Сверхприключения сверхкосмонавта краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Перевод на английский: — К. Кук (Сверхприключения сверхкосмонавта) ; 1978 г. — 1 изд. Перевод на эстонский: — К. Кокк, П. Саан (Superkosmonaudi superseiklused) ; 1989 г. — 1 изд. Перевод на украинский: — В. Сычевский (Зверхпригоди зверхкосмонавта) ; 1979 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — Б. Георгиева, Н. Левенсон (Свръхприключенията на свръхкосмонавта) ; 1987 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: 20 век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой | Детская литература

Небезызвестный нам Баранкин взялся за ум. Теперь он мечтает стать космонавтом и все силы направлены на реализацию этой мечты. Но в процессе вырабатывается и особая философия: тут тебе и чедоземпр, и псип. Особый режим дня и мировоззрение будущего сверхкосмонавта отличают его от других — а отсюда вырастает масса проблем в его жизни. Но будущий сверхкосмонавт должен уметь преодолеть трудности — иначе он настоящий нечедоземпр!

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 154

Активный словарный запас: очень низкий (2313 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

Издания на иностранных языках:

видфара, 17 марта 2012 г.

Потрясающая книга, серьёзно повлиявшая на моё детское мировоззрение)))

Мальчик, делающий сам себя, подросток, поставивший перед собой сверх-цель. Очень уж индивидуалистически звучало это в советское время!

Наверное, в нужном возрасте я прочитал эту книгу! И хорошо, что её не экранизировали — адекватно снять такое невозможно, ИМХО.

Содержание

  • Магический реализм — сюжет подаётся в реалистической манере, однако в нём много такого, чего в жизни не бывает.
    • Самое очевидное — превращение героев в птиц и насекомых в первой книге.

    Cказка о двух обычных советских школьниках, которые, пытаясь увильнуть от дополнительных занятий в воскресенье, превратились в воробьёв, потом в бабочек, потом в муравьёв. Вернув человеческий облик, исправились и перестали получать двойки. Самая популярная книга трилогии, экранизирована в виде мультфильма и часто ставится на школьных сценах.

    Валерий Медведев

    Стать спасителем всего человечества, всей галактики, да и вообще всего живого и неживого, которое только можно вообразить - это вам не шуточки. Здесь нужна тщательная подготовка, начиная с самых ранних лет: не упуская ничего важного, не прерываясь ни на секунду!

    Сверх - это значит чрезвычайно, невообразимо и даже, может быть, невозможно. Но для тех, кто самый настоящий сверх, никаких "невозможно" быть не может. Сверх-людей можно в нашем мире пересчитать по пальцам. Много пальцев не понадобится, достаточно одного. Загните его - вот мы и сосчитали великого, непобедимого, разностороннего главного героя этой книги, первого в мире сверкса, ПСИП-а и чедоземпра! Поднимитесь с колен и низко поклонитесь: светлая тебе память, о, первый в мире вышеперечисленный.

    Не подумайте ничего такого, главный герой повести жив, с ним всё в порядке (и даже много лучше, чем в порядке - с ним всё в строгом соответствии). Разве нельзя, чтобы о великом человеке была светлая память, светлые воспоминания при жизни? Они для того, кто собирается стать примером для сотни-другой следующих поколений, совсем не лишние.

    Но от кого таких воспоминаний дождёшься! Может быть, вы согласны навспоминать об этом гениальном человеке томов на тридцать? Может быть, ваш сосед или хотя бы кот? Да даже если вы согласитесь, разве может обычный человек постичь ту глубину мысли, те мотивы, которые вкладывает в свои поступки сверхкосмонавт?

    И Юрий Иванов, будучи ещё ребёнком, взвалил на себя эту тяжкую ношу: рассказать о первом в мире себе всю правду, записать каждый момент жизни, вырвать его у лап безжалостного времени. И попробовать объяснить нам, потомкам, кем он является. И кем он будет являться в ближайшее время - сверхчеловеком, ПСИП-ом! Полным Собранием Изобретений Природы! А подготовка уже идёт полным ходом!

    То, что попало в наши руки - всего лишь двадцать воспоминаний, жалкие крохи, которые были рассекречены совсем недавно. Не сохранился бортжурнал самовоспоминаемого, исчезли некоторые важные страницы. Конечно, это невосполнимые утраты. Но подумать только, этот удивительный, гениальнейший человек был таким внимательным и заботливым! В распорядке дня, расписанном по секундам, он находил время для нескольких строк о себе! Спасибо тебе, Юрий Иванов, мы никогда не забудем твой благородный, величественный поступок.

    Воспоминаниями Юрия Иванова можно пользоваться, как учебником. Шутка ли - посмотреть на мир глазами сверхчеловека, который может (пока ещё может!) изъясняться на доступном нам языке. И, когда вы так посмотрите, это окажется другой мир. Это будет мир, которому нужны самоотверженные герои, отдающие себя целиком подготовке к тяжёлым испытаниям, так необходимых нашей Земле. А всё остальное становится таким мелочным, таким второстепенным.

    И, если бы о "Сверхприключениях сверхкосмонавта" говорил бы ченеземпр - человек, не достойный земного притяжения, то он бы сказал, что эта книга - о мальчике, который всё знал, всё умел, но чего-то ему не хватало. Но нам-то, причисляющим себя к чедоземпрам, нужно от этой книги другое - откуда он всё знал, как всё умел, как применял свои знания (и вообще, как и в каких ситуациях можно бесконечные знания и умения применить) и почему Юрию чего-то не хватало? И чего именно? Вдруг нам это тоже понадобится?

    Когда-то в детстве у меня была роскошная нкижка - большая, в твердом черном переплете с желтой бабочкой на обложке. Книга называлась "Фантазии Баранкина" и состояла из двух повестей: общеизвестной "Баранкин, будь человеком!" и малоизвестной до сих пор "Сверхприключения сверхкосмонавта".
    Мне было десять лет. К тому времени я прочла уже множество всяких книжек, в том числе детских нравоучительных, которые мне упорно впихивали библиотекарши в нагрузку к фантастике, историческим романам, книжкам Перельмана и прочим научно-популярным штукам. Но эту книгу то ли привез оте циз Москвы, то ли кто-то из его друзей подарил мне "на вырост".
    Повесть о приключениях Баранкина и его приятеля, которые бегали от общественно-полезного труда, превращаясь то в муравьев, то в бабочек, я зачислила в разряд нравоучений, превращения с уменьшением автор явно спер из "Страны дремучих трав" Брагина. В общем, фигня какая-то - подумала я и приступила ко второй повести почти через год.
    А в ней был совсем другой герой. Целеустремленный, высокомерный, одинокий старшеклассник, круг интересов которого странным образом совпал с моим. Не нравилось только самолюбование Юры Иванова. И еще я боялась, что автор снова сольет все это в нравоучение. Так почти и случилось бы в конце. если бы не было в повести девочки Тани с ее стихами. Этот образ и спас повесть о сверхкосмонавте, а финал оказался все-таки открытым. И это было к лучшему. Герои немножко победили автора с его морализаторством, а, может, Валерий Медведев сам не мог отделаться от ощущения, что в становящейся все застойней действительности нет места чедоземпру-псипу-сверксу с его мечтой о космосе и фантазиями:

    - И можешь порвать свои воспоминания и свой борт-журнал. И вообще
    перестань терять время на свою сверхожесточенную сверхподготовку к
    сверхкосмическим сверхполетам. Я не понимаю, - говорил отец, все повышая и
    повышая голос,- зачем зря терять время? Зачем готовиться к тому, что никогда
    не осуществится! Ты никогда не полетишь в космос! Понятно?

    Но кончается повесть другим:

    - Я тебя очень прошу,- сказала Таня,- найди еще-дня два-три времени,
    и.
    - И что?
    - И начнешь тренироваться! Договорились?
    - Договорились! - сказал я, глядя в небо, глядя туда, в том
    направлении, где когда-то и кем-то будет выполнено самое трудное задание во
    всей Вселенной!
    Глядя на звезды, на дневные звезды, которых как будто бы и не было в
    небе, но которые на самом деле были.

    Кстати, стихи в повести так себе, хотя одно я, оказывается, помню до сих пор. Оно мне, в отличие от остальных, и в детстве нравилось. За романтизм и рыцарей.

    Давным-давно когда-то,
    Закованные в латы,
    Съезжались рыцари на бой.
    Но вдруг один сказал:"Постой!
    Хочу смотреть в глаза людей,
    В глаза избранницы моей,
    Хочу в глаза смотреть судьбе,
    Тебе, мой враг, в глаза тебе!"
    Идешь на бой,
    Лицо открой! -
    Вот смелости начало,
    Своей рукой
    Над головой
    Я подниму забрало!

    Прошло веков немало
    С эпохи феодалов.
    Забыты латы и мечи,
    Но повторяют смельчаки:
    "Хочу смотреть в глаза людей,
    В глаза избранницы моей,
    Хочу смотреть в глаза судьбе,
    Тебе, мой враг, в глаза тебе!"
    Идешь на бой,
    Лицо открой! -
    Вот смелости начало,
    Своей рукой
    Над головой
    Я подниму забрало!

    Валерий Медведев - Сверхприключения сверхкосмонавта

    Валерий Медведев - Сверхприключения сверхкосмонавта краткое содержание

    Три повести про школьника Юру Баранкина.

    Первая книга — "Баранкин, будь человеком!" — рассказывает про лентяя и двоечника, который в поисках легкой и бездумной жизни проходит через ряд сказочных превращений (в воробья, в бабочку, в муравья). Пройдя множество испытаний, он понимает, что ничего прекраснее человеческой жизни нет на свете.

    Во второй книге "Сверхприключения сверхкосмонавта" — повзрослевший герой проявляет необычные способности к знаниям.

    Сверхприключения сверхкосмонавта - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

    Валерий Владимирович Медведев. Сверхприключения сверхкосмонавта

    Двадцать воспоминаний Юрия Баранкина о себе самом, написанные им самим

    РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В ШКОЛЬНОМ ПОРТФЕЛЕ. Вместо предисловия

    Была весна. Я закончил работу над романом для взрослых. У меня было распрекрасное настроение. Я оделся и вышел на улицу. В марте бывают такие дни, когда власть переходит то в руки весны, то зима перейдёт в наступление, запуржит, но в этот день зима как раз отступила в тень заборов и зданий, в Тимирязевском парке среди деревьев попряталась.

    Я направился к парку, напевая себе год нос, и, остановившись возле сугроба, осевшего от солнца, стал думать о том, какую книгу буду писать. Но я думал об этом совсем недолго, меня заинтересовал сугроб, вернее, не сам сугроб, а то, что из него торчало, а торчало из сугроба что-то похожее на школьный портфель. Согласитесь, что не так уж часто в жизни из сугробов торчат школьные портфели, да ещё не совсем старые, а вернее, совсем не старые,

    Я подошёл поближе, разгрёб снег и, ухватившись за ручку портфеля, вытащил его из снега и потряс, как бутылку, будто бы ждал, что внутри портфеля что-то забулькает. Содержимое портфеля молчало, но я чувствовал по весу, что в нём что-то есть. "Может быть, — думал я, вспоминая поговорку: "Случай редок, но щедр", — может быть, это и есть самый щедрый случай, который так редко выпадает на долю писателя".

    Первая страница выглядела так:

    Эмчщшя эмг энчсгря юкшчл мкгчмлэпэяль ечтпэуплпнпскогнз юсюкшчлопнкерплмяспгланкршрпчяшярфг, фяуяу кэфшфлг млярк пшфр фхвл фз опэыз фхнчеф муяхяррпфсрпб щшглп упщшя лпочнчшучслпопопэпшх, ечщплп шпчпщфчппэянфгф оплисуфркфупрчерп мпэнчссрр. — Фуор азяшптцчрмряеятп пюьмрфль опескаочнэфф рякчстч егшпхчсономфоф мэ нум нчдфт ряофмяль п мчюч элмомсфрярфа шчтп элпс елп а хя мэмоцфхрь очнчефлят нерь српщп урфщпцфхрфхясчеялчтьрызтбшчф ляу српб онперфлгрл ряонфсчн…

    От одного вида страницы сердце моё застучало учащённо, вероятно как у археолога, обнаружившего впервые египетские настенные надписи, или клинопись, или загадочные письмена племён майя. Что таилось за всем этим, уже расшифрованным, люди знали, а что таилось за таким набором таинственных даже не словосочетаний, а буквосочетаний. Что скрывалось вот, например, за таким перепутанным алфавитом: эмчщшяэпэмч, энчсуря, юкшкл?

    Загадочно сочетающиеся буквы: "эмчщшяэп…" — покорили моё воображение. "ЭМЧ! ЩШ! ЯЭП! ЯЭП!" — проговорил я, бережно опуская тетради в портфель и с усилием замыкая проржавевшие замочки. "Сейчас направлюсь к дому, сейчас сяду за стол, расшифрую тетради, легкомысленно подумал я, — и… и что… И то. " Что станет мне ясно. Я не знал, что станет мне ясно, я шёл и думал: вот кто-то, какой-то мальчишка, ну, конечно, мальчишка, не девчонка же. Будет девчонка зашифровывать десять или сколько там тетрадей. Итак, какой-то мальчишка зашифровал. Что мог он зашифровать. Первую мечту. Первое чувство. Первое! Я ещё не знал, что первое… Но, конечно, это было что-то первое, наверное, важное и, конечно, секретное. А может, это дневник, который откроет мне после расшифровки какую-нибудь интересную и яркую личность. И с этими мыслями я поднялся к себе в квартиру…

    — Да розыгрыш всё это, — сказал мне один приятель, — это композитор Суесловский тебя разыгрывает, нарочно написал как придется, какими хочешь буквами и подбросил тебе, а ты голову ломаешь.

    — А парень голова, — сказал мне полковник по телефону, — молодец. Я такого простого и загадочного шифра ещё в жизни не встречал. Прямо школа Леонардо да Винчи.

    Как пишут в книгах: прошло несколько месяцев… И когда последнее слово было расшифровано, то на столе передо мной лежали… что бы вы думали? Дневники? Нет, не дневники! Описания первого чувства? Нет. Передо мной лежали воспоминания. Да-да, воспоминания! И не старичка пенсионера, или пожилого человека, или даже просто взрослого. Это были воспоминания мальчишки — Юрия Иванова. Воспоминания о себе самом и написанные им самим. Нет, не обмануло меня моё чутьё, и рукопись, найденная в школьном портфеле, оказалась очень интересным материалом.

    Читайте также: