Танцевально ритмическая гимнастика в доу

Обновлено: 05.07.2024

Всемирная организация здравоохранения дает определение здоровья, как состояния полного физического и социального благополучия. Действительно, важно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка, его подготовки к школьному обучению с использованием здоровьесберегающих технологий. Подобные технологии способны снизить психофизические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные, интеллектуальные и творческие способности.

Одной из форм здоровьесбережения является танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников. В древней Греции ценились два ее компонента – гимнастика и ритмический танец. Понятие ритмика связано с именами Э. Жака Далькроза, А. Аппиа (Швейцария); А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания). В их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения.

Значимость вопросов ритмического воспитания сегодня обусловлена особым вниманием к поиску внутренних механизмов самого человека, активизирующих закономерную смену его психологических состояний. Ритм, в данном случае, рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке, выступает в качестве механизма, позволяющего ребенку найти собственный путь в мир музыки и движения.

Исследователи также пишут, что в основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность детей лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. С помощью функциональной музыки можно повысить ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Это все позволяет сделать вывод, что музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в системе работы детского сада по реализации здоровьесберегающих технологий.

В нашем учреждении широко ведется работа по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий средствами танцевально-ритмической гимнастики. Данная форма организации двигательной деятельности проводится у нас в виде дополнительной образовательной услуги, а также включена в реализацию основной образовательной программы (как целое занятие, так и его элементы, развлечения, утренняя гимнастика, совместные формы работы с родителями воспитанников).

В работе с детьми приоритетными являются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья:

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

- развивать координацию, гибкость, выносливость;

- развивать мелкую моторику.

Развитие творческих и созидательных способностей детей:

- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

В своей работе мы опираемся на основные педагогические принципы:

наглядность (показ движений педагогом в зеркальном отображении или (если нужно) спиной);

доступность (от простого к сложному – разучивание каждого движения отдельно (многократный повтор), затем соединение с предыдущим);

систематичность и последовательность (проведение кружка 2 раза в неделю);

учет возрастных и психологических особенностей (для каждой возрастной группы индивидуальный подбор движений, упражнений, музыкальных произведений, дифференцировка длительности занятия).

Считаем, что структуру занятия необходимо приближать к традиционной.

2). Основная часть:

3). Заключительная часть:

Релакс, расслабление (пальчиковая гимнастика, упражнения из йоги, равновесие, дыхательная гимнастика).

Также в учреждении создана развивающая предметно- пространственная среда для занятий детей танцевально-ритмической гимнастикой и соответствующий инвентарь. В просторном, проветриваемом физкультурном зале есть коврики по количеству занимающихся, фитнес - мячи, гимнастические ленточки, султанчики, музыкальный центр и подборка музыкальных произведений.

Кратко охарактеризуем разделы программы и их задачи.

Танцевально-ритмическая гимнастика:

Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

Задачи : развивать чувство ритма и координационно-двигательные способности детей, позволяющие свободно, красиво и

координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу.

движения руками в различном темпе;

хлопки или удары ногой на каждый счёт, через счёт;

сочетание ходьбы на каждый счёт с хлопками через счёт;

гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер 2/4;

гимнастическое дирижирование – тактирование на музыкальный размер ¾;

выполнение ходьбы, бега, движений туловища в различном темпе;

акцентированная ходьба махом руками вниз на сильную долю такта;

поднимание и опускание рук на 4 счёта, на 2счёта, на каждый счёт;

поочередное поднимание и опускание рук по линиям.

Игрогимнастика.

Задача: способствовать освоению ребёнком различных видов движений.

В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.

Строевые упражнения .

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, осваивать различные виды движений, обеспечивающих эффективное

формирование двигательно-координационных умений и навыков, развивать у детей способность к реакции и согласованности движений.

построение в шеренгу и в колонну по команде;

построение из одной шеренги в две;

ходьба и бег врассыпную;

перестроение в три или четыре колонны по ориентирам;

ходьба и бег в колонне по диагонали зала;

ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде ;

перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала;

ходьба с перестроением парами;

ходьба с перестроением тройками.

Акробатические упражнения и элементы художественной гимнастики.

Задачи: развивать у детей мышечную силу, способность к равновесию, точности выполнения движений, гибкость, пластичность,

формировать правильную осанку.

группировки сидя, лёжа на спине;

Задачи: способствовать формированию у детей танцевальных движений, доставлять эстетическую радость занимающимся.

В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного.

Танцевальные шаги.

Задачи: содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой, формировать навыки выразительности,

грациозности и изящества танцевальных движений.

2 . Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика.

Задачи: развитие мышечной силы и гибкости, обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы.

Пальчиковая гимнастика.

Задачи: развитие ручной умелости, мелкой моторики, обогащение внутреннего мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления, развитие фантазии.

Игровой самомассаж.

Музыкально – подвижные игры.

Задачи: содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развивать скоростно-силовые и координационные способности, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, используя приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Креативная гимнастика.

Задачи: способствовать развитию выдумки, творческой инициативы, создавать благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Таким образом, продуманная программа танцевально – ритмической гимнастики является составной частью здоровьесберегающих технологий, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, способствуя сохранению и укреплению детского здоровья с учетом особенностей возраста воспитанников.

Цель: систематизация представлений у педагогов о танцевально – ритмической гимнастики, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность у дошкольников.

- познакомить педагогов с некоторыми видами ритмопластики;

- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;

- повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

Сегодня я предлагаю одно из средств, развивающих двигательную активность воспитанников - это танцевально-ритмическая гимнастика.

Танцевально-ритмическая гимнастика– это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. (слайд №1)

Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. (слайд №2)

Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики (слайд №4, общеразвивающие упражнения (слайд №5, свободную пластику (слайд №6, суставную гимнастику (слайд №7, элементы современного танца (слайд №8). Это своеобразный синтез гимнастики и йоги (слайд №9, классического балета и аэробики (слайд №10, народного танца и диско (слайд №11)

Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений.

При всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной.

Этими особенностями являются:

1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народно-

брейк, фанк и др.

2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения

3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.

4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии

движений и активной роли преподавателя на занятиях.

5. Высокая динамичность и разнообразие движений.

6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической

7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры

8. Коллективный характер занятий.

9. Поточный способ выполнения упражнений

Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя (слайд №13, сидя (слайд №14, лёжа на спине (слайд №15, на животе, на боку (слайд №16, в различных упорах (слайд №17).

В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию. В содержание занятий входят : бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. (слайд №18)

Из упражнений составляются комплексы, которые включают в себя 3 части: вводную – это упражнения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку. Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса. Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стрейчинг (упражнения на растяжку). Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа. (слайд №19)

- В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.

Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.

Направленности танцевально-ритмической гимнастики.

Оздоровительная направленность танцевально-ритмической гимнастики определяет психофизическое состояние ребенка и оказывает влияние на его растущий организм.

Образовательная направленность формирует и совершенствует двигательные умения и навыки в основных видах движений.

Воспитательная направленность воспитывает положительные, нравственно-волевые черты личности: инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, настойчивость, смелость. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. (слайд № 20)

На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.

Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх, добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.

Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами) .

Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.

Движения выполняются по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности их выполнения.

Когда дети запомнили комплекс движений, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать на праздниках и развлечениях.

Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:

- Как часть занятия по физической культуре;

- Вместо динамической паузы ;

- На празднике или развлечении;

- При проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец). (слайд №21)

Я предлагаю вашему вниманию несколько комплексов танцевально-ритмической гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста (видео №1, №2, № 3, №4.)

Занимаясь ритмопластикой в течении трех лет и посещая кружок хореографии мы добились хороших результатов:

-Участие в благотворительных концертах (слайд 28,29);

- Принимаем активное участие в праздника, развлечениях и концертах в ДОУ (слайд №30).

1 часть: Вводная.

1. Ходьба по кругу с высоким подниманием колена.

7. Боковой галоп, с хлопкам над головой.

9. Бег с высоким подниманием бедра.

10. Спокойный шаг с престроением.

2 часть: Основная.

7. Прыжки с высоким подниманием бедра, с хлопком под коленом, поочередно правой и левой ногой.

8. Прыжки с хлопком по пятке, поочередно правой и левой ногой.

Упражнения на полу:

4. Выпады – 1,2-выпад вправо на левое колено. 3,4- то же влево на правое колено.

5. Прямой галоп по кругу с движением рук.

Заключительная часть: упр. На расслабление (дыхательные упражнения стоя)

2. Поворот вокруг на носках, округленные руки наверху.

Педагогам предлагается разделиться на группы. Каждой группе предлагается музыка, под которую они должны придумать танцевальную композицию, и показать ее коллегам.

(Педагоги занимаются постановкой и показом танцевальных композиций).

Завершая свой мастер – класс, я предлагаю вам выразить свой интерес к теме, своё отношение к содержанию мастер-класса с помощью смайликов :

веселый - всё понравилось, хочу использовать в своей практике,

спокойный - понравилось, но некоторые идеи были спорными.

грустный - идеи не заинтересовали.

Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:

Я была удивлена тем, что…

Мне нравится, что…

Я была разочарована тем, что…

Самым важным для меня было…

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!

Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.

Вступление: опуститься на четвереньки (превратиться в Мишку).

Запев: ходьба на четвереньках в свободных направлениях.

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч во второй обратной позиции (носки направлены внутрь), руки перед грудью (поза медведя).

И.П. – лёжа на спине, руками обхватить согнутые в коленях ноги (в группировку).

Качание на спине в разных направлениях.

Припев: те же движения.

1 фраза – кружение на шагах (вперевалочку);

2 фраза – в другую сторону.

Припев: движения повторяются.

В конце сесть на пол, ноги врозь.

Задачи: развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками; развитие музыкального слуха, выразительной пластики, воображения.

А я – с рыженьким хвостом,

Но живу не под кустом.

Прыгаю по веткам,

Несу орешки деткам.

Приходите в гости в лес,

Сколько он таит чудес!

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.

1-2 такты – согнуть в локте левую руку,

3-4 такты – согнуть правую руку,

1 фраза – кивок головой направо (ноги слегка пружинят),

2 фраза – то же налево,

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.

На повторение – то же левой рукой.

Все движения повторить два раза в соответствии с музыкой.

1-фраза – кружение на носках на месте (направо),

Далее все движения повторяются.

Припев: движения повторяются.

Проигрыш: движения повторяются.

ОКТЯБРЬ

Задачи: развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений.

Вступление: дети становятся парами, свободно располагаясь в зале.

В соответствии со словами эти движения повторить 2 раза.

И.П. – сидя на пятках, руки в упоре перед собой.

Припев: повторить движения на припев 1 фигуры.

Запев: ходьба по кругу друг за другом.

Припев : повторить движения предыдущих фигур.

Задачи: развитие музыкальности, способности к импровизации. Детям предлагается представить прогулку по осеннему парку. Важно увидеть прозрачность воздуха, почувствовать красочность и запах осенней листвы.

Вступление – Фея Осени разбрасывает листья по полу.

Повторение музыки А

Движение по кругу на носках мелким шагом, плавные движения руками (импровизация).

И.П. – стоя в кругу:

2 такт – шаг назад, руки спрятать назад;

3 такт – повторение движений 1-го такта;

4 такт – на кружении (руки через стороны плавно вниз) вернуться в исходное положение.

Дети с листьями расходятся врассыпную.

И.П. – стоя лицом к зрителю.

1-2 такты: попеременное сгибание кистей, одновременно поднимая руки вверх и опуская их через стороны вниз;

3-4 такты: те же движения в обратном порядке;

5 такт: кружение на носках вправо;

6 такт: то же влево;

7-8 такты: повторение движений 1-2-го тактов.

Повторение движений, описанных на музыку В в 1-й фигуре, лицом к зрителю

Ходьба врассыпную на носках, постепенно найти себе пару.

НОЯБРЬ

Задачи: развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации.

И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Повороты туловища вправо – влево, не отрывая ног от пола. Руки свободны, по инерции закидываются назад в стороны поворота (на каждый счёт, всего 4 раза).

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях перед грудью.

Повторить эти движения влево, затем ещё раз вправо и влево. Всего по 2 раза в каждую сторону.

Повторить всё два раза.

3 фраза: скрещивающееся маховое движение руками снизу вверх;

4 фраза: кружение на месте щаном, руки наверху.

Повторение слов – полуоборот налево,

Повторение слов – те же движения влево – всего 4 раза.

Повторить эти движения 4 раза.

Повторить движения по 4 раза в каждую сторону, до конца припева, повторяя звукоподражание вместе с фонограммой (ответы).

Проигрыш – движения как на вступление.

2 куплет

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, правая рука поднята вверх, локоть согнут, большой палец назад, левая прямая внизу.

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях.

2 фраза – повторить движения другой ногой.

5 фраза – твистовые движения.

Припев: повторить движения в соответствии с музыкой и текстом (описанные выше).

Проигрыш: импровизация движений в соответствии с характером музыки.

Припев: повторение движений.

Повторение припева: движения повторяются самостоятельно.

Заключение: повороты туловища вправо-влево и раскачивание свободными руками, в конце – наклон вниз, расслабить руки.

Задачи: развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться от одного движения к другому, способности к импровизации.

И.П. – стоя в 1-й позиции, руки на поясе.

1 фраза: руки через стороны плавно вверх, встать на носки (потянуться), затем руки плавно через стороны вниз, опуститься на пятки;

2 фраза – повторить те же движения.

1 куплет

2 фраза – то же влево;

3-4 фразы: движения повторяются соответственно музыке;

На повторение музыки движения соответственно повторяются.

2 куплет

Запев: - стоя, ноги в 1-й позиции, руки согнуты в локтях перед грудью.

на «два – руки развести в стороны, правую ногу на пятку,

Припев: движения повторяются соответственно музыке и тексту.

Проигрыш: импровизация пляски Поросят.

Припев: движения повторяются соответственно музыке и тексту.

ДЕКАБРЬ

«Птичка польку танцевала

Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, выразительной пластики, быстроты реакции.

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки на поясе.

2 фраза: то же налево;

3-4 фразы: кружение шагом (на прямых «кукольных ногах) на месте, руки внизу.

1 куплет

5 фраза: повторение движений 4-й фразы.

Первый проигрыш (плясовой):

1 фраза: 3 хлопка справа;

2 фраза: 3 хлопка слева;

3 фраза: 3 хлопка по коленям (полуприсед);

4 фраза: 3 хлопка перед собой.

1 фраза: 3 притопа с полуоборотом направо (руки на поясе);

2 фраза: то же налево;

3-4 фразы: подскоки на месте;

6 фраза: повторить те же движения левой ногой;

7 фраза: напрыжке вперёд правую ногу на носок, ударить носком о пол 2 раза, затем левой ногой те же движения;

8 фраза: выбрасывание ног с ударом носком о пол по 1 разу (подряд).

Второй проигрыш (игровой – как вступление)

Повторить движения вступления.

2 куплет

Повторить движения 1 фигура. На последний аккорд прыжок на двух ногах, руки вверх.

Музыка М. Старокадомского

Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

И.П. Дети стоят друг за другом.

1 куплет

Ходьба друг за другом бодрым шагом.

И.П. – стоя лицом в круг.

Повторение – три хлопка слева.

Повторение последней фразы – движения те же, в конце – шаг на месте.

2 куплет

Припев – движения те же.

3 куплет

Запев: поскоки по кругу друг за другом.

Припев: движения те же.

На последний аккорд – прыжок на месте, руки вверх.

ЯНВАРЬ

Задачи: развитие выразительности движений, творческого воображения, способности к импровизации, а также подвижности нервных процессов (быстроты реакции),

Мы хотя и заводные,

Но почти что как живые.

Любим мы с детьми играть,

Не даём мы им скучать.

Только нас не обижайте,

Не ломайте, не теряйте.

Лучше будем мы дружить,

У вас на полке долго жить.

И.П. – стоя, ноги в 1-й позиции, руки внизу.

1 куплет

2 фраза: Повторение движений 1-й фразы в обратной последовательности;

3 фраза: 4 подскока с продвижением вперёд, руки плавно вверх, затем 4 подскока назад, руки плавно вниз;

2 куплет

2 предложение: движения повторяются, как в 1-м куплете.

Припев: движения повторяются.

Проигрыш: повторить движения, как на вступление.

3 куплет

Повторить 2 раза в соответствии с музыкой и словами.

Припев: движения повторяются.

ФЕВРАЛЬ

Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения. Способности к импровизации.

И.П. – дети стоят в колонне друг за другом.

Вступление – стоя слушают музыку.

С началом пения идут друг за другом, изображая различных домашних птиц (уток, гусей, петухов и т.д.).

Идут друг за другом, выполняя упражнение для рук:

1 – руки в стороны, кулаки разжать;

2 – руки к плечам, пальцы в кулаки:

3 – руки вверх, кулаки разжать:

4 – руки к плечам, пальцы в кулаки;

5-8 – повторить эти же движения:

9-12 – ходьба на носках;

13-16 – руки за спиной, кисти поддерживают локти, ходьба на пятках.

И.П. стоя лицом в круг, руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты вперёд.

3-4 – обе руки в стороны, голова чуть-чуть вперёд, затем в И.П. – 2 раза.

1 фраза – 4 шага вперёд к центру круга;

2 фраза – 4 прыжка спиной назад, похлопывая себя по бокам ладонями.

Повторить 4 раза.

Музыка В – повторение движений, описанных на музыку В в 1-й фигуре.

Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки и т.д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.

Музыка В – произвольное повторение движений соответственно музыке.

На повторение музыки В добавить следующие движения:

Повторить два раза.

И.П. – стоя лицом в круг.

Повторить 4 раза.

Музыка В – повторение движений.

Ходьба в образе любой домашней птицы (утки, курочки, и т. д.), через каждые 8 тактов (предложение) менять характер ходьбы.

Музыка В – повторение движений.

Ходьба врассыпную с имитацией поиска зёрнышек.

Ходьба врассыпную, затем кружение на месте, остановка, 4 небольших приседания.

Пляска-игра с Крокодилом Геной

Задачи: развитие музыкальности, чувства ритма, координации и ловкости движений, способности к импровизации, быстроты реакции.

1 предложение: - дети парами двигаются на подскоках по кругу. Крокодил Гена с гармошкой стоит в стороне.

2 предложение – кружение в парах на подскоках, взявшись за руки.

И.П. – стоя парами по кругу лицом друг к другу, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони вперёд.

2 фраза – то же влево;

3-4 фраза – повторение движений.

2 фраза – то же левой рукой;

4 фраза – прыжок, руки опустить вниз.

И.П. – встать парами.

Музыка А – двигаются парами по кругу на подскоках, свободно раскачивая сцепленными руками, а Крокодил Гена заходит в круг, садится на стульчик и играет на гармошке.

Музыка В – повторить движения, описанные выше на музыку В.

Движения на 2-е предложение повторяются 2 раза в соответствии с музыкой.

Музыка А – каждая пара импровизирует плясовые движения, а крокодил Гена играет на гармошке.

Все становятся в общий круг. Крокодил Гена также становится в круг вместе с детьми.

3-4 фразы – движения повторяются.

2 фраза – то же налево;

3-4 фразы – повторение движений.

МАРТ

Задачи: развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости, плавности движений.

И.П. – дети сидят в группировке, располагаясь по залу врассыпную.

Фея весны под музыку обходит детей, раздавая им цветы (в такт музыки). Ребёнок, которому Фея дала цветы, медленно поднимается и импровизирует движения.

Эти движения повторяются до конца 16-такта (нужно всем успеть раздать цветы).

Дети идут по кругу с цветами, устремляясь за Феей, которая идёт внутри круга противоходом, импровизируя движения.

Повторить движения ещё раз.

2 фраза: то же, только в другом направлении.

Ходьба в свободных направлениях, на последний такт – медленным шагом подойти к Фее, стоящей в центре зала, поднимая цветы, и с концом музыки опуститься на одно колено.

Задачи: развитие ловкости, чёткости, координации движений, чувства ритма, выразительности пластики, быстроты реакции.

И.П. – стоя, врассыпную, правая рука согнута в локте, кулак у плеча (держит малярную кисть), левая – на поясе.

Вступление – высокий бег врассыпную. С концом вступления остановиться лицом к зрителям.

1 куплет

Запев: 1 предложение

И.П. – руки в стороны, ноги врозь.

7 фраза: кружение на месте вправо на шагах, руки слегка развести, на акцент в конце фразы (синкопу) – притоп правой ногой и хлопок в ладоши;

8 фраза: то же влево.

Проигрыш: бег высоким шагом по кругу.

И.П. – стоя к центру, ноги в 1-й позиции, руки внизу.

Припев: движения повторяются соответственно как в 1-й фигуре.

Проигрыш: высокий бег по кругу (как на вступление).

3 куплет

Припев: повторить движения соответственно музыке и тексту.

Проигрыш – повторить движения как на вступление (бег врассыпную).

Повторение движений 1-й фигуры (лицом к зрителю).

АПРЕЛЬ

Задачи: развитие точности и ловкости движений, формирования навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой, воспитание творческого воображения.

И.П. – стоя, руки согнуты в локтях.

Читайте также: