Сжатое изложение пчелы известны человеку с незапамятных времен

Обновлено: 07.07.2024

С незапамятно старых времен находится в ядре основных слов, на самой глубине словарного состава обширно распространенное и известное слово-корень лов. Искони веков, как мы можем знать, оно было связано с одним значением хватанья, поимки. В самых старых наших рукописях мы теснее встречаемся со словами, в которые заходит этот корен
В Исходной летописи под датой 21 мая 1071 года сказано о том, как князь Всеволод за городом Вышгородом в лесах деял животные ловы, заметал тенета. Лов теснее тогда значило: охота сетью, поимка зверька.
В Назидании Владимира Мономаха тоже говорится, что великий князь много трудился, всю жизнь ловы дея: он связал своими руками 10 и 20 бешеных коней, охотился и на других животных. Он же сообщает, что сам держал ловчий наряд, то есть содержал в порядке охоту, конюшню, ястребов и соколов.
Означает, теснее в XI веке слова лов, ловчий существовали и были знамениты русскому народу. Слово лов значило тогда охоту, ловлю сетями либо силками. Позже, несколько веков спустя, оно зополучило другое значение: в бессчетных грамотах Столичной Руси упоминаются бобровые ловы, рыбные ловы, которые один собственник передает либо завещает иному. Явно, теперь лов стало означать уже не только действие того, кто охотится, а и место, на котором можно промышлять зверя. Но в обоих этих значениях сохраняется одна суть: лов это охота при подмоги поимки добычи. Один и тот же корень живет и там, и тут.
И на данный момент в нашем языке имеется слово лов. Мы тоже разумеем его не совершенно так, как разумел Мономах либо московские подьячие времен короля Ивана IV. Время от времени мы можем встретить выражение начался подледный лов, завершился осенний лов трески. Тут слово ловозначает то же, что ловля рыбы; начался лов зайцев мы не скажем никогда.
Встречается и чуток-чуток отличное от данного употребление слова: На этом омуте самый большой лов. Здесь оно как бы означает способность ловиться, оно ближе к слову клев. Но, как и восемь веков назад, для нас абсолютно светла жива связь меж всеми этими словами. Во всех их живет и дает им жизнь все тот же самый старый корень -лов-.
Слова-родичи, отпрыски корня -лов-, к нашему медли образовали в российском языке необъятную семью, великое гнездо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эти удивительные пчелы.

Пчелы за день пролетают огромные расстояния. Скорость пчелы составляет 21-30 км/ч. Оптимальные маршруты пчелы выбирают сами. За нектаром летят против ветра. Во время полета, пчела может нести груз ¾ своего веса- это 75мг. При хорошей погоде, за один день могут собрать 10-12 кг нектара. Чем дальше улетают, тем меньше нектара приносится. На 3 км расходуется 70% нектара. Время нахождения в улье составляет 15 минут. Трудятся пчелы с 4 утра до 21.30 вечера. Полет пчелы может длиться от 8 мин. до 2 часов. Частота взмахов крылышек 237 раз в минуту. За сезон пчелиная семья собирает до 420 кг меда.

Вылепляя свои ячейки, пчелы решают непростую математическую задачу: найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Математики и инженеры доказали, что он должен быть шестигранным. И пчелы, в полном согласии с этими расчетами, строят шестигранные ячейки. В них выращивается потомство и хранятся запасы еды .


Задание 27 № 2260

1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью?

3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем — прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки — пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл — пчеловодство.


Задание 27 № 2246

Задание:

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения:

Пчёлы известны человеку с незапамятных времён. И вполне естественно, что человек стремился побольше узнать о своих медоносных соседях. Почему? Причин, пожалуй, две. Во-первых, пчёлы — единственные насекомые, дающие человеку целебную и вкусную еду, и потому, безусловно, полезные. Во-вторых, с давних пор пчела служит символом трудолюбия.

Вылепляя свои ячейки, пчёлы решают непростую математическую задачу — найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Математики и инженеры доказали, что он должен быть только шестигранным. И пчёлы, в полном согласии с этими расчётами, строят шестигранные ячейки. В них выращивается потомство и хранятся запасы еды.

(По С. В. Воловнику)

Микротемы:

1. Человек стремится больше узнать о пчёлах, поскольку они дают нам вкусную и целебную еду и являются символом трудолюбия.

2. Удивителен строительный материал пчёл — воск, который человек использует в сорока отраслях промышленности. Благодаря воску мы многое узнаём о жизни и искусстве древнего мира.

3. В шестигранных ячейках сот — наиболее вместительном сосуде при минимальных расходах материала — пчёлы выращивают потомство и хранят запас еды.

Пример сжатого изложения:

Пчёлы известны человеку с незапамятных времён. Человек стремится больше узнать о них, потому что они дают нам целебную и вкусную еду и служат символом трудолюбия.

Вылепляя ячейки, пчёлы решают математическую задачу — найти форму сосуда наибольшей вместимости при наименьших расходах стройматериала. Учёные доказали, что он должен быть только шестигранным. И пчёлы строят шестигранные ячейки, в которых выращивают потомство и хранят еду. (113 слов)

Урок русского языка в 6 классе

Выборочное изложение

: выборочное изложение по литературному произведению.

научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.

2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.

Примерные отрывки для изложения:

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.

Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Работа по содержанию отрывка:

  • Только ли о Митраше идет речь в тексте?
  • Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?
  • Что нужно оставить?
  • Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?
  • Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).
  • Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?
  • Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?
  • Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?

4. Составление плана текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

5. Словарная работа.

˜
АЙКА1,
–и,
ж.
Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам.
Банная ш.
ЛОХ

˜
АНКА,
–и и
ЛОХ
˜
АНЬ,
–и,
ж.
Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.
Деревянная л.
Б

˜
ОНДАРЬ,
–я и
БОНД
˜
АРЬ,
–˜я,
м.
Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

˜
АВИТЬ2,
–влю, –вишь; –вленный;
сов., кого (что) на что.
Научить кого–н. чему–н. хорошему.
Н. на ум
(вразумить; разг.).
Н. на путь истинный.
ЛАДИЛО

–инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

– огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС

– упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.

  • Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши — средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи.

7. Повторное чтение текста.

  • Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.
  • Какие числительные встретились вам в тексте?

8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.

Подборка текстов для изложений по русскому языку в 6 классе

Тексты изложений по русскому языку. Предназначены для 6 класса.

Обучающее сжатое изложение

Собиратель русских слов.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями

Подробное изложение по заданному плану.

Измученного голодного детёныша косули подобрали пограничники.

Козлёнку требовалась кормилица. А где её найти? Кто-то указал на Дамку – охотничью собаку, у которой были щенята.

Дамка сердито встретила подкидыша. Собака скалила зубы и рычала. Во время кормления люди крепко держали собаку, а малыш сосал молоко. Но скоро Дамка приняла козлёнка в собачью семью.

Козлёнок охотно принимал участие в щенячьих играх. Вместо козьего с удовольствием пил собачье молоко. Так детёныш косули вырос в семье охотничьей собаки Дамки.

2. Поиски кормилицы.

3. Примет ли Дамка подкидыша?

4. Неприятное знакомство.5. В собачьей семье.

Изложение с элементами сочинения.

Ответьте на вопрос: Как маленькой девочке удалось совершить чудо?

Контрольное выборочное изложение.

Однажды к знаменитому нидерландскому художнику Франциску Гальсу приехал двадцатидвухлетний Ван Дейк.

Гальс с обычным своим мрачным видом принялся за работу и закончил её даже ранее обычного срока. Заказчик остался очень доволен качеством работы, но ни сколько не был удивлён той необыкновенной быстротой, с которой работал художник.

Улыбаясь, он прибавил: « Живопись, кажется, искусство более лёгкое, чем я мог предполагать. Мне интересно было бы посмотреть, что я смог бы сделать, поменявшись с вами ролями.

Изложение повествовательного характера с изменением лица.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке.

Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. Ещё его зовут бальзамин. Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит.

Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк.

Летний день погас. На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики? Где же тогда игроки?

Это цветок таньхуа. Он цветет один раз в год и успевает распуститься и увянуть в течении пяти-шести часов. Его разводят во многих парках Китая. В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться этим редким и красивым зрелищем.

Сжатое изложение с элементами сочинения

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот и говорит одна женщина другой:

-Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.

-А мой поёт, как соловей,- говорит другая.

-Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

-Ничего в нём особенного нету,- отвечает им женщина.

-Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? Я только одного сына вижу!- ответил им старик.

Согласны ли вы со старичком? Выскажите своё мнение.

Читайте также: