Стыд бергман краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024


Тема войны - далеко не самая главная тема в творчестве Бергмана, но в некоторых фильмах пристутствует где-то на заднем плане - в образе въезжающих в город танков или стоящих на железнодорожной станции беженцев. Однажды шведский классик решил полностью раскрыть эту тему, задумавшись над вопросом: как повели бы себя простые люди, например, семейная пара, оказавшись в эпицентре некой войны "меж двух огней"?

В результате, получилась сильная драма с апокалиптическими мотивами, не оставляющая никаких надежд на хороший исход. Хотя главные герои - муж и жена Ева и Ян Розенберги - сумели выжить в эктремальных условиях. Но это такой уникальный и парадоксальный случай в кино, когда смерть героев, которым мы сопереживаем больше половины фильма, выглядела бы в тысячу раз больше жизнеутверждающей, чем их спасение. И от завершающего символа фильма - одинокой шлюпки с немногими выжившими в холодном море, направляющейся неизвестно куда - хочется утопиться в том же самом море. Тотальная безысходность в стиле Бергмана, да еще и в черно-белом цвете (1968 год), и великолепно сыгранная выдающимися бергмановскими актерами ситуация перелома человеческой психики поражают зрителя до глубины души и внушает страх к войне сильнее любой масштабной военной драмы.
А почему - "стыд"? Ева Розенберг говорит: "Мне кажется, что всё это - сон. Так пусть же будет стыдно тому, кому всё это снится". Здесь мы выходим на главную проблематику фильма. "Стыд" - фильм о неспособности отдельного человека влиять на окружающую реальность, которая предопределяется внешними силами - безжалостными и жестокими. Это фильм о невозможности что-либо противопоставить обстоятельствам. Какими же качествами должна обладать личность, чтобы выйти из истории, показанной в фильме, живой и безгрешной? Доброта, решительность, трудолюбие, терпение - все это было у Розенбергов, но не спасло их.
По Бергману получается, что все мы - участники чужого сна и заложники чужого стыда. Кто же такой этот "чужой"? Очередная бергмановская загадка.

Ингмар Бергман:
"Мне давно хотелось изобразить "маленькую" войну. Войну на окраине, где царит полнейшая растерянность и никто, в сущности, ничего не знает".

chchinski:
"Уж казалось, Бергман поднялся на такую художественную высоту к 1968 году, что думалось куда же дальше. А вот он взял и снял один из самых лучших фильмов о войне в мировом кинематографе".

videotype:
"Мгновение назад ты спокойно пропалывал огород и был не в состоянии зарубить курицу, а теперь, чтобы выжить, необходимо убивать людей. Бергман погружает героев в экстремальную ситуацию, словно спрашивает, как бы вы повели себя, будь на их месте".


Ева (Лив Ульман)


Ян (Макс фон Зюдов)

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Стыд (Ингмар Бергман, 1968, Skammen)

Немного резковатый, насквозь обвинительный, но невероятно яркий, мощный и сильный шедевр Бергмана. Спокойный балтийский островок (в роли острова – остров Форё), на котором поселилась пара музыкантов в отставке. Ян Розенберг (Макс фон Сюдов) – бывший виолончелист и композитор, испытывающий проблемы с сердцем, вынужден устраниться от больших городов, стресса концертов и высокого ритма жизни. Его жена, скрипачка по имени Ева (Лив Ульман), переехала с ним. Они живут выращиванием в саду овощей и фруктов, иногда покупают бутылку вина, вспоминая прошлые деньки, встречаются с мэром, с женой которого у них получается квартет. И вот, одним утром, они видят танки, едущие по улицам города, военную технику, перегоняемую паромом, пушки, транспортируемые по железной дороге. Тихой и размеренной жизни приходит конец. На дом нападает группа солдат, которые убивают всех вокруг, и чудом оставляют в живых жильцов, заставляя наговорить на камеру какие-то выбитые признания, которые потом сильно отредактировали и пустили в качестве агитки против войск другой стороны, которая вскоре отбивает остров в свою пользу и наводит свои порядки. Ян и Ева пытаются сделать все возможное, чтобы выбраться из этого кошмара. И под все возможное тут понимается действительно все. Даже то, за что потом придется испытывать стыд.

Сама идея снять фильм о сложностях этического характера в военное время пришла в голову Бергману на основе с одной стороны новостей из Вьетнама, где война еще только набирала ужасные обороты. Кроме того, Бергман решил представить, что было бы, если бы нацистская Германия захватила Швецию. И уж насколько фильм оказался пророческим именно в 1968 году, когда советские войска вошли на территорию Чехословакии. Как сказал сам автор чуть позже, что если бы лента была закончена чуть позже, то имела бы совсем другой аспект. А так, картина получилась не столько о войне, сколько о растущем разрушительном страхе в душе. О хаотическом ужасе войны, о влиянии его на жизнь простых, мирных жителей. У воюющих в этом фильме сторон нет имен, нет лиц, нет идей. Это все совершенно не важно, простые жители просто не могут различить одних убийц и оккупантов, от других. Руководство ведет себя, как полагается, по-скотски, стараясь тоже выжить в ураганно меняющихся условиях.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Фильм "Стыд" И. Бергмана. К 100-летию великого режиссёра.

Ингмару Бергману исполнилось бы в этом году 100 лет. Я смотрела многие фильмы этого шведского режиссёра, некоторые из них неоднократно ("Персона", "Осенняя соната", "Земляничная поляна", "Сарабанда", "Сцены из семейной жизни", "Фанни и Александр", "Шепоты и крики", "У истоков жизни" и др.). Он так много успел снять за свою жизнь. Но сегодня я повторяю свой пост о фильме И. Бергмана "Стыд ".


Ингмар Бергман, режиссёр фильма

По каналу "Культура" я посмотрела фильм И. Бергмана "Стыд" (1968 год). Фильм произвёл на меня огромное впечатление. Мучила мысль: "А как бы я повела себя в подобных условиях?" Ответа нет. Мучил бы страх, а что ещё?
Сюжет фильма таков: На острове живёт супружеская пара музыкантов, роли которых исполняют Лив Ульманн и Макс фон Зюдов. Они любят друг друга, их любовь основана на слабости и взаимных уступках, но она в состоянии выстоять. Начинается война, которую герои в начале не замечают, пока она не приходит к ним на порог. Тогда им приходится пересмотреть самих себя, друг друга и свои взаимоотношения с новым, честным и жестоким подходом.

По жанру это антивоенная притча. Супруги Ян и Эва Розенберг (фон Зюдов, Ульман) — музыканты. Сердечная болезнь Яна заставила их поселиться на небольшом острове Балтийского моря. Начавшаяся война достигает острова и разрушает их идиллическое существование. Хотя Розенбергам чужды и непонятны цели враждующих лагерей, они оказываются униженными и несчастными. Чувство страха переходит в желание мстить. А что касается слова "стыд", вынесенного в название, каждый зритель определит его значение сам. У критиков единого мнения не было и нет до сих пор. (М. Иванов)

Кадр из фильма "Стыд" с Лив Ульман и Максом фон Зюдовым

Чтобы составить собственное мнение, нужно обязательно посмотреть этот фильм. Я привожу здесь одну рецензию с "Киносайта":

Но почему именно стыд? Неужели чувство стыда отдельного человека и всех людей, вместе взятых способно спасти человечество от катастрофы? Или же стыд выступает как стимул возрождения человека, новой жизни? Ответы на эти вопросы режиссер предлагает каждому искать самостоятельно. Может да, а может, и нет. Смогут ли герои выбраться из ада войны? Или же разделят участь тысяч погибших? А если смогут, то получиться ли у них начать ту самую новую жизнь? Мнение Бергмана — нет. Это ясно дает понять финал картины, когда герои и еще несколько измученных войной людей покидают злосчастный оккупированный остров и на лодке устремляются в море. Через какое-то время кормчий кончает жизнь самоубийством, а лодка застревает в огромном количестве трупов солдат. Раздутые мертвые тела, скрюченные пальцы, открытые в безмолвном крике рты… выхода нет.


Насилие, которому подверглась м=пара- рождало новое насилие. Мне хорошо понятно, что угрозы главы администрации и откровенные домогательства к женщине, которая любит и любима на глазах мужа, который любит не могло дать ничего, кроме того, что дало. Нежный и трогательный Ян, впадающий в ступор и не способный найти в мире своего места вдруг становится мужчиной в полном смысле слова. Быть мужчиной значит убивать врага и добывать еду, защищать самку и потомство. Возможно есть в этом что-то животное и нежные люди будут, говорить, что война пробудила зверя. Я скажу, что война дала Яну новое человеческое измерение и сделала его человеком. Нет я не о пользе войны.

Фильм удивительный, Лив Ульман в пике своей красоты, первая сцена фильма она с голой грудью в кадре. Наверно мало зрелищ более прекрасных. Природа Форерских островов невероятна, настоящее чудо созданное суровыми северными красками, которое в своей сдержанной красоте заставляет смотреть в небо и благодарить. На этом фое происходит война, кровь и слезы, страдания и муки.

Читайте также: