Страницы истории нашей родины краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 27.04.16

Предмет: окружающий мир

Учитель: Михайлова Елена Ивановна

Руководитель практики: Королева Татьяна Павловна

Студент: Русакова Диана

Тип урока: УОНМ

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для знакомства с причинами возникновения войн, борьбой русских князей с половцами под руководством Владимира Мономаха. Показать освободительный характер этой борьбы со стороны Руси, возможность победы только в результате совместных действий.

Развивающие: развивать речь, умение анализировать и сравнивать.

Воспитательные: воспитывать интерес к родной истории, гордость за свой народ, культуру учебного труда.

Познавательные – раскрыть причины отчельных событий в жизни страны и даты основных воин в истории России

Регулятивные – готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные − владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого материала, нравственно- этическая оценка усваиваемого содержания

Средства обучения: учебник Виноградова. 4 класс, ч.2; рабочая тетрадь; презентация.

-Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Меня зовут Диана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Прочитайте высказывание на доске:

- Что она означает?

-В преддверье какого праздника мы находимся?

- Подходит ли это выражение к 9 мая?

Приветствуют учителя, затем присаживаются.

Объясняют ее значения.

2. Актуализация знаний.

-Какой раздел вы изучали на прошлых уроках?

-Сегодня мы начнем изучать новый раздел, откройте

учебники на странице 133.

-О чем мы узнаем в этом разделе?

-На какие вопросы вы сможете ответить после изучения этого раздела?

-Посмотрите на доску, на ней разбросаны слова, соберите их, что бы получилось правильное высказывание.

- Определите тему и задачи урока.

-Посмотрим какие же задачи определила я(Слайд)

Как российский народ защищал свою страну?

О великих полководцах России.

Кто победил в Куликовской битве?

Какие войны называются отечественными?

Как советский народ победил фашистов?

Героические страницы истории нашей Родины

1)Познакомиться с отдельными героическими страницами истории.

2)Узнать о героях боев и сражений.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Беседа с элементами рассказа

-Ребят, в каком веке мы живем?

Владимиру было 8 лет, когда впервые на Русь напали половцы. Они вышли из степи, мгновенно уничтожив русские сторожевые посты. Княжеская дружина выступила против врага, но была разбита. Половцы были умелыми воинами, прекрасно владевшими луками, саблями и арканами. Их войско состояло из лёгкой конницы. Они не захватывали земли, а грабили русские сёла и уводили пленников.

Князю Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет, когда он стал князем в Киеве. Он заслужил славу доблестного воина, совершив 83 больших и малых военных похода. Его знали, как умелого полководца и защитника земли русской. За годы своего правления он примирил князей, Восстановил единство Руси, разбил половцев и заставил их прекратить набеги. В годы его правления расцвели литература и искусство, были изданы новые законы, защищающие права простых людей. Владимир Мономах умер в 1125 году, оставив завет быть справедливыми и милосердными, жить честно и достойно, не бояться трудностей.

-Вы когда-нибудь слышали о шапке Мономаха?

Шапка Мономаха известна многим. Она имеет большую историческую ценность, являясь атрибутом царской России и украшением русских царей. Но мало кто знает, что таких шапок две, и вторая находится также в России.

Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии.

Стоимость этого произведения искусства, ни историческую, ни ювелирную, определить невозможно. Уникальны и драгоценные камни и сама технология их обработки. Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами.

hello_html_m4be9fc45.jpg

(Слайд)

-Перенесемся на 100 лет вперед….

-Вы узнали это место?(Слайд)

-Кому посвящен этот памятник?

-Что это был за человек?

-В наше время наиболее отличившегося человека награждают орденом Александра Невского (Слайд)

-Давайте же узнаем что это был за человек, что он сделал для нас

В тяжкую пору заступил Александр Ярославович на княжение в Великом Новгороде. Вся Южная Русь была завоевана Ордой…..

До последнего дрались русские воины "в злых сечах" с татарами. И большой урон был Орде от этих сражений. Но русские княжества поодиночке встречали врага. А татары шли на них такой ратью, что и числа ей не было - горели города, и лилась рекой кровь.

До Великого Новгорода не дошла ещё Ордынская конница. Зато с запада и севера подбирались к княжеству то немцы, то шведы. Немецкие рыцари ещё зимой захватили часть пограничных новгородских земель и жестоко разорили их. А теперь грозят шведы.

От дозорных князь уже знал о войске, что высадилось на невском берегу.

- Ну что ж, встретим незваных гостей как надобно.

И стал он думать, как ему одолеть Биргeра. Если напасть неожиданно, пока войско отдыхает, пока не двинулись шведы в поход на Новгород?

- Позвать ко мне воевод!- приказал князь военный совет. И стал держать военный совет

В полдень 15 июля 1240 когда шведские рыцари только что пообедав, скрылись от жаркого солнца в шатрах, Александр Ярославович напал на вражеский лагерь.

Охрана растерялась в первый миг. Что за конница? Откуда?

А русская дружина неслась без крика, без свиста. Лишь нарастал ryл, лишь тряслась земля.

Князь Александр бился в первых рядах. Молод он был, горяч и высок ростом. Двадцать второй год шёл ему в ту пору.

Но не только силой славился Александр. Ещё на военном совете предложил он воеводам вот какой план. Пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Тогда главное войско Биргера будет отрезано от Невы и своих кораблей.

Так оно и вышло. Александр Ярославич ещё не успел прорваться к золотому шатру, чтобы схватиться в поединке с самим Биргером, а на берегу уже зазвенели мечи….

Лишь нескольким кораблям удалось отчалить. На одном из них спасся и Биргер. Вместо ключей от Новгорода и награбленного добра повез он назад жалкие остатки своего войска. Были брошены на русской земле и лагерь, и обоз, и раненые. Князь же Александра прозвал народ за эту победу Невским.

Эта книга рассказывает о различных событиях двух веков русской истории, во время которых центр главных исторических событий переместился из Киева в Северо-Восточную Русь, которая вскоре станет центром огромного Российского государства.
Написал её замечательный писатель Сергей Михайлович Голицын, сам потомок тех воинов и князей, о которых рассказывается в ней.
Иллюстрировал книгу заслуженных художник РФ, известнейший мастер книжной иллюстрации Владимир Валерьевич Перцов, тоже принадлежавший к древнему роду Голицыных.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

В восьмидесятых годах С. М. Голицын выпустил четыре короткие исторические повести в издательстве "Малыш", хорошо иллюстрированные его племянником, заслуженным художником РСФСР В. В. Перцовым. Это "Сказание о Евпатии Коловрате" (1984 г., о борьбе с татаро-монгольским нашествием), "Ладьи плывут на север" (1985 г., о детстве знаменитого князя московского Владимира Мономаха, об истории основания города Владимира на реке Клязьме.), "До самого синего Дона".

В восьмидесятых годах С. М. Голицын выпустил четыре короткие исторические повести в издательстве "Малыш", хорошо иллюстрированные его племянником, заслуженным художником РСФСР В. В. Перцовым. Это "Сказание о Евпатии Коловрате" (1984 г., о борьбе с татаро-монгольским нашествием), "Ладьи плывут на север" (1985 г., о детстве знаменитого князя московского Владимира Мономаха, об истории основания города Владимира на реке Клязьме.), "До самого синего Дона" (1986 г., о походе Владимира Мономаха против половцев в 1111 году), "Про Бел-Горюч камень" (1989 г., о строительстве церкви Покрова на Нерли).
Эти четыре повести и вошли в состав книги. Книга добротная, увеличенного формата, офсетная печать, плотные страницы, хорошая цветопередача.
Понравились и иллюстрации, и сам текст - интересный, легкий, красивый слог - "большая панорама русской истории тех далеких времен". Побольше бы таких книг.
Будем ждать "Сказание о Земле Московской". Скрыть

Эта потрясающая книга - история нашей Родины через личности, через истории жизни людей того времени: их чаяния, страхи, привычки, дела, идеи. Это совершенно необходимо детям- не просто для информации, а для того, чтобы все это в сердце проникло! Можно предложить следующее сравнение: параграф учебника о Великой отечественной и книгу Богомолова "Иван". Информации фактической в книге никакой, но это книга о нашей истории! И по силе воздействия она с параграфом и любой исторической.

Эта потрясающая книга - история нашей Родины через личности, через истории жизни людей того времени: их чаяния, страхи, привычки, дела, идеи. Это совершенно необходимо детям- не просто для информации, а для того, чтобы все это в сердце проникло! Можно предложить следующее сравнение: параграф учебника о Великой отечественной и книгу Богомолова "Иван". Информации фактической в книге никакой, но это книга о нашей истории! И по силе воздействия она с параграфом и любой исторической хроникой не сравнится. Книга Сергея Голицына - именно художественное произведение истинного патриота! Оно написано великолепным современным русским языком и предназначено не для углубленного и скрупулезного изучения истории древней Руси, а для знакомства с ней наших детей! В книге всего несколько сюжетов из истории, они не являются полной исторической картиной и не претендуют на это. Забыть о событиях, пережитых на страницах книги, ребенок уже не сможет точно - память сердца всегда надежнее памяти мозга! А позже придут даты, а также события, которые находятся в промежутках между описываемыми в книге.
Быт эпохи описан сочно и интересно: на чем плавали, как гребли против течения, поднимаясь в центр русских земель, что ели, что пели, из чего строили жилье, как распахивали неосвоенные земли, как торговали с другими племенами, как готовили краски, чем окошки стеклили, чем камни скрепляли, как жилище зимой грели, во что одевались - все это в увлекательной ненавязчивой форме, очень эмоционально, что важно для детской книги! Это патриотическое настроение заражает с первых страниц и дальше уже нельзя оторваться!
Книга - для детей и иллюстрации для них же. Бдагородство изображено благородством, коварство - коварством, жестокость - жестокостью, зависть - завистью, отвага - отвагой! Где-то изображения представляют собой гиперболу (чересчур злой, чересчур суровый или противный герой), что только усиливает эффект, производимый текстом книги, заставляя ненавидеть врагов и восхищаться истинными героями! Хотя книга больше именно не о князьях (в отличии от летописей), а о жизни народа русского, так много претерпевшего на протяжении своей истории! Книга предназначена для детей младших классов. Скрыть

Иллюстрировали серию прекрасные художники: Аземша, Бескаравайный, Перцов, Майофис. В книгах много рисунков, там где нужно, приведены карты - не точные исторические-географические, а адаптированные для детей.

У меня было довольно много книг из этой серии, они продавались достаточно свободно, и мы их покупали - помню магазин детской книги на Литейном, куда мы часто за ними заходили. Очень любила книгу о Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, о Петре I, о лейтенанте Шмидте.

Как-то лет десять назад я зашла в букинистический магазин в Тель-Авиве и в большой коробке с тонкими книжками на полу увидела книгу из давно забытой любимой в детстве серии. Как я обрадовалась! Купила ее тут же и с тех пор стала по одной-две эти книги собирать.

Я использую эти книги как дополнительный материал к нашим занятиям по истории и географии, а так же к нашим прогулкам. Скажем, были мы на выставке "Парадный портрет" в Екатеринбурге, вспомнили, как мы гуляли в Кускове и прочитали книгу "Колокольчик". Или вот недавно - учили по географии об описательном методе географических исследований, который применяли путешественники еще до составления карт, и сразу прочитали книгу о путешественнике и экспедиции на Таймыр. Очень полезная серия книг!

Кроме замечательного оформления, эта серия мне нравится тем, что она затрагивает самые разные области искусства, науки, жизнедеятельности. Книги серии небольшие, "на один прочитай" - то есть с них хорошо начинать первое знакомство с какой-то темой, и если уж заинтересует, то читать более глубоко и обширно. Ну а не заинтересует - тоже ничего, у ребенка останется либо хоть какое-то представление, либо в будущем будет за что зацепиться, если он вернется к этой теме.

Почти девять месяцев в году таймырскую землю покрывают льды и снега, лишь на короткий срок их сменяет белый олений мох - ягель. Полгода солнце вовсе не появляется в небе. Зимой - постоянные жестокие морозы с пронизывающим ветром, пурга. А люди все равно живут здесь. Пасут оленей, ловят рыбу, продолжают изучать этот суровый северный край.

Двести пятьдесят лет назад о Таймыре знали лишь понаслышке.

По настоящему открыли Таймыр лишь участники Великой Северной экспедиции (1733-1745 гг). Открытия доставались нелегко. За них платили тяжелыми лишениями, а иногда и жизнью. В составлении карты полуострова Таймыра особенно велика заслуга штурмана Семена Ивановича Челюскина. Недаром самая северная точка полуострова впоследствии была названа его именем - мыс Челюскина.
Просмотр книги

Театры были тогда далеко не во всех городах. Вот почему при домах богатых людей стали строить небольшие театральные сцены. А играли на этих сценах, "на киятре", как тогда говорили, слуги князей и графов, крепостные артисты.
В Москве, близ Останкинской телебашни, находится Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Двести лет назад этот дворец принадлежал графу Шереметеву. В этом дворце в крепостном театре и играла Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, замечательная актриса того времени.
Коротка была жизнь актрисы - трудно жить народному таланту в крепостной неволе.
Просмотр книги

Год от года росла сила и мощь молодой Руси. Все увеличивая свои пределы, тянулась она от южного Черного моря (славяне называли его Русским) на север к Балтийскому (тогда оно называлось Варяжским), от Карпатских гор на западе до верховьев реки Волги на востоке.

Пристально приглядывались к русичам их соседи. К югу от Черного моря находилось тогда государство греков - Византия. Туда по морю часто добирались русские купцы. А северными соседями Руси были варяги, жители Прибалтики и Скандинавии. Это были храбрые воины, совершавшие далекие походы на своих челнах, украшенных головами драконов. Русские князья нередко приглашали их в свои дружины.

в славянском поселке

Страна, в которой мы родились и живём. Это наша родина. В ней жили и трудились наши деды и прадеды. В ней живут и работают наши родители. Их общим трудом построены города и сёла, заводы и колхозы, школы, театры и стадионы, создано всё, чем мы пользуемся в жизни.

Народы СССР сами хозяева своей страны. У нас всё принадлежит народу: земля, леса, моря и реки, фабрики и заводы. На заводах делают машины. Это наши заводы и наши машины. На пашне гудит трактор. Это наш трактор. Комбайн на поле убирает урожай. Это наш комбайн, наш урожай, наше поле.

Но не всегда так было. Не всегда трудовой народ был хозяином своей страны. Не всегда люди жили так, как живём мы.

Люди населяют нашу страну очень давно. Наши предки жили в ней тысячи лет назад. Жизнь людей в прошлом изучают учёные-историки. Они узнают, как люди жили раньше, как изменялась их жизнь.

Как же учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом?

Тайна Красного холма. На Кавказе, близ города Еревана, столицы советской Армении, возвышается большой Красный холм. Окрестные жители добывали здесь камень. Нередко в земле находили черепки от старинной посуды, железные и бронзовые наконечники стрел, кости животных. Как всё это попало в землю?

На Красный холм приехали учёные. Они решили узнать его тайну. Для этого нужно было холм раскопать.

Учёные нашли ответ и на этот вопрос: одни из ворот крепости оказались разрушенными. Здесь в стене застряло много стрел. Город был взят и разрушен напавшими на него врагами. Прошли тысячи лет. Заброшенную крепость затянуло землёй. Люди забыли о ней. Но учёные раскопали Красный холм и узнали его тайну.

В песках Средней Азии. В Средней Азии мало воды. Там, где течёт вода, живут люди, цветут сады, белеет хлопок. Там, где почему-либо исчезает вода, жизнь замирает. Во многих местах Средней Азии простираются безжизненные песчаные пустыни. Советские учёные проникли в недоступные пустыни на самолётах. Они нашли среди песков развалины древних городов и селений, остатки пересохших каналов. Историки провели раскопки этих городов. Они многое узнали о тех государствах, которые создали народы Средней Азии более двух тысяч лет назад.

учебник истории

Берестяные грамоты. Более тысячи лет древнему русскому городу Новгороду. Советские учёные начали в нём раскопки. В болотистой земле нашли остатки деревянных домов. Открыли мощёные брёвнами мостовые, по которым ходили древние новгородцы. Среди многочисленных находок попадались обрывки бересты. На них заметили начертанные чем-то острым надписи. На бересте оказались письма. Письма людей, живших 600-800 лет назад! Много интересного удалось прочесть об их жизни в берестяных грамотах.

В то время крестьяне принадлежали помещикам и работали на них. Помещики торговали людьми, как рабочим скотом.

О жизни народов нашей родины в прошлом, об их труде, об их борьбе с врагами, о том, как они завоевали свободную и счастливую жизнь, к чему они стремятся в будущем, вы узнаете на уроках истории.

Послесловие

Вы узнали (-наете) о том огромном пути, который прошли народы нашей страны, о том, как они жили в далёком-далёком прошлом, как трудились, как оборонялись от внешних врагов. Вы узнали (-наете) о том, как народы нашей родины боролись за лучшую жизнь, как они сбросили власть царя, помещиков и капиталистов, приступили к созданию нового общества.

Наступают каникулы. У вас будет много свободного времени. Достаньте книги по истории нашей родины. Почитайте их. Они вам расскажут ещё много нового и интересного. Поговорите со взрослыми. Некоторые из них ещё помнят о том, как жили рабочие и крестьяне до революции. Большинство из них принимало участие в строительстве социалистического общества. Тысячи взрослых людей, е которыми вы встречаетесь каждый день, участвовали в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков, били врагов на фронте и ковали победу в тылу. Много увлекательного смогут рассказать вам взрослые о прошедших годах!

Помните, что то счастливое время, в которое вы живёте, не пришло само собой. Оно было завоёвано вашими дедами и отцами в упорной борьбе. Тысячи людей боролись за ваше счастье. На казнь и в ссылку пошли декабристы.

Не забывайте, что тысячи мужественных советских людей, тысячи коммунистов и комсомольцев отдали свои жизни за ваше счастье. В борьбе с врагами погибли Сергей Лазо и Василий Чапаев, Зоя Космодемьянская и герои-панфиловцы.

Читайте также: