Стратегии преподавания истории в школе

Обновлено: 23.07.2024

В настоящее время российская система обучения требует от преподавателя охвата большого объема информации и ориентирована на уровни “знания” и “понимания”. Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В средние века использование пассивных методов было оправдано. Учитель мог передать весь объем известной в то время информации по какому-либо предмету своему ученику. В современном мире ситуация кардинально изменилась. Невозможно одному человеку знать все даже в какой-нибудь узкой области знания. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы.

Всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы 20 века. Дальнейшую разработку интерактивных методов мы можем найти в трудах В.А.Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей – представителей “педагогики сотрудничества” (70-е и 80-е годы) – Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, С.Н.Лысенковой и др. Однако их творчество было скорее исключением, чем правилом в насаждавшейся сверху массовой классно-урочной схеме (комбинированный урок). Лишь после перестройки интерактивные методики начинают пробивать себе жизнь в школах России.

Интерактивные методы, хотя и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагогов. В то же время эти методы имеют исключительную важность при обучении истории и другим обществоведческим дисциплинам. В этом и заключается актуальность исследования.

Безусловно, не все преподаватели созданы для интерактивных методов. Однако их использование дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с обучающимися. Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа сотрудничества.

Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы работы “Активная и интерактивная стратегия преподавания истории как средства познавательной активности учащихся старших классов”.

В связи с этим цель нашего исследования: выявить роль активных и интерактивных методов преподавания как средства формирования познавательной активности у учащихся.

  1. Во-первых, раскрыть понятие “познавательная активность” и рассмотреть особенности ее формирования.
  2. Во-вторых, показать, что среди множества путей активизации процесса обучения обществоведческим дисциплинам у учащихся, одним из наиболее эффективных является интерактивный метод.
  3. В-третьих, рассмотреть практическое применение интерактивных методов через элективные курсы.

В качестве объекта исследования мы выделяем интерактивные методы обучения, субъект нашего исследования – учащиеся старших классов.

В ходе работы над темой нами были использованы: метод изучения научной литературы, практическая апробация теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати.

Основным положением нашей работы оказалось то, что мы попытались доказать и обосновать важность применения активных и интерактивных методов на занятиях по истории, обществознанию и праву для развития познавательной активности у учащегося. Исходя из этого, выяснили, что познавательная активность это есть такое деятельное состояние учащегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. А условиями формирования познавательной активности являются: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса и ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения все методы делятся на пассивные, активные и интерактивные.

Учащийся выступает в роли “объекта” обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Активные методы.

Обучающийся является “субъектом” обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.

Одним из основных средств формирования и развития познавательной активации является интерактивный метод.

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако они здесь сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в правовом и гражданском образовании.

Термины “интерактивные методы”, “интерактивное обучение” пришли к нам из английского языка.Термин “интерактивные методы” можно перевести как методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой, а “интерактивное обучение” - обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращаются к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение, отношение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу стать настоящим лидером. Такая атмосфера впитывается обучаемыми целостно – не только через информацию, но и через чувства и действия. Кроме того, интерактивные методы являются инструментом, который позволяет достичь целей и задач исторического образования.

Для эффективного применения интерактивных методов, в том числе для того чтобы охватить весь необходимый объем материал и глубоко его изучить, педагог должен тщательно планировать свою работу:

- использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами;

- дать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

- отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся “ключ” к освоению темы;

- в течение самих интерактивных упражнений дать обучающимся время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически исполнили его;

- учитывать темп работы каждого учащегося и его способности;

- на одном занятии использовать один - два интерактивных метода;

- провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; возможно акцентировать внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении;

- проводить экспресс-опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель также должен:

- глубоко изучить материал, в том числе дополнительный, например: различные нормативные акты, образцы документов;

- тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия;

- мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; путем объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;

- предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечение их в работу; грамотно распределять роли в группах, продумывая роли, в том числе для наиболее ретивых “возмутителей” нормальной работы аудитории; включать упражнения-разминки.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иным методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Учитывая особую важность некоторых методов для процесса обучения, мы выделим основные интерактивные подходы. В большинстве методов мы можем обнаружить использование творческих заданий, работу в малых группах, тот или иной вид игровой деятельности. Сильным инструментом, применимым для любых методов, является использование общественных ресурсов, которые вместе с внеаудиторными методами имеют принципиальное значение для образования.

Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания.

Основные интерактивные подходы:

Работа в малых группах

Обучающие игры (ролевые игры и имитации, деловые игры и моделирование, образовательные игры)

использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Другие активные и интерактивные методы:

1. разминки (армреслинг, “гол – мимо”, проверка энергии, прием – прием, тридцать три, африканский дождь, шумовые спектакли, разминки – знакомства, мысленная прогулка)

2. изучение и закрепление нового информативного материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, ученик в роли учителя, каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог)

3. работа с документами (работа с документами, составление документов, письменная работа по обоснованию позиции)

4. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позиции (шкала мнений), ПОПС-формула, проектные техники, один – вдвоем – все вместе, смени позицию, карусель, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, дебаты, симпозиум)

5. разрешение проблем (дерево решений, мозговой штурм, анализ казусов, переговоры и медиация, общественные слушания, сход граждан).

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что она поможет преподавателям в изучении этого вопроса, привлекая использованный нами материал, включающий в себя как теоретические, так и практические занятия в форме элективного курса “История в лицах”.

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

Читайте также: