Сжатое изложение школа где училась аня стояла на самом краю города

Обновлено: 04.07.2024

И по мере того как лилась с ее губ родная речь, сложенная в дивные стихи, все нежней и милей становилось ее лицо, все привлекательней казалась ребятам ее тонкая, одетая в черное платье фигурка с толстой косой. И сердца их, бывшие до этого далеко от нее, словно на другом конце света, теперь становились рядом, приникали к ней.

Она читала уже полчаса.

Ленивый Новиков заглянул в класс и, удивленный необыкновенной тишиной, вошел и тоже сел на парту. С минуту он вертелся, потом, как все, положил свое большое, уже недетское лицо на ладонь и затих.

Никто не пошевелился даже тогда, когда Евгения Андреевна кончила.

— До свидания, — сказала она. — Уже был звонок.

Она быстро шла по длинному коридору сквозь толпу шумевших ей навстречу детей, и никогда еще будущее так широко не раскрывалось перед ней, никогда еще жизнь не казалась ей такой прочной и ясной, бегущей по одному глубокому руслу.

МАЛЬЧИК В ЛЕСУ

МАЛЕНЬКИЙ мальчик Вильборик проснулся однажды очень рано и вышел из своего дома — из шалаша, крытого берестой, в котором он жил вместе со своим отцом — охотником в эвенкском стойбище на берегу лесной реки.

За шалашом в орешнике он увидел на тропинке двух лесных мышей. Они шли друг за другом на задних лапках, неся каждая по одному голубому яйцу.

Это были яйца маленькой птицы пищухи, свившей свое гнездо под кустом.

Вильборик позавидовал мышам и начал искать гнездо этой пищухи, но в густой траве под орешником не мог его найти. Зато он нашел норку бурундука — земляной белки.

Вчера шел дождь, и бурундук сушил орехи, которые призапас для себя еще с прошлой осени. Он вынес их из своей норки и разложил на широком пне на солнце.

Вильборик обрадовался. Он прогнал бурундука, а орехи забрал себе и начал разбивать их камнем. Орехи оказались все полными, ни одного гнилого, и Вильборик ел их с удовольствием.

За этим делом его застал отец.

— Зачем ты отнял у бурундука орехи? — сказал он Вильборику. — Ведь теперь ему нечего будет есть. Орехи поспеют не скоро. Оставь их на пне.

— А мыши? — спросил Вильборик. — Я сам видел, как они таскали у пищухи яйца.

— Эти мыши воры, — сказал отец, — а тебе надо жить честно.

— Хорошо, — сказал Вильборик и положил орехи обратно на пень.

А вечером прилетел в стойбище самолет и привез эвенкам кино.

И все эвенки, большие и малые, пошли смотреть картины, которые показывали ночью под небом, на большом полотне, протянутом меж двух высоких пихт.

И каждый, кто шел смотреть, держал в своих руках билет.

А Вильборику отец не купил билета, потому что Вильборик был совсем маленький и ему можно было смотреть даром.

Но Вильборик не смотрел на картину. Он отвернулся к лесу и ни разу не повернул головы.

— Почему же ты не смотришь? — спросил его отец.

— Мне надо жить честно, — сказал Вильборик, — а билета у меня нет.

И до тех пор Вильборик не поворачивал головы к картине, пока отец не купил ему билета.

ДЕВОЧКА С КАМНЕМ

ШКОЛА, где училась Аня Мамедова, стояла на самом краю города, расположенного у подножья высоких гор.

Аня Мамедова была маленькая, очень маленькая даже для своих восьми лет казахская девочка, с черными глазами, черными косичками, в которых красная ленточка казалась очень яркой.

Ане трудно было учиться, труднее, чем другим детям, так как она плохо говорила по-русски.

Но ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других. Поэтому никто раньше ее не приходил на уроки.

Едва только часы, висевшие на стене в учительской, били восемь, как на пороге школы раздавался звонкий голосок:

— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и я пришел!

Так говорила Аня учительнице.

И какова бы ни была на дворе погода: шел ли дождь, который часто спускался в долину с гор по каменистой дороге, выпадал ли на короткое время рыхлый снег по колено, стояла ли такая жара, что даже птицы раскрывали клювы, — голос девочки всегда звенел на пороге школы в свое время:

— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и он — я, Аня Мамедова.

Но однажды утром в долину, по той же дороге, по которой приходили с гор дожди, опустилась на город огромная туча, вся в черных клочьях, страшных завитках, и налетел ураган. Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнезда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зеленые, еще пахучие листья.

Чему учит рассказ "Девочка с камнем"
Рассказ учит настойчиво овладевать знаниями, не отступать перед трудностями, искать выход из сложных ситуаций и находить его. Учит смелости и решительности, учит стоять на своем, будучи уверенным в своей правоте.

Отзыв на рассказ "Девочка с камнем"
Мне очень понравился этот рассказ и понравилась Аня Мамедова. Аня совсем маленькая девочка, но уже настойчивая и решительная. У нее все получится, ведь она не умеет отступать перед препятствиями. И еще мне понравился могучий дуб - символ защиты и надежности.

Пословицы к рассказу "Девочка с камнем"
Ученье свет, а неученье тьма.
Учиться всегда пригодиться.
Не будь тороплив, но будь настойчив.
За что возьмется, уж конца добьется.
Дорогу осилит идущий.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Девочка с камнем"
Школа, где училась Аня Мамедова, стояла на краю города, возле высоких гор. Аня Мамедова была маленькой черненькой девочкой восьми лет, которая плохо говорила по-русски. Но Аня очень хотела научиться говорить хорошо, и первой прибегала в класс, какая бы погода не стояла.
Она заходила и ее звонкий голос возвещал: "Вот он я - Аня Мамедова".
Однажды разбушевался самый настоящий ураган, и учительница Марья Ивановна не ждала учеников. Она боялась, как бы ветер не вырвал старый дуб возле школы. Она увидела, как ветер сбил с ног какого-то дерзкого мальчишку, который хотел перебежать улицу.
И вдруг услышала голос: "Вот и я пришел!"
Марья Ивановна обернулась и увидела Аню Мамедову. Девочка держала огромный камень.
Учительница спросила, зачем девочка принесла в школу этот камень, а Аня ответила, что ветер долго не пускал ее в школу, и она взяла камень, чтобы ветер не унес ее.
Она не выпускала камень, пока учительница не подбежала к ней и не взяла ее за руку. Тогда они обнявшись зашли в школу, а камень положили на крылечке.
Ветер еще шумел, но могучий дуб заслонял их от ветра. Ведь дубу понравилась маленькая девочка, которая, как и он сам, не склонялась перед ветром.

Слово родниковой свежести…

Памяти писателя Р. И. Фраермана

…Пасмурный январский день сорок второго. Темнеет рано, не успеешь оглянуться. Сквозь мутное окно кабинета в детском издательстве, которое расположено в самом центре Москвы, видна Лубянская площадь. Настороженная, безлюдная. Ещё недавно, всего недели три назад, до нас донеслись раскаты артиллерийского гула. Сегодня вражьи орды отогнаны от столицы километров на 200–300 и пути обратного им нет. Удары Красной Армии беспощадны!

Таня Сабанеева, школьница-пионерка, испытывает впервые мучительное чувство любви. Неведомое ранее состояние сказывается во всём — в её поведении, в мыслях, в размолвке с отцом. Необыкновенно тонко и пронзительно описаны в повести дружба ребят и зарождение первого волнующего чувства.

Тонкий психологизм, истинное знание жизни, понимание людей разных поколений с их повседневными заботами, неизбывная любовь к природе, слова родниковой свежести характерны для всех творческих свершений писателя. Вникните в суть созданных им повестей и рассказов, в их философию, размышления, географию, мелодику — и вы покорены!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет_ русская литература ___________________________

Формирование УУД:

Личностные действия: выбор нравственных ценностей, самооценка

Регулятивные действия: формулирование темы урока, оценка, рефлексия

Познавательные действия:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

составление блока-схемы по содержанию рассказа;

Коммуникативные действия: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение слушать; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы урока.

- Выразительно прочитайте, пожалуйста, высказывания на слайде. Как вы понимаете смысл данных афоризмов?

У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. ( Джакомо Леопарди , итальянский поэт, мыслитель)

Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. (Константин Дмитриевич Ушинский , русский педагог).

- Прочитайте, пожалуйста, запись на доске. Определением какого качества характера человека является данное высказывание, взятое из толкового словаря:

- умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению. ( Целеустремлённость)

- Это сложное имя существительное, которое образовано от сложного имени прилагательного, какого? С помощью чего оно образовано? (Целеустремленный, -ость, суффиксальный способ)

- Как вы думаете, какие качества присущи целеустремлённому человеку? (Работа парами по карточкам)

решительность

настойчивость

жизнерадостность

агрессивность

старательность

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.О чём мы будем сегодня говорить? (О целеустремлённости).

Рувим Исаевич Фраерман (10 ( 22 ) сентября 1891 , Могилёв 28 марта 1972 , Москва ) — детский писатель .Работал счетоводом, рыбаком, чертёжником, учителем. Участвовал в Гражданской войне Дальнем Востоке (в партизанском отряде) и Великой Отечественной войн е.

4. Чтение произведения.

- Для того чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно.

-А теперь выразительно прочитаем рассказ по частям. (Отдельные ученики).

5. Анализ прочитанного текста. Выстраивание блока-схемы.

- Кто является главным героем рассказа? ( Аня Мамедова)

- Чем она вас привлекла? Какие черты её характера понравились вам? Используйте текст в качестве аргументов при ответах на вопросы.

- Даёт ли нам автор описание внешности девочки, её портрет?

- В ходе анализа рассказа будем составлять в тетрадях и на доске блок-схему. ( Выстраивается блок-схема)

http://festival.1september.ru/articles/414599/img1.jpg

- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)

- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет) Чего же ей хотелось? В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.

http://festival.1september.ru/articles/414599/img2.jpg

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Почему? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

- Что же она делала, чтобы достичь поставленной перед собой цели? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)

- Какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)

Продолжается выстраивание блок-схемы.

http://festival.1september.ru/articles/414599/img3.jpg

- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)

- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)

- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Выберите ответ и аргументируйте.

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу

- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедову – целеустремлённого человека.)

- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)

- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цель и стремилась к её достижению).

6. Рефлексия.

- Давайте построим синквейн к понятию целеустремлённость:

Целеустремлённость

Важнейшая, самая нужная

Преодолевать, бороться, победить

Терпение и труд всё перетрут

7. Домашнее задание

- Выберите одно из заданий:

8. Итоги урока

Школа, где училась Аня Мамедова, стояла на самом краю города, расположенного у подножия высоких гор.
Аня Мамедова была маленькая, очень маленькая даже для своих восьми лет — казахская девочка, с чёрными глазами, чёрными косичками, в которых красная ленточка казалась особенно яркой.
Ане трудно было учиться, труднее, чем другим детям, так как она плохо говорила по-русски.
Но ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других, поэтому никто раньше её не приходил на уроки.
Едва только часы, висевшие на стене в учительской, били восемь, как на пороге школы раздавался звонкий голосок:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и я пришёл!
Так говорила Аня учительнице.
И какова бы ни была на дворе погода: шёл ли дождь, который часто спускался в долину с гор по каменистой дороге, выпадал ли на короткое время рыхлый снег по колено, стояла ли такая жара, что даже птицы раскрывали клювы, голос девочки всегда звенел на пороге школы в своё время:
— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и он — я, Аня Мамедова.

Но однажды утром в долину по той же дороге, по которой приходили с гор дожди, спустилась на город огромная туча, вся в чёрных клочьях, страшных завитках, и налетел ураган. Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья.
Такой жестокий был ветер.
Марья Ивановна поспешила запереть все двери в школе и закрыть окна на крючки.
Она с тревогой смотрела на своё любимое дерево, росшее неподалёку у крыльца. Это был горный дуб, уже старый, с крупными листьями, крепко сидевшими на своих длинных черенках. Он один не сгибался под бурей. Но и он весь звенел и ронял на землю сучья, а шум его листвы проникал даже сквозь стены в школу, где сейчас, кроме учительницы, не было никого.
Учеников Марья Ивановна в тот день не ждала. Улица была пустынна. Лишь какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через неё. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку.
Вдруг Марья Ивановна услышала под окном чей-то голос. Она поспешила выйти на крыльцо.
Ветер тотчас же обнял её за плечи и с силой повернул к стене. Но когда она обернулась, то увидела у крыльца маленькую девочку. Она держала в руках огромный камень.
— Вот и я пришёл! — сказала девочка.
Это была Аня Мамедова.
Лицо её было бледно, ветер рвал её чёрные косички с яркими ленточками, но маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.
— Зачем ты принесла этот тяжёлый камень? Брось его скорей! — крикнула учительница.
— Я нарочно взяла его, чтобы ветер меня не унес. Я боялась опоздать в школу, а ветер не пускал, и я долго несла этот камень. И вот я пришла — Аня Мамедова. Дай скорей руку, — сказала девочка, напрягаясь изо всех сил, чтобы не выпустить своей ноши.
Тогда учительница, борясь с ветром, подбежала к Ане Мамедовой и крепко обняла её.
И так, обнявшись, они вдвоём вошли в школу, а камень бережно положили на крыльцо.
Ураган ещё шумел.
Но дуб, мимо которого они проходили, заслонил их от ветра, широко раскачивая над ними свои могучие ветви. Ему тоже понравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы, не сгибаясь, крепко стоять под бурей.
Он и сам был такой.

Читайте также: