Таблица три склонения имен существительных 4 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала .
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие; выведение следствий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные: Овладение представлениями о грамматических нормах русского языка: определение склонения имён существительных
Познакомиться с признаками имен существительных 1,2 и 3 склонения. Научиться определять склонение.
Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных.
Нарушение письменной речи у одного ребенка
Проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) , элементы здоровьесберегающих технологий, личностно-ориентированный подход.
Структура и содержание занятия
Задания каждого этапа
Используемые методы и приемы
Формы организации деятельности
Iэтап: Организационный момент
Цель: создание психологического микроклимата,
настрой учащихся на урок.
Определяет готовность учащихся к уроку
Подготавливают рабочее место.
II этап: Актуали-зация знаний
Цель: Определение уровня готовности к восприятию нового материала.
Организует самостоятельную работу учащихся
Работают по карточкам
(базовый уровень) Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки.
(На)ступили х.лодные ..сенние дни. Ноч.ю моро. (по)крыл лужи первым ле.ком. куда пропали в.селые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай. Там они (за)п.лзли в ст.нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучках сухих лист.ев (на)лесных полянках.
Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги
Самоопределение к деятельности
Цель: определение и самостоятельное формулирование темы
Организует наблюдение за изменением имён существительных.
Предлагает сформулировать тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Определяют, что у имен существительных есть еще какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.
Формулируют тему и задачи урока.
Прочитайте предложение. (слайд1)
Бабушка рассказала мне о сестр. и матер..
-Найдите в предложении однородные члены.
-Каким членом предложения они являются?
-Какой частью речи они выражены?
-Определите их род, падеж.
-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные?
Бабушка рассказала мне о сестре и матери.
Первичное усвоение знаний.
Цель: Формирование умения определять склонение имён существительных.
1.Организует работу учащихся по учебнику.
3.Организует самостоятельную работу с упражнением в учебнике.
1.Читают и выполняют задания письменно по образцу данном в упражнении.
Делают вывод о том, что окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Соотносят его со сведениями в учебнике.
Делают вывод о том, что склонений имен существительных три.
2. Выполняют упражнения,
предлагаемые в тексте физкультминутки.
3. Комментируют правописание окончаний имен существительных 1- го склонения
Приводят примеры имен существительных
Разных типов склонений
Выполняют звуко-буквенный разбор
- Устно склоняют группы слов.
- Сравнивают окончания в каждой группе.
Определяют род, окончания, число записанных слов
Выполнение упражнений по тексту физкультминутки
Применение новых знаний
Работа в группах
Vэтап: Первичное закрепление изученного материала
Цель: применение новых знаний на практике
Организует работу в парах.
Упр.156 в учебнике
Прочитайте задание и выполните обсуждая в парах.
Применение новых знаний
VI этап: Рефлексия
Формулирование оценочных выводов и обобщений.
Организует работу по карточкам.
Предлагает оценить свою работу на уроке.
Читают слова с противоположным значением. Подчеркивают имена существительные 1-го склонения.
работы на уроке.
Быль – сказка, вред – польза, война – мир, грязь – чистота, работа – отдых, родина – чужбина, тишина – шум, тоска – веселье, нищета – богатство, молодость – старость.
VII этап: Подведение итогов
Цель: Обобщение знаний по изученному материалу.
Уточняет, над какой темой работали на уроке,
что нового узнали
об именах существительных
Делают вывод и обобщают учебный материал.
Что нового узнали сегодня об именах существительных?
Что такое склонение?
Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.
Сколько групп склонений в русском языке?
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.
В ходе урока дети получили общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.
Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводилась физминутка. Было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие о склонении имен существительных в единственном числе.
Проблема: одна девочка имеет проблему с письменной речью, всегда волнуется при выполнении самостоятельных работ, боится ошибиться. На данном уроке успешно справилась со всеми заданиями, но на самостоятельную работу ей потребовалось немного больше времени, чем остальным учащимся.
Склонение имён существительных — это изменение по падежам в соответствии с родовой принадлежностью.
В русской морфологии различают основные три типа склонения имен существительных. Но кроме них, выделяют еще несколько склонений.
Имена существительные в русском языке изменяются по падежам и числам. Это изменение грамматической формы слова называется склонением.
В соответствии с родовой принадлежностью и падежными окончаниями в форме единственного числа существительные делятся на три склонения.
Первое склонение
К первому склонению отнесем существительные мужского и женского рода с твердой и мягкой основой с окончанием -а/-я в форме именительного падежа, например:
- мужчин а
- дяд я
- юнош а
- мальчишк а
- берёст а
- дорог а
- нян я
- деревн я .
Сюда же добавим существительные общего рода, которые могут в зависимости от контекста называть как лиц мужского пола, так и женского, например:
- Забияка Ваня
- плакса Валя
- непоседа Серёжка
- молодчина Стасик.
Склонение существительных на -ия
Отметим, что ряд существительных женского рода первого склонения заканчивается на -ия:
- истор и я
- стад и я
- лекц и я .
Сравним:
- и. п. (что?) лекция, трава
- р. п. время (чего?) лекци и , нет трав ы
- д. п. уделим внимание (чему?) лекци и , трав е
- в. п. вижу (что?) лекци ю , трав у
- т. п. восхищаемся (чем?) лекци ей , трав ой
- п. п. сообщит (о чём?) о лекци и , о трав е
Второе склонение
Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также с окончанием -о/-е и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа, например:
- гений , автор , герой , соловей ;
- домищ е , человечищ е , заборишк о , голосишк о ;
- слов о , дел о , сел о , пол е , мор е , собрани е , варень е .
Склонение существительных среднего рода на -ие
Особое внимание обратим на существительные среднего рода, которые заканчиваются на буквосочетание -ие:
- наклоне́н и е
- сочета́н и е
- указа́н и е .
Понаблюдаем и сравним:
- и. п. (что?) указани е , озер о
- р. п. нет (чего?) указани я , озер а
- д. п. удивляемся (чему?) указани ю , к озер у
- в. п. читаю (что?) указани е , вижу озер о
- т. п. интересуюсь (чем?) указани ем , озер ом
- п. п. расскажу (о чём?) об указани и , об озер е
Третье склонение
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, например:
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юнош а дяд я |
женский | птиц а земл я | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерн о счасть е | |
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемыми эти слова названы потому, что частью они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа имеют окончание второго склонения.
Сравним:
- и.п. пламя, дитя, путь, ночь
- р.п. пламени, дитяти, пути, ночи
- д.п. пламени, дитяти, пути, ночи
- в.п. пламя, дитя, путь, ночь
- т.п. пламен ем , дитят ей (-ею), пут ём , ночь ю
- п.п. о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.
Другие типы склонения существительных
В русском языке целый пласт лексики составляют существительные — бывшие прилагательные или причастия. Они сохранили грамматическую форму прежней части речи и склоняются, как прилагательные. Эти слова отнесем к отдельному типу склонения существительных, например:
- служащ ий
- провожающ ий
- прибывш ий
- слагаем ое
- прохож ий
- ванн ая
- запят ая
- горничн ая
- горяч ее
- сказуем ое
- морожен ое .
Отдельный тип склонения составляют существительные, которые имеют только грамматическую форму множественного числа. У этих слов нет формы единственного числа, поэтому невозможно определить родовую принадлежность и, следовательно, отнести к одному из трех основных типов.
грабли, брюки, весы, качели, румяна, перила, чернила, хлопья, сливки, консервы, будни, сутки, каникулы, городки, шахматы, проводы, выборы, дебаты
В русском языке особняком находятся несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же грамматическую форму:
- и. п. (кто?) пони, (что?) плато
- р. п. кличка (кого?) пони, простор (чего?) плато
- д. п. приближаюсь (к кому?) к пони, (к чему?) к плато
- в. п. позову (кого?) пони, ступим (на что?) на плато
- т. п. интересуюсь (кем?) пони, (чем?) плато
- п. п. расскажет (о ком?) о пони, (о чём?) о плато.
метро, пальто, кенгуру, зебу, колибри, сулугуни, драже, трюмо, каноэ, алоэ, шасси, такси, жалюзи, бра
Определение склонения имени существительного
Написано доступно и достаточно понятно для ребёнка! Спасибо большое за урок!
в лесу в шкафу в снегу, почему?
-
в лесу
на берегу
в шкафу, на шкафу;
в снегу, на снегу.
Если обратиться к история русского языка то выясним, что в древнерусском языке было пятнадцать падежей.
Местный падеж имен существительных обозначал место, где происходит действие, и имел обстоятельственное значение. С течением времени система падежей русского языка стала более компактной. Формы местного падежа с окончанием -у влились в состав форм предложного падежа, в котором слова, имеющие объектное значение, пишутся с окончанием -е:
-
говорить (о чём) о лесе;
рассказать (о чём?) о береге;
написать рассказ (о чём?) о снеге.
здравствуйте.что делат чтобы говорить без оксент и не забывать подежи
По второму склонению что-то не складывается: по таблице родительный и дательный падежи без окончаний. При этом тут же в примерах показаны окончания -а(-я), -у(-ю). В чем подвох?
как правильно писать слово жаждуя или жаждая
как мне ответить на вопрос По какому признаку сущ. разделяются на три типа склонения.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно прочитать статью.
Разве в ней нет ответа?
Например, в табличке пошагово расписано:
1. определить род существительного;
2. выделить окончание в форме и.п.
и т.д.
Вы задали хороший вопрос, обнажающий проблему принятой школьной упрощённой модели падежей русского языка!
именительный: есть лес
родительный: нет леса
дательный: радуюсь лесу
винительный: вижу лес
творительный: доволен лесом
предложный: думаю о лесе
В русском языке существует несколько типов склонения имён существительных. Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них.
Что такое склонение существительных?
Тип склонения существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам. Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные). В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.
Как определить склонение имен существительных?
Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из типов склонений.
Продуктивные типы склонения
К продуктивным (основным) типам склонения принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:
- I склонение представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.
- II склонение включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е.
- III склонение представлено существительными женского рода на мягкую основу, имеющими в начальной форме нулевое окончание.
Непродуктивные типы склонений
К непродуктивным (неосновным) типам склонения относятся:
- Адъективное склонение представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
- Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонения: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
- Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
- Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино(Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).
Особенности склонения имен существительных
Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:
Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.
Русский язык Падежные окончания существительных – правописание безударных окончаний в таблице для 4 класса
Русский язык 1 склонение имен существительных – примеры падежных окончаний существительных первого склонения для 4 класса
В русском языке существует несколько типов склонения имён существительных. Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них.
Что такое склонение существительных?
Тип склонения существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам. Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные). В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.
Как определить склонение имен существительных?
Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из типов склонений.
Продуктивные типы склонения
К продуктивным (основным) типам склонения принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:
-
I склонение представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.
Непродуктивные типы склонений
К непродуктивным (неосновным) типам склонения относятся:
которые читают вместе с этой
- Адъективное склонение представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
- Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонения: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
- Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
- Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино(Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).
Особенности склонения имен существительных
Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:
I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число |
И. п. | Подруга, |
Армии,
Мужчины,
Письмо,
Блюдце,
Карандаши
Письма,
Блюдца,
Лошади,
Армии,
Мужчины,
Армий,
Огня,
Письма,
Блюдца,
Карандашей,
Мыши,
Лошади,
Лошадей,
Армии,
Мужчине,
Армиям,
Мужчинам,
Огню,
Письму,
Блюдцу,
Карандашам,
Письмам,
Блюдцам,
Мыши,
Лошади,
Лошадям,
Армию,
Мужчину,
Армии,
Письмо,
Блюдце,
Карандаши,
Письма,
Блюдца,
Лошадей,
Армией,
Мужчиной,
Армиями,
Мужчинами,
Огнем,
Письмом,
Блюдцем,
Карандашами,
Письмами,
Блюдцами,
Мышью
Лошадью,
Новостью
Лошадями,
Об армии,
О мужчине,
Об армиях,
О мужчинах,
Об огне,
О письме,
О блюдце,
О карандашах,
О письмах,
О блюдцах,
О мыши,
О лошади,
О мыши
О лошадях,
Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.
Читайте также: