Таинственный ночной гость дмитриев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: работать над правильным, осознанным чтением;
воспитывать бережное, внимательное отношение к людям, животным;
развивать речь и мышление через систему коррекционно - развивающих упражнений.

1. Орг. момент.
Рапорт

Учитель приветствует детей и выражает уверенность, что работа на уроке будет плодотворной.

Учитель предлагает произнести наизусть речевую разминку.
Чтение - самый прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Будь это стих или рассказ,
Мы учим их, они учат нас.
А чему нас учат уроки чтения?

Учащиеся сдают рапорт.


Хором произносят
речевую разминку и отвечают на вопрос.

Задание на развитие памяти.

Биография писателя Ю.Дмитриева.

Словарная работа перед чтением рассказа учащимися.


Чтение рассказа учащимися.
Анализ содержания рассказа.

- Кто запомнил все слова?


Лоза - длинный, гибкий стебель некоторых кустарников.
Ветла - вид ивы.

Чтение учителя.
- Понравился ли вам рассказ?
- Какое он вызывает настроение?

Учитель предлагает хором прочитать многосложные слова.
о - пле - тав -ше - го
за - кры - вав - ше - го
не - прав - до - по -доб - на - я
у - ми - рот - во - рён - ны- - е
о - ко - че - нев - ша - я
о - то - рвав - ша - я- ся


Зимой наш двор засыпало снегом, и мы ходили от дверей до ворот по узенькой тропинке, которую чуть ли не каждый день приходилось расчищать. И трудно было поверить, что и дом наш, и двор, да и вся улица — в Москве, что в нескольких шагах, стоит лишь свернуть за угол, шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, трамваи и автобусы. А в нашем доме была тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Именно такая тишина была и в ту ночь.

Я сидел и читал. В комнате было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. И о том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра, который время от времени швырял пригоршни снега в окно, да по скрипу старой ветлы. Вдруг среди этих звуков я уловил новый: кто-то осторожно стучал в стекло. Потом стук стих, но вскоре снова повторился. Было уже очень поздно, кто же это мог стучать? Порыв ветра заглушил все звуки, а когда стало тише, я опять услышал легкое постукиванье по стеклу.

Потом мне показалось, что кто-то пытается открыть форточку, во всяком случае, старается осторожно просунуть какой-то тонкий инструмент в щель. Я быстро погасил свет и отдернул штору. Но за замерзшим стеклом никого уже не было. Немного подождав, я опустил штору и зажег лампу. И тут снова послышался слабый стук, и кто-то завозился у форточки. Но на этот раз невидимка действовал очень тихо и неуверенно. Через несколько минут что-то царапнуло по стеклу и наступила тишина — даже ветер утих. Я опять погасил лампу, отдернул штору. Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворенные сугробы искрились в голубоватом свете луны.

Утром я вышел из дому и, увязая в снегу, стал пробираться к окну: мне хотелось посмотреть, не оставил ли таинственный ночной гость каких-нибудь следов. Нет, на снегу не было ни одного пятнышка, ни одной вмятинки. Только на притолоке окна лежала полузанесенная снегом мертвая синичка.

Вот он, таинственный ночной гость! Замерзая, синичка стучала в окно — единственное освещенное окно во всем доме — и просила помощи. И что стоило мне открыть форточку! Но я не догадался.

Следующей ночью я долго не мог уснуть: мне казалось, что вот-вот раздастся легкий стук в стекло или кто-то начнет возиться у форточки. Я ждал долго. И вдруг… сначала один удар в стекло, потом еще несколько. Бросившись к форточке, я широко распахнул ее. Холодный воздух ворвался в комнату, но в форточку никто не влетел. А стук опять повторился.

Я быстро оделся и вышел во двор. Была морозная безоблачная ночь, и я мог хорошо разглядеть окно своей комнаты. Но птички на окне не было. А в стекло постукивала оторвавшаяся лоза дикого винограда, которую трепал ветер.

Вернувшись в комнату, я закрыл форточку и сел к столу. Но почему-то в комнате стало очень холодно. Неужели за несколько минут, пока была открыта форточка, комната успела так остыть? Я подошел к теплой печке и постепенно стал согреваться. Во всяком случае, меня перестало знобить. Но где-то внутри, под сердцем, по-прежнему было холодно. И я знал: этому никакая печка не поможет.

Я пытался утешить себя, что не виноват в гибели птички. Разве я мог догадаться, кто и зачем стучит в окно? Но холодок не проходил.

Да, конечно, я не был виноват в гибели птички. Но разве в этом дело? Надо, надо все-таки, наверное, открывать форточки, окна, двери по первому требованию, по первому стуку: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи!

Домашнее задание. Подумай, почему автор говорит, что у него "где-то под сердцем. было холодно". Ради чего Юрий Дмитриев написал этот рассказ? Только ли о помощи птицам зимой хотел рассказать писатель?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе

коррекционной школы

Цели: Обучающиеся познакомятся с новым произведением; получат возможность научиться выделять основную мысль произведения; находить ключевые фразы.

Задачи: работать над правильным, осознанным чтением;

Коррекционно – развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция внимания, памяти, мышления посредством упражнений на основе анализа и синтеза; корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся, пополнять словарный запас, развивать коммуникативность, раскованность в общении;

Воспитывать бережное, внимательное отношение к людям, животным;

Давайте друзья улыбнемся друг другу.

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

2 Эмоциональный настрой.

Ребята обратите внимание на доску. Какое слово здесь зашифровано?

Посмотрите на эти две картинки? Что на них изображено? На какой из них вы бы хотели оказаться? Почему?

- Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
- Что вам очень нравится зимой?
- А что вы зимой очень не любите?
- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели)

Мотивационный момент.

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом о зиме , с замечательным произведением Ю.Дмитриева

Биография писателя Ю.Дмитриева.

- Юрий Дмитриев написал много книг для детей о живой природе. Книги Ю.Дмитриева неповторимы и оригинальны. У него зоркие писательские глаза, свой стиль, огромная эрудиция. Он способен удивляться и радоваться, глядя на обычные вещи.

В своих книгах автор учит узнавать обитателей лесов, рек, полей. Он учит нас, как надо наблюдать за природой, чтобы сделать открытие самому. Но кроме этого главные уроки книги – уроки добра и красоты.

Книги Юрия Дмитриева – это то, что нас окружает. Он пишет о защите природы, о сохранении мира на земле.

Работа с заголовком (прогнозирование).

4.Словарная работа перед чтением рассказа учащимися.

Лоза – длинный, гибкий стебель некоторых кустарников.
Ветла – вид ивы.

Полумрак - слабое освещение, почти полное отсутствие света

Проспект- длинная прямая улица

Притолока- верхний брус в дверном проеме

Неправдоподобная- непохожая на правду

Целеполагани е: Сейчас мы с вами будем читать текст, вы будьте предельно внимательными и постарайтесь понять: Кто же этот таинственный ночной гость?

- Какое чувство вызывает у вас этот рассказ?

- Так кто же этот таинственный ночной гость?

- Почему он таинственный?
6 . Речевая разминка
-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи и следить за своей осанкой)
- Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем три раза.
- Произнесите предложение, делая логическое ударение каждый раз на другом слове. (вопрос, восклицание, таинственно)
С неба падают снежинки.

Хоровое прочтение трудных слов.

о – пле – тав–ше – го
за – кры - вав – ше – го
не – прав – до – по –доб – на – я
у – ми – рот - во – рён – ны- - е
о – ко – че – нев – ша – я
о – то – рвав – ша – я- ся

7.Чтение учениками основной части текста по абзацам (чтение с остановками)

Ребята, кто помнит в какое время суток происходит событие в рассказе?

Начнем читать текст со слов ( Именно такая тишина была в ту ночь …до слов но стук больше не повторился …)

- Почему автор в первую ночь не вышел на улицу?

Чтение следующей части (со слов утром я вышел на улицу…. до слов я не догадался)

- Какие чувства испытал рассказчик, когда увидел замёрзшую птичку?
Чтение следующей части ( со слов Следующей ночью.. до слов трепал ветер)

- Почему во вторую ночь автор, услышав стук, открыл форточку и быстро вышел во двор?

Чтение следующего отрывка (со слов Я вернулся в комнату, до слов печка не поможет..)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие строчки можно подписать под ней?
- Почему птичка стучала в стекло?

От чего гибнут птицы?

А можно им помочь?

А как вы помогаете пернатым пережить зиму?

Чтение стихотворения учителем на фоне презентации о птицах.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

8. Логическая цепочка(работа в группах с последующей проверкой).

Зимой наш двор засыпало снегом

В нашем доме была тишина.

Вдруг кто-то осторожно постучал в стекло

Я быстро погасил свет и отдернул штору

Но за замерзшим стеклом ничего не было

Утром я вышел из дома и стал пробираться к окну

На занесенной снегом притолоке лежала окоченевшая синичка

Следующей ночью я долго не мог уснуть

- Какая пословица подходит к нашему рассказу.
Дорога помощь вовремя.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Добро сеять – добро и пожинать.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Делай другим добро - будешь сам без беды.

Подведение итогов урока

- Можно ли эту историю перенести на жизнь людей?

-А в вашей жизни были подобные случаи? Делали добро?

- Чему нас учит рассказ?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- что мы можем сказать всем людям?

(Давайте ещё раз прочитаем главную мысль рассказа.)

Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

- Кто запомнил все слова?

III. Вводная беседа об авторе.

Книги Юрия Дмитриева воспитывают уважение к природе, к соседям по планете, ко всему живому, что нас окружает.

- Понравился вам этот рассказ? Скажите, какое настроение хотел передать автор? Какая главная мысль его рассказа?

- Мы с вами закончили чтение рассказов о природе Юрия Дмитриева. Думаю, что они вам понравились. Надеюсь, что вы еще не раз обратитесь к этому автору и самостоятельно прочитаете его добрые, смешные, грустные истории про животных, которые живут на нашей планете.

Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.

Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:

1. …Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
2. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.

Птицам зимой трудно, голодно.

У. Отгадайте загадку.

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать. (Кормушка)

^ Ученик читает стихотворение А. Чепурова.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
^ У. Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

Зимой наш двор засыпало снегом, и мы ходили от дверей до ворот по узенькой тропинке, которую чуть ли не каждый день приходилось расчищать. И трудно было поверить, что и дом наш, и двор, да и вся улица – в Москве, что в нескольких шагах, стоит лишь свернуть за угол, шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, трамваи и автобусы. А в нашем доме была тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.

Именно такая тишина была и в ту ночь.

Я сидел и читал. В комнате было тепло, свет лампы мягко падал на книгу, уютно тикали часы. И о том, что на улице метель, я мог судить лишь по шуму ветра, который время от времени швырял пригоршни снега в окно, да по скрипу старой ветлы. Вдруг среди этих звуков я уловил новый: кто-то осторожно стучал в стекло. Потом стук стих, но вскоре снова повторился. Было уже очень поздно, кто же это мог стучать? Порыв ветра заглушил все звуки, а когда стало тише, я опять услышал легкое постукиванье по стеклу.

Потом мне показалось, что кто-то пытается открыть форточку, во всяком случае, старается осторожно просунуть какой-то тонкий инструмент в щель. Я быстро погасил свет и отдернул штору. Но за замерзшим стеклом никого уже не было. Немного подождав, я опустил штору и зажег лампу. И тут снова послышался слабый стук, и кто-то завозился у форточки. Но на этот раз невидимка действовал очень тихо и неуверенно. Через несколько минут что-то царапнуло по стеклу и наступила тишина – даже ветер утих. Я опять погасил лампу, отдернул штору. Метель действительно улеглась, небо прояснилось, и умиротворенные сугробы искрились в голубоватом свете луны.

Утром я вышел из дому и, увязая в снегу, стал пробираться к окну: мне хотелось посмотреть, не оставил ли таинственный ночной гость каких-нибудь следов. Нет, на снегу не было ни одного пятнышка, ни одной вмятинки. Только на притолоке окна лежала полузанесенная снегом мертвая синичка.

Вот он, таинственный ночной гость! Замерзая, синичка стучала в окно – единственное освещенное окно во всем доме – и просила помощи. И что стоило мне открыть форточку! Но я не догадался.

Следующей ночью я долго не мог уснуть: мне казалось, что вот-вот раздастся легкий стук в стекло или кто-то начнет возиться у форточки. Я ждал долго. И вдруг… сначала один удар в стекло, потом еще несколько. Бросившись к форточке, я широко распахнул ее. Холодный воздух ворвался в комнату, но в форточку никто не влетел. А стук опять повторился.

Я быстро оделся и вышел во двор. Была морозная безоблачная ночь, и я мог хорошо разглядеть окно своей комнаты. Но птички на окне не было. А в стекло постукивала оторвавшаяся лоза дикого винограда, которую трепал ветер.

Вернувшись в комнату, я закрыл форточку и сел к столу. Но почему-то в комнате стало очень холодно. Неужели за несколько минут, пока была открыта форточка, комната успела так остыть? Я подошел к теплой печке и постепенно стал согреваться. Во всяком случае, меня перестало знобить. Но где-то внутри, под сердцем, по-прежнему было холодно. И я знал: этому никакая печка не поможет.

Я пытался утешить себя, что не виноват в гибели птички. Разве я мог догадаться, кто и зачем стучит в окно? Но холодок не проходил.

Да, конечно, я не был виноват в гибели птички. Но разве в этом дело? Надо, надо все-таки, наверное, открывать форточки, окна, двери по первому требованию, по первому стуку: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи!

Звери в нашем лесу

Самый маленький зверек

Насчет медведей, волков и рысей – это верно, в нашем лесу их давно нет. А вот насчет ерунды – тут я категорически не согласен. Любой зверек, даже маленький, очень интересен. А если это самый маленький зверек на земле? И такой зверек живет в наших лесах! Я часто вспоминаю свое первое знакомство с этим зверьком.

В нашем дворе зачем-то вырыли яму – я уж не помню, для чего она понадобилась, кажется, искали старый водопроводный колодец. Как-то, проходя мимо этой ямы, я заглянул в нее и увидел маленького мышонка, который торопливо бегал по дну, пытаясь найти какой-нибудь выход. Я достал мышонка из ямы, посадил на траву, и вдруг откуда ни возьмись вихрем налетел кот: видимо, он давно приметил мышонка и следил за ним, но не решался сам лезть в яму. И когда я достал мышонка, кот сразу же оказался рядом. Казалось, еще секунда и… Кот вдруг фыркнул и презрительно отвернулся. Вряд ли он был сыт и поэтому отказался от легкой добычи. Здесь что-то другое.

Я внимательно посмотрел на мышонка. И тут заметил, что он почему-то не очень походил на мышь, разве что такой же серенький. А в остальном все у него было не мышиное – спинка выгнута горбиком, мордочка вытянута в хоботок, а глаза и уши такие маленькие, что их почти совсем не было видно. И я понял, что передо мной не мышонок! А кот, оказывается, понял это сразу, едва приблизившись к зверушке. Правда, он не разглядывал ее – для кота было достаточно предупреждающего запаха, который издает этот зверек. Так я впервые познакомился с удивительным зверьком, который называется землеройкой.

Землеройка – существо действительно удивительное. Один из видов – землеройка Черского – самый маленький зверек на земле. Длина этой землеройки – 4–5 сантиметров, а вес – 2–3 грамма. Сердечко у такого зверька крошечное, даже трудно представить, какое оно маленькое. Но это маленькое сердечко, оказывается, мощный мотор: у человека нормальный пульс – 60–70 ударов в секунду, у землеройки – больше 1300, а частота дыхания у нее 800 вдохов и выдохов в минуту.

Но самое удивительное – это аппетит землеройки. Кажется, зверек никогда не бывает сыт, во всяком случае, он все время занят поисками еды. За сутки он съедает в полтора раза больше собственного веса. Если учесть, что, кроме землеройки Черского, есть и другие, более крупные, весящие 5—10 граммов, то, значит, съедают они по нескольку тысяч насекомых в сутки!

Впрочем, не только насекомых уничтожают землеройки – они поедают и слизней, нападают даже на мышей. И хоть мыши больше и сильнее землероек, крошечные зверьки почти всегда выходят победителями из этих схваток.

Землероек можно встретить и в парках, и в больших садах вблизи человеческого жилья. Но основное место жительства их, конечно, лес. И лес лиственный: землеройкам нужна подстилка из опавших листьев. Тело землеройки гибкое, оно хорошо вытягивается, а густой короткий мех помогает ей двигаться в этой лиственной подстилке. Землеройка как бы прошивает ее, выискивая притаившихся под листьями насекомых.

Землеройки – зверьки полезные, и очень жаль, что многие люди убивают их, принимая за мышей.

Сколько раз приходилось мне слышать: крот подгрызает корни деревьев, портит растения!

Почти все время крот проводит под землей. На глубине 30–60 сантиметров, в большом уютном гнезде, выстланном мхом, крот отдыхает, чувствуя себя в относительной безопасности. Но при малейшем подозрительном шуме он скрывается в одной из галерей, расположенных под гнездом или над ним.

Галереи у крота всякие: и для безопасности, и для охоты. Охотничьи галереи тянутся от гнезда в разные стороны метров на 100–150. Это места, которые крот время от времени посещает и собирает попавших туда насекомых и червей. Однако крот постоянно прокладывает и новые ходы – поверхностные и глубокие. Из поверхностных ходов землю он, как правило, не выталкивает, зато из глубоких выталкивает обязательно каждые 2–3 метра. По этим кучам земли – кротовинам – можно проследить путь крота.

Теперь уже доказано, что крот – животное полезное. И даже очень. И все-таки сколько людей еще утверждают: крот – вредитель. Ну ладно бы еще просто говорили. А то ведь уничтожают кротов нещадно.

Почему, для чего? Кто дал право людям убивать животных, о которых они, по сути дела, ничего не знают. И главное, не хотят знать. Слышали где-то что-то от кого-то. И им достаточно, чтоб объявить это животное врагом.

Крота увидеть трудно, землеройку, если и увидишь, можешь иногда спутать с мышью. Ежа и увидеть легче и спутать ни с кем невозможно.

Ежи – животные ночные. Но бывает, и днем выходит колючий охотник на промысел. Идет, шуршит листьями, пофыркивает – никого не боится, не прячется. Видят ежи плохо – вся надежда у них на обоняние. Но бывает нередко – нос подводит, когда опасность надвигается с подветренной стороны. Тогда ему ничего не остается делать, как сворачиваться в клубок, выставляя свои острые иголки. Иголки выручают. Но тоже не всегда. Лисицы наловчились разделываться с ежами, если поблизости есть вода: осторожно подкатят колючий шар и столкнут в воду. В воде еж развернется – и тут конец ему. Но большей частью колючки выручают ежа. И, будто зная это, смело топает еж, выискивает жуков и гусениц, слизней и прочую нечисть, которая вредит лесу. Не пропустит еж и мышь, не отступит и от гадюки – смело бросится на змею.

Но основная пища ежа – это все-таки насекомые. Недаром же он, как и крот и землеройка, называется насекомоядным. Правда, в отличие от крота и землеройки, насекомых он ловит не круглый год, а только в теплое время. Ведь еж не может, как землеройка, охотиться под снегом или, как крот, находить насекомых в земле. И когда насекомые исчезают, еж ложится спать. Пригреет солнышко, появятся насекомые, еж проснется, вылезет из норки, фыркнет и без промедления примется за свое доброе и полезное дело.

Ребята, да и взрослые тоже часто приносят из леса ежей. Мне бы очень хотелось объяснить всем людям, что не следует делать этого, что плохо ежу в доме. Еж должен жить там, где ему полагается – в лесу, и так, как полагается дикому зверьку, – на свободе. Понаблюдать за ежиком – пожалуйста, понаблюдайте, посмотрите. Но не трогайте его!

Летучая мышь

Землеройка – зверек знаменитый – самое маленькое млекопитающее. Крот тоже знаменит – немного на земле таких подземных охотников. Еж, конечно, тоже хорошо известен: лишь у дикобраза еще имеются иголки, но дикобраз не умеет сворачиваться. Сворачиваться в шар умеет, кроме ежа, лишь броненосец, но у него нет иголок. А еж умеет и сворачиваться и у него есть иголки, так что он тоже зверек особенный. Но самый знаменитый среди насекомоядных, да, пожалуй, и не только среди них, зверек по имени летучая мышь.

Если записать все, что рассказывают о летучих мышах, то получится, наверное, очень толстая книга: ведь нет такого животного в мире, о котором придумали бы столько легенд и небылиц.

Наконец, оборотни-вампиры (очевидно, они же упыри и вурдалаки), высасывающие кровь у спящих людей, тоже появились в воображении людей благодаря летучим мышам.

Правда, кое-где летучие мыши пользовались уважением и даже считались священными, как, например, в Китае или у аборигенов Австралии. Однако дурная слава летучих мышей гораздо шире.

Скрытый образ жизни этих зверьков, страшная, с нашей точки зрения, внешность, необычность поведения породили множество неверных представлений о летучих мышах. Нетрудно понять удивление, а затем и ужас первых европейцев, приехавших в Америку, когда они приблизились, как им показалось, к действующему вулкану и обнаружили, что облако, которое они издали приняли за дым и пепел извержения, не что иное, как летучие мыши, вылетающие из пещеры!

Потом уже ученые подсчитали, что в некоторых горных пещерах на юге США живет приблизительно по 20–30 миллионов летучих мышей. Но первым поселенцам было не до подсчетов – тучи крылатых зверьков вызывали у них суеверный ужас.

Ни одно млекопитающее не образует таких огромных колоний. А летучие мыши образуют! Тут есть над чем задуматься.

Нельзя обвинить ученых прошлого в недобросовестности – они многого не могли знать и понять. Лишь последние достижения науки помогли установить, что не осязание, не зрение и даже не слух в нашем понимании помогают летучим мышам так ловко ориентироваться в воздухе и ловить насекомых в полной темноте.

По вечерам летучие мыши вылетают на охоту. Они неслышно, как тени, проносятся над полянами, летают вдоль дорог, над опушками. Трудно уследить за полетом летучих мышей, а уж проследить за их охотой просто невозможно. Да и не надо: ученые тщательно занимались этим вопросом и установили, что одной летучей мыши – рыжей вечернице, – чтоб насытиться, нужно несколько десятков майских жуков. Недаром же за час охоты летучая мышь, весящая 7–8 граммов, поправляется на один грамм. За это время она может съесть 160–170 комаров. Охотясь, зверек затрачивает много сил, но все-таки поправляется, днем же, отдыхая, он худеет. А вечером, вылетев на охоту, летучая мышь опять начнет толстеть.

Несостоявшееся открытие

Несколько лет назад приехал я в один пионерский лагерь, расположенный в прекрасной лесистой местности на берегу Оки. Подхожу и уже издали вижу: в лагере что-то произошло. Действительно, ребята, встретившие меня, были очень взволнованы и сразу, безо всяких предисловий сообщили, что они поймали неизвестного зверя. Пока мы шли к тому месту, где находился пойманный зверь, ребята рассказали, как это произошло.

Во время прогулки в лесу кто-то решил обследовать дупло в старом дубе. Заглянул, посветил фонариком, а там, в дупле, и сидит, вернее лежит, свернувшись калачиком, этот зверек. С величайшими предосторожностями (а вдруг укусит, вдруг оцарапает, вдруг ядовитый) извлекли из дупла ребята зверька. Зверь не пытался сопротивляться или обороняться, даже не старался убежать, и ребята смогли его сразу же хорошенько рассмотреть. А когда рассмотрели, поняли, что поймали неизвестное животное, по крайней мере, никто из них такого никогда не видел.

Таинственный зверь оказался небольшим – сантиметров двадцати, покрыт он был густым дымчато-серым мехом и имел длинный, пушистый, прямо-таки беличий хвост. Из-за этого хвоста некоторые ребята решили, что поймали какую-то необычную белку. Но у белки должны быть обязательно ее отличительные признаки – кисточки на ушах. Впрочем, кроме пушистого хвоста, у зверька ничего беличьего не было. С таким же успехом можно было принять его за какую-то необычную крысу или мышь. Ребята согласились и на это – главное, чтоб – необычное, неизвестное науке животное… Они с нетерпением ждали, что я скажу. И как ни грустно было мне их разочаровывать, пришлось сказать, что на этот раз открытия не произошло: они поймали довольно обычного в наших лиственных лесах зверька. Впрочем, зверек живет даже иногда в больших садах – всюду, где может найти еду – плоды, орехи, ягоды, желуди. А редко видят его люди потому, что ведет он ночной образ жизни и бегать предпочитает по деревьям. Днем же зверек забирается в какое-нибудь дупло и засыпает. Да так крепко, что его трудно разбудить. Но и разбуженный, он остается как бы полусонным, вялым. За это и получил зверек имя – соня. Полное его имя – соня-полчок. Есть еще и лесная соня, и садовая. Отличаются они друг от друга размерами (полчок – самая крупная из них), образ жизни у всех в основном схож. Все они предпочитают лиственные леса (и садовая в том числе), все – ночной, скрытый образ жизни, а на зиму, накопив под шкуркой солидный запас жира, впадают в спячку.

Ребята, конечно, были разочарованы, но тем не менее решили оставить соню у себя и наблюдать за ней. Правда, многие стали говорить, что как за ней наблюдать, если она днем спит и просыпается только ночью, когда спят ребята. А вожатые не разрешат никому ночью дежурить у клетки. В общем, поспорили и ни до чего не договорились – отложили окончательное решение на утро. А утром спор решился сам собой – кто-то вынес клетку на улицу и, видимо, нарочно приоткрыл дверцу. И тогда ребята решили, что все произошло как надо – раз это не редкий зверь и для науки не представляет интереса, пусть живет на воле.

Читайте также: