Сжатое изложение пушкину случалось много ездить по россии

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
Презентация к уроку 61 КБ
Урок в 9 классе 40 КБ
Рабочие листы к уроку 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Умение понимать трудные тексты разных стилей создается посредством упражнений во всестороннем анализе разнообразных литературных образцов и посредством изучения элементов теории словесности. Л. Щерба

План I . Всю жизнь с нами. II . Первое знакомство. III . Источник жизни.

(1) Вскоре все заговорили о Пугачеве. (2) Урядник возвратился через два дня и объявил что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев что идет неведомая сила.(3) Толки были различны.(4) Впрочем не мог он сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся. (5) Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям.

Вскоре все заговорили о Пугачеве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идет неведомая сила. Впрочем, не мог он сказать ничего положительного, потому что ехать далее побоялся.

Задание: 1. Сжато передайте последовательность событий, о которых говорится в сказке, используя тип речи повествование. 2. Оцените позицию Пугачева, используя рассуждение.

План I . В нашей жизни очень много пушкинского. II . В каждом из нас присутствует А. С. Пушкин. III . Только русские способны оценить прелесть пушкинской строки. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе.

(19) А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. (20) Они могут любоваться им, даже восторгаться, но… (21) Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…

(22) Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. (23) Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. (24) Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. (25) И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План-конспект урока.docx

Открытый урок в 7 классе на тему:

образовательная : расширить знания учащихся о приемах сжатия текста .

развивающая:

- развивать навыки работы с текстом;

- развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения, упрощения и обобщения);

- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений;

- организационные навыки самостоятельной деятельности в парах ;

- развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная : воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку.

Личностные УУД: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалогов с автором текста.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал: орфографические словари, хотя бы один на парту, памятка по одной на парте, рабочий лист и оценочный лист индивидуально каждому (см. приложение к плану-конспекту урока). словари Ожегова С.И., Даля В.И. по одному.

Первый урок (45 минут)

Технология проведения урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами будем работать активно, позитивно, продуктивно на сегодняшних уроках.

Работать мы сегодня будем следующим образом: вы сидите подвое, у каждого на парте имеется комплекты раздаточных материалов:

-индивидуальный, который включает в себя :

1. адаптированный для работы лист с текстом;

2. лист самооценки, который понадобится вам в конце урока;

-общий (на пару), который включает в себя :

- у двух пар на партах лежат словари ( В.И. Даль и Ожегов Сергей Иванович) на перемене ребята нашли определение слов скиталец, кибитка и тракт и вложили закладочки.

- Взгляните на доску (Слайд №1).

- На доске вы видите некий ребус, загадку, завуалированную тему нашего урока. Попробуйте угадать, что же нас ждет на сегодняшнем уроке? (Ребята предполагают, что работа будет с текстом Пушкина А.С. о дороге, либо о том, как Пушкин А.С. был в дороге, цитата Чехова А.П. наталкивает на мысль, что текст должен быть короток).

- Правильно, нас ждет работа с текстом, а тема текста, действительно связана с именем великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы знаете, что 8 февраля 1837 года (181 год назад), состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) . В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. В память о великом поэте мной и был выбран текст, который поможет нам узнать еще что-то новое об А.С. Пушкине.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы перейдем к знакомству с текстом, давайте вспомним те ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ, которые вы должны были повторить в качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку.

- Давайте вспомним, что такое ТЕКСТ? (Слайд №2)

- А что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (Слайд №3)

- А какие ТРИ ВИДА ИЗЛОЖЕНИЙ по способу передачи материала вам уже знакомы? (какие изложения мы с вами уже писали в 5-7-ых классах) (Слайд №4)

- Какие особенности у каждого из видов изложения вы можете назвать (обсуждение по порядку).

- Где в нашей реальной повседневной школьной или взрослой жизни может нам пригодиться, а порой и сыграть очень важную роль, умение говорить коротко, не упуская главное ? (На экзамене, при пересказе текстов на уроках, при написании конспектов в институте, на собеседовании при приёме на работу и т.д.)

- Итак, давайте сформулируем ЗАДАЧУ сжатого изложения (Слайд № 5)

- Как вы считаете, какова ЦЕЛЬ предстоящей нам работы?

- Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее;

3. Формирование умений по написанию сжатого изложения. .

- Я прочту вам текст, ваша задача следить по тексту и отмечать слова с неясным для вас лексическим значением (чтение текста учителем).

- СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Какие слова вам неясны: кибитка, скиталец, полозья, тракт. (Ребята со словарями Ожегова и Даля заранее получили задание и закладки с этими словами, нашли их и зачитывают толкование слов). Комментарий учителя - ЭрзериУм (город на северо-востоке Турции).

-Записываем в рабочие листы название.

- А какова основная мысль? (Ребята сформулируют основную мысль: несмотря на трудности пути, А.С. Пушкин любил поездки по стране, потому что в пути он многое узнавал и о многом успевал передумать).

Давайте вспомним ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СЖАТИЯ текста, посмотрите в памятки (исключение, обобщение, упрощение ) ( Слайды №6,7,8)

- Мы будем обращаться ко всем трем приёмам, подбирая оптимальные для нашей работы варианты сжатия текста. Не забывайте, что у вас есть памятка на парте, где подробно прописаны приёмы сжатия по блокам.

- Итак, работа с первым абзацем (кто-то из учеников зачитывает текст). Далее работа идет с каждым фрагментом текста и слайдом, В тексте выделяется та часть, которая остается неизменной, переделанная часть текста записывается в свободные строки рабочего листа. Работа в парах, потом обсуждение и запись.

Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни . Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.

Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним трактам, на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.

Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.

Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на поэта особое настроение.

- Чтение итогового текста.

Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он в разных местах нашей необъятной страны.

Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время. Поездки были очень долгими и утомительными.

Но было и хорошее в такой долгой езде, можно было спокойно думать думы, можно было узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов.

Но особенно милы были его душе зимние пути. Всё связанное с зимней дорогой навевало на поэта особое настроение.

Давайте составим опорный план, который поможет нам воспроизвести текст, сохраняя последовательность.

1.Скитальческая жизнь Пушкина.

2. Долгие и утомительные поездки.

3.Было и хорошее.

Итак, еще раз вернемся к цели нашего урока, какова была цель?

Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее. Мы достигли поставленной цели? Да достигли.

Второй урок (45 минут)

1. Организационный момент (10 минут)

-Ребята, мы провели хорошую, плодотворную работу. Возьмите памятки на ваших партах, давайте сверимся с первой частью памятки, отметим все ли этапы работы мы осуществили, не упустили ли что-то важное. Все этапы пройдены.

- Давайте обратимся ко второй части памятки и попробуем определить какими же способами и приёмами сжатия текста мы воспользовались (обсуждение, аргументированные ответы).

- Мы с вами ставили перед собой цель не только сжать текст, но и воспроизвести его письменно. Значит, что мы будем делать на втором нашем уроке? Правильно, мы будем писать изложение. Открываем тетради для развития речи, записываем число, тему урока, заглавие изложения.

2. Подготовка к написанию (5-7 минут)

- Сейчас я даю вам время 5-7 минут (для ребят с ОВЗ время можно увеличить, можно предложить выписать опорные словосочетания), вы перечитываете полученный текст, запоминаете его и, пользуясь планом, пишете работу. Не забывайте заглядывать в орфографические словари, уточняя написание сложных для вас слов (работа по написанию изложения займет около 20 минут).

3. Написание изложения (20 минут)

4. Подведение итогов.

- Вы такие молодцы, каждый из вас сегодня потрудился на славу, у вас на партах лежат оценочные листы, заполните их. Еще раз вспомните какие цели мы ставили, достигли ли их, узнали ли что-то новое.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
1. Прочитать текст.

2. Определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства, проработать незнакомые слова.
3. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
4. Поделить текст на части (поделен на абзацы).

5. В каждой части текста отметить главное.
6. Используя приёмы сжатия текста (см. памятку), подобрать подходящие способы работы.
7. Записать каждую часть в рабочий лист.
8. На основе полученного текста составить опорный план сжатого изложения.

К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся:
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Индивидуальный рабочий лист ученика 7__класса______________________________________(ФИ)

________________________________
Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним трактам, на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.

Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на поэта особое настроение

Лист самооценки ученика ___________________________________(ФИ)

Какова была цель урока?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достиг ли ты этой цели?_________________ (да/нет)

Что нового ты узнал на этом уроке?_________________________________________

____________________________________________________________________________

Чему ты научился на этом уроке?__________________________________________

___________________________________________________________________________

Что еще ты бы хотел узнать по этой теме?___________________________________

____________________________________________________________________________

Что понравилось на уроке?_______________________________________________

Какую оценку ты себе поставил бы за работу на этом уроке?_________________

Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.

I. Организационный момент.

II. Словарно-семантическая работа.

Грёза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.

Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.

Упование (устар.) – то же, что надежда.

III. Подготовка учащихся к восприятию текста.

IV. Чтение учителем текста.

Прощание с Пушкиным

Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

– Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

– Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

– И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

– Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)

V. Беседа по вопросам.

1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)

2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)

– Кончена жизнь.

VI. Составление плана текста.

Учащиеся работают самостоятельно.

Возможный вариант плана .

Прощание с Пушкиным

1. Тревожное ожидание.

2. Робкий луч надежды.

3. Предсмертные грезы поэта.

4. Последние минуты и последние слова.

5. Прощание Жуковского с Пушкиным.

6. Скорбная весть.

VII. Повторное чтение текста учителем.

VIII. Дополнительное задание.

– Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.

IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

Домашнее задание.

ВложениеРазмер
Презентация к уроку 61 КБ
Урок в 9 классе 40 КБ
Рабочие листы к уроку 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Умение понимать трудные тексты разных стилей создается посредством упражнений во всестороннем анализе разнообразных литературных образцов и посредством изучения элементов теории словесности. Л. Щерба

План I . Всю жизнь с нами. II . Первое знакомство. III . Источник жизни.

(1) Вскоре все заговорили о Пугачеве. (2) Урядник возвратился через два дня и объявил что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев что идет неведомая сила.(3) Толки были различны.(4) Впрочем не мог он сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся. (5) Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям.

Вскоре все заговорили о Пугачеве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идет неведомая сила. Впрочем, не мог он сказать ничего положительного, потому что ехать далее побоялся.

Задание: 1. Сжато передайте последовательность событий, о которых говорится в сказке, используя тип речи повествование. 2. Оцените позицию Пугачева, используя рассуждение.

План I . В нашей жизни очень много пушкинского. II . В каждом из нас присутствует А. С. Пушкин. III . Только русские способны оценить прелесть пушкинской строки. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе.

(19) А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. (20) Они могут любоваться им, даже восторгаться, но… (21) Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…

(22) Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. (23) Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. (24) Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. (25) И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

Читайте также: