Таблица три склонения имен существительных 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала .

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие; выведение следствий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: Овладение представлениями о грамматических нормах русского языка: определение склонения имён существительных

Познакомиться с признаками имен существительных 1,2 и 3 склонения. Научиться определять склонение.

Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.

Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных.

Нарушение письменной речи у одного ребенка

Проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) , элементы здоровьесберегающих технологий, личностно-ориентированный подход.

Структура и содержание занятия

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

Iэтап: Организационный момент

Цель: создание психологического микроклимата,

настрой учащихся на урок.

Определяет готовность учащихся к уроку

Подготавливают рабочее место.

II этап: Актуали-зация знаний

Цель: Определение уровня готовности к восприятию нового материала.

Организует самостоятельную работу учащихся

Работают по карточкам

(базовый уровень) Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрыть скобки.

(На)ступили х.лодные ..сенние дни. Ноч.ю моро. (по)крыл лужи первым ле.ком. куда пропали в.селые бабочки? Одни (за)летели (в)сарай. Там они (за)п.лзли в ст.нные щели и (за)снули. Другие укрылись (в)кучках сухих лист.ев (на)лесных полянках.

Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги

Самоопределение к деятельности

Цель: определение и самостоятельное формулирование темы

Организует наблюдение за изменением имён существительных.

Предлагает сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют, что у имен существительных есть еще какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.

Формулируют тему и задачи урока.

Прочитайте предложение. (слайд1)

Бабушка рассказала мне о сестр. и матер..

-Найдите в предложении однородные члены.

-Каким членом предложения они являются?

-Какой частью речи они выражены?

-Определите их род, падеж.

-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные?

Бабушка рассказала мне о сестре и матери.

Первичное усвоение знаний.

Цель: Формирование умения определять склонение имён существительных.

1.Организует работу учащихся по учебнику.

3.Организует самостоятельную работу с упражнением в учебнике.

1.Читают и выполняют задания письменно по образцу данном в упражнении.

Делают вывод о том, что окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Соотносят его со сведениями в учебнике.

Делают вывод о том, что склонений имен существительных три.

2. Выполняют упражнения,

предлагаемые в тексте физкультминутки.

3. Комментируют правописание окончаний имен существительных 1- го склонения

Приводят примеры имен существительных

Разных типов склонений

Выполняют звуко-буквенный разбор

- Устно склоняют группы слов.

- Сравнивают окончания в каждой группе.

Определяют род, окончания, число записанных слов

Выполнение упражнений по тексту физкультминутки

Применение новых знаний

Работа в группах

Vэтап: Первичное закрепление изученного материала

Цель: применение новых знаний на практике

Организует работу в парах.

Упр.156 в учебнике

Прочитайте задание и выполните обсуждая в парах.

Применение новых знаний

VI этап: Рефлексия

Формулирование оценочных выводов и обобщений.

Организует работу по карточкам.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Читают слова с противоположным значением. Подчеркивают имена существительные 1-го склонения.

работы на уроке.

Быль – сказка, вред – польза, война – мир, грязь – чистота, работа – отдых, родина – чужбина, тишина – шум, тоска – веселье, нищета – богатство, молодость – старость.

VII этап: Подведение итогов

Цель: Обобщение знаний по изученному материалу.

Уточняет, над какой темой работали на уроке,

что нового узнали

об именах существительных

Делают вывод и обобщают учебный материал.

Что нового узнали сегодня об именах существительных?

Что такое склонение?

Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.

Сколько групп склонений в русском языке?

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.

Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.

В ходе урока дети получили общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводилась физминутка. Было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.

На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

Проблема: одна девочка имеет проблему с письменной речью, всегда волнуется при выполнении самостоятельных работ, боится ошибиться. На данном уроке успешно справилась со всеми заданиями, но на самостоятельную работу ей потребовалось немного больше времени, чем остальным учащимся.

Склонение имён суще­стви­тель­ных — это изме­не­ние по паде­жам в соот­вет­ствии с родо­вой принадлежностью.

В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют основ­ные три типа скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных. Но кро­ме них, выде­ля­ют еще несколь­ко склонений.

Имена суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Это изме­не­ние грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва назы­ва­ет­ся склонением.

В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные делят­ся на три склонения.

Первое склонение

Первое склонение имен существительных

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, например:

  • муж­чин а
  • дяд я
  • юнош а
  • маль­чишк а
  • берёст а
  • дорог а
  • нян я
  • деревн я .

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, например:

  • Забияка Ваня
  • плак­са Валя
  • непо­се­да Серёжка
  • молод­чи­на Стасик.

Склонение существительных на -ия

Отметим, что ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния закан­чи­ва­ет­ся на -ия:

  • истор и я
  • стад и я
  • лекц и я .

Сравним:

  • и. п. (что?) лек­ция, трава
  • р. п. вре­мя (чего?) лек­ци и , нет трав ы
  • д. п. уде­лим вни­ма­ние (чему?) лек­ци и , трав е
  • в. п. вижу (что?) лек­ци ю , трав у
  • т. п. вос­хи­ща­ем­ся (чем?) лек­ци ей , трав ой
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о лек­ци и , о трав е

Второе склонение

Второе склонение имен существительных

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, например:

  • гений , автор , герой , соло­вей ;
  • домищ е , чело­ве­чищ е , забо­ришк о , голо­сишк о ;
  • слов о , дел о , сел о , пол е , мор е , собра­ни е , варень е .

Склонение существительных среднего рода на -ие

Особое вни­ма­ние обра­тим на суще­стви­тель­ные сред­не­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на бук­во­со­че­та­ние -ие:

  • наклоне́н и е
  • сочета́н и е
  • указа́н и е .

Понаблюдаем и сравним:

  • и. п. (что?) ука­за­ни е , озер о
  • р. п. нет (чего?) ука­за­ни я , озер а
  • д. п. удив­ля­ем­ся (чему?) ука­за­ни ю , к озер у
  • в. п. читаю (что?) ука­за­ни е , вижу озер о
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) ука­за­ни ем , озер ом
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) об ука­за­ни и , об озер е

Третье склонение

Третье склонение имен существительных

К тре­тье­му скло­не­нию отно­сят­ся име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же, например:

СклонениеРодОкончаниеПримеры
Первоемуж­ской-а, -яюнош а
дяд я
жен­скийптиц а
земл я
Второемуж­скойнуле­воеотец
день
сред­ний-о, -езерн о
счасть е
Третьежен­скийнуле­воедочь
рожь

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го склонения.

Сравним:

  • и.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • т.п. пла­мен ем , дитят ей (-ею), пут ём , ночь ю
  • п.п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные. Эти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, например:

  • слу­жащ ий
  • про­во­жа­ющ ий
  • при­бывш ий
  • сла­га­ем ое
  • про­хож ий
  • ванн ая
  • запят ая
  • гор­ничн ая
  • горяч ее
  • ска­зу­ем ое
  • моро­жен ое .

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­скую фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов нет фор­мы един­ствен­но­го чис­ла, поэто­му невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов.

граб­ли, брю­ки, весы, каче­ли, румя­на, пери­ла, чер­ни­ла, хло­пья, слив­ки, кон­сер­вы, буд­ни, сут­ки, кани­ку­лы, город­ки, шах­ма­ты, про­во­ды, выбо­ры, дебаты

В рус­ском язы­ке особ­ня­ком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую форму:

  • и. п. (кто?) пони, (что?) пла­то
  • р. п. клич­ка (кого?) пони, про­стор (чего?) пла­то
  • д. п. при­бли­жа­юсь (к кому?) к пони, (к чему?) к пла­то
  • в. п. позо­ву (кого?) пони, сту­пим (на что?) на пла­то
  • т. п. инте­ре­су­юсь (кем?) пони, (чем?) пла­то
  • п. п. рас­ска­жет (о ком?) о пони, (о чём?) о пла­то.

мет­ро, паль­то, кен­гу­ру, зебу, колиб­ри, сулу­гу­ни, дра­же, трю­мо, каноэ, алоэ, шас­си, так­си, жалю­зи, бра

Определение склонения имени существительного

Определение склонения имени существительного


Написано доступ­но и доста­точ­но понят­но для ребён­ка! Спасибо боль­шое за урок!

в лесу в шка­фу в сне­гу, почему?

    в лесу
    на берегу
    в шка­фу, на шкафу;
    в сне­гу, на снегу.

Если обра­тить­ся к исто­рия рус­ско­го язы­ка то выяс­ним, что в древ­не­рус­ском язы­ке было пят­на­дцать паде­жей.

Местный падеж имен суще­стви­тель­ных обо­зна­чал место, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и имел обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние. С тече­ни­ем вре­ме­ни систе­ма паде­жей рус­ско­го язы­ка ста­ла более ком­пакт­ной. Формы мест­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем вли­лись в состав форм пред­лож­но­го паде­жа, в кото­ром сло­ва, име­ю­щие объ­ект­ное зна­че­ние, пишут­ся с окон­ча­ни­ем -е:

    гово­рить (о чём) о лесе;
    рас­ска­зать (о чём?) о береге;
    напи­сать рас­сказ (о чём?) о снеге.

здравствуйте.что делат что­бы гово­рить без оксент и не забы­вать подежи

По вто­ро­му скло­не­нию что-то не скла­ды­ва­ет­ся: по таб­ли­це роди­тель­ный и датель­ный паде­жи без окон­ча­ний. При этом тут же в при­ме­рах пока­за­ны окон­ча­ния -а(-я), -у(-ю). В чем подвох?

как пра­виль­но писать сло­во жаж­дуя или жаждая

как мне отве­тить на вопрос По како­му при­зна­ку сущ. раз­де­ля­ют­ся на три типа склонения.

Чтобы отве­тить на этот вопрос, нуж­но вни­ма­тель­но про­чи­тать статью.
Разве в ней нет ответа?
Например, в таб­лич­ке поша­го­во расписано:
1. опре­де­лить род существительного;
2. выде­лить окон­ча­ние в фор­ме и.п.
и т.д.

Вы зада­ли хоро­ший вопрос, обна­жа­ю­щий про­бле­му при­ня­той школь­ной упро­щён­ной моде­ли паде­жей рус­ско­го языка!

име­ни­тель­ный: есть лес
роди­тель­ный: нет леса
датель­ный: раду­юсь лесу
вини­тель­ный: вижу лес
тво­ри­тель­ный: дово­лен лесом
пред­лож­ный: думаю о лесе

Склонение существительных – как определить три склонения имен существительных, таблица 4 класс

В русском языке существует несколько типов склонения имён существительных. Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них.

Что такое склонение существительных?

Тип склонения существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам. Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные). В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.

Как определить склонение имен существительных?

Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из типов склонений.

Продуктивные типы склонения

К продуктивным (основным) типам склонения принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:

  • I склонение представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.
  • II склонение включает существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и существительные среднего рода, имеющие в начальной форме окончания -о, -е.
  • III склонение представлено существительными женского рода на мягкую основу, имеющими в начальной форме нулевое окончание.

Непродуктивные типы склонений

К непродуктивным (неосновным) типам склонения относятся:

  • Адъективное склонение представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
  • Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонения: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
  • Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
  • Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино(Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).

Особенности склонения имен существительных

Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:

Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.

Русский язык Падежные окончания существительных – правописание безударных окончаний в таблице для 4 класса

Русский язык 1 склонение имен существительных – примеры падежных окончаний существительных первого склонения для 4 класса


В русском языке существует несколько типов склонения имён существительных. Здесь вы узнаете, какие типы склонений существуют, как правильно их определять, какие они имеют особенности, а также найдёте примеры каждого из них.


Что такое склонение существительных?

Тип склонения существительных в русском языке – постоянный грамматический признак, указывающий на особенности изменения (склонения) существительных по падежам и числам. Выделяют три продуктивных типа склонения (1, 2 и 3 склонения) и четыре непродуктивных (адъективное, смешанное, разносклоняемые и несклоняемые существительные). В школе склонения существительных изучаются в 4 классе.

Как определить склонение имен существительных?

Для определения склонения имен существительных необходимо рассматриваемое существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п. По окончаниям существительных в начальной форме определяется их принадлежность к одному из типов склонений.

Продуктивные типы склонения

К продуктивным (основным) типам склонения принадлежат три склонения существительных, к которым относятся большинство существительных русского языка:

    I склонение представлено существительными женского, мужского и общего рода, которые имеют в начальной форме окончания -а, -я.

Непродуктивные типы склонений

К непродуктивным (неосновным) типам склонения относятся:

которые читают вместе с этой






  • Адъективное склонение представлено существительными, у которых начальная форма совпадает с формой И. п. единственного числа прилагательных (военный, рабочий, прихожая, гостиная, сказуемое).
  • Разносклоняемые существительные – существительные, которые при склонении имеют окончания разных продуктивных типов склонения: дитя, путь, а также все существительные на -мя (знамя, время, бремя).
  • Несклоняемые существительные – существительные, которые в любом падеже и числе употребляются в начальной форме с нулевым окончанием (кофе, какаду, пианино, пальто, портмоне).
  • Смешанное склонение – представлено существительными, обозначающими русские фамилии или названия населенных пунктов с суффиксами -ов, -ин, -ово, -ино(Чернов, Калинин, Иваново, Виноградово).

Особенности склонения имен существительных

Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:

I склонение II склонение III склонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
И. п. Подруга,

Армии,

Мужчины,

Письмо,

Блюдце,

Карандаши

Письма,

Блюдца,

Лошади,

Армии,

Мужчины,

Армий,

Огня,

Письма,

Блюдца,

Карандашей,

Мыши,

Лошади,

Лошадей,

Армии,

Мужчине,

Армиям,

Мужчинам,

Огню,

Письму,

Блюдцу,

Карандашам,

Письмам,

Блюдцам,

Мыши,

Лошади,

Лошадям,

Армию,

Мужчину,

Армии,

Письмо,

Блюдце,

Карандаши,

Письма,

Блюдца,

Лошадей,

Армией,

Мужчиной,

Армиями,

Мужчинами,

Огнем,

Письмом,

Блюдцем,

Карандашами,

Письмами,

Блюдцами,

Мышью

Лошадью,

Новостью

Лошадями,

Об армии,

О мужчине,

Об армиях,

О мужчинах,

Об огне,

О письме,

О блюдце,

О карандашах,

О письмах,

О блюдцах,

О мыши,

О лошади,

О мыши

О лошадях,

Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.

Читайте также: