Тайна запечного сверчка краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Произведение Г. Цыферова "Тайна запечного сверчка" посвящено детству и приключениям гениального композитора Вольфганта Амадея Моцарта. Зальцбург, в котором родился Моцарт, был необычным городом - в нем все было пропитано музыкой, и рождение одаренного мальчика в таком месте было закономерным. Но у маленького Моцарта была тайна, узнать о которой вы сможете прочитав эту чудесную сказку.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Тайна запечного сверчка

Небольшое вступление

Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.

Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург — родину композитора…

…Полночь. По тихим узким улочкам бредёт ночная стража. Звон её бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещённые окна. В тёмных садах пахнет ночными фиалками…

Долго не покидала моего воображения эта старинная картина. Временами даже казалось, что я слышу тот фиалковый запах.

Музыка… Наверно, когда-то, выпорхнув из стрельчатых окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело.

А может быть, не ушло, не отцвело?! Может, по-прежнему живёт тот старый Зальцбург, и в нём — маленький мальчик, по имени Вольфганг Амадей Моцарт? Кто знает…

Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстаёт перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино — весёлый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение.

Я расскажу тебе, мой читатель, о жизни маленького Моцарта.

О Зальцбурге и некоторых обстоятельствах рождения нашего героя

В те дни Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. На карте тогдашней Европы оно выглядело крохотным, не более ноготка. Но ведь его измеряли лишь в ширину и длину. А стоило поднять свой взор выше — и вы немало удивились бы…

Здесь, в Зальцбурге, начинали своё шествие величественные Альпы — одни из самых красивых гор Европы. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой их белоснежные шапки. А кроме того, у солнца имелось ещё много других дел: заглянуть в каждую улицу, каждый сад, дом и главное — вовремя улыбнуться здешнему владельцу — архиепископу, дабы в княжестве всё шло тихо и спокойно…

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий — пел и каждый четвёртый — обязательно играл на музыкальном инструменте.

А как пели, играли и плясали зальцбуржцы! Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в весёлом танце пролетающие мимо лёгкие облака!

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

И пока всё здесь пребывает в счастливой неизвестности, мы перейдём к следующей главе.

Ну, конечно, маленький Моцарт стал музыкантом! Мы даже знаем сейчас тот счастливый день и час, когда это произошло.

— Достопочтеннейший сударь День, а не расскажете ли вы нам более подробно эту историю? Отчего маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна.

О сказочной тайне маленького Моцарта

В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле.

И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…

Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут… Да это же сам — запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой!

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

— Добрый вечер, маленький сударь!

— Добрый вечер, — удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл…

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

— Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

— А что же вам мешает, маленький сударь? — спросил Сверчок. — По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

— Но я ещё маленький! — рассердившись, сказал Моцарт и с досадой топнул ножкой.

Тогда Сверчок тоже топнул ножкой.

— Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам — четыре! И уж давно пора стать настоящим маэстрино!

— Вы правы, — смутился Моцарт. — Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!

И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:

— Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте.

И Сверчок заиграл! Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слышать музыку, подобную этой!

Умолк последний звук.

— Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! — сказал Сверчок и, откланявшись, удалился…

Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!

Однажды в году, как раз в тот день и час, о котором писал Леопольд Моцарт, вспоминая первый менуэт, разученный сыном, в Австрии вновь звучит удивительная музыка. Это в честь маленького Моцарта играют зальцбургские сверчки, и, слушая их, танцует за окном вечерний снег…

О танцующем снеге, о вене и серебряной шпаге принца

Танцующий снег… Теперь он был не в маленьком Зальцбурге, а в большой прекрасной Вене, столице Австрии.

Ослепительно блистали старинные венские фонари, и в праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки.

Впрочем, так было в конце путешествия. А в начале?

Но что скажет император?

Но что скажет императрица?

Но что скажут придворные?

И, главное, как отнесутся к Вольфгангу столичные музыканты.

Однако все сомнения оказались напрасными! Маленький музыкант сразу покорил венскую публику! Вольфганг играл бесподобно. И, наверное, поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…

Так было вечером…

А утром… Утром произошло ещё одно удивительное событие!

Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь и на пороге появился чопорный императорский лакей.

Осыпав комнату блеском позументов, он склонился в торжественном поклоне:

— За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!

Ах, какое прекрасное пробуждение! Словно кружатся, сверкают бесчисленные зеркала, и в каждом — лиловый камзол, и в каждом — серебряная шпага!

Нет, маленький Моцарт не может, не смеет этому поверить!

Но старший Моцарт рассеивает все сомнения. Роняя слова сквозь счастливые слёзы, он говорит:

— Это всё правда, правда, Вольфганг! Исполнилась мечта наша! Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты — маленький принц австрийской музыки! Поздравляю тебя, мой мальчик!

В день отъезда Моцарта, будто празднуя его блистательный успех, ярко сияли старинные уличные фонари, а вокруг кружился и кружился пушистый радостный снег! Смеясь, Вольфганг ловил его шпагой. Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами…

…Однажды такой белый цветок я нашёл в одной старой-старой книге. Там рассказывалось о маленьком музыканте, о старинных фонарях, танцующем снеге, лиловом платье принца и о серебряной шпаге…

И теперь, мой читатель, я поведал об этом тебе…

Известен ли тебе, мой читатель, знаменитый случай с римским папой и маленьким Моцартом?

Восторженные итальянцы до сих пор не перестают щёлкать языком и удивляться:

— Нет, вы только подумайте! Гордый первосвященник склонился перед талантом мальчика?!

…Римский папа не признавал никого и ничего, кроме бога, себя и музыки. Да-да, музыки! Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей, и поэтому собирал и покупал самую прекрасную музыку.

Раз или два в год эта прекрасная музыка торжественно звучала в папской церкви. И тогда, точно весенние ласточки, взлетали вверх голоса хора, а холодный храм будто теплел и наполнялся ласковым светом!

Потом праздник кончался, всё меркло. Драгоценные ноты прятали в бархатную темницу — золочёную папскую шкатулку. Там она и хранилась до следующего праздника среди запахов засохшей вербены и сладкого ладана.

День и ночь два дюжих гвардейца стояли на страже, оберегая прекрасную музыку.

И по сей день в Италии всё оставалось бы по-прежнему, но один поистине волшебный случай нарушил заведённый папой порядок. И было это так.

Как раз в то время в Италии выступал маленький Моцарт.

Однажды, гуляя по вечернему Риму, он забрёл в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор, верующие молились. Никто не заметил прихода юного Моцарта. А он пришёл, послушал музыку и ушёл, так никем и не замеченный.

Виновником переполоха был маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул шкатулку с драгоценными нотами! Будучи в церкви, он просто запомнил эту музыку — всю, от начала до конца!

Теперь её распевал весь Рим!

Ах, как негодовал римский папа! Он даже велел арестовать уши Моцарта, дабы впредь они не смели слышать то, что им не положено!

Две холодные алебарды коснулись ушей мальчика! Две холодные алебарды теперь сопровождали его всегда и везде.

Радость Моцарта была огромной. Но гораздо больше его радовала благодарность людей. Он подарил им то, что они любили…

О поездке Моцарта в прекрасный Париж

Париж. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!

Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ… Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!

Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах!

Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут… Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это?!

Более того! Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский… воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться!

И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.

В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:

— Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

— Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.

Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали:

— Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт — паж Его Величества.

Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать.

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя.

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню — воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда:

О первой национальной опере, о великом Глюке и маленьком Моцарте

…Однажды молодой австрийский император, пощипывая пышное кружевное жабо, неожиданно сделал рукой жест, напоминающий полёт дирижёрской палочки.

Придворные тотчас же поняли намёк своего императора и заказали Моцарту комическую оперу-буффа.

Однако на представлении оперы Моцарта посмеяться никому не пришлось. И хотя уже шли репетиции и театральные примадонны пробовали пружинки голосов, комической опере-буффа так и не суждено было подняться на сцену.

И знаете почему?

Знаменитые венские музыканты, все как один, выразили своё неудовольствие Моцартом. И самым важным среди них был Глюк.

Глюк был не просто музыкантом и композитором. Похожий больше на серебряный орган, чем на живого человека, он как бы олицетворял сам дух музыки! К сожалению, слава пришла к Глюку с опозданием. И теперь этот живой серебряный орган, как ребёнок, дулся на маленького Моцарта.

Злые умы истолковали недовольство знаменитого старика по-своему: великий Глюк не признаёт юного Моцарта!

И вскоре двери императорского театра закрылись перед удачливым маэстрино.

Рассерженный Вольфганг так стукнул по оперной папке, что ноты, словно птицы, разлетелись во все стороны! Жалкие и одинокие, они летели по всей Вене, опускались на дома и деревья… Казалось, весь город справляет белый траур по маленькому Моцарту.

Среди всех нотных листков один оказался счастливым. Его поднял добрый доктор Месмер. Свернув листок подзорной трубой, он посмотрел на дом Моцарта.

Отчаявшийся Вольфганг стоял у окна и рисовал на нём пальцем бесконечные унылые кружочки…

Но вот в окно стукнула докторская трость, и кружочки, точно биллиардные шары, вмиг разлетелись! За распахнутым окном открылась площадь — весёлая, нарядная, ликующая!

— Вы видите, Вольфганг, как веселится народ?! — воскликнул Месмер. — Сегодня я заказываю вам новую оперу! Народную, с танцами!

Картины, одна удивительнее другой, возникали перед глазами — весёлые, волшебные, неповторимые.

Теперь даже самые закоренелые недоброжелатели и завистники таяли от восторга!

А старый, важный, знаменитый Глюк?

Говорят, он тоже был на первом представлении. Происходящее на сцене заворожило великого музыканта!

Волнуясь, он не заметил, как превратил розовый листок оперной программки в крохотный лёгкий кораблик.

— Браво! Браво, Моцарт!

О сказке с печальным концом

Озарённая блистательным успехом, жизнь маленького Моцарта была похожа на сказку.

Однако заглянем в итальянский город Болонью, на благороднейшую Страда Сан-Донато.

Там, в сумрачном здании старинной академии, на одной из стен, потемневших от времени, хранился когда-то портрет юного Моцарта. Удивительное творение! В обрамлении парадной красоты и лиловой торжественности — печальное и таинственное лицо мальчика. Маленький академик будто с тревогой ждёт чего-то, что-то предчувствует… Но что.

Поведаю я тебе, мой читатель, одну историю.

Жил когда-то на свете сиятельный вельможа. И славился он в мире своей великой любовью к прекрасному. Лучшие картины, старинные гобелены, статуэтки и фарфор украшали его гостиную. Но не роскошные гобелены, не распахнутые, как солнце, веера, не молочно-румяный фарфор, а маленький живой музыкант — вот что было самым прекрасным в доме графа!

Серебряный паричок, лиловый камзол и крохотная шпага делали маленького музыканта похожим на изящную статуэтку. Сиятельный хозяин и его высокопоставленные гости не чаяли в игрушечном музыканте души! Особенно, когда он садился за клавесин и начинал играть. А играл он — чудо как легко и красиво!

— Сказочный гномик! Изумительная вещь! — сюсюкали напыщенные господа, сложив губы рюмочкой.

…Но время шло. Гномик рос, становился старше. И однажды, после игры, он встал посреди роскошной гостиной и сказал:

— Господа! Гномика больше нет! Взгляните, я совсем уже взрослый!

Бедный, бедный музыкант! Он ждал дружеских приветствий, сердечных поздравлений… Увы!

Сиятельный граф смерил его презрительным взглядом:

— Ну что ж, любезнейший, — сказал он, — коль вы перестали быть игрушкой, ваше место на кухне!

И музыканта прогнали прочь…

Вот какой печальный конец у сказки о маленьком музыканте, похожем на фарфоровую статуэтку.

Серебряный паричок, лиловый камзол и шпага принца…

Надеюсь, мой читатель, ты всё понял.

Да, это рассказ о нём, о маленьком Моцарте. Именно такой и была его жизнь, когда он возвратился в родной Зальцбург после долгих странствий.

Из блестящего мира концертных залов и сверкающих гостиных он сразу, будто оступившись, упал в лакейскую.

Так поступил с ним его хозяин — архиепископ. Иначе не могло и быть. Пока Моцарт был маленьким чудом, забавной игрушкой знатных господ, его любили и баловали.

Но взрослый он не мог без разрешения переступить порог аристократического салона. Там ценился не талант, а титул.

Всякий раз напыщенный мажордом, ударяя о пол жезлом, торжественно, словно внося новое блюдо, провозглашал:

— Его сиятельство князь. Его величество граф.

А что он мог сказать о Моцарте?!

Внук переплётчика, бедняк из Зальцбурга. Да кто же будет ему кланяться? Кто станет уважать.

Правда, возмущённый юноша писал потом, что чести и достоинства в нём гораздо больше, чем у любого графа. Да какой прок в тех высоких словах?!

Когда впервые гордый музыкант захотел сказать об этом вслух, секретарь архиепископа просто пнул его башмаком. И пока он падал, каждая ступенька мраморной лестницы отзывалась жестоким смехом архиепископского секретаря:

Безродный му-зы-кан-тиш-ка! Ха-ха-ха.

Небольшое заключение

Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка…

Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь.

Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

Напрасно грустили о нём зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

И если ты, мой читатель, успел полюбить маленького Моцарта и тебе не хочется с ним расставаться, послушай его прекрасную музыку…

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Жанр: рассказ.

Тема произведения: история.

Число страниц: 18.

Главные герои и их характеристика

  1. Моцарт, Вольфганг. Молодой гений, из небогатой семьи, талантливый.
  2. Сверчок. Насекомое-музыкант. Учитель Моцарта.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Мудрый сверчок советует Моцарту стать музыкантом. Мальчик быстро приобретает известность и становится модным композитором, но его жизнь не оказывается лёгкой.

Сюжет – краткое содержание

  1. Юный Моцарт родился в семье музыкантов, и его отец хотел, чтобы сын продолжил семейное дело.
  2. Сверчок наградил юного Моцарта способностью запоминать все мелодии, которые он хоть раз услышал.
  3. Моцарт запомнил тайную мелодию папы Римского, и тот наградил его орденом.
  4. Моцарт посетил Париж, где был обласкан королём, но удивлён нищетой горожан.
  5. Великий Глюк не признавал Моцарта, пока не услышал его первую народную оперу.
  6. Моцарта считали игрушкой, а он не хотел ею быть и служил только музыке.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод в Риме, когда Моцарт услышал мелодию, которую слушал только папа. Но Моцарт сразу запомнил мелодию, и её стал напевать весь Рим. Папа арестовал уши Моцарта, но потом решил просто наградить композитора.

План произведения для пересказа

  1. Рождение Моцарта.
  2. Мечты отца.
  3. Музыка сверчка.
  4. Дар сверчка.
  5. В Вене.
  6. В Риме.
  7. Орден папы.
  8. Французский король.
  9. Нищий Париж.
  10. Зависть Глюка.
  11. Народная опера.
  12. Пинок Моцарту.
  13. На службе музыки.

Главная мысль

Гений всегда пробьёт себе дорогу, он не зависит от должностей и происхождения.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить музыку, стремиться к достижению своей цели, быть упорным и трудолюбивым. Учит делать своё дело. Учит не сдаваться и не отступать. Учит, что богатство туманит разум человека, делает его злым и бесчувственным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка и очень понравился Моцарт. Таким великого композитора я ещё не знала. Оказалось, его жизнь отнюдь не была усыпана розами, он был из простой семьи и потому его воспринимали как игрушку, призванную развлекать богачей и знать.

Новые слова и выражения

Сиятельный граф – дворянский титул.

Мажордом – лакей, дворецкий.

Архиепископ – высший церковный чин.

Пословицы к произведению

Не место красит человека, а человек место.

В чужую дудку не наиграешься.

Мир без музыки, что птица без крыльев.

Под хорошую музыку ноги сами пляшут.

Музыкант умирает, а пальцы всё играют.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 5 июня 2019 г.

Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"

Главные герои сказки "Тайна запечного сверчка" и их характеристика

  1. Вольфганг Амадей Моцарт. Талантливый композитор.
  2. Леопольд Моцарт. Его отец, скрипач.
  3. Сверчок. Наставник юного Моцарта.
  4. Французский король. Любитель музыки.
  5. Римский папа. Не смешной, а добрый.
  6. Архиепископ. Злодей.
  1. Моцарт родился в семье скрипача, и его отец мечтал, чтобы сын стал музыкантом.
  2. Сверчок сыграл Моцарту свою мелодию, и Моцарт стал запоминать всю музыку, которую слышал.
  3. Его с триумфом приняли в Вене, а потом в Риме, где папа наградил Моцарта орденом.
  4. С ним говорил французский король и им восхищались добрые парижане.
  5. Сам Глюк оценил талант Моцарта, когда тот написал народную оперу.
  6. Но Моцарт вырос, им перестали восхищаться как игрушкой, и он стал служить музыке.

Чему учит сказка "Тайна запечного сверчка"
Сказка учит тому, что любой талант должен своим трудом пробивать себе дорогу. Не должен отчаиваться, сдаваться и служить чьим-либо интересам. Учит тому, что в мире много несправедливости, мимо которой нельзя проходить. Учит любить музыку.

Отзыв на сказку "Тайна запечного сверчка"
Мне понравилась эта сказка о великом композиторе Моцарте. Я никогда не думала о Моцарте как о человеке, а теперь знаю, что если детство Моцарта и было похоже на сказку, то его взрослая жизнь была очень непростой.

Пословицы о музыке к сказке "Тайна запечного сверчка"
Мир без музыки, что птица без крыльев.
В чужую дудку не наиграешься.
Звенят бубны хорошо, да плохо кормят.
Музыкант умирает, у пальцы все играют.
Под хорошую музыку ноги сами пляшут.

Однажды автору вспомнился ночной Зальцбург, топот стражи и запах фиалок. И он решил рассказать всем о жизни Моцарта.

В то время Зальцбург был столицей маленького княжества у подножия великих Альп. В городе было множество церквей, но не ими славился Зальцбург. На самом деле, каждый второй житель города умел плясать, каждый третий петь, каждый четвертый играть на музыкальных инструментах.
И судьба решила подарить Зальцбургу своего собственного великого композитора.
Когда родился маленький Вольфганг Амадей Моцарт, его отец, скрипач Леопольд Моцарт, подумал о том, кем станет его сын. Будет ли он переплетчиком, как большинство его предков, или отдаст сердце музыке, как Леопольд.
В за день до своего четвертого дня рождения Моцарт изучил свое первое музыкальное произведение.

Однажды маленький Моцарт услышал странный звук. Его издавал Сверчок, который вышел к малышу в бархатном плаще и со скрипкой.
Сверчок поклонился Моцарту и заиграл. Моцарт был в восхищении, но пожаловался, что он не умеет запоминать нот. А сверчок сказал, что для этого он и пришел. И что сейчас он сыграет одну мелодию, которую Моцарт должен будет запомнить. И тогда он будет помнить все другие мелодии.
Сверчок сыграл чудесную мелодию и попрощался, сказав, что надеется на то, что Моцарт со временем станет великим маэстро.
И Моцарт всю жизнь вспоминал этого сверчка, но мало кто ему верил.

Моцарт жил в Вене и снег танцевал ему в свете фонарей.
В начале Моцарты очень волновались, как примут молодого композитора в столице. Но концерт прошел на ура. Все восхищались маленьким музыкантом и аплодировали ему.
А утром Моцарту прислали подарок от Ее величества - платье принца и маленькую серебряную шпагу. Теперь Моцарт стал принцем австрийской музыки.

Римский папа очень любил музыку и покупал все самое лучшее. Раз или два в год, он устраивал праздник и тогда торжественная музыка заполняла стены его церкви.
Однажды в Рим приехал Моцарт и, гуляя по городу, зашел в папскую церковь. Он послушал музыку, а на следующий день ее распевал весь Рим.
Моцарт просто запомнил ее всю, от начала и до конца.
Папа был в негодовании и велел арестовать уши Моцарта. Повсюду с Моцартом ходили стражники с двумя алебардами и стерегли его уши.
А весь Рим стал смеяться над этим.
И тогда папа сменил гнев на милость. Он решил быть добрым, а не смешным, и пожаловал Моцарту орден "Золотая шпора", который давали только самым старым и прославленным композиторам.
А юному Моцарту было всего двенадцать.

Париж считался самым великолепным городом в древности. Люди там жили веселые и сами любили шутки. Когда в Париж приехал юный Моцарт, они тоже решили, что это шутка. И Моцарт старался угодить добрым парижанам своими пьесами и менуэтами.
И Париж полюбил Моцарта.
На Новый год Моцарта пригласил в свой дворец король, и Моцарт был там в костюме королевского пажа. Король спросил Моцарта, что тот думает о музыке, и Моцарт сказал, что музыка - это голос нашего сердца.
Но когда Моцарт возвращался из дворца, он увидел на берегу Сены грязного нищего мальчика, который протягивал к нему руку. У Моцарта не было денег, и он отдал мальчику свой белоснежный пажеский плащ. А потом долго бежал по улицам со слезами на глазах.
А годы спустя сочинил колыбельную, которая начиналась словами "Спи моя радость, усни, в доме погасли огни. "

Однажды австрийский император заказал Моцарту комическую оперу-буфф. Но той не суждено было появиться на сцене. Ведь против Моцарта поднялись все венские музыканты и особенно негодовал Глюк. Глюк был великим композитором, самим духом музыки, но слава к нему пришла поздно. И теперь великий Глюк дулся на маленького Моцарта.
Перед Моцартом закрылись двери венской оперы.
Моцарт так сильно хлопнул оперной папкой, что листы разлетелись во все стороны. И один из них подобрал доктор Месмер.
Он пришел к Моцарту и заказал народную оперу. Моцарт пришел в восторг и вскоре опера "Бастиен и Бастиена" была написана.
Она получилась по-взрослому смешной и по-детски трогательной.
А великий Глюк пришел на первое представление и первым закричал "Браво, Моцарт!"

Жил тогда вельможа, который собирал все прекрасное. И самым ценным в его коллекции был маленький гномик, с серебряной шпагой и в лиловом камзоле. Когда он садился за клавесин и начинал играть, все замирали в восхищении.
Но время шло и гномик вырос. Он стал взрослым человеком и вельможа-архиепископ просто выгнал его. Ведь тот перестал быть игрушкой.
Это был Моцарт.
Пока он был юн, им восхищались, когда он вырос, двери аристократических салонов закрылись перед ним. Ведь там ценился титул.
И Моцарт долго помнил, как секретарь архиепископа пнул его и Моцарт падал, пересчитывая ступени лестницы.

Для Моцарта началась взрослая жизнь. Он уехал из Зальцбурга и никогда туда не возвращался. Он стал первым независимым музыкантов 18 века, и подчинялся только музыке.
И весь мир замирает от счастья, когда звучит музыка Моцарта.

Геннадий Михайлович Цыферов – писатель, сказочник, сценарист, драматург. В молодости в течение трех лет работал в детском интернате педагогом-воспитателем. И в это время начал писать сказки-миниатюры. Позже начал профессионально заниматься литературой, работал сценаристом мультипликации.

Краткое содержание

Главные герои

1) Моцарт – маленький мальчик, который рано выучился музыке, был очень талантлив, играл и сочинял прекрасную музыку.

Главная мысль

Музыка – это голос сердца.

Чему учит?

Сказка учит ценить прекрасное, любить классическую музыку, развивать таланты.

Пословицы

1) Где песня льется, там легче живется.

2) Музыка – поэзия воздуха.

3) Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

4) Талантливый человек талантлив во всем.

Отзыв

Читайте также: