Танцевально игровая гимнастика для детей 3 4 лет в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Основатель ритмики, швейцарский музыкант Эмиль Жак Делькроз, говорил, что главная задача ритмических упражнений — научить детей ощущать себя и свое тело с помощью музыки. Это поможет ребенку стать более свободным и раскрепощенным, понимать свои эмоции и выражать их через музыку. Поэтому важно, чтобы воспитатели и музыкальные руководители занимались с детьми ритмикой.

Что такое ритмика

При планировании занятий ритмикой важно учитывать возрастные особенности детей.

У детей 3-4 лет еще слабо развита координация, они неуверенно владеют телом и не понимают, как связать свои движения с музыкой. Основная задача музыкального руководителя — помочь ребенку развить координацию движений.

К пяти годам ребенок уже может координировать не только свои действия, но и работать в паре. Он неплохо фантазирует и может повторять за раз комбинацию из нескольких движений.

В 7 лет ребенок уже полностью владеет своим телом. Он может выразить эмоции и чувства с помощью движений, контролировать качество исполнения, придумывать собственные движения и комбинации.

Воспитателю важно подбирать упражнения для занятий таким образом, чтобы они соответствовали возрасту воспитанников.

Как организовать занятия ритмикой в ДОО (ДОУ)

Чтобы организовать интересные и полезные занятия ритмикой, рекомендуем придерживаться основных правил.

Свободное пространство.
Проводите занятия в музыкальном или физкультурном зале, чтобы было достаточно свободного места для упражнений.

Музыкальное сопровождение.
Обычно занятия ритмикой сопровождаются игрой музыкального руководителя на фортепиано. Также можно разнообразить музыку фонограммами детских песен.

Чередование упражнений.
Активные упражнения сбивают дыхание, поэтому их нужно чередовать с более спокойными, например, с ходьбой. Для спокойных упражнений лучше использовать спокойную музыку. Также следует учитывать индивидуальные особенности детей и их подготовку.

Участие двух педагогов.
Желательно, чтобы занятия вели два человека – воспитатель и музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение, а воспитатель работает с детьми и следит за техникой выполнения упражнений.

Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет

Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.

Ритмическое эхо

Цель: научить детей слышать ритм музыки.

Быстрее-медленнее

Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Солдатский марш

Цель: развить у детей чувство такта.

Замри

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.

Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.

Ветер дует

Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.

Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.

Срок реализации: октябрь-апрель 2016-2017г.

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка:

Актуальность

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Цели и задачи программы.

Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.

Создания условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирования морально-этических качеств личности через двигательно-игровую деятельность.

Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);

Профилактика простудных заболеваний и травматизма.

Приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных педагогических задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Оздоровительные задачи:

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;

-развитие психологических процессов (память двигательная, слуховая, образная);

-развитие двигательных качеств (гибкость, координация, выносливость) и

-развивать творческие способности;

- развивать мелкую моторику

Воспитательные задачи.

-воспитывать нравственные качества (уважительное отношение ко взрослым и к сверстникам).

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

-учить видеть прекрасное.

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

-развитие личностных качеств.

Содержание программы.

Поточный или серийно-поточный методы упражнения являются обязательным условием эффективного воздействия упражнения на разные системы организма человека.

Образно-игровые упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей, сказочных героев и т. д. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Пальчиковая гимнастика в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполненные через левую или правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их укреплять. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому им нужно специальные дыхательные упражнения.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой, стихотворной форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Так же в раздел программы входя релаксация в конце занятия, что помогает детям расслабиться, мысленно погрузится в заданную ситуацию, она проходит под релаксирующую музыку природы.

В свою очередь, каждое упражнение комплекса имеет название и выполняется под музыку. При этом у ребенка возникают определенные моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстрее запоминает порядок выполнения движений.

Музыка используется из любимых мультфильмов и сказок. Подобранное музыкальное сопровождение способствует развитию мышления, воображения, повышает эмоциональный фон, так как превращает занятия в своеобразную познавательную игру.

Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

1. Ознакомление родителей с содержанием программы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Результаты диагностики состояния физического развития ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования.

3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .

4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)

Количество занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Срок реализации 1 учебный год.

I. Подготовительная часть

1. Введение в игровую ситуацию

2. Пальчиковая гимнастика.

II. Основная часть

Выполнение комплекса под музыку.

1. Упражнения в ходьбе, беге.

- прыжки,бег на месте;

- упражнения из исходного положения сидя и лежа

- упражнения на расслабление;

3. Дыхательная гимнастика

4. Подвижная игра или образно-игровые упражнения.

III. Заключительная часть

1. Игровой самомассаж, релаксация или малоподвижная игра.

2. Подведение итогов занятия.

Ожидаемые результаты

Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.

Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.

Приобщение к здоровому образу жизни.

Годовой календарно-учебный план

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

1. Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой.

2. Учить перестраиваться из круга врассыпную и обратно.

3. Совершенствовать умение выполнять образные движения.

4. Развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию.

5. Формировать умение понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей.

6. Воспитывать силу воли, самостоятельность.

Вводная

Пальчиковая гимнастика Л. Яртова (муз. сопр).

-высоко поднимая колени

Полуприседы, подъемы на носки, Свободные, плавные движения руками,

Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком.

1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу.

2. Движение головой направо, назад, налево, вниз.

наклон вперед, руки в стороны.

4. И. п. (голову вниз не опускать).

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

5. И. п. – ноги параллельно, руки внизу.

наклон в сторону с шагом, одна рука вверх.

6. и. п. (не наклоняться вперед).

7. Прыжки ноги врозь, ноги вместе.

1. Прыжки ноги врозь, ноги вместе.

Дыхательные упражнения: Музыка дыхательной гимнастики для детей

1. Ленивая кошечка.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”

Подвижная игра

Заключительная

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.

Релаксация:

"Улыбнись" Музыка природы для детей. Упр-е исполняется в лежа на ковре

Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. «Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись.

(декабрь, январь, февраль)

Вводная

Пальчиковая гимнастика Л. Яртова (муз)

-высоко поднимая колени

Танцевальные движения

Построение врассыпную, кружение на пружинном беге, круговые движения головой, рисуем круги руками, лошадка бьет копытцем, выставляй каблучок

Пружинные полуприседы. Приставной шаг в вперед, наклон руки в стороны, назад, наклон руки в стороны, прыжки влево, вправо.

2. Поворот головы вправо (влево, корпус прямо.

4. И. п. : ноги на ширине плеч, руки в стороны.

5. Наклон вперёд-вниз, руки вниз, покачать руками.

6. Ритмическое кружение под музыку вправо (влево, присесть, фонарики.

7. Стать на носки, потянуться вверх руками и покачать ими.

8. И. п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Махи ногой вперёд, руки на поясе.

1. Подскоки на месте, руки на поясе.

1. И. п. : сидя ноги врозь, руки свободны.

Наклон головы вправо (влево, корпус прямо.

Согнуть правую (левую) ногу, затем выпрямить.

3. И. п. : тоже локти согнуть в локтях.

Наклон вправо (влево, выпрямиться.

4. И. П. Лёжа на животе.

Махи ногами, сгибая в коленях.

5. И. п. : лёжа на спине.

Перекат на живот, на спину.

6. И. п. : стоя на четвереньках.

7. И. п. : ноги параллельно, руки согнуты перед собой.

Дыхательные упражнения:Музыка дыхательной гимнастики для детей

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Подвижные игры:

ЗаключительнаяМузыка для релаксации (звуки природы)

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги с верху до низу

Следом за папой мама идёт.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с чёрными точечками.

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.

Релаксация:

Март, апрель.

Вводная

Пальчиковая гимнастикаЛ. Яртова (муз).

-высоко поднимая колени

8. Подскоки руки на поясе

Танцевальные движения

Построение врассыпную Пружинки, круговые движения головой, круговые движения рук (мельница, лошадка бьет копытцем, выставляй каблучок

Пружинные полу приседы. Приставной шаг в сторону, наклон руки в вправо, влево, (поочередно) прыжки вперед, назад.

1. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.

2. Переменное поднятие правого и левого плеча.

3. Переменное поднятие рук вверх, вставая на носки.

4. Руки на пояс. Поднятие согнутого колена. Левый и правый локоть тянется к колену (спина прямая).

5. Повороты вправо, влево, руки внизу.

6. Круговые движения прямыми руками.

1. Прыжки на правой (левой) ноге.

2. Бег врассыпную

1. Сидя, упор рук сзади. Поднимать прямые ноги, оттягивая носки.

4. Лежа на боку. Махи прямой ногой.

5. Стоя на коленях. Махи ногой назад.

6. Сидя, движения на ягодицах, вперед-назад, руки сложены перед собой.

7. Акробатические упр-я

Дыхательное упр-еМузыка дыхательной гимнастики для детей

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить

Продолжительность – до 30 секунд.

2. Вырасти большой

И. п. : стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

Повторить 4-5 раз.

На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука

Подвижная игра

Заключительная

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

И. П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

И. П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

И. П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)

И. П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке

Релаксация:Музыка для релаксации (звуки природы)

На конец учебного года основные показатели развития детей 3 – 4 лет, прошедших курс обучения по программе:

1. Уметь в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствие с заданной музыкой.

2. Уметь перестраиваться из круга врассыпную и обратно.

3. Уметь в совершенстве выполнять простейшие образные движения.

4. Иметь представление о настроении и характере музыки.

5. Уметь владеть своим телом.

Ритмическая гимнастика с элементами театрализованной деятельности Движение - это жизнь. Ничто так не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие. Аристотель. Одно из основных направлений.

Игровая гимнастика для детей

Прививая ребенку любовь к движению, физкультуре, спорту, родители решают один из важнейших вопросов — здоровье малыша. С раннего возраста привлекая и вовлекая кроху в различные виды гимнастики, мамы и папы прививают карапузу желание соблюдать принципы здорового образа жизни.

Сложность обучения детей дошкольного и ясельного возраста в неустойчивости нервной системы. Мальчики и девочки еще не могут долго концентрировать свое внимание на однообразных действиях, им не интересно повторять однотипные упражнения. Выход из этой ситуации — использовать различные виды игровой гимнастики, о которой мы сегодня и поговорим.

Игровая гимнастика: цель, задачи, польза

Игровая гимнастика — направление физических упражнений, направленных на развитие гибкости, ловкости, двигательных навыков через легкую, игровую форму. Она является лучшим средством для привлечения ребенка к физическому воспитанию.

Главное достоинство этого вида гимнастики в наличии игрового момента. Через игру, простые и понятные упражнения малыш тренирует свое тело, поднимает себе настроение. Дети ясельного и дошкольного возраста познают мир через игру, поэтому использование игровых элементов — дополнительная мотивация на повторение за родителями.

Цель игровой гимнастики — развитие всех групп мышц, улучшение работы внутренних органов и систем, формирование крепкого иммунитета. В процессе решения основной задачи, реализуются важные для здоровья и физического развития ребенка задачи:

  • приучение ребенка к физическим упражнениям;
  • улучшение опорно-двигательного аппарата, осанки;
  • повышение гибкости выносливости;
  • увеличение силы;
  • совершенствование координации;
  • развитие памяти, внимания.

Дополнительными плюсами игровой гимнастики могут стать:

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, улучшение танцевальной пластики — при использовании музыки в качестве фона к занятию;
  • расширение кругозора, творческого мышления, способности самовыражения — при подаче упражнений вместе с обучающим, развивающим или воспитательным материалом (карточки, видео, рассказ, стихи и т. д.).

Игровая гимнастика — занятия, направленные на развитие и приучение ребенка к физическому воспитанию при помощи игры, игрового сюжета или игровой формы.

Предлагаемые ребенку упражнения должны быть:

  • простыми и доступными. Кроха должен с первого раза повторить за вами предложенное упражнение, без необходимости долго думать;
  • соответствовать возможностям малыша. Предлагайте только те задачи, которые под силу вашему ребенку, избегайте сложных заданий, если вы не уверены, что крохе они под силу;
  • разнообразны, часто сменяемыми. Для сохранения интереса со стороны ребенка нужно стараться менять упражнения до того, как они станут для малыша скучными. Обычно предлагают от 3 до 7 повторов;
  • не перегружающие нервную и мышечную энергию ребенка. После гимнастики кроха должен быть бодрым и веселым, появление усталости недопустимы;
  • воздействовать на разные группы мышц. Старайтесь давайте нагрузку на разные части тела: руки, ноги, пресс, спину. При составлении программы занятия составляйте очередность заданий так, чтобы упражнения на одну группу мышц не шли подряд.

Чтобы малышу было интересно, рекомендуется использовать различный инвентарь:

    • игрушки;
    • спортивные снаряды;
    • обучающие карточки;
    • видеоинструкции и т.д.

    Хорошо стимулирует детей повторять за родителями предложенные движения — использование различных названий, понятных ребенку, призывающих имитировать знакомые предметы или живые существа (“летаем как птички”, “прыгаем как лягушки”, “стоим как цапля”). Такой подход интригует малышей, побуждает в них желание подражать одушевленных и неодушевленным предметам или существам.

    Есть несколько правил, которые нужно знать взрослым:

    • используйте “зеркальный метод”. Если вы говорите, что ребенку нужно поднять правую руку, то вы поднимаете левую, чтобы малыш отзеркаливал ваши действия. Не нужно заставлять ребенка лишний раз думать, какой рукой или ногой ему двигать;
    • Предлагайте сыну или дочке повторять за вами, а не объясняйте на словах. Дети ясельного и дошкольного возраста лучше понимают язык тела, чем словесную, даже качественную инструкцию;
    • Выполняйте предложенные упражнения четко и правильно, чтобы подражая вам, малыш сразу учился правильной технике выполнения;
    • Завершайте выполнение упражнения до того, как оно станет неинтересным для ребенка.

    Игровая гимнастика для детей: какие виды подходят, что можно предложить малышу

    Детям ясельного и дошкольного возраста можно предложить несколько разных видов игровой гимнастики:

    • игровой стретчинг;
    • степ-аэробику;
    • фитбол гимнастику;
    • пальчиковую гимнастику;
    • дыхательную гимнастику;
    • гимнастику для глаз.

    Можно использовать как отдельный вид, так и комбинировать несколько между собой. Главное условие использование — хорошее настроение ребенка, прилив бодрости и энергии после занятия.

    Игровой стретчинг

    Игровой стретчинг для детей

    Игровой стретчинг — комплекс статических упражнений направленных на развитие гибкости и пластичности детей дошкольного и школьного возраста. Этот вид упражнений способствует:

    • улучшению кровообращения;
    • укреплению иммунитета;
    • увеличению выносливости;
    • формированию правильной осанки.

    Занятия предусматривают использование увлекательной истории и фоновой музыки, способствующих развитию внимания, воображения. Сами упражнения направлены на тренировку тела. Большинство заданий выполняются в лежачем положении, медленно, под счет.

    • “Ходьба сидя”. Ребенок сидит на полу. Руки в упор за спиной. Ноги приподняты под небольшим углом.Имитируем ходьбу, стараясь точно передать движения;
    • “Кошка”. Стоя на четвереньках, опираясь на вытянутые руки малыш опускает голову вниз. По команде поднимает её вверх, максимально выгибая позвоночник, будто кошка;
    • “Велосипед”. Ложимся на спину. Ноги подняты вверх, согнуты в коленях на 90 градусов. Представляем, что крутим педали велосипеда;
    • “Бабочки”. Сидя на полу разводим колени в разные стороны, соединяя пятки. Руки лежат на коленях. По примеру взрослого ребенок начинает поднимать колени и опускать их, будто махая крылышками;
    • “Рыбка” Ложимся на живот. Ноги вместе. Руки в упор под грудью. По примеру взрослого ребенок сгибает ноги в коленях, тянется носочками к голове. При этом запрокидывает голову назад, пытаясь дотянуться до ног.

    Названия для упражнений можно придумывать самостоятельно, используя примеры, близкие к интересам ребенка.

    Степ-аэробика

    Степ-аэробика (шаговая аэробика) — вид гимнастики для детей состоящий из упражнений выполняющихся с разным темпом и интенсивность под музыку. Большинство заданий строится на равномерном подъеме и спуске со специальной ступеньки (степа). Этот вид гимнастики для детей прост в изучении, нравится практически всем малышам. Увеличение нагрузки происходит постепенно, через увеличение высоты используемого степа.

    • улучшение работы опорно-двигательного аппарата;
    • совершенствование дыхательной системы;
    • увеличение стойкости, силы, пластичности и координации;
    • формирование музыкального слуха, ритма, внимания, памяти.
    • “Ходим по кочкам”. Стоим перед степом. На счет раз — ставим правую ногу на степ. На два — поднимаем левую ногу на степ. На три — шагаем правой ногой со степа. На четыре — сходим левой ногой со степа. Повторяем тоже в обратном направлении. Меняем ведущую ногу. Повторить 3-5 раз для обеих ног;
    • “Птички на веточке” — Стоя на степе обеими ногами. По примеру взрослого поднимаемся — “взлетаем”, опускаемся на корточки — “садимся”. Повторить 3-5 раз;
    • “Самолет в небе” — Стоя на степе обеими ногами. Стопы прижаты друг к другу. Руки вытянуты в стороны. Совершаем плечами круговые движения по часовой стрелке, в обратную сторону;
    • “Пингвины” — Стоим перед степом, ноги вместе. На счет раз — запрыгиваем на степ 2-мя ногами. На два — спрыгиваем обратно. Повторить 5-7 раз;
    • “Цапля на болоте” — Становимся на степ одной ногой. Вторая нога согнута в колене. Максимально удерживаем равновесие;
    • “Стрекоза” — Стоя двумя ногами на степе. Руки на поясе. По примеру взрослого поднимаемся на носочки и удерживаем равновесие как можно дольше.

    Для первых занятий степ-аэробикой не обязательно приобретать степ. Возможно использование обычной доски, на которую будет подниматься малыш.

    Фитбол гимнастика

    Гимнастика на фитболах

    Фитбол гимнастика — упражнения с использованием специального мяча, подбираемого под возраст и рост ребенка. При выборе обратите внимание на цвет, размера и упругость. Правильный выбор мяча очень важен, так как:

    • цвет влияет на психофизиологическое состояние ребёнка;
    • размер подбирается индивидуально в зависимости от возраста,роста малыша;
    • упругость оказывает воздействие на нагрузку при занятиях.

    Данный вид гимнастики улучшает:

    • дыхательную и сердечно-сосудистую систему;
    • обмен веществ, пищеварение;
    • осанку;
    • координацию,равновесие;
    • работу нервной системы.
    • “Маятник”. Ребенок стоит расставив ноги на ширине плеч. Фитбол в руках, поднят над головой. По примеру взрослого малыш начинает опускать фитбол влево, вниз, вправо, вверх. Повторяем в другую сторону. Выполнить 3-4 раза в разные стороны;
    • “Самолёт”.Ребенок ложиться животом на мяч. Ногами упирается в пол, руки расправляет в стороны и старается поднять спину и голову, как можно выше. В таком положении продержаться несколько секунд. Повторяем 4-5 раз;
    • “Попрыгунчик”. Малыш сидит на мяче. Руками держит мяч. Ногами, согнутыми в коленях, начинает отталкиваться от пола, совершая при этом прыжки;
    • “Перекатывание”. Дети стоя на коленях ложаться на мяч животом. По примеру взрослого, начинают перекатываться на нем вперед, при этом перенося опору с ног на вытянутые руки. В момент когда опора перейдет с ног на руки выполняют движение в обратном направлении.

    Для занятий фитбол гимнастикой с ребенком до года используется большой взрослый мяч, для удобства родителя. После года занятия должны проводиться на фитболе, подобранном под рост малыша. Хорошо использовать мячи с различными усиками, ручками. Избегайте массажных вариантов.

    Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика — упражнения имитации с использованием пальцев обеих рук, направленные на развитие и улучшение мелкой моторики, которая стимулирует появление и развитие речи. Проходят такие занятия в виде веселых игр, сопровождающие песенками,стихами,забавными историями.

    • “Мальчики-зайчики”. Кончики пальцев правой руки поочередно прикасаются к пальчикам левой руки, а потом наоборот. При этом приговариваем:

    “На правой ручке — мальчики

    На левой ручке — зайчики

    И вот они вдруг встретились

    И стали в миг скакать.”

    • “Танцы”. Кончики пальцев правой руки соединяются с “близнецами” с левой руки и ритмично сгибая все пальцы имитируем танец. Выполняем под музыку;
    • “Трудяжки”. Пальчики 2-х рук одновременно или поочередно сжимаем в кулачки и разжимаем. Повторяем 10-12 раз.
    • “Ищем зайчиков”. Детская ручка сжата в кулачок. Взрослый поочередно, начиная с мизинца, прикасается к каждому пальчику малыша, выпрямляет его и приговаривает:

    “Этот зайчик спрятался под ёлкой

    Этот прятался в траве

    Этот убегал от волка

    Этот спал в густой траве

    А последний был растяпой

    И не прятался нигде.”

    Пальчиковую гимнастику можно использовать не только как отдельный вид, но и предлагать в виде разминки во время творческих и учебных занятий.

    Дыхательная гимнастика

    Комплекс упражнений, направленных на развитие и правильное формирование дыхательной системы ребенка. Использование дыхательной гимнастики способствуют:

    • улучшению работы сердечно-сосудистой, кровеносной и дыхательной систем;
    • улучшается питание клеток головного мозга;
    • укрепляется иммунитет;
    • поднимается настроение;
    • улучшается самочувствие
    • “Сдуваем мячики”. Малыши вдыхают как можно больше воздуха носом при этом надувая “щеки-мячики” и постепенно выдыхают через едва приоткрытый рот;
    • “Кто как говорит”. Взрослый задает ребенку вопрос:

    Как говорит волк, ребенок отвечает “у-у-у”

    Как едет паровозик: “ту-ту-ту”

    Как лает собака: “гав-гав-гав” и т.д.”

    Ребенок должен вспомнить ответ на вопрос, продемонстрировать максимально похоже.

    • “Петушок”. Дети становятся прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Разводим руки в стороны, а затем опускаем их и хлопаем по бедрам. На выдохе кукарекаем. Повторяем 5-7 раз;
    • “Паровозик”. Взрослый вместе с ребенком ходит по комнате, при этом руки согнуты в локтях и издают звуки поезда “чух-чух-чух”;
    • “Птички летят”. Родитель вместе с ребенком медленно ходит по комнате поднимая руки в стороны — вдох, и опуская — выдох. Делаем в течении 1-3 мин.

    Дыхательную гимнастику хорошо добавлять к общему комплексу зарядки, в качестве завершающего этапа.

    Гимнастика для глаз

    Эти упражнения необходимо вводить в жизнь ребенка с освоения им умения читать. Хорошо научить кроху выполнять простую гимнастику для глазок как можно раньше, чтобы он использовал ее не только после чтения или письма, но и после просмотра телевизора или компьютера.

    Упражнения гимнастики для глаз способствуют:

    • снятию усталости, расслаблению мышц глаз;
    • улучшению кровоснабжения глазного яблока;
    • формированию привычки проводить профилактику ухудшения зрения.
    • Взрослый вместе с ребенком ищет за окном похожие предметы, которые находятся рядом с ними и в отдалении.
    • “Уголки”. Малыш смотрит в правый верхний угол, затем переводит взгляд в левый нижний.Потов в верхний левый и нижний правый. Для организации этого упражнения хорошо использовать игрушку, прикрепленную к длинной палке. Взрослые водит приспособлением в разные стороны, призывая малыша следить за игрушкой.
    • “Нарисуем восьмерку”. Попросите ребенка нарисовать глазками восьмерку.
    • “День и ночь”. По команде “ночь” малыш крепко сжимает веки, по команде “день” — широко раскрывает глаза. Повторять 3-5 раз.

    Когда знакомить ребенка с разными видами игровой гимнастики

    В жизни ребенка игровая гимнастика может появиться с 14 дней от рождения. Обычно в этот период кроху знакомят с фитбол гимнастикой. Рекомендуется первое занятие провести под руководством опытного тренера по фитбол гимнастике на базе поликлиники или спортцентра.

    До года этого вида гимнастики вполне хватает для полноценного развития мышц тела ребенка. С того момента, когда сын или дочка начнут ходить, можно постепенно вводить новые виды: дыхательную гимнастику, зарядку, физкультминутки с использованием упражнений, доступных крохе.

    К 3-м годам малыш осваивает основные двигательные умения, его можно начинать знакомить с более сложными видами игровой гимнастики: степ-аэробикой, игровым стретчингом, пальчиковой гимнастикой и упражнениями для глаз.

    При желании, разные виды игровой гимнастики комбинируются между собой или включаются в общий комплекс физических упражнений.

    Что одеть на ребенка для занятий

    Одежда для занятий игровой гимнастикой не принципиальна. Главное, чтобы она соответствовала нескольким требованиям:

    • состояла из натуральных тканей;
    • не ограничивала движения тела;
    • не натирала и не сдавливала.

    Обувь для занятий должна быть спортивной и удобной, идеально подходящей по размеру. При желании можно использовать носки с не скользящей подошвой.

    Медицинские противопоказания

    Использование игровой гимнастики для детей ясельного и дошкольного возраста практически не имеет противопоказаний. С осторожностью ее нужно применять для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, сложными заболеваниями внутренних органов. Желательно предварительно проконсультироваться с лечащим врачом.

    Игровая гимнастика — легкий способ физического развития ребенка дошкольного возраста, который стимулирует появление новых двигательных навыков, является профилактикой нарушения осанки, улучшает работу внутренних органов и систем. Воспользовавшись простыми и понятными упражнениями, вы сможете предложить ребенку не только хорошее настроение, но и повысить его иммунитет, выработать привычку соблюдать принципы здорового образа жизни.

    Музыкальное развитие детей

    Цель – развивать слух, музыкальную память и ритмические способности детей.

    Цель упражнений – научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.

    Цель движений, композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.

    При планировании занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.

    Дети 2-3 лет легко различают 2-3-х частную форму, запоминают движения упражнений, определяют разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального произведения.

    Методика.
    Выбор упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).
    Предварительная работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут путаться при другом показе.
    Запаздывающий показ (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя. Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.

    Читайте также: