Структура занятия дефектолога в школе зпр

Обновлено: 08.07.2024

Кто такой дефектолог? Учитель-дефектолог – это специалист, который проводит глубокое, всестороннее изучение индивидуальных особенностей детей.

  • состояния познавательной деятельности;
  • развития эмоционально-волевой сферы;
  • сформированности целенаправленной и/или игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте);
  • состояния психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

По результатам обследования дефектолог определяет:

  • уровень психологического развития ребенка,
  • разрабатывает индивидуальную коррекционную программу;
  • отбирает содержание обучения.

Важно помнить! Занятия с дефектологом в каждом возрасте имеют свою специфику, решают различные задачи.

Занятия с дефектологом от 1,5 до 3 лет направлены на:

  • нормализацию поведенческой сферы (выработка целенаправленного поведения, коррекция нежелательного поведения);
  • формирование игровой деятельности (предметно-манипулятивной, далее сюжетно-ролевой игры);
  • формирование сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций, таких как память, внимание, мышление.
  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.

statia defectolog1

Занятия с дефектологом детей 3– 5 лет ориентированы на:

  • коррекцию проблемного поведение (формирование учебного поведения, преодоление нежелательного поведения);
  • формирование и развитие сенсорных эталонов: восприятие, соотнесение, сличение предметов по цвету, форме, величине;
  • развитие высших психических функций: внимание, память, аналитико-синтетическая деятельность, конструктивный праксис;
  • формирование/развитие оптико-пространственных представлений, ориентировок в схеме собственного тела, в пространстве;
  • формирование логического мышления.

Statia Defectolog2

Statia Defectolog3

Занятие с дефектологом дошкольников 6 – 9 лет могут быть нацелены на:

  • пополнение и актуализация знаний об окружающем мире;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • профилактика трудностей при школьном обучении;
  • освоение навыков правильного чтения, письма и счета.

Занятия с дефектологом при различных нарушениях развития

Занятие дефектолога с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для ребенка с ЗПР дефектолог является ведущим педагогом, который на основании диагностики выстраивает индивидуальный маршрут обучения, воспитания и коррекционного воздействия.

Основными задачами в работе дефектолога с детьми с ЗПР ран­него и младшего дошкольного возраста являются:

  • развитие психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, речи);
  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • накопление и расширение сенсорного опыта;
  • формирование представлений об окружающем мире.

При построении занятий с детьми с ЗПР учитель-дефектолог:

  • учитывает уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти;
  • выстраивает занятие на основании ведущей деятельности возраста;
  • не ограничивает творческую свободу ребенка;
  • предлагает вариативные задания;
  • подбирает учебный материал с постепенным усложнением.

Занятие дефектолога с детьми с аутизмом.

Работа дефектолога с ребенком с аутизмом, как и с ребенком с ЗПР нацелена на преодоление тех или иных дефицитов в развитии дошкольника, которые были выявлены на диагностическом занятии/первичной консультации. В процессе обследования ребенка с аутизмом дефектолог обращает внимание на:

  • умение действовать по инструкции (понимание вербальной инструкции, умения действовать по подражанию);
  • планирование и организацию деятельности, умение следовать многоступенчатой инструкции;
  • степень сформированности сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • уровень развития пространственных представлений, умение копировать образец, конструировать по схеме, начальные навыки счета;
  • моторную и сенсорную сферы (определение ведущей руки, выявление предпочтений к сенсорным материалам и действиям);
  • поведенческие особенности: скорость восприятия, особенности переключения, особенности коммуникации, способы уклонения от выполнения заданий, умение действовать по очереди.

С ребенком с аутизмом, как правило, работает команда специалистов, и учитель-дефектолог может быть одним из ведущих педагогов, осуществляющих коррекционно-развивающее обучение.

Занятие дефектолога с детьми с умственной отсталостью.

Коррекция отклонений в развитии ребенка с умственной отсталостью осуществляется комплексно, на основе диагностики. Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • совершенствование достижений сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно помнить! Обязательным условием коррекционной деятельности при обучении ребенка с умственной отсталостью является ее практическая ориентированность. Т.е. содержание обучения носит прикладной характер.

Занятие дефектолога с детьми с синдромом Дауна.

Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. На основании комплексной диагностики учитель-дефектолог разрабатывает программу коррекционного воздействия, которая охватывает такие направления как:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), максимально раннее начало коррекции;
  • формирование правильных (социально-приемлемых) форм поведения;
  • обучение трудовым навыкам, в том числе навыкам самообслуживания; подготовка к посильным видам хозяйственно-бытового труда;
  • развитие сенсорного восприятия (сенсорное воспитание);
  • преодоление и предупреждение вторичных отклонений в познавательной сфере.

При построении занятий с детьми с синдромом Дауна учитель-дефектолог:

  • опирается на актуальный уровень развития ребенка, учитывает его зону ближайшего развития;
  • учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  • предлагает доступный и повторяемый материал;
  • проводит занятия с учетом интересов ребенка;

Основная задача учителя-дефектолога в соответствии с ФГОС - это развитие личности детей, обучение их умению учиться, формирование у обучающихся с ОВЗ позиции успешного обучения. Иными словами, задача учителя-дефектолога - помочь обучающемуся с ОВЗ усвоить такой круг образовательных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить в условиях социальной среды.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

В контексте требований ФГОС к коррекционному занятию выдвигаются следующие требования :

1. Учитель-дефектолог должен владеть учебным материалом

2. Занятие должно быть воспитывающим и развивающим.

3. На каждом занятии должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4. Материал должен быть доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом занятии должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.

6. На занятии должны осуществляться межпредметные связи.

7. На занятиях должны использоваться:

8. Обязательно должен соблюдаться здоровьесберегающий режим, при этом

-учитываться возрастная нагрузка на обучающегося

-проводиться физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т. д.

-соблюдаться санитарно-гигиенических требования.

9. Занятие должно способствовать решению основных задач:

- обеспечивать усвоение программного материала,

- переносить сформированные на занятиях умения и навыки в другие виды деятельности;

-способствовать социальной адаптации ребёнка

Примерная структура занятия по ФГОС :

Структура занятия по систематизации и обобщению знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Основные коррекционно-развивающие задачи

-коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания)

-коррекция и развитие связной устной речи

-коррекция и развитие связной письменной речи

-коррекция и развитие памяти

-коррекция и развитие зрительных восприятий

-развитие слухового восприятия

-коррекция и развитие тактильного восприятия

-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

-коррекция и развитие мыслительной деятельности

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоциональной-волевой сферы

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему проводить коррекционно-развивающие занятия, корректируя и развивая знания, умения и навыки, создавая условия для наполнения их смыслом, а так же возможность самому ученику добывать эти знания, умения, навыки через проблемные ситуации и самостоятельные поиски их решения.

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными нарушениями зрения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении общей образовательной программы.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Выполнение программы рассчитано на 68 часов. Два коррекционно-развивающих занятия в неделю, продолжительностью 15-20 минут.

Основной целью рабочей программы является создание условий для оказания индивидуально-ориентированной специализированной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ими Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Формирование и развитие мыслительных операций;
  2. Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
  3. Формирование и развитие пространственной ориентировки;
  4. Формирование сенсомоторных координаций;
  5. Осуществление мониторинга, определение путей профилактики и коррекции психических нарушений;
  6. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;
  7. Создание условий для развития сохранных функций;
  8. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов детей с нарушениями зрения.

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Динамика отслеживается следующим образом:

  • первичная диагностика специалистами ПМПк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление календарно-тематического планирование коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных/подгрупповых);
  • промежуточная диагностика специалистами ПМПк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
  • итоговая диагностика специалистами ПМПк - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР.

Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,
  • дозирование помощи взрослого,
  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей. Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

Консультации для родителей:

  • обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики;
  • планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы;
  • посещение родителями занятий учителя-дефектолога.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ПМПк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ПМПк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

Основные разделы программы:

  • Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);
  • Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);
  • Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);
  • ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);
  • Развитие и коррекция ВПФ;
  • Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

Основные задачи реализации содержания

- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие слухового восприятия и слухового внимания;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование способности выделять признаки предметов.

Формирование пространственных представлений

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

Развитие мнемических процессов

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Формирование навыка письма

- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

- звуко-буквенный анализ слова;

- формирование навыка внимательного письма.

Формирование навыка чтения

- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;

- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

- обучение составлению предложений из слов;

- обучение схематической записи слов, предложений.

Формирование элементарных математических представлений

- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);

- решение и составление задач;

- цвет, форма, размер предметов.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений.

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий строится исходя из индивидуальной диагностики обучающегося и хранится в личном деле учителя-дефектолога.

При наличии у детей сопутствующих нарушений в развитии (нарушение зрения, слуха и т.п) имеющаяся программа коррекционно-развивающей работы корректируется в соответствие с имеющимися особыми образовательными потребностями обучающегося: в программу работы включается соответствующий блок коррекционно-развивающих занятий.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Содержание работы учителя-дефектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе исходит из цели деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) классы VII вида) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах.

Содержание деятельности специального педагога направлено на решение следующих задач:

— выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

— составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;

— выявление детей с ЗПР церебрально-органического генеза для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов:

— дефектолога (учебная и познавательная деятельность);

— логопеда (речевая деятельность);

— психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие);

— выявление детей, не подлежащих обучению в системе КРО;

— динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

— отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога, обеспечивающих комплексный подход к ее организации.

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащихся классов КРО. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.

Динамическое изучение учащихся. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

Текущая диагностика. Направлена на обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);

формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;

нормализация ведущей деятельности возраста;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями.

Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с учащимися начальных классов.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

5. Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается
во все сферы образовательного процесса.

Читайте также: