движения повторяются, как в 1-м куплете.
Припев: движения повторяются.
Проигрыш: повторить движения, как на вступление.
3 куплет
Повторить 2 раза в соответствии с музыкой и словами.
Припев: движения повторяются.
ФЕВРАЛЬ
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения. Способности к импровизации.
И.П. – дети стоят в колонне друг за другом.
Вступление – стоя слушают музыку.
С началом пения идут друг за другом, изображая различных домашних птиц (уток, гусей, петухов и т.д.).
Идут друг за другом, выполняя упражнение для рук:
1 – руки в стороны, кулаки разжать;
2 – руки к плечам, пальцы в кулаки:
3 – руки вверх, кулаки разжать:
4 – руки к плечам, пальцы в кулаки;
5-8 – повторить эти же движения:
9-12 – ходьба на носках;
13-16 – руки за спиной, кисти поддерживают локти, ходьба на пятках.
И.П. стоя лицом в круг, руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты вперёд.
3-4 – обе руки в стороны, голова чуть-чуть вперёд, затем в И.П. – 2 раза.
1 фраза – 4 шага вперёд к центру круга;
2 фраза – 4 прыжка спиной назад, похлопывая себя по бокам ладонями.
Повторить 4 раза.
Музыка В – повторение движений, описанных на музыку В в 1-й фигуре.
Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки и т.д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.
Музыка В – произвольное повторение движений соответственно музыке.
На повторение музыки В добавить следующие движения:
Повторить два раза.
И.П. – стоя лицом в круг.
Повторить 4 раза.
Музыка В – повторение движений.
Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки, и т. д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.
Музыка В – повторение движений.
Ходьба врассыпную с имитацией поиска зёрнышек.
Ходьба врассыпную, затем кружение на месте, остановка, 4 небольших приседания.
Пляска-игра с Крокодилом Геной
Задачи: развитие музыкальности, чувства ритма, координации и ловкости движений, способности к импровизации, быстроты реакции.
1 предложение: - дети парами двигаются на подскоках по кругу. Крокодил Гена с гармошкой стоит в стороне.
2 предложение – кружение в парах на подскоках, взявшись за руки.
И.П. – стоя парами по кругу лицом друг к другу, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони вперёд.
2 фраза – то же влево;
3-4 фраза – повторение движений.
2 фраза – то же левой рукой;
4 фраза – прыжок, руки опустить вниз.
И.П. – встать парами.
Музыка А – двигаются парами по кругу на подскоках, свободно раскачивая сцепленными руками, а Крокодил Гена заходит в круг, садится на стульчик и играет на гармошке.
Музыка В – повторить движения, описанные выше на музыку В.
Движения на 2-е предложение повторяются 2 раза в соответствии с музыкой.
Музыка А – каждая пара импровизирует плясовые движения, а крокодил Гена играет на гармошке.
Все становятся в общий круг. Крокодил Гена также становится в круг вместе с детьми.
3-4 фразы – движения повторяются.
2 фраза – то же налево;
3-4 фразы – повторение движений.
МАРТ
Задачи: развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости, плавности движений.
И.П. – дети сидят в группировке, располагаясь по залу врассыпную.
Фея весны под музыку обходит детей, раздавая им цветы (в такт музыки). Ребёнок, которому Фея дала цветы, медленно поднимается и импровизирует движения.
Эти движения повторяются до конца 16-такта (нужно всем успеть раздать цветы).
Дети идут по кругу с цветами, устремляясь за Феей, которая идёт внутри круга противоходом, импровизируя движения.
Повторить движения ещё раз.
2 фраза: то же, только в другом направлении.
Ходьба в свободных направлениях, на последний такт – медленным шагом подойти к Фее, стоящей в центре зала, поднимая цветы, и с концом музыки опуститься на одно колено.
Задачи: развитие ловкости, чёткости, координации движений, чувства ритма, выразительности пластики, быстроты реакции.
И.П. – стоя, врассыпную, правая рука согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая – на поясе.
Вступление – высокий бег врассыпную. С концом вступления остановиться лицом к зрителям.
1 куплет
Запев: 1 предложение
И.П. – руки в стороны, ноги врозь.
7 фраза: кружение на месте вправо на шагах, руки слегка развести, на акцент в конце фразы (синкопу) – притоп правой ногой и хлопок в ладоши;
8 фраза: то же влево.
Проигрыш: бег высоким шагом по кругу.
И.П. – стоя к центру, ноги в 1-й позиции, руки внизу.
Припев: движения повторяются соответственно как в 1-й фигуре.
Проигрыш: высокий бег по кругу (как на вступление).
3 куплет
Припев: повторить движения соответственно музыке и тексту.
Проигрыш – повторить движения как на вступление (бег врассыпную).
Повторение движений 1-й фигуры (лицом к зрителю).
АПРЕЛЬ
Задачи: развитие точности и ловкости движений, формирования навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой, воспитание творческого воображения.
И.П. – стоя, руки согнуты в локтях.
Читайте также: