Таблицы excel для школы

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время ИКТ востребованы не только школьниками, но и учителями, педагогами-психологами, руководством образовательных учреждений любого типа. В ХХI веке компьютер стал незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учебы и интересного общения. [2]

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией образовательного учреждения встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.[3]

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им.

Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью персонального компьютера.[4]

Управление школой включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта. [1]

Сегодня компьютер стал универсальным инструментом школьного администратора в его работе по мониторингу и анализу данных учебно-воспитательного процесса.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями становится насущной проблемой школьного администратора.[2]

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, отвечающая следующим требованиям:

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях решаются более качественно, эффективно и экономично за счет использования программного обеспечения пакета Microsoft Office.

Программа Microsoft Office Excel позволяет вводить базовые данные об учебном заведении, создавать банки данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Несомненно, на первых порах, требуется много времени для создания банков данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.[4]

В электронной таблице информация отражает общую картину по всей школе. Очевидно, что при каждом изменении внутри класса, достаточно только добавить или удалить строку в файле, содержащем список учеников, автоматически произойдут соответствующие изменения во всех сводных таблицах. На итоговой таблице мы получим точную информацию на сегодняшний день.

Очевидно, что, используя эти и другие операции стандартной программы (Excel), можно хранить и обрабатывать информацию по контингенту сотрудников (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 7, Приложение 8); по учебной и внеурочной деятельности учащихся (Приложение 6, Приложение 5), по данным социального паспорта школы (Приложение 4) и пр.

Данная программа позволит освободить заместителя директора от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а так же предупредит возможность возникновения арифметических ошибок. Кроме того, большие объемы статистической информации станут для управленца действительно материалом для анализа и основой для принятия правильного управленческого решения. [5]

Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, сегодня столь же популярна, как и технология создания текстовых документов. Электронная таблица позволяет производить расчеты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ (Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12). Отслеживать их динамику, представлять результаты в наглядном виде, используя возможности мастера диаграмм (Приложение 13). Это, в свою очередь, создает условия для своевременной корректировки содержания и методики обучения, целенаправленного достижения образовательного стандарта.[8]

Внедрение программы Excel в работу администрации школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.

Есть объективная необходимость создания в школе следующего материала с использование программы Microsoft Excel:

  • банк данных по педагогическим кадрам
  • банк данных по отслеживанию результатов обучения
  • банк данных по всеобучу
  • банк данных о выпускниках школы
  • банк данных об учениках-участниках олимпиад
  • банк данных об учителях,
  • социальный паспорт школы

Использование перечисленных банков данных позволяет минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионального мастерства учителей. [1]

Электронные таблицы Microsoft Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением.

Аналогичным образом, с помощью богатого инструментария приложений Microsoft Office, решаются и другие вопросы – написание программ по модификации расписания, учету пропущенных и замещенных уроков, обработке данных по оплате труда, а также создание тестовых комплексов для внутришкольного контроля.

Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Наибольших успехов сотрудникам школы удаётся добиваться благодаря применению электронных таблиц Microsoft Excel, на базе которых создано немало интересных решений, автоматизирующих отдельные участки учебно-воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности.[9]

Таким образом, эффективное использование информационного пространства способствует повышению качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс; способствует повышению творческой активности педагогов и учащихся; формированию информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникационным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников, обучающихся и их родителей. [1]

Войти через uID

Войти через uID

Шаблоны-анализаторы Excel для школ и ДОУ

Шаблоны-анализаторы — это таблицы Excel, которые автоматически создают различные отчёты, делают расчёты и за счёт этого позволяют существенно экономить время на анализе и работе с данными. Таблицы позволяют хранить в одном месте множество данных, управлять ими и видеть целиком. Читать далее >>>


Распечатать раздаточный материал. Карандаши двух цветов (красный и зеленый). Раздать учащимся. Время заполнения 10 - 15 минут.


Привалова Марина Александровна (primavim)


11.08.2020


Цель анкетирования: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Ход проведения. Распечатать раздаточный материал. Раздать учащимся. Время заполнения 5 - 10 минут. Учащимся предлагается прочитать вопрос и оценить, выставив балл (вопросы 1 - 6) и вписать необходимую информацию (вопросы 7, 8).


Привалова Марина Александровна (primavim)


11.08.2020


Данный шаблон предназначен для облегчения труда классного руководителя. Рассчитан на 25 учеников.


Привалова Марина Александровна (primavim)


09.08.2020


Чистый бланк классного журнала, который можно распечатать или работать в электронном виде.


Педсовет.су (Публикатор)


04.08.2020


Таблица Учёт учебников поможет проследить выдачу книг. Она автоматически рассчитывает, сколько выдано книг конкретному ребенку и сколько выдано книг по наименованию.


Пашкова Екатерина Ивановна (Екатерина_Пашкова)


04.08.2020

Этот анализатор позволяет вести учет всех основных сведений об учениках класса и их родителей:

  • все данные по ученикам в единой таблице — не нужно ничего искать;
  • основная статистика рассчитывается автоматически, строятся диаграммы.


Pedsovet.su (Екатерина_Пашкова)


27.07.2020


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году. Скачайте бесплатную версию, и посмотрите сами. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Педсовет.су (Публикатор)


19.02.2020


Анализатор позволяет вести учет сдавших/не сдавших собеседование, а также позволяет видеть статистику: самые сложные вопросы, самые простые. Это поможет учителю вести работу с учениками и делать отчеты для завуча, перед родителями. В дальнейшем мы доработаем визуальную составляющую отчета, и вы сможете скачать обновленную версию, если зарегистрируетесь на этот вариант.


Pedsovet.su (Публикатор)


12.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты всероссийской проверочной работы, проводимой в учебном году.


Pedsovet.su (Публикатор)


11.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробной и официальной ВПР, проводимой в учебном году, и создать по ней сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробной и официальной ВПР, проводимой в учебном году, и создать по ней сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробной и официальной ВПР, проводимой в учебном году, и создать по ней сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробной и официальной ВПР, проводимой в учебном году, и создать по ней сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробной и официальной ВПР, проводимой в учебном году, и создать по ней сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке). Всем купившим шаблон сейчас будет выслан доработанный вариант анализатора позднее).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ЕГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального единого государственного экзамена (ОГЭ), проводимого в учебном году, и создать по нему сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ОГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ЕГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ОГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


08.12.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ОГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального единого государственного экзамена (ЕГЭ), проводимого в учебном году, и создать по нему сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке. Всем купившим шаблон сейчас будет выслан доработанный вариант анализатора позднее).


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ЕГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального единого государственного экзамена (ЕГЭ), проводимого в учебном году, и создать по нему сводную ведомость.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Таблица позволяет быстро работать со списком всех сотрудников и отслеживать их параметры:

  • уровень образования и ученые степени;
  • возраст, стаж на определенную дату;
  • сроки с последнего прохождения курсов повышения квалификации;
  • текущая квалификационная категория;
  • работает ли с детьми ОВЗ.

Помогает заполнять таблицу ОО1 кадры в образовательном учреждении.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ОГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ОГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ЕГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального единого государственного экзамена (ЕГЭ), проводимого в учебном году, и создать по нему сводную ведомость (сводная ведомость — в разработке).


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019


Шаблон-анализатор позволяет учителю проанализировать результаты пробного и официального ЕГЭ, проводимого в учебном году, и создать по ней сводную ведомость по классу/параллели/школе, распечатать отчет по классу/параллели/школе и отдельному ученику.


Pedsovet.su (Публикатор)


29.11.2019

Шаблоны-анализаторы Excel для школ и ДОУ

Шаблоны-анализаторы — это таблицы Excel, которые автоматически создают различные отчёты, делают расчёты и за счёт этого позволяют существенно экономить время на анализе и работе с данными. Таблицы позволяют хранить в одном месте множество данных, управлять ими и видеть целиком.

В этом разделе сайта представлены обзоры таблиц, разработанных для педагогов, завучей, директоров школ и ДОУ.

Впервые понятие "шаблон-анализатор" появилось на дистанционном курсе по программе Excel, проводимом на сайте Pedsovet.su: мы предложили нашим слушателям — учителям — научиться делать шаблоны-анализаторы итогов контрольной работы. Сделав один шаблон, легко проводить полноценный анализ контрольной работы со всеми процентами, графиками и таблицами. Идея так понравилась нашим слушателям, что сегодня мы продолжаем не только учить делать свои шаблоны-анализаторы, но и опубликовали готовые шаблоны по разным темам.

Электронные таблицы Excel дают отличные возможности автоматических подсчетов и расчетов, построения графиков, диаграмм в режиме реального времени на основе изменяемых в данный момент данных.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимизация деятельности руководителя – это оптимальные управленческие решения для достижения конкретной цели организации. Другими словами, это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, ее утверждение и реализация. Технология работы с электронными таблицами, создаваемыми в среде табличного процессора MS Excel, на сегодня весьма популярна. Электронная таблица позволяет производить расчёты по формулам, представлять данные в виде диаграмм, структурировать данные, делать выборку из больших таблиц, создавать консолидированные таблицы и др. Использование возможностей современных информационных технологий позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых, проверочных работ.

Внедрение программы Excel в работу руководителя школы повышает эффективность управления образовательным учреждением за счёт автоматизированного сбора статической информации и отчётных материалов, оперативного структурированного представления информации, использования электронного документооборота.

Электронные таблицы MS Excel имеют широкие возможности для воплощения идей автоматизации управления образовательным учреждением.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Современные подходы к определению задач, содержанию и методам воспитания детей раннего возраста в соответствии с ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Разработка электронного классного журнала

Рассмотрим в качестве примера технику ведения классного журнала учителя начальных классов в электронных таблицах Microsoft Excel. С технической точки зрения журнал представляет собой рабочую книгу (и файл) Excel, каждый лист которой отражает информацию по одному классу.

Итак, для начала выберем столбец для фамилий и увеличим его, так как нам понадобится больше места для записи имени и фамилии учащегося (столбец B ).

1.jpg

Рис. 1. Начальное оформление

Далее, согласно календарному плану, выделяем столько столбцов, сколько занятий у нас будет (в четверти, в полугодии – зависит только от заполняющего). Также выделяем столько строк, сколько учащихся в классе (+2-3 запасных строки). Строка 4 (Рис.1 и далее) выделяется под запись даты занятия.

hello_html_5bc2ad72.jpg

Рис.2. Заполнение списка учеников и дат уроков

У нас получилось 25 учеников. Теперь стоит обратить внимание на конец таблицы.

hello_html_m9a06609.jpg

Рис. 3. Добавление итоговых показателей

После выставленных занятий у нас идут итоговые отметки и показатели:

а) 1 четверть – в данном случае выставляется четвертная оценка. Оценка высчитывается с помощью функции СРЗНАЧ () по всем дням занятий. Но для того чтобы оценка получилась точной, данное значение требуется округлить. Тут имеется несколько подходов, также зависящих от преподавателя.

4.jpg

Рис. 4. Способ выставления четвертной оценки

б) Активность – за меру берется сумма всех отметок ученика

hello_html_7fa2058f.jpg

в) Средний балл – с помощью функции СРЗНАЧ () высчитываем средний балл ученика.

hello_html_m58dda987.jpg

Теперь выделяем данные поля и растягиваем для всех учеников.

hello_html_m32601412.jpg

Рис. 5. Заполнение дополнительных полей

Так может выглядеть журнал в процессе работы с ним (Рис. 5). Если педагог работает с несколькими классами, то для каждого выделяется отдельная страница в книге.

7.jpg

Рис. 6. Создание защиты листа

После проведения данной операции журнал можно свободно размещать на сайте школы, чтобы родители и ученики могли с ним ознакомиться. В рабочую книгу можно добавить дополнительные листы с организационной информацией для учеников и их родителей.

Создание тестов со свободным ответом

Отличительной особенностью заданий в тестах со свободным ответом заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный разработчиком правильный ответ, а этого добиться зачастую трудно даже опытным разработчикам открытых заданий теста. Хотя внешне создание заданий этой формы выглядит достаточно просто.

Заполнение тестов

Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Логическая конструкция заданий тестовой формы позволяет однозначно выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получается истинное логическое высказывание. Ограничения по времени на выполнение заданий требуют краткой, четкой и однозначной постановки условия и такого же лаконичного ответа.

Оформите на листе Лист 1 таблицу. Лист 1 назовите Вопросы .

hello_html_m4e38f568.jpg

.

hello_html_4d5290b9.jpg

В графу Вопрос введите вопросы. Ответы ученик будет записывать в графу Введите ответ. Установите размер шрифта для ячеек с вопросами и ответами равный 14 и назначьте этим ячейкам другой цвет.

Выставление отметки

Каким образом оценить выполнение учащимися проверочных заданий тестовой формы, чтобы эта оценка была объективным критерием результатов обучения? Подходы к проблеме оценивания в системе образования различны, порой даже диаметрально противоположны. Обычно для каждого задания за правильный ответ принято ставить один балл, за неправильный – ноль. Сумма всех баллов и есть тестовый балл испытуемого. Но существуют и другие схемы оценивания, все зависит от цели тестирования и вида теста.

hello_html_m3f34da35.jpg

Перейдите на Лист 2 . Оформите таблицу.

В столбце А пронумерованы вопросы.

В столбец С для каждого вопроса в соответствующие строки введите верный ответ.

В столбец В для каждого вопроса будет заноситься 1, если ответ верный и 0 – если не верный. Для этого в ячейку В2 внесите формулу:

Поставьте курсор на ячейку В2;

Кликните по в строке формул;

hello_html_m132a6b8b.jpg

Выберите категорию Логические | Если | ОК. Появится окно.

Правильный ответ записывается в кавычках !

hello_html_5afee509.jpg

На Листе 2 начиная со второй строки оформите таблицу . Значения в столбце Е подсчитываются по формулам.

6.1. Поставьте курсор на ячейку Е2;

6.2.Кликните по в строке формул;

hello_html_m5560440c.jpg

6.3.Выберите категорию Статистические | Счетесли | ОК. Появится окно.

6.4.Поставьте курсор в поле Диапазон и выделите блок ячеек с результатом в столбце В.

6.5.В поле Критерий внесите 1, кликните по ОК.

Перейдите на Лист3 ( назовите его Результат) , здесь будет формироваться результирующая оценка .

Продумайте критерии выставления оценки, например, для вопросов, приведённых в Приложении А, могут быть такие критерии

f x | Категория: Логические | ЕСЛИ | ОК

В поле Значение_если_истина введите 5 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь.

hello_html_5f6e9e2c.jpg

Кликните по ЕСЛИ , находящийся перед строкой формул.

В поле Значение_если_истина введите 4 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь.

hello_html_5f6e9e2c.jpg

Кликните по , находящийся перед строкой формул.

В поле Значение_если_истина введите 3 (см.критерии оценки).

Кликните по полю Значение_если_ложь и впишите 2 | ОК.

hello_html_5c3ee0bf.jpg

Перейдите на лист Вопросы . В любую свободную ячейку под вопросами введите текст Ваша оценка . Поставьте курсор на ячейку с этим текстом и задайте команду Вставка ( для работы в Microsoft Office 2007: кликните правой кнопкой по ячейке с текстом ) | Гиперссылка | в появившемся окне кликните по Местом в документе | в поле Или выберите место в документе кликните по Результат | ОК .

hello_html_50f661d7.jpg

Читайте также: