Сюжет и краткое содержание это одно и тоже

Обновлено: 07.07.2024

Сюжет (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Содержание

Содержание понятия

В предельно общем виде сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как исторический период действия, так и течение времени в ходе произведения.

Типология сюжетов

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Атис)

И то и другое понятие обозначает некую цепь событий,
но в каждом случае имеются свои нюансы.

Сюжет – это система включенных в произведение (фильм, постановку) событий, которые изложены в последовательности, наиболее полно отвечающей творческому замыслу автора. Сюжет образует форму произведения.

Фабула (содержание) – все события повествования,
выстроенные согласно их естественному расположению
во времени.
Под фабулой также понимается конфликт произведения,
который разворачивается по ходу действия.

Если в произведении развиваются какие-либо события,
их можно представить в виде сюжета или фабулы.
Пересказ сюжета будет осуществляться строго с
опорой на авторскую последовательность.
А если вычленить из произведения все события и
перечислить их в логической временной последовательности,
то получим фабулу.
Её ещё образно называют выпрямленным сюжетом.

Отличие сюжета от фабулы заключается в том,
что сюжет содержит описание судьбы героев вместе
со всеми хитросплетениями и неожиданными поворотами.
В сюжете раскрываются причинные взаимосвязи,
описываются мотивы и эмоции, что позволяет лучше
понять поступки героев.
Сюжет иногда бывает настолько витиеватым и запутанным,
что его сложно пересказать.

Фабула – это костяк, сама основа произведения.
Она не содержит подробностей и лирических отступлений.
В фабулу включаются только действующие лица и ключевые
события.
Поэтому ее изложение получится значительно более коротким,
чем пересказ сюжета.
Для наглядности можно привести такой пример:
теледиктор, передающий краткое содержание
серии фильма, озвучивает фабулу,
но для знакомства с сюжетом необходимо эту
серию посмотреть.

Содержание (если речь о литературном произведении) - это все, из чего оно состоит. Все то, что в нем содержится. Главы, части, сюжетные линии, описания, персонажи. Полное содержание - это, собственно, весь текст произведения, краткие содержания здесь то и дело клянчат ленивые митрофаны обоего пола, не только не желающие читать полное, но и не умеющие пользоваться поисковиками.
А сюжет - это скелет, та событийная канва, на которую накручивается содержание. Сюжет можно пересказать в нескольких предложениях. Сюжет "12 стульев" - поиски героями бриллиантов, спрятанных во время революции в один из стульев гарнитура. Сюжет "Ромео и Джульетты" - любовь юноши и девушки из враждующих семей, приводящая их к смерти. Сюжет "Одиссеи" - странствия главного героя по пути домой с войны.

Отличие содержания ОТ сюжета
различие содержания И сюжета
Сюжет Уже, а в содержании много всего
сказано между строк.)

В чем содержание (фабула) "Горя от ума"? Герой приехал в Москву к любимой девушке, убедился, что она его не любит -- и уехал. Но, согласитесь, СЮЖЕТ-то в произведении иной.

Алёша узнаёт,что курица это тайный министр.После чего она отводит его в Подземелье при условии,что он не кому не расскажет о существовании Подземелья 1 ответ на вопрос Алёша попросил о том, чтобы он всегда знал ответ на вопросы учителя и король подарил ему волшебное семя 2 ответ на вопрос Алёша был не прав в том,что он не захотел учиться.В последствии он стал грубым и сколько бы учитель его не наказывал он всегда знал урок отношение к нему изменилось.ответ на 3 вопрос и на 4

Справжній друг має бути хазяїном свого слова, мати сучасні погляди на життя, уміти відстоювати свою точку зору. Ще я хочу, щоб людина, з якою я дружу, уміла поводитися в суспільстві і завжди залишалася самим собою. Я хочу, щоб він поважав людську особистість, а тому завжди був поблажливим, м'яким і поступливим.

Якостей, які повинен мати справжній друг, дуже багато, але передусім він має бути дійсно справжнім, а не підробним.

1.Бесплодна наша сторона, а та - ещё бедней.
2. Там люди редки без клейма, и те душой черствы;
3. На воле рыскают кругом там только варнаки;
4. Ужасен там тюремный дом, глубоки рудники.
5. В казарме общей надо жить, а пища: хлеб да квас
6. Пят тысяч каторжников там, озлоблены судьбой, заводят драки по ночам, убийства и разбой;
7. Поверьте, вас не пощадят, не сжалится никто!
8. Да . страшный край! Откуда прочь бежит и зверь лесной, когда стосуточная ночь повиснет над страной.
9. Здесь мать - водицей снеговой, Родив, отмоет дочь, малютку грозной бури вой баюкает всю ночь, а будит дикий зверь, рыча близ хижины лесной, да пурга, бешено стуча в окно

1) Происхождение героя Зигфрида, 2) Главные подвиги Зигфрида, 3) Атрибуты героя Зигфрида(меч,копье,щит и т.д), 4) описания гибел

Опишите Рыбака из сказки о рыбаке и рыбке на даче по такому плану : 1.Внешность , самая яркая деталь . 2.Черты характера 3.Любим

В каком произведении описывается нравственное падение человека, которое начинается с нарушения сословных норм? a) «Крестьянин Ге

Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.

Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.

Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.

Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения

В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.

Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.

Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.

Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.

Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.



Что же такое сюжет

Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.

В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.

В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.

Если говорить кратко и просто, то:

  • фабула — это факты вашей истории, голые и беспристрастные, выстроенные в хронологическом порядке;
  • сюжет — это то, как вы эти факты рассказали (глазами какого героя показали их, какую оценку дали, может быть, даже поменяли хронологический порядок, т. е. сначала рассказали о том, что случилось, а потом показали причину произошедшего).

Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.

А сюжет сложнее:

Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.

Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.

Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.

Виды сюжета

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.

Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.

Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Литература

Определение понятия в различных источниках

Типология сюжетов

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один, Аттис)

Сколько существует сюжетов

Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.

В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.

Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.


Фабула

Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.

Элементы фабулы:

  • экспозиция (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • завязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • кульминация (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • развязка (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • эпилог (см. на странице стадии действия худ.произведения)
  • интрига (развитие действия в романе)
  • коллизия (столкновение интересов действующих лиц)

Сюжет

Читайте также: