Сумерки идолов ницше краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Сумерки идолов, или как философствуют молотом (нем. Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert ) — книга Фридриха Ницше, впервые изданная в 1888 году. Сборник коротких эссе, развенчивающий общественное представление об авторитете различных философских понятий. Другое название —- "Падение кумиров, или о том, как можно философствовать с помощью молотка".

Содержание

1. Афоризмы и стрелы

Собрание 44 афоризмов, совершенно различных по тематике


2. Проблема Сократа

Всесторонняя критика Сократа, начиная от его диалектики, "декадентства", и вплоть до происхождения. Ницше пишет: "Сократ представляет собой недоразумение; вся стремящаяся к улучшению людей нравственность была также недоразумением.."


3. "Разум" в философии

О важности чувственного ощущения мира перед разумом. "..они вообще не лгут. Ложь заключается в том, что мы делаем из них ложные образцы.." - говорит Ницше о чувствах.


4. О том, как наконец "истинный мир" обратился в басню. История одного заблуждения

Критика философского понятия "Истинного мира", как мира, доступного немногим мудрым и добродетельным людям.


5. Нравственность как противоестественное учение

Критика нравственности, как понятия, призывающего к борьбе со страстями, направленного "против инстинктов жизни".


6. Четыре великих заблуждения

Ницше критикует такие "распространённые" ошибки в понятиях, как:

"Такое заблуждение, когда причину смешивают со следствием".

"Заблуждение ложной причинности".

"Заблуждение воображаемой причинности".

"Ложное представление о "свободной воле".


7. "Исправители" человечества

Критика нравственности как способа наставления людей. "..все средства, с помощью которых человечество должно было бы сделаться нравственным, были совершенно безнравственными." - отмечает Ницше.


8. Чего недостаёт немцам

Критика немецкого общества, образования и интеллекта. Ницше отмечает повсеместный упадок немецкой культуры и называет основной причиной этого неправильное воспитание, образование и науку.


9. Очерки несвоевременного

Собрание коротких, разрозненных впечатлений, мыслей и записей критической направленности различной тематики.


10. Чем я обязан древним

Ницше восхищается Горацием, Фукидидом, но критикует Платона и греческую культуру в целом.

Ссылки

Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм | Несвоевременные размышления | Человеческое, слишком человеческое |
Смешанные мнения и изречения | Странник и его тень | Утренняя заря | Весёлая наука | Так говорил Заратустра | По ту сторону добра и зла |
К генеалогии морали | Казус Вагнер | Сумерки идолов | Антихрист | Ecce Homo | Воля к власти

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Книги по алфавиту
  • Сочинения Фридриха Ницше
  • Книги 1888 года
  • Разногласия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сумерки идолов" в других словарях:

Ницше, Фридрих Вильгельм — Фридрих Ницше Friedrich Wilhelm Nietzsche Дата и место рождения: 15 октября 1844 Рёккен, Пруссия … Википедия

Ницше Ф. — Фридрих Ницше Friedrich Wilhelm Nietzsche Дата и место рождения: 15 октября 1844 Рёккен, Пруссия … Википедия

Ницше Ф. В. — Фридрих Ницше Friedrich Wilhelm Nietzsche Дата и место рождения: 15 октября 1844 Рёккен, Пруссия … Википедия

Ницше Фридрих — Фридрих Ницше Friedrich Wilhelm Nietzsche Дата и место рождения: 15 октября 1844 Рёккен, Пруссия … Википедия

Ницше Фридрих Вильгельм — Фридрих Ницше Friedrich Wilhelm Nietzsche Дата и место рождения: 15 октября 1844 Рёккен, Пруссия … Википедия

Ставит тезис, что Сократ был а) целителем общественных пороков Греции, б) мудрейшим человеком своего времени.

Он не был и целителем пороков, поскольку сам был порочен. По мнению одного из физиогномистов появившегося в одном из диалогов, Сократа – худший из преступников. Сократ соглашается с таким заявлением, однако говорит, что с помощью разум он сумел избавиться от пороков. Тем самым против тирана пороков, Сократ стаивт худшего тирана – разум. Разум убивает все живое в человеческой жизни, делает ее неполноценной. Так и философия Сократа убила Грецию.

“Просмотрите всю историю жрецов и философов, причисляя сюда и художников: самое ядовитое слово против чувства сказано не импотентами, также не аскетами, а невозможными аскетами, такими людьми, которым понадобилось бы быть аскетами…”

Надо желать иметь врагов, надо желать находиться в чувственности. Всякая естественная мораль должна подчиняться инстинкту жизни. Не естественная мораль против инстинктов, за кастрацию.

У каждого должна быть своя мораль и своя религия (как диета). Но в основе всегда должно быть движение за силой инстинкта. Если человек отошел от инстинкта жизни, он слабеет, совершает новые ошибки.

Сумерки идолов, или Как философствовать с молотком (Немецкий: Götzen-Dämmerung, oder, Wie man mit dem Hammer Философия) - это книга Фридрих Ницше, написанная в 1888 году и опубликованная в 1889 году.

Содержание

Бытие

Сумерки идолов был написан чуть более чем за неделю, с 26 августа по 3 сентября 1888 года, когда Ницше был в отпуске в Сильс Мария. [1] Поскольку слава и популярность Ницше распространялись как внутри, так и за пределами Германии, он чувствовал, что ему нужен текст, который послужил бы кратким введением к его работе. [ нужна цитата ] Первоначально названный Безделье психолога, он был переименован Сумерки идолов или Как философствовать с молотком.

Синопсис

Ницше критикует немецкую культуру того времени как бесхитростную, декадентскую и нигилистическую и стреляет неодобрительными стрелами в ключевых французских, британских и итальянских культурных деятелей, представляющих аналогичные тенденции. В отличие от всех этих предполагаемых представителей культурного "декаданс", Ницше аплодирует Цезарь, Наполеон, Гете, Фукидид и Софисты как более здоровые и сильные типы. В книге говорится о переоценка всех ценностей как последний и самый важный проект Ницше, и дает представление о древности, в которой римляне на этот раз имеют приоритет перед древние греки, правда, только в области литературы.

Книга разделена на двенадцать разделов:

Предисловие

Максимы и стрелы

Афоризмы из одного предложения на самые разные темы.

Проблема Сократа

На протяжении всей истории, утверждает Ницше, наиболее образованные люди, кажется, разделяли общее убеждение в том, что жизнь ничего не стоит. Ницше утверждает, что эта идея была не признаком здорового общества, а признаком упадка. Такие философы, как Сократ или же Платон, Объясняет Ницше, разделял общую физиологическую склонность отрицательно относиться к жизни, что отражало упадок предшествовавшей им высшей греческой культуры.

В конечном счете, настаивал Ницше, ценность жизни не может быть оценена, и любое суждение о ней только раскрывает жизнеспособность человека или жизнеутверждающий тенденции. [4]

Разум в философии

Ницше отрицает многие идеи Платона, в частности идеи Бытия и Становления, мира форм и ошибочности чувств. Точнее, он не считает, что нужно опровергать чувства, как это делал Платон. [5] Это идет вразрез с идеалами человеческого превосходства Ницше, поскольку является признаком личного упадка. [6] Под декадансом Ницше имеет в виду угасание жизни, жизнеспособности и объятия слабости. С точки зрения Ницше, если человек должен принять несенсорный, неизменный мир как высший, а наш чувственный мир как низший, тогда он принимает ненависть к природе и, следовательно, ненависть к чувственному миру - миру живых. Ницше постулирует, что только тот, кто слаб, болезнен или неблагороден, согласится с такой верой.

Как "Настоящий мир" наконец стал вымыслом

В этом разделе Ницше демонстрирует процесс, с помощью которого предыдущие философы беллетризовали видимый мир, подвергая сомнению продукт чувств и тем самым устраняя понятие реального мира. Раздел разделен на шесть частей:

  1. Мудрый и набожный человек обитает в реальном мире, который он достигает благодаря своей мудрости (навыки восприятия требуют более точного взгляда на реальный мир).
  2. Мудрый и набожный человек не живет в реальном мире, а ему обещана цель, ради которой нужно жить. (например, раскаивающемуся грешнику)
  3. Реальный мир недостижим и не может быть обещан, но все же остается утешением при столкновении с предполагаемой несправедливостью кажущегося мира.
  4. Если реальный мир не достигнут, то он неизвестен. Следовательно, нет долга перед реальным миром и утешения от него.
  5. Идея реального мира стала бесполезной - она ​​не дает ни утешения, ни мотива. Поэтому его отбрасывают как бесполезную абстракцию.
  6. Какой мир остался? Концепция реального мира была упразднена, а вместе с ней и идея кажущегося мира.

Мораль как антиприрода

Четыре великих ошибки

Чего не хватает немцам

Изучая немецкое общество своего времени, Ницше объясняет любое преимущество немцев над другими европейскими странами базовыми этическими добродетелями, а не какой-либо культурной изысканностью. Ницше связывает упадок, который он видит в изощренности немецкой мысли, с приоритетом политики над интеллектом. Государство и культура находятся в напряжении, потому что одна из пары процветает за счет другой.

Стычки несвоевременного человека

В самой длинной главе книги Ницше исследует множество деятелей культуры своего времени. Он также делает ряд психологических наблюдений о том, что приводит к изменению отношения к жизни.

Чем я обязан древним

Молот говорит

Культурное влияние

Эта статья кажется, содержит тривиальный, незначительный или несвязанный ссылки на популярная культура. Измените порядок содержания, чтобы объяснить влияние темы на популярную культуру, предоставление цитат к надежные вторичные источники, а не просто перечисление внешности. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Октябрь 2018 г. )

libking

Фридрих Ницше - Сумерки идолов или как философствуют молотом краткое содержание

Сумерки идолов или как философствуют молотом - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Сумерки идолов или как философствуют молотом - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Фридрих Ницше

Сумерки идолов или как философствуют молотом

increscunt animi, virescit volnere virtus.[1]

Также и настоящее сочинение — об этом говорит заглавие — есть прежде всего отдых, солнечное пятно, увиливание в праздность, досуг психолога. Быть может, также и новая война? И мы будем припадать ухом к новым идолам. Это маленькое сочинение — великое объявление войны; что же касается простукивания идолов, то на сей раз это не временные, а вечные идолы, к которым здесь прикасаются молотком, как камертоном, — и нет на свете более старых, более уверенных, более надутых идолов. И более полых. Это не препятствует тому, что в них больше всего верят; да и называют их, особенно тех, кто поважнее, отнюдь не идолами.

Турин, 30 сентября 1888 г.,

в день, когда была окончена первая книга

Переоценки всех ценностей

Изречения и стрелы

Праздность есть мать всякой психологии. Как? Разве психология — порок?

И самый отважный из нас очень редко обладает отвагой к тому, что он собственно знает.

Чтобы жить в одиночестве, надо быть зверем или богом, говорит Аристотель. Тут не учтён третий случай: надо быть и тем и другим — философом.

Я хочу раз навсегда не знать многого. — Мудрость полагает границы также и познанию.

В своём диком естестве лучше всего отдыхаешь от своей неестественности, своей духовности.

Как? разве человек только ошибка Бога? Или Бог только ошибка человека?

Из боевой школы жизни. — Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Принцип любви к ближнему.

Не проявлять трусости по отношению к своим поступкам! Не отворачиваться от них! — Угрызения совести неприличны.

Может ли осёл быть трагичным? — Когда гибнешь под тяжестью, которую не можешь ни нести, ни сбросить. Случай философа.

Что? Ты ищешь? Ты хотел бы удесятерить, увеличить себя во сто раз? Ты ищешь приверженцев? — Ищи нулей!

Посмертных людей — меня, например, — понимают хуже, чем современных, но лучше слушают. Говоря точнее: мы никогда не будем поняты — и отсюда наш авторитет.

Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно только двух вещей, своего хлеба и своего искусства, — panem et Circen[3].

Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для пробы, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил.

Попадать в отчаянные положения, где ты просто не имеешь права на мнимые добродетели, где ты, скорее, как канатный плясун на своём канате: сорвёшься с него, устоишь на нём, или пройдёшь по нему до конца.

Ища начал, делаешься раком. Историк смотрит вспять; в конце концов он и верит тоже вспять.

Чувство удовлетворения предохраняет даже от простуды. Простуживалась ли хоть одна женщина, умеющая хорошо одеваться? — Я имею в виду те случаи, когда она была едва одета.

Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

Женщину считают глубокой. Почему? Потому что у неё никогда не дойдёшь до дна. Женщина даже и не мелка.

Читайте также: