Структура коррекционной школы 8 вида

Обновлено: 08.07.2024

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Содержание

Детский сад плюс начальная школа↑

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные↑

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?↑

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети , имеющие частичную потерю слуха и разл ичную степень недоразвития речи, но сохранившие самосто ятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путё м создания слухо -речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию . Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формиро вание навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?↑

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Посетите школу лично!↑

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант↑

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны↑

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2020 году ↑

С писок самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 - VI вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . П рофсоюзная, 62

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: пон едельник 07:30 - пятница 18:00

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцие й метро Новые Черемушки . Школа предлагает д венадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе и меется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме , роспись по дереву , переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия , клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

СКШ №991 - VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: у л. Шипиловская , 59, корп. 2

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

Режим работы: пон едельник - пятница 08:00 - 18:00

О дна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская .

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное , социально-педагогическое , физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

В школе р аботают: дефектологи , психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 - VIII вида

Административный окр уг: Южный

Адрес: Черноморский бульва р, 8

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник - пятница, 08:00 - 17:40

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановс кая , Варшавская.

Основные задачи школы : исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты осна щены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

СКОШИ №1 III - IV вида

Адрес: ул ица 3-я Мытищинская , 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 - пятница 20:00 .

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих .

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

СКОШИ №2 - IV вида

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

Ежегодно в школе обучает ся около 300 человек по специально й программе для слабовидящих . Для каждого составляется индивидуальный учебно- коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

СКШ №532 - VIII вида

Административн ый округ: Центральный

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: пон едельник - пя тница 09.00 — 14.10

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития , краеведческую деятельность . Большое внимание уделяется урокам труда.

СКШИ №108 - VIII вида

Административный округ: Ю го-Западный

Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник 7:30 — пя т ница 21:00

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школ ы, профильные трудовые навыки.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) - V вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул . Н агорная, 22

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

Режим работы: понедельник — пят ница 07:00 - 21:00

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с провед ением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции . При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Объект исследования – педагогический процесс в школе VIII вида.
Цель исследования – выявление специфики содержания образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Предмет исследования – содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы проблемы содержания образования
в школе VIII вида
1.1. Понятие и сущность содержания образования. 6
1.2. Особенности содержания образования в школе VIII вида. 14
Выводы. 21
Глава II. Экспериментальное исследование содержания образования в школе VIII вида
2.1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы
школы VIII вида. 23
2.2. Содержание программ специальной (коррекционной) обще-
образовательной школы VIII вида 0-4 классы, 5-9 классы. 32
Выводы. 55
Заключение. 57
Список изученной литературы. 59
Приложение 1. 61
Приложение 2. 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

Коррекционная школа имеет свое особое содержание образования по объему и содержанию.

  1. Доступность обучения. Этот принцип обычно провозглашается как ведущий при определении содержания обучения в специальной школе. Познавательные возможности учащихся этой школы отличаются большой вариантностью. В рамках одного класса наблюдается вариативность индивидуальных и типологических познавательных возможностей, обусловленных структурой дефекта, степенью и характером осложненности умственной отсталости другими дефектами, какими являются нарушения анализаторов.
  2. Локальные западания в области речи, письма, счёта, нарушения работоспособности.

Принципы доступности содержания обучения имеет в виду наличие в программах коррекционной школы такого материала, усвоение которого требует определенных усилий и постоянного совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

  1. Дифференциация содержания обучения. Это означает, что в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания учебного материала, отличающихся друг от друга по объему и глубине раскрытия содержания тех или других разделов. Эти различные уровни трудности содержания программ могут быть учтены учителями в рамках одного класса при осуществлении дифференцированного подхода или же дифференцированном обучении.
  2. Научность содержания обучения. Научность является важнейшим принципом содержания обучения. Применительно к специальной школе он означает, что в угоду доступности учебного материала не может быть допущено такое упрощение его, при котором вульгаризируются трактовки тех или иных фактов и явлений общественной жизни, живой и неживой природы, искажаются понятия, закономерности.
  1. Жизненная и практическая направленность содержания обучения. Практическая направленность содержания обучения понимается как формирование системы различных учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе усваиваемых знаний. Все содержание обучения носит прикладной характер. Требование жизненно

практической направленности содержания обучения близко по своей значимости к принципу межпредметных связей.

  1. Межпредметные связи. Эти связи осуществляются как в процессе обучения, так и в содержании обучения, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудом, между трудом и математикой, между естествознанием, географией, родным языком и трудом.
  2. Обеспечение пропедевтического этапа обучения. Пропедевтика обучения в специальной школе представляет собой особую систему уроков, которая направлена на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Задачи пропедевтического этапа - сенсомоторное развитие учащихся, формирование у них определённого круга элементарных представлений, умений в познавательной и учебной деятельности, мыслительных качеств, обеспечивающих готовность к усвоению программного материала [9: 122-125].

Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках [ 7: 50 ] .

Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

  • определяет состав учебных предметов;
  • устанавливает порядок и последовательность их прохождения;
  • указывает количество времени на каждый предмет;
  • является основанием для определения режима деятельности школы;
  • помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;
  • является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;
  • определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме [7: 50-51].

Согласно концепции развития специального образования для лиц с нарушением интеллекта модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти - одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения [7: 51].

В структуре школьного образования выделяются:

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов.

Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям учащихся с нарушением интеллекта. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока - общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики [7: 51].

Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические

процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер [7: 55-56].

Содержание образования, т.е. определенная система получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, имеет сходные и различные теоретические и психолого-педагогические основы в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида:

  1. И в общеобразовательной и в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание образования базируется на определенных принципах:
  • принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества;
  • принцип гуманизации;
  • принцип структурного единства содержания образования;

В тоже время, исходя из специфики школы VIII вида, содержание образования имеет свои специальные принципы:

    • дифференциация содержания образования;
    • жизненная и практическая направленность содержания образования;
    • межпредметные связи;
    • обеспечение пропедевтического этапа обучения.
    1. Содержания образования и в общеобразовательной школе, и в специальной школе VIII вида определяется государственным стандартом, который включает три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
    1. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида содержание образования имеет свои специфические черты. Это связано с контингентом учащихся этой школы: дети с нарушением интеллекта. Они не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность в силу своих психологических, физиологических особенностей. Поэтому весь процесс обучения детей с нарушением интеллекта должен нести не только обучающую, но и коррекционную направленность.
    2. В настоящее время, содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида наиболее усовершенствовано:
    • обязательное обучение завершается IX классом;
    • произошло усовершенствование программ по предметам школьного
    • усилена личностная направленность учебного материала.

    Однако продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания образования, созданию планов, программ и учебников, позволяющих повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

      1. Анализ современного состояния проблемы в практике работы

      школы VIII вида

      В настоящее время в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним, однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования [3: 9].

      ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

      Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

      Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

      Инфографика

      • Инфографика ЖКХ
      • Недвижимость
      • Как сделать ремонт квартиры
      • Всё об авто
      • Красота и здоровье
      • Спорт и здоровый образ жизни
      • Беременность и роды

      Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

      Материалы по теме:

      Содержание

      Детский сад плюс начальная школа↑

      Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

      Особенности в развитии слишком разные↑

      ДЦП – детский церебральный паралич;

      ЗПР – задержка психического развития;

      ЗРР – задержка речевого развития;

      ММД – минимальная мозговая дисфункция;

      ОДА – опорно-двигательный аппарат;

      ОНР – общее недоразвитие речи;

      РДА – ранний детский аутизм;

      СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

      ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

      Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?↑

      В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы - исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети , имеющие частичную потерю слуха и разл ичную степень недоразвития речи, но сохранившие самосто ятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путё м создания слухо -речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию . Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формиро вание навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

      Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?↑

      Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

      Посетите школу лично!↑

      Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

      Надомное обучение – как вариант↑

      Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

      Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

      Согласно Конституции РФ все равны↑

      Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

      И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

      Рейтинг коррекционных школ в Москве в 2020 году ↑

      С писок самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

      СКОШИ №17 - VI вида

      Административный округ: Юго-Западный

      Адрес: ул . П рофсоюзная, 62

      График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

      Режим работы: пон едельник 07:30 - пятница 18:00

      Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцие й метро Новые Черемушки . Школа предлагает д венадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе и меется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме , роспись по дереву , переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия , клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

      СКШ №991 - VIII вида

      Административный округ: Южный

      Адрес: у л. Шипиловская , 59, корп. 2

      График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

      Режим работы: пон едельник - пятница 08:00 - 18:00

      О дна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская .

      Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

      Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное , социально-педагогическое , физкультурно-оздоровительное.

      Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

      В школе р аботают: дефектологи , психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

      СКШ №567 - VIII вида

      Административный окр уг: Южный

      Адрес: Черноморский бульва р, 8

      График работы: пятидневная учебная неделя

      Режим работы: пон едельник - пятница, 08:00 - 17:40

      Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановс кая , Варшавская.

      Основные задачи школы : исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

      Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты осна щены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

      Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

      СКОШИ №1 III - IV вида

      Адрес: ул ица 3-я Мытищинская , 5

      График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

      Режим работы: понедельник 07:30 - пятница 20:00 .

      Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих .

      Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

      Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

      Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

      СКОШИ №2 - IV вида

      Административный округ: Северный

      Адрес: Большой Коптевский пр., 5

      График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

      Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

      Ежегодно в школе обучает ся около 300 человек по специально й программе для слабовидящих . Для каждого составляется индивидуальный учебно- коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

      Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

      У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

      СКШ №532 - VIII вида

      Административн ый округ: Центральный

      Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

      График работы: пятидневная учебная неделя

      Режим работы: пон едельник - пя тница 09.00 — 14.10

      Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

      Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития , краеведческую деятельность . Большое внимание уделяется урокам труда.

      СКШИ №108 - VIII вида

      Административный округ: Ю го-Западный

      Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

      График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

      Режим работы: понедельник 7:30 — пя т ница 21:00

      В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школ ы, профильные трудовые навыки.

      В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

      Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) - V вида

      Административный округ: Юго-Западный

      Адрес: ул . Н агорная, 22

      График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточны м пребыванием

      Режим работы: понедельник — пят ница 07:00 - 21:00

      Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с провед ением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

      По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции . При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

      Читайте также: