Структура школьного курса русского языка

Обновлено: 07.07.2024

В настоящее время систематический курс русского языка изучается с 5 по 9 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка: углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурноречевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.

Основной задачей работы по русскому языку, наряду с изучением основ науки о языке, является развитие речи учащихся: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирование и совершенствование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей. В каждом классе на эту работу отводится примерно пятая часть всего учебного времени.

Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообразующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделяется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значению, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.

Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание – чтение), продуктивной (говорение – письмо), а также в различных формах (устная речь – письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся – это путь от речевой деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познавательных и воспитательных задач.

Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.

В содержание обучения включены учебные действия с языковым материалом (анализ, синтез, наблюдение, подведение языкового факта под понятие, сравнение, моделирование, видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.

Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.

Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, закономерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке – о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рассматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе усвоения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных и речевых навыков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.

Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.

Навык – это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.


Содержание обучения русскому языку представлено в особом документе, называемом программой. Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы.

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из 2 основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка — это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени. Собственно программа — это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу — от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.

Второй фактор — особенности овладения детьми изучаемым материалом — в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского языка в V классе до изучения фонетики начинается с пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку. В данное время существует 2 типа программ: линейная и линейно-ступенчатая. При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть разрыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку учащихся в связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол — в V, VI и VII классах, синтаксис — в V, VII (частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по развитию связной речи соответственно от V до IX класса.

В структуре школьной программы по русскому языку выделяются 2 уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но самостоятельные программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом — это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокупность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку. Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) представляет собою перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем программы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамматика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям учащихся данного класса. Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из 2 компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом II).

Фрагмент одной из программ V класса.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

  1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные — строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё. ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опо­знавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного про­изношения в рамках требований учебника. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфо­эпических).

В первый пункт программы помимо сведений о языке включается названия орфограмм и пунктуационных правил, изучаемых параллельно с данной темой.

Виды работ по развитию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и кончая IX классом. К ним относятся изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: сложности вида работы и содержания высказывания. В соответствии с первым фактором в V классе из трех видов изложений предлагается работать только над двумя: подробными и сжатыми; третий вид -выборочное изложение — включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (внешность человека), в VIII классе (местность) и т. д.

Требования кзнаниям иумениям впрограмме.

Основные термины (генерируются автоматически): класс, русский язык, VII, программа, связная речь, школьная программа, VIII, умение, объяснительная записка, школьный курс.

В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования:

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций:

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

– Формирование у учащихся чувства языка.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посред-ством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Структура курса русского языка в 5-9 классах

Курс подразделяется на две части:

Основная часть курса 5-7 классов содержит следующие темы:

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

МПРЯ – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. МПРЯ представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

Объектом изучения методики является естественный язык.

Предметомметодики является процесс обучения. Поскольку пред­мет методики совпадает с предметом других педагогических дисцип­лин, методику обычно относят к разряду педагогических наук.

Задачи методикипреподавания русского языка состоят в определе­нии целей, содержания и методов процесса обучения русскому языку как учебному предмету.

Цели обучения — это определение воспитательной, позна­вательной и практической цели учебного предмета, то есть его места в системе образования (на сегодняшний день с учетом разных типов учебных заведений).

В понятие содержания обучения входят:

-выбор определенной научной концепции;

-отбор необходимого и достаточного понятийного и терминологи­- ческого аппарата;

-определение тех знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся при изучении учебного предмета.

Методы обучения включают помимо собственно методов обучения разработку и изучение организационных форм и средств обу­чения.

Таким образом, методика призвана ответить на вопросы, зачем, че­му и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения.

У методики, как и у любой дисциплины, есть определенные методы исследования,то есть способы выявления актуальных вопросов мето­дики, поиски средств их решения и проверка эффективности. Выделяют следующие методы:

1.Метод наблюдения— целенаправленное наблюдение за работой учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при из­ учении различного материала.

2.Эксперимент:

1.поисковый (ориентирующий) эксперимент — выявление проблем­- ных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;

1.констатирующий эксперимент — экспериментальный срез, про­- водящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования;

3.обучающий эксперимент - процесс обучения определенной группы учащихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т, д.;

4.корректирующий эксперимент — устранение недостатков, выяв-­ ленных в процессе обучающего эксперимента;

5.контрольный эксперимент — констатация результатов обучения посредством вторичного тестирования и анкетирования (часто с исполь- зованием тех же вопросов) для выявления эффективности обучающего эксперимента.

Принципы методики

Пр и н ц и п ы — основные исходные положения, определяющие цель, содержание, методы, средства и организационные формы обучения. Различаются о б щ е д и д а к т и ч е с к и е принципы, рассматриваемые как исходные положения любой частной методики, и ч а с т н о м е т о д и ч е с к и е принципы, на основе которых строится обучение русскому языку.

К общедидактическим относятся принципы научности, систематичности и последовательности в обучении, преемственности, перспективности, доступности, сознательности, активности, наглядности, связи теории с практикой, прочности, индивидуального подхода к учащимся.

Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике русского языка и раскрываются на материале школьного курса.

Н а у ч н о с т ь предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответствии с логикой и понятиями лингвистической науки. Принцип научности диктует необходимость строгого отбора научных сведений для изучения в школе. В школьный курс русского языка включаются только проверенные, общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку положения.

В соответствии с п р и н ц и п а м и с и с т е м а т и ч н о с т и и п о с л е д о в а т е л ь н о с т и все языковые явления в школьной практике рассматриваются в целостной системе, в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах. Опора на принцип систематичности и последовательности способствует осознанному усвоению языковых единиц в единстве по определенной системе.

 решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип п р е е м с т в е н н о с т и, который заключается в систематичности изучаемого материала и последовательности его расположения. Основой принципа преемственности является опора на изученный материал. Особенно важно соблюдать преемственность между начальной школой и средним звеном, между средними и старшими классами. Начальная школа — важный этап развития мышления и речи школьников. В этот момент идет активное расширение словарного запаса учащихся, обогащение грамматического строя их речи, проводится работа по развитию связной речи.

Преемственность учитывается и при изучении отдельных тем и разделов русского языка. Например, при изучении систематического курса синтаксиса ученики опираются на знания о словосо- четании, простом и сложном предложении, полученные в V классе при изучении пропедевтического курса.

Принцип преемственности неразрывно связан с п р и н ц и п о м п е р с п е к т и в н о с т и, предполагающим установление связей с материалом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он не только видел цель одного, конкретного урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходимы школьникам при изучении следующих тем.

Д о с т у п н о с т ь обучения предполагает отбор языкового материала (понятий, терминов и т.д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам.

П р и н ц и п с о з н а т е л ь н о с т и основан на единстве деятельности учителя (преподавания) и деятельности школьников (уче- ния) и предполагает осознанное усвоение языкового материала. Учителю следует стремиться к тому, чтобы учащиеся не заучивали механически то или иное правило, а осмысливали его в процессе учебной деятельности, при выполнении вариативных заданий, упражнений, в ходе наблюдения над языковым материалом, конструированием и др. Таким образом, сознательность обучения неразрывно связана с активностью школьников в познавательной деятельности.

Наглядные средства различаются по характеру материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные), по восприятию (слуховые, зрительные, зритель- но-слуховые),по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них.

П р и н ц и п п р о ч н о с т и усвоения учебного материала определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный материал и использовать его при выполнении практи- ческих заданий.

У ч е т и н д и в и д у а л ь н о г о п о д х о д а к у ч а щ и м с я — это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого ученика. Учет индивидуальных особенностей школьников предполагает дифференциацию заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся. Зная индивидуальные особенности каждого ученика и наблюдая за его работой, учитель может корректировать свою деятельность: подробнее останавливаться на наиболее сложных вопросах усвоения материала, изменять темп урока, использовать разнообразные формы работы, вводить упражнения на развитие устной и письменной речи и под.

Кроме общедидактических принципов методика обучения русскому языку опирается на частнометодические принципы, вытекающие из особенностей учебного предмета. Вопрос о собственно методических принципах в науке не имеет однозначного решения.

Вот наиболее общие принципы методики русского языка.

П р и н ц и п в з а и м о с в я з а н н о с т и р а з л и ч н ы х р а з д е л о в курса русского языка — грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. — занимает одно из центральных мест в методике. Основой этого принципа является всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Обучение русскому языку будет эффективным, если учитывается специфика каждого из разделов курса, различ- ные стороны одного и того же языкового явления или факта. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием знаменательных и служебных частей речи. Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).

Основой изучения морфологии на синтаксической основе является работа со специально подобранным синтаксически и стилистически организованным дидактическим материалом с опорой на чувство родного языка, т.е. с текстом2. Школьники не только наблюдают за изучаемыми морфологическими категориями, но и включают их в свою речь в ходе выполнения практических заданий: моделирования и конструирования предложений.

В настоящее время обучение русскому языку приобретает более четкую коммуникативную направленность. Это обусловлено подготовкой школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной формах. В соответствии с этим положением одним из ведущих принципов развития речи следует счи- тать к о м м у н и к а т и в н ы й принцип, который лежит в основе обучения родному языку на функциональной основе.

Коммуникативный принцип связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В соответствии с этим основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт речевой деятельности человека. В настоящее время проблема текста, его восприятия и порождения, приобрела особую значимость

в связи с ориентацией обучения русскому языку на конечную цель — формирование коммуникативной компетенции и развитие личности в целом.

К о н т е к с т н ы й принцип — очень важный принцип методики речевого развития, так как он предполагает анализ номинативных единиц языка (слова, словосочетания) в их синтаксических связях в связной речи (тексте), с учетом стилистических возможностей, выразительности, текстообразующей функции.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли.

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:

1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.

3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.

4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.

Цель курса русского языка в школе - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. функционально-стилистические
  2. взаимосвязь изучения разделов языка с развитием речи
  3. структурно семантический, а лучше семантико-структурный (единство формы и содержания при изучении грамматики)
  4. практическая направленность
  5. системный

Структура курса русского (родного) языка

Структура школьного курса русского языка определяется:

- целями, задачами и содержанием школьного курса русского языка;

- возрастными особенностями учащихся, связанными с этапами формирования логического мышления, и ведущими типами деятельности, характерными для учащихся разных возрастных групп (учебная деятельность – для младших школьников, общественно-значимая деятельность – для подросткового возраста, учебно-профессиональная деятельность – для учащихся старших классов), а также с этапами речевого развития ребенка;

- преемственностью между этапами обучения, основывающейся на определенном круге умений и навыков, которые соотносятся с умениями и навыками, сформированными на предыдущем этапе обучения;

- необходимостью перераспределения учебного материала между основной и старшей школой с целью повышения качества обучения русскому языку на основе увеличения сроков его изучения и переноса наиболее сложных и обобщающих тем в старшие профильные классы.

- На I ступени (начальное общее образование, 1 - 4 классы) предполагается:

- формирование представления о родном языке как средстве выражения и постижения национальной культуры русского народа;

- формирование первоначальных сведений о русском языке как системе;

- формирование навыков, связанных с основными видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием и письмом).

II ступень (основная школа 5-10 классы) содержит:

- углубление представлений о национальной самобытности, своеобразии русского языка, его национально-культурной ценности, особенностях исторического развития, формах существования и функциях, о литературном языке и его стилях;

- расширение сведений о богатейших ресурсах русского языка, в том числе и его изобразительно-выразительных средствах;

- формирование лингвистической компетенции;

- совершенствование языковой компетенции и речевой деятельности на основе научных знаний о системных отношениях языковых явлений различных уровней и их семантико-функциональных особенностей.

В содержание обучения русскому языку на III ступени (среднее (полное) общее образование, 11-12 классы) для общекультурного уровня в качестве основных компонентов должны входить:

- формирование способности анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления в текстах разных функциональных стилей литературного языка;

- развитие способности речевого самосовершенствования и на этой основе дальнейшее совершенствование системы знаний, умений и навыков в области русского языка, а также основных общеучебных умений;

- обобщенное изложение важнейших тем основного курса с упором на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся (включая правописание);

- расширение лингвистических сведений (особенно в области терминологии и профессиональной речи);

- национально ориентированное и объективное ознакомление с современной языковой ситуацией в РФ и мире и статусом и функциями русского языка в его связях и отношениях с другими языками.

В содержании обучения в школах социально-гуманитарного профиля расширяются и углубляются основные компоненты общекультурного уровня, а узкая специализация осуществляется за счет курсов по выбору в их содержательной согласованности и преемственности.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Читайте также: