Таблица гласные звуки 3 класс школа россии

Обновлено: 30.06.2024

1. Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.
В русском языке 6 гласных звуков: [а] , [о] , [у] , [и] , [ы] , [э] .

2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.

3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях:

4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.

Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды [во́ды], мишка [м❜и́шка].

В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [вада́].

5. Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например: мо-ло-ко, ста-кан, на-у-ка.

В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Тема урока : Звуки и буквы. Гласные звуки

Цели : формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Оборудование: картинки правил, схемы заданий

Литература: учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Просвещение), интернет

- Ребята, девиз нашего урока сегодня будет такой. Давайте, его прочитаем с вами вместе

hello_html_m18a255ee.jpg

Проверка домашнего задания

- Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.

- Назовите лишние слова в каждой группе.

- Какие слова называются однокоренными? Кто мне может рассказать правило?

- Ребята, вам нужно от названия предметов образовать названия профессий и записать их. Выделить в словах корень.

Рыба - …… , баян - …. , груз - … , трактор - … , кран - … , сто - … , машина - … .

Мальчик, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы, рыбалка, удачная.

Самоопределение к деятельности

На доске два облака из букв: Е, Э, О, Ё, А, Я, У, Ю.

- На какие две группы можно разделить буквы?

- Назовите буквы, которые обозначают один звук.

- Какие это звуки?

- Назовите буквы, которые могут обозначать два звука?

- Чем отличается звук от буквы?

- Сформулируйте тему урока.

hello_html_m5ca612f4.jpg

- Ребята, укажи слова, в которых букв, больше, чем звуков.

1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки

- Укажи слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

1.юла 2.пятница 3.мяч 4.яма 5.ёлка 6.Илья 7.колье 8.пень 9. юбка

Физкультминутка для глаз

hello_html_6c0fc6d0.jpg

Работа по теме урока

- Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п'].

— А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.

— Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?

— Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т'] обозначаются одной буквой т.

Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.

Работа по учебнику

- Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объясните написание слов.

- Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?

- Прочитай звуковую схему и запиши слово.

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано слово язык.

Хлопните в ладоши столько раз, сколько звуков в слове пять.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

- Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом?

- Кто помнит чем закончился спор овощей?- Составьте вы короткий рассказ с таким же названием.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

- Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

Работа со словами из орфографического словаря

Найдите названия овощей из упр. 114 в орфографическом словаре, а ещё овощи и огород, запишите их в тетрадь, обозначьте орфограммы

Данное наглядное пособие для уроков обучения грамоте, русского языка. Пригодится для звуко-буквенного разбора.

ВложениеРазмер
setka_bukv.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Правописание гласных и согласных букв в корне слова"

Конспект урока русского языка.


Выделение гласных и согласных букв и звуков


Анимационная таблица "Гласные и согласные"

Анимационная таблица "Гласные и согласные" для обучения в 1 классе по УМК " Перспективная начальная школа".

Тема: Правописание гласных и согласных букв в приставках

Цель:1) развитие умения писать приставки всегда одинаково независимо от произношения, писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками;2).


Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе .

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы.

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: гласные и согласные буквы.

лента букв и звуков для начальной школы

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

лента букв и звуков для начальной

Основные правила:

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А Я обозначают звук [ а ]. Звука я не существует!
  • Буквы О Ё обозначают звук [ о ]. Звука ё не существует!
  • Буквы У Ю обозначают звук [ у ]. Звука ю не существует!
  • Буквы Э Е обозначают звук [ э ]. Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими . На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом , а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.

Условные обозначения:

 звукобуквенный разбор

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

 звукобуквенный разбор

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

 звукобуквенный разбор

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Читайте также: