Суставная гимнастика в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

Курс занятий

(суставная гимнастика для развития верхних конечностей

у детей раннего возраста с логопедическим компонентом)

Авторы-составители:

Могилевец В.Г.

Курс суставной гимнастики для развития верхних конечностей

у детей раннего возраста с логопедическим компонентом

Ранний возраст является важным периодом в жизни ребёнка. В этот период развиваются моторные и многие психические функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности в целом, поэтому раннее вмешательство позволяет более эффективно компенсировать имеющиеся нарушения в психическом, двигательном развитии ребёнка, а также смягчить и предупредить вторичные отклонения, способствовать включению ребёнка в среду сверстников.

Двигательные нарушения в большинстве случаев сочетаются с речевыми расстройствами. Особенности нарушения речи и степень их выраженности зависит от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи у детей данной категории связано с медленным созреванием поздно формирующихся корковых отделов мозга, в том числе корковых речевых зон.

Основным речевым нарушением у детей раннего возраста, проходящих реабилитацию в Центре, является задержка речевого развития в сочетании с различными формами дизартрии. Данная категория детей требует особого внимания со стороны логопедов.

Создание системы ранней помощи в центре потребовала от специалистов выработки единой стратегии взаимодействия, поиска новых форм проведения реабилитационных мероприятий, использования современных технологий, оптимизации традиционных методов.

Основные задачи:

снижение тонуса верхних конечностей, супинаторов предплечья и кисти, укрепление разгибателей;

улучшение подвижности в суставах верхних конечности преимущественно в лучезапястном, локтевом, лучевом суставах;

развитие равновесия, координации, согласованных действий, имитации;

формирование хватов, умение дотягиваться до предметов, удерживать их, манипулировать ими (брать, перекладывать и т.д.);

вызывание речевой активности;

развитие слухового восприятия, внимания;

обучение родителей приёмам проведения суставной гимнастики.

Занятия проводятся ежедневно в игровой форме двумя специалистами: инструктором-методистом ЛФК и учителем-логопедом. К каждому упражнению подобран стихотворный и дидактический материал, игрушки, использование которых является важным стимулом к речевой и моторной активности ребёнка (Приложение №2). С целью вызывания активной речи в стихи добавлены звуки, звукоподражательные комплексы, простые слова.

Для достижения положительных результатов в короткие сроки, а так же с целью сделать занятия более увлекательными в каждый комплекс включены упражнения с элементами биоэнергопластики (соединение движений артикуляционного аппарата и руки) и Су-Джок терапии (стимулирование биологически активных точек). С целью вызывания активной речи в стихи добавлены звуки, звукоподражательные комплексы, простые слова.

При некоторых формах ДЦП в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы новорождённости, которые препятствуют развитию двигательной сферы и мелкой моторики, а значит и речи, поэтому в начале занятия включаются упражнения по методике ФЕЛПСА (МАХ сгибание, разгибание, вращение в суставах верхних конечностей). Последующие упражнения направлены на обучение хватов (цилиндрический, шаровидный, щепотью, 3-х-точечный, 2-х-точечный).

Для лучшего запоминания позы пальцев и кисти рук используем пассивный метод, когда правильный уклад пальцев ребёнка фиксируется рукой взрослого (родителями).

Каждое занятие имеет четкую структуру:

Упражнения проводятся поочерёдно сначала на одной руке, затем - на другой руке и на обеих руках.

Для расслабления и снятия усталости верхних конечностей после каждого упражнения используем методику ЛАМАТЬЕ (проводится потряхивание, придерживая руку ребёнка за с/з предплечья).

Качественный эффект занятий даёт использование метода совместных действий: дети смотрят друг на друга и подражают тем, кто выполняет упражнения самостоятельно.

Важным моментом является тот факт, что, сидя на коленях у мамы у детей совершенствуется навык сохранения равновесия. Двигая коленями, смещается площадь опоры и ребёнку приходиться регулировать положение своего тела.

Положительная динамика в развитии моторики и речи может быть достигнута при условии активного участия родителей не только во время прохождения курса реабилитации, но и в закреплении навыков в межреабилитационный период, поэтому большое значение уделяется обучению родителей.

Практика показывает, что многие родители не владеют достаточным объёмом знаний, необходимых для эффективных занятий. Между тем, именно наличие специальных знаний в сочетании с пониманием структуры дефекта и возможных последствий у детей с двигательными и речевыми нарушениями обеспечивает заинтересованность родителей на сложном пути их коррекции. Поэтому деятельность специалистов направлена на то, чтобы показать родителям значение развития моторики, познакомить с приёмами проведения. Учитывая при этом возможности каждого ребёнка.

Результаты работы в овладении двигательными, моторными и речевыми навыками фиксируется в карте наблюдения, разработанной инструктором-методистом ЛФК и учителем-логопедом центра (приложение 1).

В жизни живет лучше тот, кто окреп хорошо физически. Калинин М. И.

Суставная гимнастика для дошкольников от 4 до 7 лет

Ведь в детском и подростковом возрасте организм еще растет, опорно-двигательный аппарат формируется и работа с отягощениями может негативно влиять на эти процессы. Таким образом, суставная гимнастика становится золотой серединой между ударными фитнес-нагрузками или другими тренировками.

Также стоит отметить, что в любом возрасте практики суставной гимнастики дают улучшение осанки, укрепление мышц спины, на проблемы с которой нередко жалуются и молодые люди, улучшение кровообращения, обмена веществ и т. д.

Подходов и методик к составлению комплексов суставной гимнастики очень много. Наиболее популярные из них - отечественные методы Бубновского и Норбекова, а среди иностранных подходов на наших широтах широко известна китайская гимнастика цигун. Все они строятся на довольно простых упражнениях, которые позволяют привести опорно-двигательный аппарат в тонус, насытить ткани организма кислородом и питательными веществами, получить заряд бодрости, хорошего настроения, а со временем - и заметный терапевтический эффект.

Удобство суставной гимнастики состоит в том, что она не потребует для своего выполнения никаких специальных приспособлений, дорогостоящих тренажеров и т. д. Вы запросто можете практиковать ее дома вместо утренней зарядки или в качестве разминки перед пробежкой, или применить перед занятиями хатха-йогой.

По большому счету каждый из нас с детского сада знаком с элементами суставной гимнастики. Суть ее сводится к тому, чтобы повращать всеми суставами нашего тела, которые поддаются вращению или другим возвратно поступательным движениям, позволяющим увеличить их подвижность и гибкость. Давайте вместе вспомним, что это за движения. Чтобы не запутаться, будем последовательно двигаться от макушки головы к стопам.

Начинается и завершается суставная гимнастика традиционно с дыхательных упражнений. Для этого встаньте прямо, ноги расположите на ширине плеч, поднимите прямые руки вверх – выполните глубокий вдох. Потянитесь макушкой головы в потолок, почувствуйте, как тянется позвоночник.

Повторите упражнение три раза.

Далее переходим к суставной гимнастике шеи. Для этого аккуратно наклоните голову вправо, прямые руки разведите в стороны, разместив их параллельно полу, можете помочь углубить наклон головы, надавив на нее легонько одноименной рукой.

То же проделайте в другую сторону. Повторите упражнение по три раза в каждую сторону.

Далее выполните по три поворота головы в каждую сторону. Делайте это медленно, чтобы не повредить мышцы шеи.

Завершите разминку шеи наклонами головы вперед и назад – по три раза в каждую сторону. С детьми дошкольного возраста вращательные движения головой выполнять нельзя, так как эти движения считаются травмоопасными.

От разминки шеи переходим к плечам. Для этого встаньте прямо, руки согните в локтях, ладони расположите на плечах. Выполните по 8 вращательных движений плечами вперед и затем еще столько же – назад.

Для выполнения следующего упражнения руки, согнутые в локтях, расположите перед собой - предплечьями вертикально полу.

Завершите суставную гимнастику лежа на спине, с вытянутыми вдоль головы руками. Растяните все тело от макушки головы до пальцев ног. Суставная гимнастика является очень полезной общеукрепляющей гимнастикой для всех возрастов, в том числе и для детей. Но методика преподавания во взрослых группах не подходит для работы с детьми. Опыт показывает, что акцент на терапевтический эффект в суставной гимнастике не работает, гораздо лучшие результаты дает акцент на образное представление выполняемых упражнений. Предлагается следующий ассоциативный ряд, который каждый преподаватель может дополнять и изменять по своему усмотрению.

например, пусть дети представят:

а) что руки и ноги выглядывают из воды, и они наблюдают за ними, сидя на дне;

б) что они сидят в земле, и руки и ноги тяжелые;

в) что руки и ноги легкие и отделены друг от друга;

г) что они окончания языков пламени, и их движения резкие и быстрые.

Если дети в группе недостаточно подготовлены физически, то необходимо уменьшить время выполнения упражнения либо составить свои комплексы, посильные для детей.

Совмещайте полезное с приятным. Любое физическое упражнение представьте как игру, которая должна быть интересна детям.

Дети - ветрены, и порой хватает одного слова, чтобы их состояние изменилось. С одной стороны, следует всегда думать, что говоришь ребенку, а с другой - необходимо вместе с ним играть, путешествовать в мире игры, возвращаться и радоваться. Объясните между делом, зачем нужна суставная гимнастика, когда ее можно использовать, при каких болезнях, каковы результаты ее выполнения.

Методика проведения упражнений суставной гимнастики.

Целый ряд упражнений суставной гимнастики выполняется из положения "вывешивания". "Вывеситься" означает- в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Опора на коврик или на стул в таком положении сидя осуществляется только за счет костей таза. При этом мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.

При выполнении упражнений держаться прямо, шея, спина и голова составляют одну линию. Лицо спокойное, удовлетворенное, глаза закрыты, дыхание через нос, внимание направлено на выполнение упражнения. Темп выполнения упражнений - переменный.

Все мышцы, не участвующие в упражнении, должны быть расслаблены. Дыхание только через нос. Там, где это не оговорено особо, дыхание произвольное, спокойное. Нагрузку в упражнениях можно дозировать как числом повторений, так и поэтапным усложнением некоторых упражнений по мере освоения комплекса. В ходе упражнений, выполняемых сидя, нагрузка регулируется способом посадки корпуса в и. п. при выполнении упражнений сидя на стуле с посадкой на полное сиденье (спина не касается спинки стула) нагрузка минимальная, при посадке на край стула нагрузка увеличивается. При выполнении этих же упражнений на полу нагрузка максимальная. Упражнения суставной гимнастики :

Варианты (изменения и. п. кистей и стоп)

1. Правые кисти и стопы - вверх, левые вниз.

2. Кисти – вверх, стопы - вниз.

3. Правые кисти и стопы - навстречу, левые врозь.

4. Растопырить пальцы рук.

И. п. :выполняется из положения сидя. В. : Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно. На первых порах упр-е делать осторожно.

Вариант: делая наклоны вверх-вниз, слегка наклонять голову то к одному, то к другому плечу.

И. П. : вывеситься, стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног. В: начать одновременные движения кистей рук и ступней вправо, покачивая до упора вправо обе кисти и обе стопы, и затем влево, поворачивая влево кисти и стопы также до упора. Руки и ноги прямые, движутся только кисти и стопы, все остальное неподвижно. Движения делать энергично. Во время одного упражнения делать до 25 движений, считая движения влево-вправо за одно.

Варианты (изменения и. п. кистей и стоп)

1. Стопы вправо, кисти влево

2. Стопы внутрь, кисти наружу

3. Пальцы рук растопырить.

И. п. : выполняется из положения сидя. В. : энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваться резкого бросания головы. Темп попеременный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно.

Вариант: выполнять наклоны головой к плечам, несколько заваливая голову назад.

Варианты: 1. кисти вправо, стопы влево.

2. кисть и стопа правой стороны вращаются в одну сторону, кисть и стопа левой стороны - в другую.

3. кисть правой руки и стопа левой ноги вращаются в одну сторону, кисть левой руки и стопа правой ноги - в другую.

И. п. : сидя. В. : делать энергичные повороты головы влево-вправо до упора. Делать до 25 раз, считая поворот влево-вправо за один раз. Вначале упражнение делать осторожно. Добиться быстрых движений.

И. п. : сидя. В. : совершать круговые движения головой, как бы перекатывая ее по плечевому поясу. Шея при этом движется по поверхности воображаемого конуса с максимальным углом при вершине, у основания шеи. Нос описывает окружность как можно большого радиуса. Начинать движения медленно, постепенно наращивая темп. Перекатывания делать сначала в одну сторону, затем в другую. Выполнять до 10 перекатываний в каждую сторону. Вначале делать осторожно.

И. п. : сидя. В. : на вдохе приблизить кисти к плечам, отводя локти назад. Лопатки сошлись вместе. Через широко открытый рот сделать резкий выдох – ха! И выбросить руки с широко расставленными пальцами вперед. На задержке выдоха совершать энергичные маховые движения вытянутыми вперед руками вверх-вниз, как бы царапая расставленными пальцами пространство перед собой. Руки при этом сильно напряжены. На этой же задержке выдоха приостановить маховые движения рук, вытянуть руки и ноги вперед (лучше вывеситься) и с усилием выполнять царапающие движения пальцами рук и ног, удерживая выпрямленные руки и ноги в неподвижном положении. Выполнять с большим усилием. Это упражнение повторяется 3-5 раз.

1. По 2 раза в каждую сторону.

2. По 3 раза в каждую сторону.

И. п. : вытянуть руки перед собой. В. : перекрестить руки, повернуть ладони навстречу друг другу и переплести пальцы рук. Поворачивать переплетенные ладони по направлению вниз к себе – вверх до положения, в котором ладони будут направлены вверх. В этом положении задержаться. Постараться ослабить, а потом и совсем устранить напряжение и болевые ощущения в руках. Затем вернуть руки в и. п. поменять местами положение рук и повторить упражнение. Выполнить 5-7 раз.

И. П. : поставить локти на стол (при выполнении сидя за столом) или на расставленные колени (при выполнении сидя на стуле или на коврике). Предплечья расслаблены, расположены вертикально. Ладони смотрят друг на друга.

И. п. : поставить локти на стол или на раздвинутые колени на расстоянии шире плеч. В. : вращать предплечья, делая плавательные движения. При этом движении пальцев рук под подбородком спина прогибается, живот втягивается. При движении кистей вперед спина выгибается. Спина, грудь, живот движутся волнообразно. Проделать плавательные движения сначала в одну сторону (вперед, затем в обратную (назад). Когда кисти проходят под подбородком, ладони смотрят вниз одна под другой. При последующих движениях кисти разворачиваются ладонями вверх. Всего 10-15 движений в каждую сторону.

И. п. : ладони лежат на коленях не отрывая ладоней. В. : выполнять круговые движения плечами вперед, а затем назад. В каждую сторону делать до 30 движений.

Вариант: выполнять вращение одним плечом вперед, другим назад.

В. : выбрать на полу между стопами точку. Наклонять правое плечо по направлению к этой точке. При этом подбородок движется к плечу. Максимальный наклон, вернуться в и. п., то же проделываем левым плечом.

И. п. : сесть прямо, ладони на колени пальцами внутрь.

В. : колени развести в стороны. Ноги расставлены под прямым углом. Делать наклоны туловищем попеременно в сторону каждой ноги, при этом рука сгибается в локтевом суставе. Локоть завести вперед и, наклоняясь, сложить предплечье и плечо, стараясь опустить их за колено. Рука является как бы продолжением ноги. Ягодицы от стула не отрывать. Делать 3-5 раз в каждую сторону.

И. П. : встать прямо, руки вдоль туловища

.В. : на вдохе ладонь правой руки отвести к плечу, плечо отвести назад. На задержке с большим усилием очень медленно производить движения, повторяющие движения спортсмена, толкающего ядро. Во время движения одной руки другая рука расслаблена. Лицо обращено к ладони, толкающей ядро. Когда рука, толкающая ядро, полностью выпрямится, зафиксировать это положение и задержаться в нем несколько секунд. Корпус при этом максимально развернут влево. Затем выполнить толкание ядра левой рукой. Делать 3-5 раз, считая движение правой и левой рук за один раз.

И. п. : сидя или стоя. В. : двумя руками с усилием выполнять раздвигающие движения в стороны, как бы отодвигая от себя воображаемые стены. Руки движутся медленно с напряжением до полного распрямления. При возвращении в и. п. расслабить руки. Выполнить 2 раза. Затем обеими руками отодвигать воображаемую стену от груди прямо перед собой. Повторить 2 раза. После этого выполнять отодвигающие движения ладонями вверх, как бы поднимая над собой потолок. Повторить 2 раза.

И. п. : сидя. В. : вытянуть руки вверх, переплести пальцы над головой в замок. Энергичными движениями рук стараться, как бы оторвать себя от сиденья: вправо, вверх, влево. При потягивании рук влево от сиденья отрывается правая ягодица, при потягивании вправо – левая. За один раз считается последовательность движений руками вверх – влево – вверх – вправо. Заканчивать вертикальным потягиванием. Делать 3-5 раз.

И. п. : сидя. В. : положить одну руку на колено, другую завести за спину. Ведя тыльной стороной ладони по поясу, стараться повернуть вслед за ней весь корпус вертикальной оси позвоночника как можно сильнее. Голову поворачивать вместе с корпусом, глаза закрыты. В положении, когда голова и корпус повернуты до упора, задержать дыхание. Оставаться в этом положении несколько секунд, стараясь полностью расслабиться. Дыхание свободное. Затем выполнять поворот корпуса в другую сторону. Выполнить упражнение 2-3 раза, считая поворот влево и вправо за один раз.

И. п. : сидя. В. : соединить руки за спиной, взявшись за локти. Предплечья к спине не прижимать. С выдохом делать наклоны в сторону, не отрывая ягодицы от пола. Делая наклон, мысленно стараться увидеть противоположную ножку стула. В положении максимального наклона задержаться на несколько секунд. Со вздохом возвратиться в и. п. и выполнить такой же наклон в другую сторону. Делать упражнение 2-3 раза, считая наклон вправо-влево считая наклон вправо-влево за один раз. Дыхание свободное.

И. п. : сидя. В. : переплетая пальцы, обхватить ладонями затылок. Сделать вдох. С выдохом медленно и с напряжением наклонить голову руками к груди и, продолжая наклон, медленно сгибать спину позвонок за позвонком, стараясь достать макушкой до пола. Со вдохом медленно и также с напряжением возвратиться в и. п. выполнить 3-5 раз.

И. п. : встать прямо. В. : выполнять разнообразные удары по воображаемому мячу - резко, с оттяжкой. Темп ударов переменный. Сначала стоя на одной ноге, затем – на другой. Делать по 10 – 25 ударов по мячу каждой ногой. После этого прыжки на одной ноге, затем на другой ногой. Затем сменить ногу и продолжать упражнение. Делать по 10-25 прыжков на каждой ноге. Затем – прыжки на двух ногах вверх, как можно выше. Отскакивать от пола, как мячик. Лицо довольное выполнять 10-25 прыжков.

И. п. : прямо, стопы вместе, ноги во всех точках касаются друг друга. Руки свободно опущены. Шея, спина, голова составляют одну прямую. Туловище, руки расслаблены. В. : подниматься на носки и опускаться на пятки, пружиня и качаясь так, чтобы пятки только чуть-чуть касались пола. Дыхание свободное, глаза закрыты, лицо спокойное, удовлетворенное. Делать 25-50 раз до утомления в икрах.

И. п. : лежа на спине, вытянуть обе ноги вместе. Руки прямые, лежат на полу перпендикулярно туловищу. В. : поднять одну ногу в вертикальном положении и опустить на пол через другую ногу, не сгибая в колене. Поставить ее большим пальцем на пол так, чтобы ноги составляли прямой угол. Лопатки от пола не отрывать. В позе зафиксироваться, расслабиться. Держать позу пока не устанете. Повторить другой ногой. Так 2-4 раза.

Оздоровительный сеанс суставной гимнастики :

И. п. : ноги ставят на ширину плеч. В. : на вдох поднимают обе руки вверх, немного потягиваются и на выдох опускают, при этом наклоняются вперёд. 5-6 повторов.

И. п. : ноги слегка расставить В. : поднимают руку вверх, потягиваются, медленно наклоняют верхнюю часть туловища в сторону, противоположную поднятой руке, возвращаются в исходное положение и опускают руку. По 4-5 повторов для каждой руки.

И. п. : стоя В. : ставят руки на пояс, медленно наклоняют голову. 4-5 повторов.

И. п. : руки оставляют на поясе. В. : медленно перекатывают голову от одного плеча к другому и обратно. 4-5 повторов.

И. п. : стоя, немного разводят руки в стороны, неплотно сжимают кисти в кулак В. : вращают обе руки сначала по часовой стрелке, а потом в обратную сторону. 5-6 повторов.

И. п. : стоя, ноги слегка расставить В. : вращают руки в локтевых суставах. По 4-5 повторов против часовой стрелки и в обратную сторону.

И. п. : вытягивают руки в стороны. В. : поднимают кисти вверх, немного держат и опускают вниз. При правильном выполнении упражнения в руках чувствуется напряжение и лёгкое покалывание. 4-5 повторов.

И. п. : то же, руки оставляют вытянутыми. Ладони на одной прямой с предплечьем. В. : немного наклоняют в сторону верхнюю часть тела, при этом таз оставляют на месте. Возвращают тело в исходное положение, а затем наклоняют в другую сторону. 5-6 повторов.

И. п. : стоя. В. : кладут руки на пояс и вращают тазом, ноги оставляют прямыми. 4-5 повторов.

Перед выполнением суставной гимнастики рекомендуется выполнить массаж ног и комплекс упражнений на растяжку

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Артикуляционная гимнастика. Все знают, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Гимнастика пробуждения для дошкольников Гимнастика пробуждения 1. А) Потягивание в кроватях. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и. п. 6 раз.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Тема: Наш детский сад, наша группа. ДружбаДружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками.

Пальчиковая гимнастика для детей 4–5 лет Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет Овечка Вот кудрявая овечка играть растопыренными пальцами Шёрстка белая в колечках поочередно соединять.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников В гостях у сказки Раз, два, три, четыре, пять - Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку.

Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет. Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет огромную роль. Положительные моменты.


Опорно-двигательный аппарат – это единая функциональная система костей, их соединений и мышц. Соединения костей обеспечивают либо подвижность, либо устойчивость частей скелета как механических конструкций. В зависимости от этого соединения костей делятся на две основные группы: прерывные и непрерывные. К непрерывным относятся, например, соединения костей черепа. Прерывные соединения подразделяются на суставы и полусуставы. Суставы классифицируются по числу осей вращения на одноосные, двухосные и многоосные.

Одноосные суставы имеют одну ось вращения, вокруг которой происходит сгибание-разгибание или супинация-пронация (поворот сустава). К ним можно отнести суставы фаланг пальцев (блоковидные). Двухосные суставы обеспечивают сгибание-разгибание и отведение-сведение. К ним относится лучезапястный сустав (эллипсовидный). Трёхосные и многоосные суставы (плечевой, тазобедренный) делают возможными самые различные движения – не только сгибание-разгибание и отведение-сведение, но и вращение внутрь и наружу, а также комбинированные движения (шаровидный и ореховидный тип суставов) (Б.А. Никитюк, 1983).

Упражнения суставной гимнастики направлены, в основном, на трёхосные и многоосные суставы. Воздействие на каждый сустав во время выполнения суставной гимнастики оказывает положительное влияние не только на его морфологию, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность. Происходит хорошее разогревание организма, что даёт повышенный оздоровительный эффект. Приведём далее схему общеразвивающих упражнений суставной гимнастики по анатомическому признаку.

Движения в отделах позвоночника

Шейный отдел. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс или в стороны. Можно также выполнять упражнения, сидя на скамейке, на полу или на коврике:

  • наклоны головы вперёд и назад, вправо и влево;
  • повороты головы направо и налево;
  • движения головы по дуге книзу вправо и влево и то же при наклоне головы назад;
  • круговые движения головой;
  • совмещение описанных движений.

Грудной отдел. И.П. – то же:

  • прогибание вперёд и выгибание назад грудного отдела;
  • отведение вправо и влево грудного отдела;
  • повороты плеч направо и налево;
  • круговое движение грудной клетки вперёд-вправо-назад-влево и в обратную сторону;
  • совмещение описанных движений, например: прогибание вперёд с отведением грудной клетки вправо, выгибание назад с отведением грудной клетки влево и другие сочетания.

Поясничный отдел. И.П. – упор стоя на коленях или сед на пятках (колени на полу):

  • прогибание поясничного отдела вперёд и выгибание назад;
  • выгибание поясничного отдела вправо и влево;
  • круговое движение поясничного отдела.

Движения верхних конечностей

Кисти рук:

  • сгибание и разгибание пальцев рук;
  • отведение и приведение к среднему других пальцев руки;
  • сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговое движение вправо и влево в лучезапястном суставе.

Локтевой сустав:

  • сгибание и разгибание, пронация и супинация, круговое движение кверху и книзу.

Плечевой сустав:

Тазовый отдел. И.П. – стоя ноги врозь, руки на пояс или в стороны:

Движения нижних конечностей

Коленный сустав. И.П. – основная стойка или полуприсед:

Стопа. И.П. – основная стойка без опоры или с опорой руками о спинку стула, гимнастическую стенку:

Цыцурин В.С.

Боль и дискомфорт в суставах, ограничение подвижности — проблемы, с которыми сталкивается практически каждый человек. Ранее считалось, что от болевых ощущений страдали только люди преклонного возраста и профессиональные спортсмены, но сегодня артрит, артроз, остеохондроз и другие заболевания опорно-двигательного аппарата встречаются даже у молодых людей. Лечение позвоночника и суставов — сложный и длительный процесс, а их профилактика позволяет надолго отложить визит к врачу.

Суставная гимнастика для начинающих — отличный способ надолго сохранить здоровье суставов, эластичные связки и прекрасную физическую форму. В основе упражнений лежат плавные растягивающие движения, которые мягко воздействуют на связки и суставы. Комплекс выполняется в комфортном для человека темпе, поэтому риск получить травму сведен к нулю.

Беговая

Отрадное

Пролетарская

Чертановская

Щёлковская

Юго-Западная

Беговая

Отрадное

Пролетарская

Щёлковская

Юго-Западная

Щёлковская

В чем польза суставной гимнастики?

Основой здоровья опорно-двигательного аппарата является движение, поэтому лечебная гимнастика для суставов необходима каждому человеку. Человеческий организм рассчитан на значительные физические нагрузки, без них происходит нарушение метаболизма и кровообращения, что становится причиной болей в суставах. Регулярное выполнение физических упражнений позволяет достичь следующего эффекта:

  1. Активная выработка суставной жидкости, которая выполняет роль смазки. Человеку становится под силу выполнять сложные упражнения, увеличивается гибкость и подвижность, уходит боль и дискомфорт.
  2. Разогрев мышц. Комплекс упражнений приводит в движение мышцы всего тела, увеличивая подвижность.
  3. Подготовка к значительным физическим нагрузкам. Комплексы упражнений отлично подходят в качестве разминки перед более серьезными силовыми или кардиотренировками.
  4. Снижается концентрация солей, которые откладываются на суставах и провоцируют развитие различных заболеваний.
  5. Происходит общее положительное воздействие на человеческий организм: улучшение кровообращения, достаточное поступление в клетки кислорода и питательных веществ.
  6. После упражнений человек чувствует заряд энергии и бодрость.
  7. Гормональный фон стабилизируется и при регулярном выполнении упражнений постепенно приходит в норму.

Упражнения достаточно просты и доступны каждому человеку, выполнять их можно самостоятельно. Занятия показаны людям любого возраста, но все же перед началом лучше проконсультироваться с лечащим врачом. Регулярное выполнение упражнений позволит укрепить мышечный скелет, развить гибкость и подвижность суставов, избавиться от болевых ощущений, запустить процесс регенерации клеток, предотвратить развитие многих заболеваний, улучшить качество жизни и общее самочувствие.

Плюсы и минусы методики

Упражнения для укрепления суставов подходят практически любому человеку, не имеющему противопоказаний для физических нагрузок в целом. Но есть ряд категорий, для которых этот способ укрепления организма будет идеальным выбором. В число таких людей входят:

  1. Женщины, недавно родившие ребенка. Роды — серьезная нагрузка на организм, поэтому интенсивные физические нагрузки могут негативным образом сказаться на здоровье молодой мамы.
  2. Люди в возрасте после 40 лет. При наличии хронических заболеваний важно не переусердствовать с нагрузками; суставная гимнастика идеально подойдет для поддержания организма в тонусе без вреда для здоровья.
  3. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни. Сидячая работа уже давно стала нормой в современном мире. Офисные работники больше других страдают от хронических заболеваний, спровоцированных недостаточным кровообращением, застоем жидкостей и замедленным метаболизмом.
  4. Люди, проводящие много времени на ногах. Эта категория также попадает в зону риска. Работники заведений общественного питания и сферы обслуживания чаще остальных страдают от варикозного расширения вен, причиной которого является нарушение кровообращения. Физические упражнения позволяют нормализовать приток крови и снизить нагрузку на нижние конечности.
  5. Профессиональные спортсмены. Интенсивные физические нагрузки зачастую становятся причиной травм и болезненных ощущений в суставах, поэтому при наличии дискомфорта рекомендуется временно перейти на суставную гимнастику и дать организму возможность восстановиться.

Несмотря на доказанную безопасность и универсальность упражнений перед началом тренировок стоит проконсультироваться с врачом, чтобы обезопасить себя от возможных травм. Противопоказаниями лечебной физкультуры для суставов могут быть повышенное артериальное давление, инфекционные заболевания в острой стадии, наличие злокачественных опухолей, тяжелые патологии суставов, нарушения в работе щитовидной железы. Специалист поможет определиться с оптимальным уровнем физических нагрузок и подберет комплекс упражнений для суставов , оказывающий положительное влияние на организм.

Основные правила

Мягкая суставная гимнастика может быть, как самостоятельным комплексом, так и входить в состав ЛФК. При выполнении упражнений важно соблюдать ряд правил, которые помогут подготовить организм к физическим нагрузкам и плавно войти в режим занятий.

Упражнения стоит выполнять, начиная с разминки шеи и постепенно спускаясь к нижележащим областям. Все движения должны быть плавными и мягкими, чтобы не спровоцировать разрыв связок, не подготовленных к нагрузкам, и не повредить суставы. Ключевое правило гимнастики — регулярность. Занятия не принесут особой пользы, если они будут происходить раз в несколько недель, положительный эффект нивелируется за такой промежуток времени. Оптимальным графиком будут занятия каждый день или через день по 15–20 минут. Человеку важно понимать, что потраченное на упражнения время — вклад в его собственное здоровье.

Лучшие методики суставной гимнастики разработаны врачами или взяты из традиций различных стран. Особой популярностью пользуется метод доктора Бубновского, включающий комплекс плавных движений, сочетающихся с дыхательными упражнениями, направленный на формирование гибкости. Методика Норбекова больше ориентирована на укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие гибкости. Поклонникам восточной философии придется по душе Тайцзи-цигун — китайская гимнастика, сочетающая физические упражнения и контроль внутренней энергии. Существует огромное количество видов суставной гимнастики , из которых любой человек подберет себе занятия по душе.

Типовая схема занятий

Комплекс суставной гимнастики состоит из ряда упражнений , доступных каждому человеку. Суставной гимнастикой можно заниматься онлайн или дома под приятную музыку в спокойной обстановке. В качестве основы можно использовать следующие движения:

  1. Разминка шеи: медленные и плавные движения головой вперед-назад, а затем вправо-влево. Плечи должны оставаться на месте, спина прямая, а дыхание ровное. Затем стоит проделать круговые движения головой в обе стороны.
  2. Разминка пальцев. Руки нужно вытянуть вперед, после этого начать сжимать пальцы в кулаке. Затем следует размять запястья, медленно поднимая и опуская кисть, делая круговые вращательные движения в обе стороны.
  3. Работа с верхним плечевым поясом. Нужно поднять руки на уровне плеч, согнув в локтевом суставе и затем начать вращательные движения к себе и от себя.
  4. Разминка спины и поясничного пояса. Для выполнения упражнения нужно опуститься на локти и колени, прогнуть спину сначала вниз, а потом вверх. Затем надо поставить руки на поясницу и медленно вращать туловище по кругу.
  5. Разминка таза и коленей. Сначала нужно поднять колено вперед на уровне таза и отвести его в сторону, выполняя пружинящие движения. После этого выполняются медленные приседания, поставив ноги на ширину плеч.
  6. Упражнение для стоп и пальцев. В сидячем положении нужно сжимать и разжимать пальцы ног, после этого — размять пальцы руками.

Каждое упражнение из описанных необходимо повторять до 10 раз, ориентируясь на свое самочувствие. Утренняя суставная гимнастика избавит от боли в суставах, улучшит общее самочувствие и придаст заряд энергии.

Читайте также: