Столповский замор краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Замор.docx

Урок тема/Тема урока – вӧр-ва гӧгӧртассянь лов гӧгӧртасӧдз / от экологии природы к экологии души

Технологическая карта урока

Образовательные:

создать условия для анализа над текстом;

создать условия для выполнения парной и коллективной работы;

установить связь между героем рассказа и природой;

проверить умение работы над текстом.

Воспитательные:

формировать умение работать в парах и коллективе, предоставляя возможность работать каждому;

формировать умения ставить перед собой учебные задачи и объективно оценивать результаты своей деятельности;

совершенствовать межличностное общение на уроке .

Развивающие:

способствовать развитию интереса к современной коми литературе через творческую деятельность;

формировать умение работать с текстом учебника;

способствовать развитию познавательных психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления;

способствовать развитию наблюдательности и речи, обогащению словарного запаса учащихся.

Здоровьесберегающие:

выстроить повторение изакрепление изученного материала с опорой на субъективный опыт учащихся,

выстроить диалог с учащимися об экологической проблеме,

учитывать индивидуальные особенности учащихся,

создавать ситуацию успеха,

обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности,

подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Технология построения урока (основная)

Технология построения урока (неосновная)

ИКТ, здоровьесберегающая, исследовательская

Новые термины, понятия

Продолжительность урока

Формы деятельности

работа с учебником;

Технические средства обучения

Дидактический и раздаточный материал

Планируемый результат

Предметные умения:

- иметь представление о прочитанном рассказе;

-уметь понимать ключевые проблемы (экологическая и нравственная проблемы) изученного текста;

- уметь находить связи литературного произведения с эпохой его написания, выявлять заложенную в тексте нравственную ценность и его современное звучание;

- уметь задавать вопросы по содержанию текста и находить на них ответы;

- уметь самостоятельно находить разные способы выполнения заданий;

ранее полученные знания при анализе художественного произведения (уметь формулировать тему, идею, произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять роль изобразительно-выразительных средств языка)

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке;

- составлять план работы на уроке;

- работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- овладевать умением прогнозировать ;

- уметь устанавливать причинно-логическую связь между героем и его поведением.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- выдвигать гипотезу и уметь её обосновывать;

- сотрудничать с одноклассниками;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Включение в коррекционную деятельность на личностно значимом уровне.

Пробуждение интереса к теме.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Актуализация имеющихся знаний.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Структурирование процесса изучения.

5.Реализация построенного проекта.

Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.

Получение новой информации.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

Закрепление способов действий (правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение.

Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

8.Включение в систему знаний и повторения.

Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

Анализ всего процесса изучения материала

Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Технология изучения темы

Мотивация к коррекционной деятельности.

3.Корам, урок вылын уджалігӧн, пасъявны либӧ серпасавны листъяс вылӧ ассьыныд мӧвпъястӧ (позьӧ уджавны ӧткӧн либӧ параясӧн).

5.Кутшӧм мӧвпъяс воисны ролик видзӧдӧм бӧрын?

6.Кутшӧм ключевӧй кывъяс позьӧ вайӧдны ролик дорӧ?

7.Гижам дӧска, листъяс вылӧ вайӧдӧм ключевӧй кывъяс.

8. Чайтам, быдӧнлы лои гӧгӧрвоана, мый гӧгӧр мунас сёрниыс талунъя урок вылын.

4. Ролик видзӧдӧм бӧрын юксьӧны асланыс мӧвпъясӧн.

5. Вайӧдӧны ролик дорӧ ключевӧй кывъяс да пасъялӧны дӧска, лист вылӧ; лыддьӧдлӧны пасъялӧм кывъяссӧ.

6. Талунъя урок вылын кутам сёрнитны вӧр-ва да морт костын йитӧдъяс йылысь. Чайтам, видлалам художествоа гижӧдъяс, кӧн кыпӧдӧма экология проблема.

Актуализация и пробное учебное действие.

2. Мыйла Му шарыс бӧрдӧ? Коді нормӧдӧма Мусӧ? Гӧгӧрвоӧдӧй ассьыныд мӧвпъястӧ.

9 юкӧн костысь аддзӧм йитӧдъяс йылысь висьталӧны класс водзӧ петалӧмӧн.

2. Вочавидзӧны юалӧмъяс вылӧ ассьыныс мӧвпъяссӧ гӧгӧрвоӧдӧмӧн .

Локализация индивидуальных затруднений.

1.Миянӧн лыддьӧма абу этша литература гижӧд, кӧн кыпӧдӧма экология проблема.

2.Слайд вылысь аддзанныд Пётр Столповскийлысь портретсӧ. Мый тӧдам сы йылысь?

3. 4.Гӧгӧрвоӧдӧй висьт жанрлы лӧсялана признакъяс.

5. Роч гижысьлӧн Юрий Казаковлӧн кывъяс.

2. Дженьыда висьталӧны Пётр Столповский йылысь.

3.Вочавидзӧны юалӧм вылӧ.

4.Лыддьӧдлӧны висьт жанрлы лӧсялана признакъяс.

5.Лыддьӧны роч гижысьлысь кывъяссӧ.

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

2.Мыйкӧд шогыс йитчӧма? Пасъям лист вылӧ висьт подулӧ пуктӧм тӧжд.

3.Кутшӧм мог талунъя урок вылӧ пуктам?

4.Сетӧма висьт видлалан арт (позьӧ дасьтыны ассьыныд висьт видлалан арт): психологическӧй параллелизм, вочавидзны проблемнӧй юалӧм вылӧ :Закар-пӧль – вӧрын кӧзяин?

1.Вочавидзӧны юалӧм вылӧ.

2.Пасйӧны лист вылӧ висьтын петкӧдлӧ тӧжд.

4.Заводитӧны уджавны индӧм висьт видлалан арт серти (дасьтӧны ассьыныс висьт видлалан арт да уджалӧны сы серти): психологическӧй параллелизм, Закар-пӧль – вӧрын кӧзяин?

Реализация построенного проекта.

Индӧм (дасьтӧм) висьт видлалан арт серти удж.

1.Тӧд вылӧ уськӧдам

психологическӧй параллелизм терминлысь вежӧртассӧ. Вунӧма-кӧ, гӧгӧрвоӧдны психологическӧй параллелизм термин. 2.Психологическӧй параллелизм приём текстысь аддзӧм (312 стр. – 22 л.бб, 326 стр. – 39 л.б., 315 стр. -26 л.б.).

3. Кыв вылын удж: сьӧп керка (312 стр. -22 л.б.)

4.Психологическӧй параллелизм приёмлӧн текстын коланлун.

Уджалӧны дасьтӧм висьт видлалан арт серти.

1.Психологический параллелизм термин тӧд вылӧ уськӧдӧм.

2.Индӧм текст юкӧнысь аддзӧны авторӧн психологическӧй параллелизм приёмӧн вӧдитчӧмъяс.

3. Гӧгӧрвоӧдӧны сьӧп кывлысь вежӧртассӧ.

4.Гӧгӧрвоӧдӧны психологическӧй параллелизм приёмлысь текстын коланлунсӧ.

Психологическӧй параллелизм приём отсалӧ лыддьысьысьыслы сьӧлӧмнас и вежӧрнас пырӧдчыны текст сюрӧсӧ, гӧгӧрвоны шӧр геройӧс.

Обобщение затруднений во внешней речи.

1.Позьӧ-ӧ шуны, мый Закар-пӧль лоӧ кӧзяинӧн?

3.Текстысь аддзӧны контекстуальнӧй синонимъяс. Донъялӧны уджсӧ эталон серти.

4.Вочавидзӧны юалӧм вылӧ (тыдовтчӧ авторыслӧн герой пырыс видзӧдласыс).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мог – текст вылӧ мыджсьӧмӧн аддзыны Закар образкӧд йитчӧм мукӧд образъяс.

3.Кутшӧм кывъясӧн шуӧма авторыс

Эталон серти донъялӧм.

4.Кыдзи шусьӧны татшӧм кывъясыс?

5.Мый тыдовтчӧ контекстуальнӧй синонимъясӧн вӧдитчанногын?

6.Донъялӧй ассьыныд уджтӧ эталон серти.

8.Кывъяс вылын удж: гӧгӧрвоӧдны йӧзви да арт кывъяслысь вежӧртассӧ.

Кутшӧм кывъясӧн шуӧма авторыс

Эталон серти донъялӧм.

4.Кыдзи шусьӧны татшӧм кывъясыс?

5.Мый тыдовтчӧ контекстуальнӧй синонимъясӧн вӧдитчанногын?

6.Донъялӧны ассьыныс уджсӧ эталон серти.

7. Кывъяс вылын удж.

Включение в систему знаний и повторения.

Но мӧвпыс вайӧдӧма абу помӧдзыс. Колӧ лӧсьӧдны-гижны помсӧ.

3.Йитӧм пасйӧдъяс, чайтам, вайӧдісны ӧтилаӧ – урок тема дорӧ.

4.Лист вылӧ пасъям урок тема.

5.Корам донъявны урок вылвн уджнытӧ.

6.Корам петкӧдлыны да гӧгӧрвоӧдны урок чӧжӧн вӧчӧм уджнытӧ.

Гӧгӧрвоӧдӧй ассьыныд мӧвпъяснытӧ.

1. Вайӧдӧны Б.Шоулӧн кывъяс дорӧ пом.

3. Лист вылӧ пасйӧны урок тема

4.Донъялӧны 5.Петкӧдлӧны уджнысӧ да гӧгӧрвоӧдӧны ассьыныс мӧвпъяснысӧ.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 3

Цели:
1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского, показать соединение экологии природы с экологией души человека; 2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником; 3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

БОЛЬ ЗЕМЛИ Земля моя, планета – мать, родная; Изрытая, избитая, больная… Ты то горишь, то в грохоте разрывов, То содрогаешься от ядерных нарывов. Сады твои и дым, и пепел давит, Цветы твои кислотный дождик травит. Вода твоя уже смертельной стала И очищать себя, как должно, перестала. Горят, гниют и вырубаются леса, В дыму пожарищ меркнут небеса. Могильники и свалки лик твой ясный, Как оспой, увенчали черно-красной.

Слайд 12

. Морские шельфы в мусоре и стали, Озера высохли, а реки мельче стали. Война и злоба гибельной рукой Тебя терзают, унося покой. Дрожишь от гнева ты, творя землетрясенья; Разумный мечется, ища себе спасенья. Ты ураганы шлешь, валы цунами И задыхаешься в огне, зажженном нами. О, мать моя родная! В струпьях века Ты кормишь, поишь все же человека, В тревожном, напряженном ожиданье Того, что натворит еще твое созданье. …

Слайд 13

Меняется оно, и стало много хуже, Мышление его все пагубней, все уже. Вовлечено оно в поток порочной страсти: Наживы, денег, силы, славы, власти. Оно убьет себя, тебя, планета, Померкнет солнце и не станет света. В смертельном танце ядерной зимы Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы. Сегодня тем, кто сеет зло упрямо, Все заявить должны, решительно и прямо: ¬- Мы жить хотим и наши дети тоже, И на планете этой, если ей поможем.

Слайд 14

Как к матери, лицом к ней повернемся, К травинке каждой нежно прикоснемся, Сады посадим, рвы и ямы сгладим И ласково рукой ее погладим. Живи, родная, и кружи в пространстве, И на груди своей жизнь бесконечно грей. С Вселенной в неразрывном постоянстве, В семье планет и Солнца вечно рей. 06. 06. 1999г.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна и бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё. А потому: не вреди!

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблемы экологии в коми прозе" составлен на основе анализа рассказов коми писателя П.Столповского "Замор" и "Заповедный путик" с использованием групповой работы учащихся.

ВложениеРазмер
urok_ekologiya.docx 22.64 КБ
prezentatsiya1.pptx 1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урок литературы в 10 классе

Проблемы экологии в современной коми прозе

Харина Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Цели: 1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского,

показать соединение экологии природы с экологией души

2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником;

3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы

Оборудование: тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет

писателя П.Столповского, рисунки учащихся к рассказам,

запись романса Г.Свиридова, словарь В.И.Даля, эпиграф

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся : работа в группах.

Задания до урока:

- нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад;

Боль Земли Слайд №

Ты – венец мирозданья,

Повелитель стихий, полубог –

Ты возник из любви,

Из морской чистой пены,

Ты был слаб на заре

Перед оком Вселенной.

Ты к земле припадал,

Ты черпал свою силу –

Щедрым соком своим

Мать ребёнка вспоила.

Ты окреп. Ты прозрел.

Ты осилил науки.

Твои сильные руки?

Так торопишься жить ты,

Который не вечен

И в сыновней любви

Так жесток и беспечен.

У природы взаймы

Ты берёшь без отдачи.

Та - прощает долги,

Плачет грязным дождём

Над истерзанным полем,

Плачет мутным ручьём,

Что искрился дотоле…

Вздулись в русле реки

Сбросов чёрные вены.

Что безжизненность рыб?

Серебро в чёрном иле.

Праздник жизни погиб

В вязкой водной могиле…

Праздник жизни твоей

Лик природы калечит.

Груз безумной любви

Лёг на хрупкие плечи…

Ты смеёшься, поёшь,

Ты не слышишь Земли,

К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не об

изменении, не об охране природы, а о её спасении.

Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в

Подготовленный ученик рассказывает об авторе и его творчестве.

- К какому жанру относятся произведения П.Столповского?

- Охарактеризуйте рассказ как жанр. Слайд №

Инструкция для работы в группе №1

- Хранитель этой красоты – главный герой Захарий. Что это за человек?

Расскажите, как он оказался один в лесной глуши.

- Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры

(лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда)

Инструкция для работы в группе №2

- Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом.

Инструкция для работы в группе №3

- Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка). Слайд №

- Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом.

Инструкция для работы в группе №4

- Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык? (Защита своего рисунка). Слайд №

- Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня?

Перед отчётом группы №4 - слово учителя. Слайд №

6). Обращение к эпиграфу . Слайд №

Подготовленная ученица читает наизусть стихотворение Р.Рождественского:

Меняем рек теченье,

Что дел невпроворот.

Но мы ещё придём

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Аэродромы, пирсы и перроны,

И земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды. Слайд №

прогрессивные люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель

Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса Слайд №

Отрывок читает подготовленный ученик.

Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся

Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее

человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни, она же вечна

и бесконечна. Человек для неё – деталь. Она для него – всё. А потому:

7). Заключение. Выводы . Слайд №

Вернёмся к рассказам Петра Столповского. Автор как бы предостерегает:

Произведения П.Столповского – это предупреждение человечеству: не

спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.

8). Домашнее задание . Слайд №

Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Человек… Ты – велик. Ты – венец мирозданья, Повелитель стихий, полубог – Гений знанья! .. Ты смеёшься, поёшь, Вдохновенно играя… Ты не слышишь Земли, А она умирает … Боль Земли

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: