Сюжетно ролевая игра для детей с нарушением интеллекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Ермакова Нурия Насимовна

Населенный пункт: Татарстан, г. Альметьевск

Цель:

Формировать у детей обобщенные представления о профессиях.

Задачи

Образовательные задачи:

Совершенствовать выполнение простейших воображаемых действий по подражанию действиям взрослого по ходу игры; развивать умения находить соответствующие предметы и игрушки по характерному признаку, и использовать эти игрушки в процессе игровых действий; продолжать учить использовать в ходе игры раз­личные предметы и их модели, предметы-замените­ли, воображаемые действия.

У точнять и обогащать словарный запас детей. Формировать процессы словообразования. Продолжать формировать умение согласовывать существительные с прилагательными, составлять простое предложение. Называть фрукты обобщающим словом; различать фрукты по внешнему виду, на ощупь.

Обобщать знания детей о профессиях (повар). Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме (названия, признаки и дей­ствия).

Развивать вербальные формы общения с взрослыми и сверстниками. Продолжать ф ормировать потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.

Коррекционно-развивающие задачи: Создавать условия для развития психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения. Развивать познавательные процессы (восприятия, речь, мышление) и интеллектуальные процессы (ориентировка в задании, способа выполнения задания).

Коррекция мышления: Формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения; группировать и классифицировать предметы по разным свойствам. Р азвивать понимание простых причинно-следственных связей.

Коррекция внимания: Развивать слуховое внимание.

Коррекция памяти: Продолжать учить запоминать и называть предметы и их свойства.

Коррекция речи: Формировать умение соотносить движения со словами, управлять своим поведением, на основе восприятия речевых инструкций, совершенствовать навыки словообразования. Поощрять речевые высказывания детей.

Коррекция восприятия: Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных спо­ собов обследования предметов.

Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки взаимодействия в группе между собой, положительный настрой на деятельность.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

Оздоровительные задачи: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей по средствам динамических упражнений.

Виды деятельности: Познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Формы организации детей: Подгрупповая.

Формы организации совместной деятельности: Совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу, действия по словесной инструкции; сравнение; знакомство с предметами, с качественными признаками предметов;

Методы организации:

Наглядные: демонстрация, рассматривание;

Словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

Игровые: дидактическая игра, игровое упражнение,

Словарная работа: Уточнение и расширение словаря (фартук, колпак, яблочный, грушевый, апельсиновый, лимонный).

Структура занятия:

Ход занятия.

Повар - Ребята, кто это?

Педагог - Это повар.

Повар - Здравствуйте, дети. Я работаю поваром на кухне вашего детского сада. Я готовлю еду, варю супы, каши, компоты, делаю салаты, пеку пироги.

Педагог - Что это у вас? (это специальная одежда для повара, фартук, чтоб не испачкаться и колпак, чтобы убирать волосы).

Повар - У меня очень много работы. Я прошу вас помочь мне.

Повар - Спасибо вам ребята, помогли, пойду на кухню готовить вам обед. (повар уходит)

Педагог - Кто к нам приходил?

Дети - Повар

Педагог - Давайте, и мы поиграем в поваров. (Дети надевают фартуки и колпаки).

Подходят к столу, на котором на подносе лежат фрукты и стоят кастрюльки.

Педагог – Вам нужно собрать себе в кастрюльку те фрукты, которые вы достали из волшебной коробочки, вот из них и будем варить компот (дети собирают с подноса определенные фрукты).

Педагог, - Какой компот будешь варить ты? (яблочный, грушевый, лимонный, банановый).

Педагог - Пока наш компот вариться поиграем в пальчиковую игру

Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим , варим мы компот

Угостим честной народ.

Повар - Ребята я для вас сварила компот, и хочу вас угостить. (Разливает компот по чашкам и раздает его детям)

-Спасибо очень вкусный компот. Яблочный.

Используемая литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития

3.Логоритмические упражнения без музыкального сопро­ вождения:

Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. (Логопед в ДОУ).

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– 224 с.

Вид нарушения : дети с нарушением интеллекта.

№ Структурные компоненты игры Содержание игры

2 Задачи игры (коррекционные, развивающие, воспитательные) Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;

- формирование ведущих видов деятельности.

- формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

4 Игровые роли Папа, мама, врач, водитель скорой помощи, кукла Машенька (дочка, аптекарь.

6 Организация детей на игру Беседа, сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Экскурсия в мед. кабинет в детском саду.

Дидактическая игра: "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?.

8 Методы и приемы для решения задач по речевому развитию детей Наглядный, словесный и практический. ( Задачи по речевому развитию: формирование связной речи, обогащение словаря, закрепление навыка разговорной речи, формирование грамматического строя речи).

9 Ход игры :

- сбор детей на игру – мотивация;

- распределение ролей и атрибутов;

- сюжет игры;

- содержание игры. Ход игры :

- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

- Какие обязанности у папы?

- Какие обязанности у мамы?

- Что делает их ребенок?

- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

(распределение ролей по желанию детей)

- А что еще нужно для игры?

- Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

- Что делает утром мама? (готовит завтрак)

- Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)

- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

- Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8

Врач: Ждите, выезжаем.

- Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?

- У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра?

- Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т. д.

- Были ли у вас такие случаи дома?

- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптивная программа

Дефектолог: Шарова О.Г.

Актобе 2015 г .

Пояснительная записка

Для детей - дошкольников, страдающих различными интеллектуальными нарушениями, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Как в играх с правилами так и в сюжетно-ролевых играх, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.

Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей сюжетно-ролевая игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы.

В ролевой игре выделяется сюжет и содержание. Сюжет игры - это та отрасль действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и детьми, их трудовой и общественной жизни. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предметом и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами.

Таким образом, в этом и подобных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.

Данная программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме

Исполнитель: Шарова Олеся Геннадьевна

Актуальность темы: исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня развития детей с ограниченными возможностями, занятия сюжетно-ролевыми играми направлены на развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, творческих способностей. Используя данные игры, у детей развивается любознательность, воображение, расширятся словарный запас. Так как по основной программе сюжетно – ролевым играм отведено мало часов, данная разработанная программа позволяет включать сюжетно-ролевые игры, как дополнительные занятия.

Идея: программа способствует развитию у детей всех познавательных процессов, обогащению словарного запаса, общению детей в социуме.

Замысел программы: Сюжетно-ролевые игры имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет программы : развитие коммуникативных способностей детей через сюжеты ролевых игр.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

И спользовании методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;

Коллективном взаимодействии детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре ;

Создании условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру

Педагогическая цель: привитие детям с интеллектуальной недостаточностью коммуникативных навыков, развитие элементов творчества; воспитание нравственных качеств и формирование мотивации к общению с другими людьми.

Цель программы:

И спользование методов обучения, необходимых для развития коммуникативных, нравственных, творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями;

Коллективное взаимодействие детей в процессе совместного участия в сюжетно-ролевой игре ;

Создание условий для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями к окружающему миру

Задачи:

Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционной работы;

Разви тие творчески х способност ей умственно отсталых дошкольников;

Формирова ние коммуникативны х навык ов детей;

Обогащ ение словарн ого запас а детей;

Воспит ание нравственны х качеств детей;

Вызыва ние интерес а и положительно го эмоционально го отношени я к сюжетно-ролевым играм.

Гипотеза: сформированность положительного отношения ребёнка к занятиям, достаточный уровень развития коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью для общения как в знакомой, так и в незнакомой среде.

Форма представления результатов программы: специально организованные занятия, промежуточная диагностика, разработка методических рекомендаций.

Сроки реализации программы: 2015-2018гг.

Литература:

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-образовательная: Учить детей выполнять роль покупателей.

Коррекционно-развивающая: Развивать умения выполнять игровые действия в соответствии с ролью.

Коррекционно-воспитывающая: Воспитание самостоятельности, уверенность в своих силах, способов социального взаимодействия при разрешении проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Способствовать обогащению игрового опыта у детей через умение вести ролевой диалог.

Картотека

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

https://sun1-94.userapi.com/c857428/v857428984/1d508c/53Fy8pbfdFA.jpg

https://sun1-22.userapi.com/c857428/v857428984/1d5095/brr9wJ2KKCo.jpg

https://sun1-98.userapi.com/c857428/v857428984/1d509e/8ut3ATbnCSI.jpg
https://sun1-85.userapi.com/c857428/v857428984/1d50b0/DGD5u5UrBXQ.jpg

https://sun1-20.userapi.com/c857428/v857428984/1d50b9/S4QReyKdqDs.jpg
https://sun1-27.userapi.com/c857428/v857428984/1d50d4/KDTjOLj5Bgo.jpg

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Картотека

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: