Сумароков эпиграмма краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Текст эпиграммы:
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе,
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
короче, обычная тема про то, какая жизнь лучше и правильнее -- бедная, но свободная (в данном случае -- типа как естественная, с природой и типа как Буревестник у Горького), или когда обед по расписанию, но в зоопарке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: родная литература (русская)
Класс: 7 Дата :
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
обучающие : расширение знаний о содержании и художественных особенностях сатирической литературы, знакомство с жанром эпиграммы, жизнью и творчеством А.П.Сумарокова; обучение работе с текстом, выявлению темы, идеи, авторской позиции;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).
Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с учебником, беседа.
Планируемые результаты :
Метапредметные:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, син теза, обобщения, систематизации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа .
Мотивационный этап
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Демонстрируют готовность к уроку.
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.
Р.: готовность к самообразованию.
Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Организует повторение пройденного.
1) Опрос д/з:
- дифференцированное задание: жанровые особенности «Моления Даниила Заточника;
4) Постановка проблемных вопросов:
В чем новаторство Сумарокова в сатирической литературе ?
Выполняют предложенные задания.
Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.
К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.
Р: осуществление рефлексии своей деятельности.
П.: умение применять знания в конкретной ситуации.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
1) Беседа
- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?
Обдумывают ответы на вопросы.
Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Р.: осознают недостаточность своих знаний.
К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.
П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1 Слово учителя:
Сумароков справедливо считается родоначальником русской басни, хотя как жанр басня была известна в русской литературе еще при Петре I. Творческая самостоятельность Сумарокова заключалась в том, что, используя традиционные сюжеты, заимствованные у Эзопа, Лафонтена и др., он превратил басню в общественно-политическую сатиру, ориентированную на общеизвестные недостатки и пороки. В тематическом плане басни Сумарокова очень разнообразны. Он требует строгого выполнения предписаний законов ("Ружьё"), нападает на вельмож, "неправедных судей", подьячих, взяточников ("Волк и козлёнок", "Волки и овцы", "Угадчик", "Суд", "Протокол", "Шершни", "Собака и вор", "Заяц", "Стряпчий" и т.д.). Осмеянию подвергаются такие человеческие пороки, как лень, ханжество, высокомерие, невежество, лесть, невоспитанность и т.п. Определенное место в баснях Сумарокова занимают темы литературные. Автор осуждает "несмысленных рифмотворцев", слепо подражающих другим:
Потребны музам мысли свежи.
Так помните вы то, парнасские невежи,
(''Летящая черепаха")
К басням примыкают эпиграммы и сатиры Сумарокова. Среди них выделяется сатира "Хор ко превратному свету", написанная к маскараду "Торжествующая Минерва". В "Хоре" поэт даёт развернутую сатирическую оценку русской действительности того времени, высмеивая ханжей, лицемеров и особо ненавистных для Сумарокова представителей "крапивного семени" — судейских чиновников. Подвергается осуждению и жестокость помещиков-крепостников. Сумароков пользуется случаем, чтобы высказать свои суждения о справедливом устройстве общественной жизни.
Все люди за морем трудятся;
Все там отечеству служат;
Лучше работящий там крестьянин,
Нежели господин тунеядец.
Значение творчества Сумарокова в литературе XVIII в. очень велико. Почти все писатели следующего поколения испытали воздействие крупнейшего классика и так или иначе следовали его художественным принципам. Жанровое своеобразие поэзии Сумарокова, стремление к чистоте и ясности языка было воплощено в творчестве его последователей и учеников — поэтов М. Хераскова, В. Майкова, И. Богдановича. Политическая направленность и историческая актуальность его трагедий отразились в драматургии Н. Николева и — с особенной силой — в творчестве Я.Б. Княжнина. Сатирический пафос его творчества был подхвачен Д.И. Фонвизиным и Н.И. Новиковым.
Физкультминутка
К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.
Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.
П.: установление правил продуктивной работы.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.
Аналитическое задание: определение тематики и художественной идеи произведения ( работа в парах с последующим обсуждением)
Частично-поисковое задание : определение жанровой специфики произведения (работа в парах с последующим обсуждением)
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе,
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
Вопросы и задания:
= Найдите средства выразительности, использованные Сумароковым в стих-и, определите их роль.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по плану.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Аналитические задания:
Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.
Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.
П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели
Этап рефлексии
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке
К.: отображение в речи совершаемых действий.
Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.
Разбойник некогда хранить устав свой клялся,
Чтоб первым не спускать, кто б встречу ни попался:
Такой у них устав издревле положен.
Ан, первый был отец разбойником встречен.
Злодей не тронут был отцовыми слезами:
Как клятву ту прейти? А жить не всем с отцами.
Зарезал и потом отважно говорил:
“Душа дороже мне, как мне отец ни мил!”
Брат был игрок; нельзя сестрице не крушиться,
И льзя ли унимать его ей укрепиться,
Когда он день и ночь без милости мотал?
Уж пол-имения ты, братец, проиграл,
Журила игрока сестра и вопрошала:
“Дождусь ли, чтоб тебе игра противна стала?”
Брат ей ответствовал: “Как станешь отставать,
Сестрица, от любви, закаюся играть,
И в постоянстве жить потом мы будем оба”.
Сестра ему на то: “Мотать тебе до гроба!”
Клавина смолоду сияла красотою,
И многих молодцов она пленила тою,
Но как уже прошел сей век ея златой,
Она и в старости была всё в мысли той,
И что во младости хорошею казалась,
И, сморщася, всегда такою ж называлась,
За что ж ее никто хорошей не зовет?
И Нов-Город уж стар, а Новгород слывет.
Ты очень ей любим, она в твоей вся воле,
Да только тридцать есть, которых любит боле.
Она уже твоя, однако не навек:
Пока не встретится с ней кстати человек.
Знай, тебе я непременна:
Не была тобою, и не буду пленна.
За что неверною тебе я прослыла?
Я от рождения твоею не была.
Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала,
Так ищешь тут конца, где не было начала.
Всем сердцем я люблю и вся горю, любя,
Да только не тебя.
Милон на многи дни с женою разлучился,
Однако к ней еще проститься возвратился.
Она не чаяла при горести своей,
Что возвратится он опять так скоро к ней,
Хотя ей три часа казались за неделю,
И от тоски взяла другого на постелю.
Увидя гостя с ней, приезжий обомлел.
Жена вскричала: “Что ты, муж, оторопел?
Будь господин страстей и овладей собою;
Я телом только с ним, душа моя с тобою”.
“Я обесчещена”, — пришла просить вдова.
Однако знал судья, кто просит такова.
“Чем?”– спрашивал ее.– “Сегодня у соседа, —
Ответствовала та, — случилася беседа.
Тут гостья на меня так грубо солгала:
Уж ты-де во вдовстве четырех родила”.
Судья ей говорил: “Плюнь на эту кручину;
Стал свет таков, всегда приложат половину”.
Клеон при смерти был и был совсем готов
Пустить на. небо дух, в подземный тело ров.
Друзья его пред ним писание вещали
И царствие ему небесно обещали.
“Готов ли ты?” — “Готов, я к раю приступил…
На брата только я прошенья не скрепил”.
Построил ныне ты пространный госпиталь,
Достойно то хвалы, того лишь только жаль, —
Кого ограбил ты, все в оном быть те льстятся,
Что, бедные, они в нем все не уместятся.
Кто хвалит истину, достоин лютой казни;
Он в сердце к ближнему не чувствует приязни.
Какое в нем добро, коль так он хулит свет,
Хваля, чего нигде на полполушки нет?
Ты смирен, мой жених, осанист и прекрасен,
Со всеми ты своим молчанием согласен.
Однако за тебя не выйду я вовек:
Ты статуя, а мне потребен человек.
Не вознесемся мы великими чинами,
Когда сии чины не вознесутся нами.
Великий человек, великий господин,
Кто как ни думает, есть титул не один.
Великий господин — кто чин большой имеет,
Великий человек — кто много разумеет,
Локк не был господин великий в весь свой век,
Ни конь Калигулин — великий человек.
Пеняешь ты мне, муж, тебе-де муж постыл,
А был-де в женихах тебе он очень мил.
С кем я спрягалася, в том вижу то ж приятство:
Я шла не за тебя, но за твое богатство.
Ты туфли обругал, а их бояря носят,
Бояря на тебя отмщения в том просят,
Бояря иль паны. Зияет всякий пан,
Держа в руке большой венгерского стакан,
Пышит и дуется от ярости безмерной
И вопит: “Отомстим скоряй сей твари скверной,
Которая на наш восстать дерзнула сан
И нагло плевелы отважилася сеять.
Преступника в куски устав велит иссечь,
А тело после сжечь
И сей негодный прах по воздуху развеять”.
Два были человека
В несчастии все дни плачевнейшего века.
Метались помощи искать по всем местам,
Куда ни бегали, теряли время там.
Потом отчаянье их день и ночь терзало,
На всё дерзало.
Один бежал,
Схватил кинжал,
Вручил он душу богу,
И сделав сам себе к спокойствию дорогу.
Другой мучение до гроба умножал,
И бога всякий час злословил и дрожал;
Страшася тартара, покаялся при смерти.
Скажите, коего из сих двух взяли черти?
Нетрудно в мудреца безумца претворить,
Он вдруг начнет о всем разумно говорить:
Премудрость высшая в великом только чине.
Нося его овца, овца в златой овчине,
Когда воздастся честь Златого ей руна,
Тогда в премудрости прославится она.
Нагнала бабушка пред свадьбой внучке скуку,
Рассказывая ей про свадебну науку.
Твердила: “Вытерпи, что ночь ни приключит.
Тебя опричь меня, мою любезну внуку,
При случае таком никто не поучит”.
А внучка мыслила, целуя бабку в руку:
“Уж эту, бабушка, я вытерпела муку!”
Судьи приказных дел у нас не помечали,
Дьяки сей дар писать и взятки брать нашли,
Писать и брать они дворянство обучали,
Но мы учителей далеко превзошли!
Кто в чем когда-нибудь молвою возвышен,
Достоинством прямым нимало украшен.
Не дивно: похвала и похуленье в воле,
А разум не у всех, — глупцов на свете боле.
Пожалуй, не зови меня безверным боле
За то, что к вере я не причитаю врак;
Я верю божеству, покорен вышней воле
И верю я еще тому, что ты дурак.
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе,
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.
Весь город я спрошу, спрошу и весь я двор:
Когда подьячему в казну исправно с году
Сто тысячей рублев сбирается доходу,
Честной ли человек подьячий тот иль вор?
Котора лучше жизнь: в златой ли птичке клетке,
Иль на зеленой ветке?
Которые стихи приятнее текут?
Не те ль, которые приятностью влекут
И, шествуя в свободе,
В прекрасной простоте,
А не в сияющей притворной красоте,
Последуя природе,
Без бремени одежд, в прелестной наготе,
Не зная ни пустого звука,
Ни несогласна стука?
А к этому большой потребен смысл и труд.
Иль те, которые хоть разуму и дивны,
Но естеству противны?
Пузырь всегда пузырь, хоть пуст, хотя надут.
Читайте также: