Сюжетно ролевая игра для детей с нарушением интеллекта в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Ермакова Нурия Насимовна
Населенный пункт: Татарстан, г. Альметьевск
Цель:
Формировать у детей обобщенные представления о профессиях.
Задачи
Образовательные задачи:
Совершенствовать выполнение простейших воображаемых действий по подражанию действиям взрослого по ходу игры; развивать умения находить соответствующие предметы и игрушки по характерному признаку, и использовать эти игрушки в процессе игровых действий; продолжать учить использовать в ходе игры различные предметы и их модели, предметы-заменители, воображаемые действия.
У точнять и обогащать словарный запас детей. Формировать процессы словообразования. Продолжать формировать умение согласовывать существительные с прилагательными, составлять простое предложение. Называть фрукты обобщающим словом; различать фрукты по внешнему виду, на ощупь.
Обобщать знания детей о профессиях (повар). Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия).
Развивать вербальные формы общения с взрослыми и сверстниками. Продолжать ф ормировать потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
Коррекционно-развивающие задачи: Создавать условия для развития психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения. Развивать познавательные процессы (восприятия, речь, мышление) и интеллектуальные процессы (ориентировка в задании, способа выполнения задания).
Коррекция мышления: Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения; группировать и классифицировать предметы по разным свойствам. Р азвивать понимание простых причинно-следственных связей.
Коррекция внимания: Развивать слуховое внимание.
Коррекция памяти: Продолжать учить запоминать и называть предметы и их свойства.
Коррекция речи: Формировать умение соотносить движения со словами, управлять своим поведением, на основе восприятия речевых инструкций, совершенствовать навыки словообразования. Поощрять речевые высказывания детей.
Коррекция восприятия: Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных спо собов обследования предметов.
Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки взаимодействия в группе между собой, положительный настрой на деятельность.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
Оздоровительные задачи: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей по средствам динамических упражнений.
Виды деятельности: Познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Формы организации детей: Подгрупповая.
Формы организации совместной деятельности: Совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу, действия по словесной инструкции; сравнение; знакомство с предметами, с качественными признаками предметов;
Методы организации:
Наглядные: демонстрация, рассматривание;
Словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;
Игровые: дидактическая игра, игровое упражнение,
Словарная работа: Уточнение и расширение словаря (фартук, колпак, яблочный, грушевый, апельсиновый, лимонный).
Структура занятия:
Ход занятия.
Повар - Ребята, кто это?
Педагог - Это повар.
Повар - Здравствуйте, дети. Я работаю поваром на кухне вашего детского сада. Я готовлю еду, варю супы, каши, компоты, делаю салаты, пеку пироги.
Педагог - Что это у вас? (это специальная одежда для повара, фартук, чтоб не испачкаться и колпак, чтобы убирать волосы).
Повар - У меня очень много работы. Я прошу вас помочь мне.
Повар - Спасибо вам ребята, помогли, пойду на кухню готовить вам обед. (повар уходит)
Педагог - Кто к нам приходил?
Дети - Повар
Педагог - Давайте, и мы поиграем в поваров. (Дети надевают фартуки и колпаки).
Подходят к столу, на котором на подносе лежат фрукты и стоят кастрюльки.
Педагог – Вам нужно собрать себе в кастрюльку те фрукты, которые вы достали из волшебной коробочки, вот из них и будем варить компот (дети собирают с подноса определенные фрукты).
Педагог, - Какой компот будешь варить ты? (яблочный, грушевый, лимонный, банановый).
Педагог - Пока наш компот вариться поиграем в пальчиковую игру
Пальчиковая гимнастика
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим , варим мы компот
Угостим честной народ.
Повар - Ребята я для вас сварила компот, и хочу вас угостить. (Разливает компот по чашкам и раздает его детям)
-Спасибо очень вкусный компот. Яблочный.
Используемая литература:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития
3.Логоритмические упражнения без музыкального сопро вождения:
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. (Логопед в ДОУ).
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– 224 с.
Вид нарушения : дети с нарушением интеллекта.
№ Структурные компоненты игры Содержание игры
2 Задачи игры (коррекционные, развивающие, воспитательные) Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
- формирование ведущих видов деятельности.
- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.
4 Игровые роли Папа, мама, врач, водитель скорой помощи, кукла Машенька (дочка, аптекарь.
6 Организация детей на игру Беседа, сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).
Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.
Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.
Экскурсия в мед. кабинет в детском саду.
Дидактическая игра: "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?.
8 Методы и приемы для решения задач по речевому развитию детей Наглядный, словесный и практический. ( Задачи по речевому развитию: формирование связной речи, обогащение словаря, закрепление навыка разговорной речи, формирование грамматического строя речи).
9 Ход игры :
- сбор детей на игру – мотивация;
- распределение ролей и атрибутов;
- сюжет игры;
- содержание игры. Ход игры :
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?
- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).
2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.
- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.
- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?
(распределение ролей по желанию детей)
- А что еще нужно для игры?
- Правильно, надо выбрать место для игры.
(Выбор места игры)
- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.
- Что делает утром мама? (готовит завтрак)
- Что делает папа? (занимается с ребенком).
Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)
- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)
- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?
- Что нужно сделать?
Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.
Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.
Врач: Назовите ваш адрес?
Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8
Врач: Ждите, выезжаем.
- Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)
Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).
Мама укачивает дочку.
Папа идет в аптеку за лекарством.
- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?
- У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)
- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)
Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.
5. – Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т. д.
- Были ли у вас такие случаи дома?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?
Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели.
Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Адаптивная программа
Дефектолог: Шарова О.Г.
Актобе 2015 г .
Пояснительная записка
Для детей - дошкольников, страдающих различными интеллектуальными нарушениями, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Как в играх с правилами так и в сюжетно-ролевых играх, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей сюжетно-ролевая игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы.
В ролевой игре выделяется сюжет и содержание. Сюжет игры - это та отрасль действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и детьми, их трудовой и общественной жизни. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предметом и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами.
Таким образом, в этом и подобных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.
Данная программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме
Исполнитель: Шарова Олеся Геннадьевна
Актуальность темы: исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня развития детей с ограниченными возможностями, занятия сюжетно-ролевыми играми направлены на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей. Используя данные игры, у детей развивается любознательность, воображение, расширятся словарный запас. Так как по основной программе сюжетно – ролевым играм отведено мало часов, данная разработанная программа позволяет включать сюжетно-ролевые игры, как дополнительные занятия.
Идея: программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме.
Замысел программы: Сюжетно-ролевые игры имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет программы : развитие коммуникативных способностей детей через сюжеты ролевых игр.
Педагогическая целесообразность программы заключается в:
И спользовании методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;
Коллективном взаимодействии детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре ;
Создании условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру
Педагогическая цель: привитие детям с интеллектуальной недостаточностью коммуникативных навыков, развитие элементов творчества; воспитание нравственных качеств и формирование мотивации к общению с другими людьми.
Цель программы:
И спользование методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;
Коллективное взаимодействие детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре ;
Создание условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру
Задачи:
Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционной работы;
Разви тие творчески х способност ей умственно отсталых дошкольников;
Формирова ние коммуникативны х навык ов детей;
Обогащ ение словарн ого запас а детей;
Воспит ание нравственны х качеств детей;
Вызыва ние интерес а и положительно го эмоционально го отношени я к сюжетно-ролевым играм.
Гипотеза: сформированность положительного отношения ребёнка к занятиям, достаточный уровень развития коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью для общения как в знакомой, так и в незнакомой среде.
Форма представления результатов программы: специально организованные занятия, промежуточная диагностика, разработка методических рекомендаций.
Сроки реализации программы: 2015-2018гг.
Литература:
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
Коррекционно-образовательная: Учить детей выполнять роль покупателей.
Коррекционно-развивающая: Развивать умения выполнять игровые действия в соответствии с ролью.
Коррекционно-воспитывающая: Воспитание самостоятельности, уверенность в своих силах, способов социального взаимодействия при разрешении проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Способствовать обогащению игрового опыта у детей через умение вести ролевой диалог.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.
Читайте также: