Сто птиц летят к фениксу краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Птица феникс родилась из розы, росшей в раю под древом познания добра и зла. Говорят, она живет в Аравии, но это миф! В разных обличьях ее видели многие, ее настоящее имя – Поэзия!

За минуту

В райском саду под древом познания добра и зла рос розовый куст. Из его розы родилась птица Феникс. Но когда ангел с огненным мечом изгонял Адама и Еву из рая, от меча упала искра и сожгла гнездо птицы. Она сгорела, но из яйца вылупилась снова – это была одна и та же птица!

Эта птица до сих пор летает вокруг нас, но не многие ее узнают. Она летает над изголовьем ребенка в колыбели и порхает в хижине ремесленника. Она бывает в английских шахтах и на берегах Ганга, в Гренландии и Лапландии. Но легенда говорит, что она живет в Аравии.

Птица Феникс, которая сгорает и возрождается каждые сто лет, родилась в раю, и там Бог назвал ее настоящим именем – Поэзия!



О молодой литературе Китая


Традиция переводов актуальных произведений китайской литературы имеет в России давнюю историю. Конечно, литературная продукция Китая обладает потрясающим многообразием: между тем, по-русски выходит совсем немного, так что получить полное представление о литературе Китая у нас, наверное, вряд ли получится. Тем не менее ряд ключевых произведений все же был переведен, причем своевременно. В 1950-е годы в Советском Союзе были выпущены 4-томное издание прозы создателя современной китайской литературы Лу Синя и 3-томное издание другого классика Мао Дуня. Причем отдельные произведения, например, Лу Синя выходили по-русски еще в 1920-е годы. Издавалась проза Ван Мэна, иногда даже большими тиражами, чем в Китае, и Лао Шэ.

Пример таких бизнесменов показывает, что десятилетия маоизма так и не воспитали достойных социалистов. Как только запреты на частный бизнес рухнули, десятки и сотни тысяч людей спешно занялись предпринимательством. Причем с большим успехом. Герой Оуян Цяньсэнь начинал дело, заняв у банка 5.000 юаней, а теперь дарит жене украшение стоимостью 100.000 юаней (сначала предназначавшееся любовнице). Он стал прирожденным коммерсантом и научился управляться с деньгами. Он может заниматься чем угодно, например, планировать ювелирный бизнес, параллельно открывая ночной клуб.

В коммунистическом Китае, как известно, действует цензура. Однако, если об этом не знать, то вряд ли возникнет подозрение в ее существовании. Мо Янь может на десятках страниц описывать ужасы культурной революции, а в прозе молодых авторов герои могут откровенно заниматься любовью. По-видимому, китайская цензура устроена следующим образом: нет запрета на описание страшных исторических событий, но есть запрет на оценку реальных исторических личностей. Мо Янь никогда не выскажется плохо о Мао Цзедуне, впрочем, не выскажется он и хорошо. Он обращается с историческим материалом как с данностью, которую не в его власти изменить. В китайской литературе отсутствует поиск виновников тех или иных несчастий. Максимум виновником может быть назван абстрактный чиновный класс коррупционеров. То же отчасти наблюдается и у нас: упоминание реальных лиц немедленно ведет к обвинениям в клевете, хотя цензуры у нас нет.

Начальник в Китае, как и в России, фигура метафизическая. В Китае он имеет фактически тоталитарное влияние на подчиненных. Герои прозы молодых писателей готовы даже в жены выбирать тех девушек, которых им указывают начальники по работе, чтобы не дай бог их не прогневать и не лишиться возможности продвижения по карьере. А начальник почитает себя правым устраивать жизнь подчиненных и очень обижается, когда события развиваются не по его замыслу. В целом же чиновники независимо от ранга чувствуют, что принадлежат к особой касте хозяев жизни. Показателен эпизод в одном из рассказов, когда чиновник наблюдает, как меняются девушки в общении, когда он проезжает мимо на хорошем автомобиле. Они непременно хотят завязать с ним знакомство. Герой же, видя развитие ситуации наперед, использует их алчность, чтобы подшутить.

Что можно было бы ожидать в прозе молодых китайцев, но чего в ней нет? Например, ощущения исключительности китайского пути. Страны с тысячелетней историей, как Китай или Япония, часто выносят идею своей избранности на уровень государственной политики. Прозу молодых эта тенденция миновала. Государственное мышление у них отсутствует как явление. Лишь в работе Оуян Цяньсэнь чувствовалась попытка озаботить героя-коммерсанта, бывшего военного, глобальными экономическими проблемами. Но на самозабвенного энтузиаста этот герой точно не похож. Помощь другим ему интересна разве что как деталь собственного имиджа. Большинство изображаемых персонажей живут по законам капитализма и индивидуализма. Очень важны материальные блага. Достижение должности чиновника всеми рассматривается как большая жизненная победа, за которой неминуемо последует богатство. То, что оно с высокой вероятностью наживается преступным путем, проходит как-то мимо внимания обывателей. Места для заботы о других здесь как-то не просматривается.

Много добра, мало зла. Китайская проза конца XX – начала XXI века

Составители: А. А. Родионов, Н. Н. Власова, И. А. Егоров

Институт Конфуция в СПбГУ

Издание осуществлено при поддержке Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете и Гуйчжоуского отделения Союза китайских писателей

Авторские права на публикацию переводов предоставлены Гуйчжоуским отделением Союза китайских писателей

А. А. Родионов, Н. Н. Власова, И. А. Егоров

Провинция Гуйчжоу расположена в юго-западной части Китая, на ее территории проживает много народностей, национальные меньшинства составляют 37,8 % от общего числа населения. На фоне относительно низких показателей экономического развития в этой провинции наблюдается большая активность литературной жизни. Можно сказать, что проза здесь вызывает отраду, поэзия и эссеистика процветают, в кино имеются замечательные успехи. В 20-е—30-е годы прошлого столетия произведения гуйчжоуского писателя Цзянь Сяньая и других авторов водрузили свое знамя на литературной сцене Китая, снискав одобрение со стороны Лу Синя[1]. А в 1980-е годы коллективный выход на арену таких писателей, как Хэ Шигуан, Ли Куаньдин, Е Синь, Ли Фамо и других еще в большей степени привлек взгляды литературной общественности Китая. С начала XXI века произведения Оуян Цяньсэня, Ван Хуа, Чжао Цзяньпина, Се Тина, Ян Дате, Жань Чжэнваня, Хэ Вэня, Дай Вина, Сяо Цзянхуна, Цао Юна и других авторов удостоились национальных, провинциальных премий, а также наград от разного рода крупных периодических изданий. От произведений этих писателей, которые акцентируют свое внимание на особом историческом фоне, выраженном национальном колорите, а также удивительных природных пейзажах, веет удивительным художественным обаянием, характерным для Гуйчжоу. В них раскрывается жизненная мощь гуйчжоуской литературы, вовлеченной в поток модернизации и глобализации. Такое оживление в сфере творческой деятельности не только притягивает внимание со стороны литературных кругов, но и свидетельствует о том, что гуйчжоуская литература заняла свое достойное место в литературе Китая.

Несмотря на то что каждый из писателей обладает своим оригинальным мышлением, лучшие образцы литературных произведений, проникая в глубины человеческих душ, объединяют наши сердца, поэтому в мире литературы не существует государственных границ. Таким примером могут служить всемирно известные шедевры русской литературы, созданные Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тургеневым, Достоевским, Толстым, Чеховым, Горьким, Шолоховым и другими писателями, чье творчество повлияло на несколько поколений китайцев. Можно констатировать, что выдающиеся литературные произведения способны доставлять духовное наслаждение читателям самых разных стран, и они должны принадлежать всему человечеству.

Для Союза писателей самым настоящим богатством является наличие большого количества хороших авторов. Хотя создание произведений – процесс сугубо индивидуальный, одной из основных задач Союза писателей является продвижение действительно достойных произведений, а также налаживание межнационального и межкультурного взаимодействия посредством литературы. Конечно же, целью такого взаимодействия является вовсе не стремление к унификации народов, в данном случае речь идет о взаимном понимании, удовольствии и изучении.


Пожалуй, нет в мифологии существа, история которого более запутана и обширна, чем история феникса. Эта волшебная птица упоминается во многих мифологиях мира, поэтому однозначно сказать, к какой культуре относится феникс, нельзя. Тем не менее, мы считаем, что первым о фениксе упомянули в Древнем Египте, а потому и основу статьи будем делать в египетском ключе. Но мы обязательно укажем, где, когда и в каких культурах фениксы упоминались впоследствии.

Происхождение феникса

Происхождение феникса

Многие мифологи и историки считают, что первым о фениксе упомянул Геродот в V веке до н.э., однако в нашей статье о боге Ра мы писали, что египтяне упоминали феникса Бенну изначально, еще до сотворения мира. Изначально существовал Атум, который в следствии событий, описанных нами в статье о Ра, создал птицу-феникса Бенну, который породил яйцо в форме лотоса. И когда яйцо раскрылось, то образовался божественный свет, с которым слился Атум. Так он преобразился и стал Амоном-Ра.

Учитывая тот факт, что египетская мифология корнями своими уходит в древность, то трудно даже предположить, насколько древней является память египтян о Бенну. Если сама египетская цивилизация даже в официальной истории зародилась в 4-6 веке до н.э. А ведь современная наука доказала, что тем же пирамидам более 10000 лет, так что вполне можно предположить, что легенды о фениксе возникли еще раньше.

Антон

Антон

Согласно легендам, так начался его жизненный цикл и он отправился в иные миры. Либо в рай, как говорят более близкие нам мифологии, либо в иные солнечные системы, как говорит египетская мифология.

Куда уж тут Геродоту, который в 5 веке до н.э. действительно упомянул о фениксе в своих рукописях. Но даже в этих трактатах заметно, причем даже неопытным любителям мифологии, что Геродот в лучшем случае пересказывал истории египтян. Уж очень неправдоподобно он описывает легенду о возрождении феникса. По его словам, жизненный цикл феникса составлял 1000 лет, после чего птица прилетала в Гелиополис, где умирала от запаха корицы.

феникс мифология

Впоследствии Тацит значительно преобразил миф о Фениксе. В его творении говорится, что египтяне верили в Феникса не просто так, ибо птица действительно прилетала в Гелиополис и многие египтяне, с кем он общался, видели птицу собственными глазами. Однако в трактатах Тацита значится, что жизненный цикл феникса составляет 500 лет, а не 1000 (и не 12000 лет, как у феникса Бенну), и он умирает полноценно, предварительно оставляя после себя птенца.

Впоследствии легенды о фениксе разлетелись по всему миру. Даже современные религии имеют факты, которые упоминают феникса, но иногда просто называют его иначе. В целом же – это всегда солнечная птица, так или иначе похожая на того самого феникса, который, если верить египтянам, породил наш мир.

Но к этому мы еще вернемся, а пока давайте рассмотрим другие подробности о фениксе. Как мы уже сказали выше, за основу мы будем брать египетские данные, но постараемся объединить в единое целое все то, что нам говорят о фениксах разные народы мира.

Феникс, как символ

птица феникс мифология

Рекомендуем по теме

Практически во всех мифологиях мира феникс считается символом бессмертия. Да, его жизнь периодически обрывалась, но он всегда возрождался. Примечательно, что феникс практически всегда считался солнечной птицей. Так или иначе, он всегда связан с солнцем и огнем, а также практически всегда сгорает, после чего возрождается из пепла. Исключением служит Геродот, со своей корицей, ну да ладно…

Каждая из легенд по-своему описывает жизненный цикл феникса. Где-то говорится, что он всю жизнь живет в полете, где-то – что он обитает в раю, а где-то, что он улетает куда-то в неизведанные земли, а то и вовсе – в космос. Но практически всегда он возвращается на землю, чтобы снова воскреснуть и восстать.

значение феникса в мифологии

В целом же, можно выделить несколько направлений, которые символизирует феникс. Это:

  • Солнце.
  • Время.
  • Империю.
  • Метемпсихоз.
  • Концентрацию.
  • Воскрешение.
  • Жизнь в раю.
  • Божественную сущность, дух.

Помимо этого, феникс является еще и алхимическим символом. Считалось, что феникс (его перья, слезы или какие-то другие части) является неотъемлемой частью при создании Великой Работы и Философского Камня. Возможно именно поэтому настоящий Философский Камень обладает красным цветом.

Также древние алхимики считали, что слезы феникса – это действительно сильнодействующее лекарство, способное исцелить самые ужасные болезни, так что сказка о Гарри Поттере построена не на пустом месте.

Возрождение феникса

Возрождение феникса

Кстати, в Иерусалиме и в наши дни есть традиция, когда, накануне Пасхи, в Гроб Господний нисходит Благодатный Огонь. Учитывая географическую близость Иерусалима и Египта, вполне можно предположить, что эта традиция прослеживается именно с египетской мифологии и с глубины веков.

Легенда гласит, что после того, как феникс завершал строительство гнезда, он встречался на небе с богом солнца, которому пел настолько сладкую и мелодичную песню, что последний замирал в своей колеснице и наслаждался ею до самого окончания. Именно в этот момент с неба падала искра, зажигающая гнездо феникса, в котором все сгорало. Оставался лишь только маленькое существо, напоминающее червяка. Впоследствии феникс возрождался именно из него.

феникс птица значение в мифологии

Разные легенды по-разному описывают воскрешение феникса, но большая часть мифов утверждает, что фениксу на воскрешение требовалось 3 дня. За эти 3 дня он не только возрождался, но и, судя по всему, возвращался к былому облику, т.к. далее в мифах упоминалось, что по истечении 3 дней он забирал сгоревшие останки, переносил их в Гелиополис, после чего снова улетал на очередной цикл, который начинался с подготовки к нему.

Подготовка феникса к следующему циклу

После воскрешения, феникс создавал особое яйцо. После этого он отправлялся собирать мирру, лучшую из той, что существует на земле. По возвращении, феникс выдалбливал клювом дыру в яйце, куда помещал останки своего прежнего тела, а дыру заделывал миррой. Это яйцо он и передавал на хранение служителям Гелиополиса. Считалось, что хранятся они в храме Ра. После этого, феникс окончательно улетал в обычную свою среду обитания (рай, космос или другие направления).

Некоторые легенды вообще говорят о том, что феникс являлся космической птицей. Это вполне соответствует египетской версии происхождения птицы, ибо феникс зародился из ничего и создал все. Египтяне верили, что феникс улетает далеко за пределы солнечной системы, в далекие системы, которые также частично считались его домом.

Как выглядел феникс

внешний вид феникс

Антон

Выделить можно, разве что, китайских фениксов. Остальные же были похожи друг на друга, как 2 капли воды и отличались лишь минимальными качествами во внешности.

В этом разделе мы опишем именно внешний вид феникса, а не его аналогов из других мифологий. Издавна считалось, что феникс являлся самым прекрасным созданием не только на планете, но и вообще во вселенной. Легенды описывают феникса, как красивую птицу огромных размеров, цвет которой, невероятным образом, переливался от ярко-желтого до огненно-красного. Если человеку хоть раз удавалось увидеть феникса – это впечатление оставалось с ним до конца его жизни.

феникс мифы

Глаза феникса были похожи на 2 сияющих сапфира, но из них, почему-то, изливался желтый свет, который также освещал все вокруг. В остальном же – прослеживается явная схожесть феникса с орлом, вот только клюв у него был прямим, а лапы – длинными, поэтому в египетской мифологии его часто отождествляли с цаплей.

Феникс в других мифологиях мира

А теперь мы подходим к самому интересному разделу нашей статьи. Ранее мы уже много раз упоминали о том, что где-то кто-то чего-то нам не договаривает, ибо в мифологии явно прослеживаются настолько схожие фрагменты, на которые просто нельзя закрывать глаза. Именно эти фрагменты говорят, что несмотря на большое расстояние сейчас, наши предки обладали едиными верованиями, ибо такие подробности невозможно передать просто на словах.

Христианство – Мильхам (Мильчем)

Христианство феникс

Эта птица упоминается в сказаниях об Адаме и Еве. Все мы знаем, что змей искусил Еву отведать плод запретного дерева. Но мало кто знает, что Ева, поддавшаяся искушению, стала предлагать отведать плод и другим существам, а не только Адаму. Мильхам был одним из тех, кто отказался пробовать плод и тем самым сохранил верность Богу. Именно поэтому Мильхам бессмертен. Ангелы смерти не имеют над ним власти, да и Бог разрешил ему остаться в раю, где он живет и по сей день, лишь раз в тысячелетия прилетая в мир людей, чтобы сгореть и возродиться.

Также феникс упоминается и в легенде о Ное. Согласно ей, когда Ной построил ковчег, то стали на него прибывать разные животные и птицы. Но была среди них птица невиданной красоты. Она ничего не просила, а питалась исключительно росой. Ной был настолько поражен ее красотой и самостоятельностью, что выпросил для птицы бессмертие.

Индуизм – Гаруда

Индуизм феникс

В Индуизме Гаруда – это солнечная птица, на которой путешествовал Вишну. Гаруда считался королем всех птиц. Более того, в Индуизме также есть легенда, согласно которой Гаруда защищает мир людей от злого змея.

Ислам – Актус

Ислам феникс

Славянская мифология – жар-птица

Славянская мифология феникс

Наши предки также обладали сведениями о фениксе, вот только называли они его не фениксом, а по-нашему, по-простому, жар-птицей. Наверняка все вы помните русские народные сказки, в которых появляется это существо. Из этих же сказок мы узнаем и о внешнем виде существа.

У наших предков отмечается и еще одно отличие, которое заключается в жизненном цикле жар-птицы. Если верить сказкам, то она теряла свои свойства в зависимости от времен года. Т.е., начинала стареть осенью, умирала зимой, а затем воскресала весной и жила летом. Приход жар-птицы ознаменовал начало нового года, начало новой маленькой жизни.

Китайская мифология – Фэн-хуан

На востоке также были свои солнечные птицы, однако они еще больше отличались от своих западных собратьев. Таких птиц в Китае именовали Фэн-хуаны, и связаны они были не только с огненной стихией, но и с другими элементами. Китайские фениксы были символами культуры, развития, ума, морали и других важных духовных вещей. Как и в исламе, Фэн-хуан, в большей степени, напоминал журавля, ибо обладал длинной шеей.

Чтобы вы понимали, насколько важной фигурой считался Фэн-Хуан в Китае – он отождествлял собой одного из 4 священных животных, которые составляли женское начало Инь, в противовес другому началу – Янь. А в древнекитайской мифологии, феникс изначально символизировал собой Инь и Янь. Тогда он был символом богатства и мудрости.

Китайские фениксы описывались иначе, чем во всем мире. Его представляли 3-метровым созданием с телом черепахи, грудью лебедя, шеей змеи, головой фазана и клювом петуха, при этом он обладал зобом ласточки, хвост его был от рыбы, а тело было разрисовано различными огненными узорами. Легенда гласит, что в последний раз Фэн-хуан появился в мире людей на похоронах основателя династии Мин в 1386 году.

Японская мифология

А вот японцы оказались куда более прагматичными. За основу они взяли миф про китайского феникса, но и у них есть свое дополнение. Дело в том, что в Японии разводят особую породу длиннохвостых куриц Онагадори, у которых хвост достигает метр в длину. Считается, что эти курицы – прямые потомки фениксов.

Часто задаваемые вопросы

Считается, что так он омолаживается. Старое его тело сгорает, а из пепла, тем или иным образом, воскресает новый феникс, который полностью восстанавливается за 3 дня (ну или при других обстоятельствах, в зависимости от мифологии или религии).

Если вы сможете дать ответ на этот вопрос – вы разгадаете загадку тысячелетия. Это один из главных вопросов мифологии, почему истории многих народов так сильно переплетаются друг с другом, и феникс является отправной точкой в этом. Это один из немногих мифологических или религиозных персонажей, который упоминается на всех обитаемых континентах.

Считалось, что Финикию он выбрал, благодаря самым благоприятным условиям для своего самосожжения и воскрешения, а в Гелиополисе у Ра был храм, где феникс почитался также сильно, как и верховные божества египетского пантеона. Говоря проще – он доверял египетским жрецам.

Читайте также: